Максим Слепов
Скиталец
Закончил смотреть самый великий сериал всех времён и народов. Попробую теперь написать некоторые свои соображения, критику отдельных моментов, а также критику критиков.
Сериал был просмотрен запоем, каждый день по серии, иногда по две. Сюжетные повороты не были разделены годами, как у тех людей, кто смотрел сезоны по мере их выхода. Огромный сериал из 74 эпизодов превратился для меня в один фильм.
Конечно, мы знаем, что финал сериала многих оставил с, так скажем, противоречивыми ощущениями. Многие сюжетные линии решились создателями фильма быстро и бескомпромиссно. Какие-то люди даже стали подписывать петиции, чтобы финальный сезон пересняли.
На мой взгляд, сериал закончился в целом именно так, как и должен был. Он полюбился с самого начала тем, что сюжетные линии шли крайне жёстко, порой шокирующе. Фильм с первой серии не щадил своего зрителя, изводил его, заставлял сидеть оглушённым после окончания некоторых серий, вёл героев каким-то высшим провидением через эту жестокую и неумолимую, но от того беспредельно достоверную историю.
Финал в целом вышел достойным всей большой серии сюжетов. В развязке не случилось доброй успокоительной сказки. Люди не построили новый мир за одну войну. Жестокость и властолюбие не ушли из жизни только лишь потому, что одних лиц заменили на других. Общие неумолимые законы бытия диктуют логику героев. Особенно если в мире не случилось ничего нового. Вестерос увидел лишь старых чудовищ – ходячих мертвецов и драконов. Уже то, что в последней серии нам показали Совет, который думает о созидании, можно считать достаточно оптимистичным завершением этой истории про жуткие убийства, изнасилования, предательства, пытки, клятвопреступления, совершённые ради одного – завладеть властью над другими.
Ради справедливости, надо отметить, что если в целом сериал завершился как должен был, то отдельные места 7 и 8 сезонов не выглядят сильными. Я как-раз не о том, о чём говорят многие – о главной битве с мертвецами. Она мне очень понравилась: и то, как нагнеталось ощущение предстоящего боя, холодящего (во всех смыслах) ужаса. И то, как был показан этот Сталинград. Может быть, некоторые хотели яркой картинки с морями крови. Но куда ближе к замыслу самой битвы живых и мёртвых именно такое решение: мрак, беспросветная буря, постоянное отступление, безысходность и отчаяние самой последней, самой главной в жизни битвы. В предыдущих сезонах нам в несколько приёмов было аккуратно показано, как могут быть побеждены мертвецы. Тогда какие претензии к тому, что Короля ночи взяли и проткнули специальным изделием? – Ведь только это и могло спасти человеческий род!
Нет, если и предъявлять претензии к последним сезонам, то скорее по некоторой скомканности повествования. Собственно, 8 и 6 серий вместо привычных 10. Вот как-раз в оставшихся 2 и 4 сериях соответственно можно было допоказать развитие сюжета, чтобы он был полнее, логичнее, без провалов. Не знаю, что подвигло создателей так ускориться, но это, к сожалению, не пошло на пользу замыслу. Верная история получила несколько слепых пятен. Конечно, мне не понравилось, как была решена судьба одного из самых симпатичных персонажей повествования – Лорда Вариса. Пустой оказалась роль Дорна, дотракийцев.
Но всё же финал распутал почти весь клубок противоречий. От финала мы и пойдём, рассматривая главные сюжетные нити сериала.
---
Линия Дейнерис, шире вообще линия преобразований мира. Понравилось то, что фильм выходит немного за рамки жанра фэнтези, ставит исторические, социальные вопросы. Слом колеса, как и бывает в настоящем мире, не происходит по воле одного правителя, пусть даже самого сильного и справедливого. Для решительного поворота хода истории не накопилось достаточно изменений в базисе – в экономике.
Повествователи достаточно, но в меру показывают нам некий условный закат Средневековья. Вот есть Железный банк – прообраз настоящего капиталиста. Не раз подчёркивается, что денежные отношения с банкирами превыше всего, важнее любых договорённостей между королями. И всё же королевства пока ещё феодальные по главенствующим отношениям внутри себя. Замки, лорды, количество войск, которые может дать та или иная земля.
Тем более за Узким морем, на дикой территории, где как бы из ниоткуда появилась Матерь драконов, освобождающая от цепей. Нельзя дать свободу рабам и уйти спасать следующих. Рабы не знают, что делать со свободой, нет базиса для построения новых отношений. Поэтому рабы после недолгого периода свободы на штыках Безупречных либо проигрывают в борьбе с прежними, хорошо организованными хозяевами, либо начинают резать друг друга. К сожалению, другого не могло быть. В фильме это отлично показано.
Философия свободы Дейнерис Таргариен не выдерживает проверку действительностью. Да и сама новая королева далеко не так крепко убеждена в правильности этой философии, как казалось в начале. Многие поклонники негодуют по поводу того, во что превратилась самая, наверное, симпатичная героиня сериала. Претензии эти не вполне обоснованы. Единственное, в чём точно была уверена Кхалисси, это в своём желании завоевать Железный трон. Другие стороны её мировоззрения могли удачно оттенять главную грань бриллианта. Так вообще часто бывает у женщин: весьма причудливая, эклектичная система личных взглядов, явно или тайно подстроенная под достижение одной настоящей цели. Поэтому в предпоследней серии фильма у Дени не срывает стоп-кран: её убеждения не могут пересилить её желания. Свобода, как это часто бывает, становится понятием слишком растяжимым, а принесение свободы вдруг обернулось хиросимой для освобождаемого народа. Кажется, мы где-то это уже могли видеть.
---
Судьба Джона Сноу, ещё одного из главных героев, "незаслуженно обиженного" в финале. Как мне представляется, это судьба типичного вояки. Джон Сноу – это идеальный полковник. Человек с отличными воинскими навыками, проявляющий инициативу на поле боя и в разведывательно-диверсионных действиях. Универсальный военный, который может возглавить всё: от маленького разведотряда до войска королевства. Человек, которого искренне любят и уважают другие работники щита и меча.
Разумеется, как и все герои сериала, он меняется со временем, получая свой специфичный опыт. И в один прекрасный момент этот человек просто выгорает. В фильме для этого момента даже есть специальный сюжетный ход – смерть и оживление Джона. Во второй жизни с нами уже не тот человек. Он как бы чёрный изнутри. Делает своё дело уже скорее по инерции. Ему ничего не нужно. Может быть, только лишь немного определённости: он слишком часто шёл с открытым забралом на верную смерть. Один раз, два, десять, но потом ломается психика и у самого великого воина.
Конечно, часть зрителей заключает, что у сценаристов просто закончился талант, и линия Джона Сноу после окончания литературной первоосновы банально не удалась. Как по мне, не так уж и важно, что она не удалась в каких-то моментах (в последних двух сезонах Джон выглядит действительно слишком бледно). Но высшая справедливость по отношению к этому герою всё-равно восторжествовала: он слишком избит, изрезан жизнью и смертью (причём буквально), от природы он слишком прямолинеен и местами упрям, как его приёмный отец. Джон вряд ли бы стал удачливым королём, пройдя этот путь и оставаясь внутри тем, кем он и был с самого начала: бескомпромиссным честным бойцом.
Сериал был просмотрен запоем, каждый день по серии, иногда по две. Сюжетные повороты не были разделены годами, как у тех людей, кто смотрел сезоны по мере их выхода. Огромный сериал из 74 эпизодов превратился для меня в один фильм.
Конечно, мы знаем, что финал сериала многих оставил с, так скажем, противоречивыми ощущениями. Многие сюжетные линии решились создателями фильма быстро и бескомпромиссно. Какие-то люди даже стали подписывать петиции, чтобы финальный сезон пересняли.
На мой взгляд, сериал закончился в целом именно так, как и должен был. Он полюбился с самого начала тем, что сюжетные линии шли крайне жёстко, порой шокирующе. Фильм с первой серии не щадил своего зрителя, изводил его, заставлял сидеть оглушённым после окончания некоторых серий, вёл героев каким-то высшим провидением через эту жестокую и неумолимую, но от того беспредельно достоверную историю.
Финал в целом вышел достойным всей большой серии сюжетов. В развязке не случилось доброй успокоительной сказки. Люди не построили новый мир за одну войну. Жестокость и властолюбие не ушли из жизни только лишь потому, что одних лиц заменили на других. Общие неумолимые законы бытия диктуют логику героев. Особенно если в мире не случилось ничего нового. Вестерос увидел лишь старых чудовищ – ходячих мертвецов и драконов. Уже то, что в последней серии нам показали Совет, который думает о созидании, можно считать достаточно оптимистичным завершением этой истории про жуткие убийства, изнасилования, предательства, пытки, клятвопреступления, совершённые ради одного – завладеть властью над другими.
Ради справедливости, надо отметить, что если в целом сериал завершился как должен был, то отдельные места 7 и 8 сезонов не выглядят сильными. Я как-раз не о том, о чём говорят многие – о главной битве с мертвецами. Она мне очень понравилась: и то, как нагнеталось ощущение предстоящего боя, холодящего (во всех смыслах) ужаса. И то, как был показан этот Сталинград. Может быть, некоторые хотели яркой картинки с морями крови. Но куда ближе к замыслу самой битвы живых и мёртвых именно такое решение: мрак, беспросветная буря, постоянное отступление, безысходность и отчаяние самой последней, самой главной в жизни битвы. В предыдущих сезонах нам в несколько приёмов было аккуратно показано, как могут быть побеждены мертвецы. Тогда какие претензии к тому, что Короля ночи взяли и проткнули специальным изделием? – Ведь только это и могло спасти человеческий род!
Нет, если и предъявлять претензии к последним сезонам, то скорее по некоторой скомканности повествования. Собственно, 8 и 6 серий вместо привычных 10. Вот как-раз в оставшихся 2 и 4 сериях соответственно можно было допоказать развитие сюжета, чтобы он был полнее, логичнее, без провалов. Не знаю, что подвигло создателей так ускориться, но это, к сожалению, не пошло на пользу замыслу. Верная история получила несколько слепых пятен. Конечно, мне не понравилось, как была решена судьба одного из самых симпатичных персонажей повествования – Лорда Вариса. Пустой оказалась роль Дорна, дотракийцев.
Но всё же финал распутал почти весь клубок противоречий. От финала мы и пойдём, рассматривая главные сюжетные нити сериала.
---
Линия Дейнерис, шире вообще линия преобразований мира. Понравилось то, что фильм выходит немного за рамки жанра фэнтези, ставит исторические, социальные вопросы. Слом колеса, как и бывает в настоящем мире, не происходит по воле одного правителя, пусть даже самого сильного и справедливого. Для решительного поворота хода истории не накопилось достаточно изменений в базисе – в экономике.
Повествователи достаточно, но в меру показывают нам некий условный закат Средневековья. Вот есть Железный банк – прообраз настоящего капиталиста. Не раз подчёркивается, что денежные отношения с банкирами превыше всего, важнее любых договорённостей между королями. И всё же королевства пока ещё феодальные по главенствующим отношениям внутри себя. Замки, лорды, количество войск, которые может дать та или иная земля.
Тем более за Узким морем, на дикой территории, где как бы из ниоткуда появилась Матерь драконов, освобождающая от цепей. Нельзя дать свободу рабам и уйти спасать следующих. Рабы не знают, что делать со свободой, нет базиса для построения новых отношений. Поэтому рабы после недолгого периода свободы на штыках Безупречных либо проигрывают в борьбе с прежними, хорошо организованными хозяевами, либо начинают резать друг друга. К сожалению, другого не могло быть. В фильме это отлично показано.
Философия свободы Дейнерис Таргариен не выдерживает проверку действительностью. Да и сама новая королева далеко не так крепко убеждена в правильности этой философии, как казалось в начале. Многие поклонники негодуют по поводу того, во что превратилась самая, наверное, симпатичная героиня сериала. Претензии эти не вполне обоснованы. Единственное, в чём точно была уверена Кхалисси, это в своём желании завоевать Железный трон. Другие стороны её мировоззрения могли удачно оттенять главную грань бриллианта. Так вообще часто бывает у женщин: весьма причудливая, эклектичная система личных взглядов, явно или тайно подстроенная под достижение одной настоящей цели. Поэтому в предпоследней серии фильма у Дени не срывает стоп-кран: её убеждения не могут пересилить её желания. Свобода, как это часто бывает, становится понятием слишком растяжимым, а принесение свободы вдруг обернулось хиросимой для освобождаемого народа. Кажется, мы где-то это уже могли видеть.
---
Судьба Джона Сноу, ещё одного из главных героев, "незаслуженно обиженного" в финале. Как мне представляется, это судьба типичного вояки. Джон Сноу – это идеальный полковник. Человек с отличными воинскими навыками, проявляющий инициативу на поле боя и в разведывательно-диверсионных действиях. Универсальный военный, который может возглавить всё: от маленького разведотряда до войска королевства. Человек, которого искренне любят и уважают другие работники щита и меча.
Разумеется, как и все герои сериала, он меняется со временем, получая свой специфичный опыт. И в один прекрасный момент этот человек просто выгорает. В фильме для этого момента даже есть специальный сюжетный ход – смерть и оживление Джона. Во второй жизни с нами уже не тот человек. Он как бы чёрный изнутри. Делает своё дело уже скорее по инерции. Ему ничего не нужно. Может быть, только лишь немного определённости: он слишком часто шёл с открытым забралом на верную смерть. Один раз, два, десять, но потом ломается психика и у самого великого воина.
Конечно, часть зрителей заключает, что у сценаристов просто закончился талант, и линия Джона Сноу после окончания литературной первоосновы банально не удалась. Как по мне, не так уж и важно, что она не удалась в каких-то моментах (в последних двух сезонах Джон выглядит действительно слишком бледно). Но высшая справедливость по отношению к этому герою всё-равно восторжествовала: он слишком избит, изрезан жизнью и смертью (причём буквально), от природы он слишком прямолинеен и местами упрям, как его приёмный отец. Джон вряд ли бы стал удачливым королём, пройдя этот путь и оставаясь внутри тем, кем он и был с самого начала: бескомпромиссным честным бойцом.