• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Фигуры Мормонты

Убийца Матрешек

Знаменосец
Впрочем пока Мейдж, предположительно находится у Хоуленда Рида, говорить о том кого поддержат Мормонты, рано.
Но ведь не исключено, что пока Мейдж выберется из Перешейка Станнис уже будет сидеть в Винтерфелле. Тут нужно принимать решения быстрее.
 

Grad

Кастелян
. С Мормонтами ещё сложнее, если появится Джорах, то придется выяснять: кто более "правильный" - он, или Старая Мормонтиха. Всё будет зависеть от ситуации.
Зависит от того, какая власть будет на Севере. Старки бы, я полагаю, отказали Джораху, Болтоны были бы против Мейдж. Станнис мог бы простить Джораха за заслуги перед ЖТ, Эйгон тоже - по линии Вариса. Решение Томмена (вернее, тех, кто решает за него) мне слабо представляется, но учитывая то, что Мормонты до сих пор против ЖТ, Джорах для него был бы уместнее. Дейнерис, скорее всего, восстановила бы Джораха.
Только вряд ли Джорах или Мейдж еще вернутся на свой остров.
 

Станнис Старк

Межевой рыцарь
Мормонты мои любимые северяне после Старков.
Джиор был неплохой лорд-командующий, хотя и совершал ошибки. Грустно, что его убили подчинённые.
Джорах несчастный человек, последний в роду и изгнанник. Надеюсь, что однажды он вернётся домой. Считаю, что Дейенерис глубоко ошибалась, прогоняя его. Хоть Джорах и потерял всё, думаю, он ещё поживёт.
Женщины рода тоже очень интересные... Лианна, конечно, прелесть)))

Откуда пять дочерей у Мейдж в самом деле непонятно...
 

Dargl

Знаменосец
Откуда пять дочерей у Мейдж в самом деле непонятно...
— Да, — Алисана на мгновение взглянула на Ашу. — У меня есть сын. Ему всего два года. Моей дочери девять.


— Ты рано начала.


— Слишком рано. Но лучше так, чем ждать, пока не будет слишком поздно.


Камень в мой огород, подумала Аша, ну и ладно.


— Так ты замужем.


— Нет. Мои дети родились от медведя, — Алисана улыбнулась. — У нее были кривые зубы, но что-то в ее улыбке располагало к себе. — Женщины Мормонтов — оборотни. Мы превращаемся в медведиц и ищем пару в лесу. Все это знают.
:in love:
 

Убийца Матрешек

Знаменосец
Помнится где то я видел теорию, что валирийский меч Мормонтов раньше принадлежал Арренам
 
Последнее редактирование:

Vidar

Казненный мультовод
Помнится где то я видел теорию, что валирийский меч Мормонтов раньше принадлежал Арренам
Ну про меч Арренов по моему нигде даже не упоминалось ,есть версия ,просто что Мормонты получили этот меч после проявления себя в борьбе против долины

А вообще Мормонты отличный дом ,кроме ДЖораха все хороши ,мне особенно нравилась Дейси теперь раз ее нет нравится Алиссана
 

Убийца Матрешек

Знаменосец
Ну про меч Арренов по моему нигде даже не упоминалось ,есть версия ,просто что Мормонты получили этот меч после проявления себя в борьбе против долины
Вот именно, что Аррены, такой древний род, королями были, да и сейчас достаточно могущественны, а меча нет, как так? А у Мормонтов вот есть. А при борьбе с интервентами из Долины, где Мормонты себя и проявили у их противника Осгуда Аррена был сын по прозвищу Коготь. И меч Мормонтов как раз называется - Длинный коготь.
 

Vidar

Казненный мультовод
их противника Осгуда Аррена был сын по прозвищу Коготь. И меч Мормонтов как раз называется - Длинный коготь.
А вот про это не знал ,так что может быть

, королями были, да и сейчас достаточно могущественны, а меча нет, как так? А у Мормонтов вот есть
Ну так у ветви Харлоу тоже есть и у Рокстонов были а эти тоже не богатые или очень уж знатные ..да те же Тарли не богаты ,это просто Рендил крутой вояка но меч есть
Драммы не в счет они умом достали (кстати мне кажется ,что их меч принадлежал Рейнам)
 

From Darkness

Наемник
Мне симпатичен этот дом. Джиор был отличным лордом-командующим, Джорах, несмотря на ошибки, осознал их, Мейдж и дочери - очень яркие и колоритные личности.
Мормонты все равно поддержат Станниса. Даже если Мейдж не знает о гибели дочери на Красной свадьбе, она все равно предана Старкам, ведь она одна из первых откликнулась на призыв Робба. Затем Мейдж может привести войско с Перешейка, которое поможет Станнису справиться с Болтонами.
Насчет Джораха. Уверена, он каким-то образом (может, даже случайно) окажется на Стене, где наденет черное в знак раскаяния. Не обязательно, что он узнает о завещании отца, которое введено с целью предвосхищения будущих событий. И уже в качестве дозорного Джорах принесет огромную пользу в борьбе с врагами.
 

Гролл

Ленный рыцарь
Мормонты убогий дом демонстрирующий всю отсталость Севера населенный мужчинами тряпками и звероподобными женщинами с явно выраженным матриархатом сидящие на не кому не нужном острове среди трех сараев. Мормонтов надо рубить всех под корень, как и Старков!
 

Руфус

Призрак (гость)
Но ведь не исключено, что пока Мейдж выберется из Перешейка Станнис уже будет сидеть в Винтерфелле. Тут нужно принимать решения быстрее.
Даже если Станнис победит и захватит Винтерфелл, надолго он там не задержится, ему всё равно надо идти на юг. Мейдж нет смысла торопиться с принятием решения, пока Станнис воюет с Болтонами он на одной стороне с Мормонтами, но присяга по крайней мере для Мормонтов не пустой звук. Если ты признаешь Станниса королем ты должен будешь служить ему, даже если он отправиться в Эссос или ещё куда ни будь, Мормонтов интересует Север, а не игры престолов. Одно дело идти на юг вместе с Роббом, другое дело со Станнисом у которого свои интересы, которые к Северу никакого отношения не имеют.
 

Норд

Призрак (гость)
Мормонты убогий дом демонстрирующий всю отсталость Севера населенный мужчинами тряпками и звероподобными женщинами с явно выраженным матриархатом сидящие на не кому не нужном острове среди трех сараев. Мормонтов надо рубить всех под корень, как и Старков!
Это суровый лорд командующий Старый Медведь Мормонт тряпка? Да, и Джораха я бы таковым не называл....
А про Дейси Мормонт в книге было сказано, что она была миловидной девушкой, даже помнится с кем то танцевала, чуть ли не с Роббом.
 

Гролл

Ленный рыцарь
Это суровый лорд командующий Старый Медведь Мормонт тряпка? Да, и Джораха я бы таковым не называл....
А про Дейси Мормонт в книге было сказано, что она была миловидной девушкой, даже помнится с кем то танцевала, чуть ли не с Роббом.
Джорах френдзонщик несчастный, старого медведя порубали свои же собственные люди, а Дейси сама набивалась на танцы от мужчин такой инициативы не исходило и потом порубали за наглые пьяные домогания.
 

ddv

Знаменосец
Мормонтов надо рубить всех под корень, как и Старков!
конечно надо - это базовое условие выживания железян. Но рубилка не выросла, "хе-хе"(с). Поэтому Бран после расправы с БХ скормит вас Лету. Всех. Очистит от <ходор>и ЖО навсегда и колонизирует. И это будет справедливо, незачем пиратам размножаться. Как и Фреям с Болтонами.
 

moral rat

Межевой рыцарь
Люди, а отец Джораха ушел на стену ДО или ПОСЛЕ Восстания Роберта?
 

Шишка

Знаменосец
На первый взгляд дом Мормонтов и его представители, которые явлены нам на страницах саги Дж. Мартина, являются обычным и мало чем примечательным, даже захудалым северным домом. В Мире Льда и Пламени им уделено... честно говоря, я была разочарована... 0 строчек. Упоминаются только в перечислении северных домов. Отдельно сказано, что Родрик Старк выиграл Медвежий остров то ли в словесном, то ли боевом поединке.

И все.

Но в основном тексте саги герои из этого славного семейства выполняют куда более значительные функции, чем, скажем, представители семейства Гловеров или даже Карстарков.

И из основного же текста саги нам известно об этом семействе не так уж и мало.

Старый Медведь, Джиор Мормонт, был Лордом Командующим Ночного дозора и фактически передал Джону Сноу эту должность, взяв его в стюарды и передав Джону родовой меч Длинный Коготь.

Мейдж Мормонт и Дейси Мормонт сопровождали Робба Старка, Дейси погибла, защищая его, а Мейдж, судя по всему, хранит где-то его завещание.

Алисанна Мормонт «приставлена» к Аше Грейджой и, по всей видимости, к ним в «Ветрах...» присоединится Теон.

Джорах Мормонт долгое время сопровождал Дейенерис Таргариен, а в «Танце» стал спутником другого важного героя саги — Тириона Ланнистера.

Уже из этого краткого перечисления видно, что основная функция, которой наделены персонажи этой славной фамилии — сопровождение, спутничество, помощь.

Архетипически образ спутника-помощника восходит к карнавальной паре культурного героя и трикстера (в разных ипостасях), где последний исторически берет на себя дуалистические онтологические функции. То есть, если очень упростить, то когда-то герой был один, единое целое, олицетворяющее добро и зло. Темная сторона необходима такому герою для проникновения на изнанку мироздания, в потусторонний мир. В. И. Тюпа

Постепенно, с развитием и усложнением культуры, «светлые» черты отошли к культурному герою, а «темные» сосредоточились в образе героя-помощника. Так, Иван-царевич (культурный герой) встречает Серого Волка (герой-помощник), который легко может его съесть, но тот помогает ему. Баба Яга так же может съесть пришедшего к ней за советом героя, но все-таки указывает ему путь в жилище Кощея. Герой-трикстер постепенно меняется, обретает новые лица и черты, становится то спутником-слугой, как Санчо Панса для Дона Кихота, то шутом или разбойником.

Здесь обратим внимание, что очень часто в фольклоре и ранней литературе герой-помощник это нечистая сила или — животное, «помощный зверь».

И это возвращает нас к Мормонтам. На их гербе - черный, вставший на дыбы медведь. Вообще-то животные есть на гербах многих семейств в саге. У Старков - это лютоволк, у Таргариенов — дракон, у Ланнистеров — золотой лев и так далее. Но есть одна особенность — у большей части домов их гербовый зверь — только символ, некая дань традиции, хотя и в какой-то мере определяющая семейные черты. Только у Старков и Таргариенов их гербовые звери оживают в качестве «любимцев». Младшие Старки, по всей видимости, в разной степени, но имеют особую связь со своими лютоволками, являются варгами. Про Дейенерис и ее драконов такого неизвестно. Интересно, что на гербе Старков именно лютоволк — животное, которое есть в природе ПлиО, а у Таргариенов трехглавый дракон — животное мифическое, которого в реальности ПлиО никогда не бывало.

У Мормонтов нет никаких черных медведей. Однако связь с семейным тотемом, как мне представляется, у них даже более тесная, чем у Старков с лютоволками. Прежде всего потому, что считается, что они сами — медведи.

Джиор носит прозвище Старый Медведь, Алисанну называют Медведицей, Дейенерис и про себя, и в глаза (мне кажется, что это важно, потому что прозвища вроде «Тихий волк» для Неда, насколько я помню, не употребляются в качестве обращения) называет Джораха «мой медведь» (с разными эпитетами — старый, добрый, свирепый и т. п.). Считается, что женщины Мормонтов превращаются в медведиц, чтобы зачать ребенка от медведей в лесу. Это, понятное дело, легенда, которая объясняет вольные нравы на Медвежьем острове, с медведями вроде как не обязательно заключать брак по человеческим законам, поэтому и все дети носят фамилию матери, не считаются бастардами.

Эта легенда интересна тем, что согласно ей все Мормонты (и предполагаемые остальные жители Медвежьего острова) получаются по крайней мере полукровками: наполовину людьми, наполовину медведями.

Медведь в древних культурах всех народов (медведи в древности жили по всему земному шару, да и теперь имеют очень широкий ареал обитания) — символ амбивалентности, он похож на человека, но все-таки зверь. Он одновременно и добр, и зол, он - хозяин леса и дичив лесу и он же — страж у врат в потусторонний мир. М. Ремизова

Мы часто ассоциируем медведя с русской народной культурой, но дело в том, что образ положительного русского медведя, добродушного и где-то даже интеллигентного — образ, сложившийся уже в 19-м - 20-м веке, то есть если угодно очищенный официальной пропагандой.

Народный же медведь — это медведь из сказки «Девушка и медведь» из сборника Афанасьева прочитать, в которой сохранились черты древнего свадебного обряда. Девушка, заблудившаяся в лесу кличет: «Кто в лесу, кто в бору, приди ко мне ночевать!» — «Я в лесу, я в бору, приду к тебе ночевать, — отвечает огромный медведь. Для тех, кто не пошел по ссылке сообщу, что никакой свадьбы в сказке нет, одно смертоубийство. И других еще более «заветных» сказок.

С медвежьим культом связан мотив оборотничества, ведь медведь в примитивных культурах — это тотемный предок, почти человек. Убивая медведя, народы русского Севера, обязательно «кормят» медвежью голову его же мясом, просят прощения за убийство.
Точно такие же (или очень похожие) древние культы есть и в американском индейском фольклоре. Индейцы Северной Америки проводили целые ритуалы под названием «медвежья пляска» для очищения перед охотой на медведя, прося разрешения у самого животного.

То, что Дж. Р. Р. Мартин в курсе всей этой мифологии вокруг медвежьего образа, несомненно. Об этом, по крайней мере, свидетельствует самая популярная песня Вестероса «Медведь и прекрасная дева», которая, конечно, является имитацией фольклорного переосмысления свадебного обряда.

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что «медведи» - Мормонты выбраны на роль спутников, помощных зверей не случайно. Умолчания об истории рода и повседневной жизни также сделаны не случайно — это лакуны, характерные для фольклорных помощных зверей — ведь мы не знаем, куда подевался Серый Волк, после того, как Иван-царевич завершил свой квест по добыче царевны, и не знаем, чем впоследствии занимается Баба Яга (а также, кто ее муж, хотя дети в некоторых источниках присутствуют).

Есть в Мормонтах и нужная для помощного героя амбивалентность. Среди них есть и положительные, светлые, вроде Старого Медведя, и темные, вроде его сына Джораха. Та же Мейдж Мормонт - отважная воительница охарактеризована собственным братом как похотливая; Мормонты сохраняют верность Старкам (письмо Лианны Станнису) и в то же время Алисанна все-таки присоединяется к его армии.

Сюжет «помощного героя» связан с сюжетом культурного героя, причем имеет некоторые характерные особенности. Начинается все с появления помощника — никогда не до того, как начинает развиваться основной квест героя, а всегда после его начала. А это начало архетипически связано с разрушением начальной сюжетной ситуации, попаданием героя в трудную жизненную перипетию. Так, Джон Сноу покидает родной дом и оказывается в новой и сложной для себя ситуации в Ночном Дозоре, Дейенерис выдают замуж за кхала, сурового человека чуждой ей культуры и привычек. Менее четкие пары (Робб вступает в войну, Аша терпит поражение и попадает в плен) также вписываются в этот архетип.

Дополнительно Джон и Дейенерис связываются темой меча.

Джон получает от Джиора родовой меч, который Джорах оставил перед своим изгнанием, а тетка Мейдж переслала в Черный замок. Этот меч подробно описывается и связан с мотивами утраты первородства. Родовой меч передается наследнику. Получая меч Джон настойчиво думает о том, насколько теперь замещает сына для Джиора, размышляет о том, что хотел бы получить Лед, потому что мечтал стать настоящим сыном Неду Старку (хотя и ужасается сам своим мечтам, потому что это означает — отнять первородство у Робба). И в довершении Сэм рассказывает ему о том, что ему тоже был положен родовой меч из валлирийской стали, и он тоже был его лишен, теперь им владеет его младший брат Рикон.
Таким образом, символически Джон становится медвежьим ребенком, усыновленным медведями, и младшим братом Джораху.

На другом конце мира Дейенерис посвящает Джораха в рыцари, обещает ему меч, «такой длинный, которого не видел мир, выплавленный драконом, выкованный из валлирийской стали».

Интересно, что и для Дени Джорах становится названным старшим братом. Своим «отцом» она считает сира Виллема Дарри, который кажется ей похожим на «большого серого медведя», Джорах же медведь черный, но Дени для него «всегда будет медвежонком». Она сравнивает его с Визерисом, и говорит, что «ты был для меня таким хорошим братом, которым никогда не был Визерис». (Интересно, что в семьях реальных медведей часто бывает, что старший, подросший медвежонок становится нянькой при маленьких сеголетках).

Но дальше наш архетипический сюжет развивается таким образом, что культурный герой и герой-помощник обязательно расстаются. Это связано с сюжетом взросления с одной стороны, а с другой с сюжетом предательства. Культурный герой познает мир, обретает силу и расстается с героем-помощником. Причины бывают самые разные, но как правило, это мнимое завершение квеста. Причем, культурный герой расстается со своим помощником без всякого сожаления, а часто и вовсе обвиняя его в той лжи и обмане, к которому тот прибегал, чтобы помочь герою. Такой вариант есть, к примеру, у французской фольклорной сказке о коте, доставшемся в наследство младшему сыну (в фольклоре кот был без сапог и по достижении младшим сыном искомого благосостояния был выброшен тем на свалку) С. В. Фаттахова.
Иногда помощник не может следовать за культурным из-за своей природы, например, не может перейти определенную границу между тем и этим миром. А герой, пересекая ее, обретает новое качество .

Джон Сноу расстается с Джиором Мормонтом, уходя в самостоятельное путешествие (причем переживая в этом путешествии инициацию, становясь мужчиной).
Дейенерис расстается с Джорахом, став королевой и тоже обретая заново умершие вместе с Дрого желания.

В этой парадигме возвращение Джораха (если оно все-таки состоится как факт встречи с Дейенерис) должно означать еще один, так сказать бонусный акт помощи, который присутствует в некоторых подобных сюжетах. Например как спасение от уже состоявшейся смерти (царевич в некоторых вариантах сказки лежит тридцать дней и волк находит его «по духу», поливает мертвой и живой водой).

Безусловно, исключительно Мормонтами и теми, кого они сопровождают, карнавальные пары (культурный герой-помощник) в ПЛИО не ограничиваются. Например, к герою-слуге (одному из вариантов героя-помощника) можно отнести Давоса для Станниса, помощником для Джона, безусловно, выступает Сэм Тарли. Тирион, как мне кажется, соединяет в себе героя-трикстера и культурного героя одновременно. Но со звериной потусторонней и амбивалентной ипостасью мифа связаны именно Мормонты с Медвежьего острова.
 

Хильда

Без права писать
Шишка Хорошо, кроме того, что вы совершенно не учли, что Джорах в 5 книге не Проводник/Наставник/Помощник, а Герой в пути, Проводником которого, начиная с Волантиса, выступает Тирион. Символически смена амплуа/ прохождение через развилки у Мартина выражаются в увечьях (см. также Джейме и Теона).

Первое увечье Джораха - шатер (потеря части уха), после шатра Джорах - в переходном состоянии между Проводником и Героем (ярко выраженная функция Наставника - ок, но, если присмотреться внимательней, что это за Наставник, который целуется со своим подопечным? Серый волк себе такого даже в образе Елены Прекрасной не позволял).

Второе увечье - клеймо демона. В отношениях с Тирионом именно последний выступает в роли Проводника. Благодаря Тириону они оказываются на борту СК, именно Тирион способствует тому, что Джораха выкупают как Медведя из песни (параллельно однозначно ставя Джораха на место Медведя. Ну, а что Прекрасная дева уже не совсем дева - это дело десятое), именно Тирион выводит Джораха из рабства (а Джорах покорно следует за ним) и т.д.

Увечье Тириона - потеря большей части носа - на образном уровне превращает его из Героя, которого ведут, в Проводника, который сам ведет.
 
Шишка кстати, для американского писателя и сценариста логичней будет опираться на Проппа, известного и там, а также на местных Кэмпбелла и Воглера - а вы их чего-то совсем не упомянули...
 
Последнее редактирование:
Сверху