Немного о перевозке лошадей:
Лошадям требуется большое количество воды для того, чтобы находиться в хорошем состоянии (примерно 18,2-45,5 литров в день, в зависимости от задач, которые были поставлены перед кавалерией).
Перевозка на больших парусных судах:
В контракте, заключенном между Людовиком IX и Венецией в 1268 году, о транспортировке крестоносцев в Тунис, представители короля Франции указали, что рацион на одну лошадь, который венецианцы должны были обеспечить, включает 15 quartae воды, что по парижским мерам соответствует 28 литрам в сутки.
В марсельском Informationes pro passagio transmarino, разработанном в 1318 году Людовиком I Хромым, графом де Клермон-ан-Бовези для планируемого нового Крестового похода, предусматривалось взять 2400 millayrole воды на 60 дней для 120 лошадей, т.е. 21,15 л на лошадь в день.
Перевозка на галерах:
Согласно контракта, заключенного между представителями Людовика IX и генуэзцами в 1246 году на постройку 12 тарид для французского флота, отправляющегося в шестой Крестовый поход, на каждой тариде, принимающей по 20 лошадей, должны быть бочки (bote) для воды общей емкостью (для всех 12 кораблей) в 250 mezeroliae (приблизительно 37 тонн), что соответствует 3,1 т на корабль.
Количество лошадей перевозимых на кораблях:
Из сочинений мусульманских хронистов эпохи Крестовых походов известно, что арабские тариды были первоначально построены для перевозки лошадей, но с их помощью также перевозили лучников, арбалетчиков и метателей зажигательных смесей. Далее они стали использоваться для доставки тяжелых грузов и транспортировки войск, вооружения и продовольствия, в первую очередь зерна, овощей и фруктов. “Taridas Venetorum oneratas pane.... ceperunt.” («Захвачены венецианские тариды, груженые зерном” – из хроники Андреа Дондоло, 1275 г.) Анализ доступных источников показывает, что самая большая тарида могла перевозить до 40 лошадей (см например, Agius «Classic Ships of Islam».) Так, в одном из своих сообщений о норманнской (сицилийской) кампании против Александрии в 1173 году историк Ибн Васил пишет, что 1500 всадников прибыли на 36 таридах. Погрузка лошадей производилась через кормовой порт.
Перевозка лошадей в ТР (немного из истории):
Использовали суда для перевозки лошадей и византийцы. Лев VI Мудрый (византийский император с 886 до 912) или писавший от его имени Никифорос Уранос уже включают транспорты для лошадей, которые они называют νῆες ἱππαγωγοί (nēes hippagōgoi) или πλοῖα ἱππαγωγά (ploia hippagōga), наряду с транспортными судами φορτηγοί (phortēgoi), или судами снабжения σκευοφόρα (skeyophora) в «вещевой обоз», τοῦλδος (touldos) или τοῦλδον (touldon) флота.
Обстоятельства, когда возникла потребность в массовой перевозке лошадей морем, возникли при проведении Критских экспедиций 911 и 949 гг. Из инвентарных реестров экспедиции 911 года мы можем установить, что для похода было собрано 40 000 modioi овса. Здесь речь идет о мере объема modios, который в своей морской (thalassios) модификации был равен в среднем 16-17 литров. 40 000 modioi, таким образом, это около 660 000 литров овса. Средневековые документы утверждают, что потребление на одну лошадь на корабле составляло около 2,7 литров в день, для лошадей в кампании эта цифра увеличивается по крайней мере на одну треть. При четырехдневном путешествии из Пигелы (Phygela, Иония, Малая Азия) на Крит (около 350 км через острова Самос, Наксос, Иос и Фера) и длительности кампании (до первого пополнения запасов) в 15 дней этого количества достаточно для 10 000 лошадей. Ясно, что нужды в таком количестве лошадей не было и при меньшем количестве лошадей кампанию можно было вести дольше.
Какие типы кораблей использовали византийцы для перевозки лошадей? С одной стороны, парусные корабли были способны вместить значительно больше лошадей, чем галеры. С другой стороны, парусники были ограничены в выборе пункта назначения. В Средиземном море с его незначительными приливо-отливными явлениями парусники не могли подойти вплотную к берегу для высадки лошадей. Галеры же могли. Таким образом, парусные корабли подходили в том случае, когда в месте назначения имелся дружественный оборудованный порт или док. Галеры лучше подходили, если высадка планировалась на обороняемое противником побережье. Вероятнее всего, византийцы использовали как парусные суда, так и галеры, в зависимости от ситуации, как это делали европейские державы позже.