Тем не менее, соотношения за и против было примерно 2:1 в нашей голосовалке, а для тех, кто просто читает книги, а не обсуждает их в соцсетях, соотношение, скорее всего было еще хуже. К тому же, как я писал выше, само по себе это угадывание не дает намека на то, как это происхождение будет использовано в дальнейшем. Самый напрашивающийся вывод, основанный на аналогиях с множеством сказок и фэнтези, предполагал, что Джлн станет королем 7 Королевств и женится на принцессе или королеве. Но этот самый очевидный для поклонников классического фэнтези ход оказался совершенно неправильным. Джон стал изгнанником, а принцессу-королеву убил.
А еще все ожидали что Старки надают всем по щам, все оценят умницу Тириона, победят Иных.
Ах стоп.
Вообще это невероятно смешно когда говорят, что Мартин или сериал разрушили какие-то ожидания, учитывая бесконечное количество штампов финала за которыми прикрываются смысл. Причем эти штампы так перемешаны, что несчастные поклонники даже не замечают что за ними скрывается голое людоедство.
Давайте пройдемся по пунктам:
1. Главный ПОВ Мартина - Тирион.У него 47 глав. За которых можно его полюбить до кончиков ногтей. Для сравнения у Джона 42, у Дени 31. Есть даже те, кто говорит что в финале Тирион будет королем. Даже сейчас. Тирион - бы самый любимый персонаж Мартина и поклонников. Достаточно посмотреть опросы. Джон его начал побеждать только после Танца и в последних сезонах, потому что Джон - спаситель и вообще всё такое.
2. Старки. Главный дом истории. История вся построена на том, что Старки луч истины в царстве мрака. Два самых несправедливых события - казнь Неда и Красная Свадьба, которые должны вызвать у поклонников возмущение и любовь к героям связаны напрямую со Старками.
3. Бран. Нашему Брану говорят как он важен, как он исключителен. Он любимчик матери, а потом вокруг него возятся Риды или его дядя. Всё помогают Брану. Он в конце становится королем. Бран не такой как все. Исключительный. Кому как не ему быть королем?
Сейчас есть такое понятие - снежинка. Снежинка это человек, который уверен в своей исключительности и особенности. Это чаще всего либералы, которые считают что они борятся за правое дело. Они там веганы, за экологические автомобилы, за права африканцев или женщин. Они особенные. При этом они невероятно уязвимы к критике и не терпят чужого мнения.
Есть еще такой термин "проснувшийся". Это те самые либералы, но осознавшие истину. Например, что нужно бороться с глобальным потеплением. Вот наш Бран он проснулся даже в чисто физическом смысле. У него же открылся третий глаз.
Поколение снежинок это один из самых интересных и общепризнанных современных феноменов. Связан он с тем, что детей с самого младенчества и до взрослой жизни опекали родители и общество от любой критики и неудач, так что они инфантильны и у них слаборазвитое эго. Прям как нашего Брана, который
никогда не станет мужчиной, но всегда будет исключительным.
Именно поэтому я всегда писал сразу же после финала и продолжаю что в финале ванильнейший хеппи-энд. Конечно со скидкой на авторское мнение и либеральные убеждения Мартина. Тут самое ироничное, что Мартин ожидает в финале "проснувшихся", которых он пробуждает своей истиной о плохой Дени. Увы, но сейчас этот тип поведения в интернетах начал активно высмеиватся, так что Мартину не повезло с аудиторией.
Теперь по Дени и Джону.
1.Для начала у Мартина Джон помер. Если он его воскресит и даст ему сражатся против Болтона и против Иных, то он тем самым пойдет за желанием аудитории. Это не говоря уже о том что нужно наказать Фреев или там Мизинца за всё что они сделали Старкам. Это то, чего поклонники отчаянно ждали все эти годы.
2. Но как же теория Р+Л? Тут такое дело, что большинство в неё не верило пока она не была подтверждена. Они даже о ней не догадывались. Так что какой Джон король? Где Джон, а где ЖТ?
Это не говоря уже о том, что Мартин историей Джона, который не становится королем повторяет историю "Проклятых королей", где там тоже была интрига про умершего сына короля, который был жив.
3. Финал Джона в целом. Если кто-то смотрел ковбойские фильмы, то там герой уезжает в закат. Это общепризнанное клише геройского кино до эпохи боевиков и супергероев.
4. Про Дени. Дени с самого начала истории была в невыгодной ситуации. Мартин на неё повесил то, что в пропаганде называется "гнилая селедка". Лучше всего это описано у Марка Твена в рассказе про то как он шел в губернаторы. Там герой как только оказался втянут в политическую борьбу был полностью уничтожен в СМИ:
Но мне так и не удалось закончить мою работу, так как на следующее утро в одной из газет появилась новая ужасная и злобная клевета: меня обвиняли в том, что я поджёг сумасшедший дом со всеми его обитателями, потому что он портил вид из моих окон. Тут меня охватил ужас.
Затем последовало сообщение о том, что я отравил своего дядю с целью завладеть его имуществом. Газета настойчиво требовала вскрытия трупа. Я боялся, что вот-вот сойду с ума.
Но этого мало: меня обвинили в том, что, будучи попечителем приюта для подкидышей, я пристроил по протекции своих выживших из ума беззубых родственников на должность разжёвывателей пищи для питомцев. У меня голова пошла кругом.
Наконец бесстыдная травля, которой подвергли меня враждебные партии, достигла наивысшей точки: по чьему-то наущению во время предвыборного собрания девять малышей всех цветов кожи и в самых разнообразных лохмотьях вскарабкались на трибуну и, цепляясь за мои ноги, стали кричать: «Папа!»
Я не выдержал.
Я спустил флаг и сдался. Баллотироваться на должность губернатора штата Нью-Йорк оказалось мне не по силам. Я написал, что снимаю свою кандидатуру, и в порыве ожесточения подписался:«С совершенным почтением ваш, когда-то честный человек, а ныне: Гнусный Клятвопреступник, Монтанский Вор, Осквернитель Гробниц, Белая Горячка, Грязный Плут и Подлый Шантажист Марк Твен».
Вообщем метод прост как две копейки. Нужно повесить на человека ярлык, а потом ему придется оправдываться. Я чуть погуглил, так как не силен в определениях:
Подбирается ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным. Хорошо работает, например, мелкое воровство, или, скажем, растление детей, или убийство, желательно из жадности.
Цель «гнилой селедки» вовсе не в том, чтобы обвинение доказать. А в том, чтобы вызвать широкое, публичное обсуждение его… НЕсправедливости и НЕоправданности.
Человеческая психика устроена так, что, как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, неизбежно возникают его «сторонники» и «противники», «знатоки» и «эксперты», оголтелые «обвинители» и ярые «защитники» обвиняемого.
Но вне зависимости от своих взглядов все участники дискуссии снова и снова произносят имя обвиняемого в связке с грязным и скандальным обвинением, втирая таким образом все больше «гнилой селедки» в его «одежду», пока наконец этот «запах» не начинает следовать за ним везде. А вопрос «убил-украл-совратил или все-таки нет» становится главным при упоминании его имени.
Формула текстов по методу гнилой селедки проста.
1. Нет фактов. Они тут не играют роли.
2. Поскольку нет фактов, а строить сюжет вокруг чего-то нужно, акцент в тексте смещаем на недопустимость подобного поведения. И вот здесь как можно больше риторики, эмоций, разных «караулов». Задача - отключить читателю мозг и заставить его прямо-таки вибрировать от возмущения.
3. Хорошо работают метафоры и сравнения. Особенно связанные с детьми. Если текст начинается с детей, которым сделали что-то плохое, это яркий как светофор маркер манипуляции.
Вот Дени у Мартина напрямую связана с так называемым безумием Таргариенов. Это её гнилая селедка. Дальше Мартин чуток добавил идеи, что она там варварша-дотракийка и сеет хаос. Главное накидывать ломтями, которые невозможно переживать. Или проглотишь, или выплюнешь.
Вот все кто говорит какая Дени сказочная принцесса.
Вот сказочных принцесс не преследует негативная пропаганда. Они идеальны. Вот как Бран или вот Джон. Или даже Тирион, который просто обижен из-за того что он "карлик".
Оттого Дени несмотря на всё что она сделала и на её личностную безупречность была далеко не самым популярным персонажем и находилась в пятерке самых ненавистных. Как-то несовпадает с идеалом сказочной принцессы?
5. Наш финал. Финал Дени это такой стереотип про злых женщин из сказок Диснея и просто детских сказок, которые берут корни в женоненавистничестве индоевропейской цивилизации. Чистое клише.
Добавлю по Джону и Дени. Тут такое дело, что финал ИП со своей новизной совпадает с финалом Колеса Времени в том виде в котором он выдан Сандерсоном. Там главная героиня умирает, а главный герой уходит в закат. Пусть там героиня умирает героиней, а герой не творил ничего плохого. Но смысл в том, что Мартин не оригинален.
Собственно просуммирую кратенько. Наш финал невероятно сказочен. Топовые и идеальные личности - Тирион, Бран, Старки в целом побеждают. Личности мутные и странные - Дени и Джон уходят из поля зрения. Дени мутна из-за своей пропаганды ненависти, которую Мартин любезно пестовал, а Джон из-за невнятного происхождения и убийства. Никаких революций. Вот если бы Мартин писал Дени как идеальную принцессу без накидывания на неё говна, а происхождение Джона было бы известно с первых глав, то тогда ваши упреки были бы справедливы. И тоже самое касается и других героев и событий.
И вообще главной особенностью сказок является то что мы всегда симпатизируем главному герою. Мы читаем историю о нем. Он носитель верной морали. Мы не критичны к его поступкам. Это главная особенность сказок.
Главный герой всегда прав. Вот главные герои ПЛиО это Старки и Тирион, а не Дени которая у Мартина поддается критике в его же тексте. У Тириона максимум глав, у Старков текста в целом. Это кому лень читать простыню выше. Вот если вы считаете после финала что Тирион прав, что Старки молодцы, то поздравляю вас - это сказка и есть.