Sator Arepo
Призрак (гость)
Всем большой привет.
Около полугода назад я набрела на интереснейший блог, в котором детально анализируется идея, что события Песни Льда и Пламени построены на скандинавских мифах о Рагнароке. Если кто не в курсе: Рагнарок - скандинавская версия конца света. Автор блога подробно объясняет и развивает свою теорию, построенную как на книжных фактах, так и на логически обоснованных допущениях. В блоге всего пять постов, но все они отличаются внушительными объемами. Идея заинтересовала меня настолько, что я взялась перевести блог и выставить здесь, на форуме, на обсуждение. Как и автор, я не заявляю, что эта идея обязательно верна, но ничто ведь не мешает развивать ее, если есть аргументы, верно? К тому же у теории, если не вдаваться в детали, безусловно есть почва - GRRM, хотя я и не читала его интервью и не могу привести цитаты, весьма интересуется средневековой историей и скандинавскими мифами (связь Грейджоев с викингами, например, на это ясно указывает).
Так как это перевод, а не изложение моей собственной точки зрения, в постах могут попадаться моменты, с которыми я не согласна. Тем не менее, я оставлю их как есть, потому что они - часть блога.
Первый пост - "Рагнарок - Песнь Льда и Пламени". Практически весь текст - слова автора блога, два-три раза я вставляю собственные мысли в фигурных скобках.
Кроме этой пары фраз в фигурных скобках, на авторство идеи не претендую, и единственная моя заслуга - перевод.
--------------------------------------------------
Что такое Рагнарок? Это, в буквальном смысле, песнь льда и пламени.
Но что такое песня? Битва? Борются ли ее ноты друг с другом за первенство, не заботясь о возникающей какофонии? Нет. Это значило бы диссонанс. Песня – это гармония, и ноты в ней звучат в унисон.
И вот что значит Рагнарок – силы льда и пламени объединяются против мира богов и людей.
И именно здесь – ключ к пониманию того, что в действительности происходит в эпичной серии романов GRRM, Песни Льда и Огня, на которой основан популярный сериал HBO «Игра престолов» (если допустить, что моя теория верна, конечно. Если нет, то я заблуждаюсь, но она все равно достаточно интересна, так что продолжайте читать, в любом случае). Борьба идет не между Драконами и Белыми Ходоками. На самом деле, Драконы & Белые Ходоки сражаются с Людьми.
Прямо перед Рагнароком мир страдает от бесконечных войн и безнравственности, повсеместны отце-/братоубийства и болезни. После «долгая зима» накрывает мир (три одновременные бесконечные зимы – Зима Близко), а затем следует апокалипсис. Во время Рагнарока великаны (т.е. йотнары – не великаны в традиционном понимании, а порождения стихий) льда и огня объединяются под руководством бога Локи – трикстера – и его ужасных отпрысков:
–Фенрира, Связанного Волка,
– Йормунганда, Мирового Змея и
– Хель, Повелительницы Мертвецов,
чтобы сразить и свергнуть богов. По легенде, все великие боги сгинут в последующем хаосе:
-- Один – Безумный Бог, будет поглощен Фенриром;
-- Тора, Штормового Бога, владеющего могучим боевым молотом, сразит Йормунганд;
-- Тир, однорукий бог единоборства, будет разорван на части Псом Хель Гармом;
-- Фрейр, бог плодородия, будет побежден Суртом Черным, вооруженным огненным мечом;
-- и Хеймдаль, он же Страж, будет убит самим Локи.
После всего в живых останутся только дети богов, а сын Одина Видар, чье имя значит Месть, разорвет пасть Фенриру и отомстит за своего отца, после чего мир возродится, и жизнь начнется заново.
Чтобы провести параллель с ПЛиО, нам нужно сначала выяснить, кто кем является. Связь не настолько явная, как могло бы казаться:
Боги
Один – Эйерис Таргариен
Тор – Роберт Баратеон
Тир – Джейме Ланнистер
Фрейр – Уолдер Фрей
Хеймдаль - Сэмвел Тарли
Фригга – Серсея Ланнистер
Фрея – Маргери Тирелл
Идунн – Санса Старк
Бринхильд – Бриенна Тарт
Ньорд – Теон Грейджой
Квасир – Жойен Рид
Бальдр – Джоффри Баратеон
Видар – Томмен Баратеон
Великаны
Локи – Кроворон
Фенрир – Бран Старк
Йормунганд – Дейнерис Таргариен
Хель – Мелисандра
Сурт – Джон Сноу
Хати – Арья Старк
Фафнир – Тирион Ланнистер
Гарм – Рикон Старк
Грым– Виктарион Грейджой.
В центре событий находится бог хитрости Локи. Хотя его периодически выставляют в положительном свете, в скандинавской мифологии он предстает как двуличный персонаж, который работает против богов. Он – Оборотень и может принимать облик птиц, рыб, насекомых и даже тумана. Плюс к этому, он есть воплощение огня (может приносить пользу и вред) и приходится отцом «варгам» - что в переводе с древнескандинавского означает «ужасный волк» (отсылка к его сыну Фенриру). За участие в убийстве Бальдра – любимого сына Одина и Фригги – Локи был изгнан из Асгарда и наказан заключением в пещере, где ему суждено оставаться, покуда не наступит Рагнарок. Интересно также, что мать его трех ужасных отпрысков, Ангрбода, - великанша, живущая в «железном лесу», где она вырастила Фенрира.
Если вы читали последнюю книгу серии, Танец с Драконами, вы, возможно, уже поняли, что Локи – никто иной, как Лорд Бринден, он же Трехглазый ворон, он же Кроворон – наставник Брана. Кроворон – весьма старый Таргариенский бастард, который живет под корнями чардрева на крайнем севере, далеко от Стены. Он был осужден и приговорен за неведомое преступление (мне думается, это имеет отношение к смерти Эйериона Таргариена, как и в случае с Локи, обвиненного в смерти Бальдра – и Тирионом («история повторяется»), обвиняемым в убийстве Джоффри – правда, GRRM еще предстоит раскрыть «преступление» Кроворона) и обладает способностью «варговаться» (что в мире GRRM означает скорее «овладение чужими телами», а не «ужасный волк») в огромное множество животных, в том числе стаю воронов. В повестях про Дунка и Эгга среди крестьян также ходят слухи, что он может варговаться в туман (в точности как Локи).
Бран, которому покровительствует Кроворон, выступает как Фенрир – Связанный Волк (эта параллель очень явно видна в снах Брана о «связанном волке»). Имя Фенрира означает «родом из болот», и это находит отражение в отношениях Брана с Ридами – болотными жителями. Кстати, в литературе говорится, что Фенрир питается людской плотью в своей пещере, что говорит в пользу теории о том, что Дети Леса действительно скормили Брану Жойена посредством «кашицы из семян чардрева».
Конфликт, на котором построена вся история, сосредоточен вокруг Брана и Джейме – не Джона и его матери, не Дени с ее драконами. Когда Бран застает Джейме с Серсеей в начале Игры Престолов, Джейме сбрасывает его с башни, что влечет за собой серию событий. Кульминацией становится лишение Джейме руки по милости Варго Хоута (который в сериале был заменен на Локка – не наемника, а скорее человека Болтонов). Эти два события отражают историю связывания волка Фенрира богом Тиром – одноруким богом единоборства – защитником человечества (т.е. Джейме – или, как называют его асшайцы – Азор Ахай). Когда Тир связывает Фенрира, обе его руки целы, хотя впоследствии скованный Фенрир отгрызает ему руку. И хотя на Бране не лежит прямая ответственность за лишение Джейме руки, происходит это как результат серии событий, последовавших за его увечьем (из-за этого началась война). И в этом смысле парализация Брана фактически есть «связывание» Фенрира.
Кстати: в именах сводного брата Джейме (TYRion) и приемного отца (TYwin: TY– норвежское написание имени Тира) есть намек на то, что Джейме и есть Тир. Этимология других имен также, возможно, интересна. [Далее идет анализ Тиреллов, Петира Бейлиша и т.д., но во всем этом больше лингвистики, чем мифологии].
Но вернемся к детям Локи – Бран может не быть сыном Кроворона биологически, как в случае с Фенриром и Локи, но он определенно находится под его влиянием, поэтому эта родственная связь не должна обязательно восприниматься в буквальном смысле. Это наводит меня на мысль, что двое других детей Локи – т.е. Йормунганд и Хель – тоже рано или поздно попадут под влияние Кроворона.
Но кем они представлены в книгах? И что связывает их с трикстером Локи? Ответ прост – пламя. Не стоит путать с Логи – огненным великаном, но сам Локи также связан с пламенем, так как происходит он, по легенде, от изменчивой огненной стихии, также как Люцифер и Прометей. Обратите внимание, что его роль со временем меняется, поэтому он перестает быть «богом огня», строго говоря. Но очень возможно, что он им и был на заре религии – опальной личностью, «Принесшей свет». Здесь зацепка, ведущая к пониманию роли Кроворона в качестве Владыки Света, а также роли Красных Жрецов в предстоящей битве.
В качестве Йормунганд – Мирового Змея – выступает Дейнерис Таргариен, связь которой с драконами/змеями очевидна, и находясь в изгнании, она вынуждена странствовать по миру (в сериале также указывается, как много языков она знает). Предполагается, что Йормунганд настолько огромен, что может опоясать мир и заглотить собственный хвост, что находит отклик в пророчестве Куэйты: «Чтобы попасть на Запад, ты должна отправиться на Восток и т.д.». Еще одну черту Йормунганда можно отследить в отношениях Дейнерис с Робертом Баратеоном, т.е. Штормовым богом с боевым молотом – Тором. Согласно скандинавской мифологии, Йормунганд и Тор – заклятые враги, которым суждено убить друг друга во время Рагнарока. В ПлиО Дейнерис и Роберт Баратеон – также заклятые враги (я думаю, Дени найдет свою смерть в родовом замке Роберта – Штормовом пределе, аллюзия: Рожденная Бурей – Конец Шторма (дословно), но это тема отдельного поста). Семья Дени была убита, а ее трон захвачен Баратеоном, и вражда эта преследует ее даже за Узким морем – Роберт пытался убить ее, вопреки благородному совету Неда. Более того, Йормунганд – не просто змей, но морской змей. Связь Дени с морем представлена ее потребностью в кораблях и будущим браком с Виктарионом Грейджоем. Однако тем, кто обратит Дейнерис и ее драконов к Кроворону, станет Мокорро, Красный жрец Виктариона.
Это приводит нас к третьему отпрыску Локи – Хель, Королеве мертвецов. Хель повелевает мертвыми в ледяном Нифльхейме, одном из девяти миров, предназначенный для тех несчастных душ, которые не смогли попасть в Вальхаллу. Ее лицо наполовину прекрасно и наполовину мертво, и она, называемая также Синмарой, является супругой Сурта, огненного великана.
Сурт, чье имя означает «Черный», живет на мосту Биврост, который отделяет мир великанов от мира богов, и владает огненным мечом, с помощью которого он сожжет мир во время Рагнарока. Предсказано, что Сурт сломает мост Биврост и поведет Сыновей Муспелла в бой с богами. Сыновья Муспелла – огненные великаны, которые живут по другую сторону моста.
Хель и Сурт представлены Мелисандрой и Джоном Сноу. На настоящий момент Мелисандра находится на Стене (мост Биврост), т.е. в ледяном мире, и носит особое украшение, чтобы скрыть, что она то ли чрезвычайно стара, то ли вовсе мертва (два лица). Кроме того, она противостоит Семерым и одержима идеей смерти и жертвоприношения, постоянно находясь в поисках королевской крови для своих костров. А еще она до сих пор обеспечивала Станниса огненным мечом.
Джон похож на Сурта тем, что он тоже «надел Черное» и живет на Стене, которая разделяет царства людей и Иных. И хотя он тоже живет в ледяном мире, его связь с пламенем символизируют отношения с Игритт, «поцелованной огнем».
Возможно, это значит, что Мелисандра возродит Джона Сноу из мертвых, также как Торос воскрешал Берика Дондарриона – и Берик, в свою очередь, воскресил Кейтилин и обратил ее к Владыке Света. После она станет его «женой», как раньше была женой Станниса, и Джон примет на себя роль Короля ночи (ребенок Крастера, которого держат у себя Джон и Мелисандра, приведет к ним Белых Ходоков). С этой же ролью он разрушит Стену и впустит Сыновей Муспелла (т.е. сыновей Крастера – Иных) в царство Людей (т.е. тех, кто поклоняется Семерым – аллюзия к скандинавской мифологии; хотя стоит отметить, что число семь, в отличие от трех и девяти, не считалось священным. Правда, разница едва различима).
Мы уже знаем, что возле Стены Мелисандра чувствует себя намного согущественней (ближе к Кроворону), и Кроворон с Браном уже являлись ей в огне (цитата из Танца с драконами: «Лицо в очаге обрело форму. Станнис? подумала она на мгновение… но нет, это не его черты. Одеревеневшее лицо, мертвенно-белое. Враг? Тысячи красных глаз реяли в разгорающемся пламени. Он видит меня. Рядом с ним мальчик с лицом волка запрокинул голову назад и завыл.» - Гл.31. Думаю, это был первый раз, когда Кроворон попытался установить с Мелисандрой непосредственный контакт. Но очень возможно, что подобным образом он взаимодействует с другими жрецами Рглора). И теперь она и ее коллега, Мокорро, имеют прекрасную возможность контролировать силы и льда, и огня под руководством Кроворона (т.е. Владыки Света – колдуна или, скорее, «Последнего Древовидца». Я полагаю, что этот титул передавался последующим из поколения в поколение древовидцами и имеет отношение к асшайской легенде про Азор Ахая, о которой в Асшае, по логике вещей, вовсе не должны были знать, так как Азор Ахай жил в Вестеросе, где наступила Долгая Ночь, т.е. очень далеко от Асшая. Мне кажется, «Рглор» впервые стал являться им в огне примерно в то самое время, когда Первые Люди начали поклоняться Детям Леса и их «Старым богам». По крайней мере, это все, что я могу предположить на данный момент. Потому что я уверен, что Азор Ахай – не более чем выдумка – по меньшей мере, в том контексте, в каком его упоминают в Асшае. Потому что если Дети действительно сражались с Иными на стороне Людей – каким образом могли они в конце концов оказаться по другую сторону Стены, вместе с Иными?). Еще одна тонкая подсказка – в Танце с Драконами мы встречаем Бенерро, Верховного жреца рглориан, чья кожа молочно-белого цвета (как и у Кроворона – может, он пытается таким образом подражать своему богу?). В Волантисе он произносит проповедь, на которой присутствует Тирион, и выступает против врагов Дени, которых он называет «поклонниками ложных богов в храмах обмана» (т.е. тех, кто поклоняется Семерым в Вестеросе/Асгарде – боги-люди, а не колдуны и некроманты, дарующие своим приверженцам магические силы).
Роль Красных жрецов в предстоящей битве предсказана в еще одном предвестнике Рагнарока – о Трех Петухах. Считается, что начало Рагнарока будет ознаменовано пением трех петухов – Пунцового, Золотого (который пробудит мертвых) и Красного (который пропоет у ворот Хель).
В ПлиО три петуха обозначают три армии, которые выжили после Войны Пяти Королей. Пунцовый петух символизирует армию Ланнистеров, которые правят Вестеросом. Золотой петух представлен Золотыми мечами под предводительством Эйегона Таргариена и Джона Коннингтона (т.е. восставших из мертвых героев), которые оспаривают право Ланнистеров на власть. Наконец, Красный петух, что пропоет у ворот Хель, - символ Красных жрецов, которые контролируют силы Льда и Огня (т.е. Мелисандры – Джон Сноу с его Иными – и Мокорро, с Дейнерис и драконами).
Примечательно, что первый человек, который услышит пение петухов и узнает о начале Рагнарок – пастух и арфист по имени Эггтер, «страж великанов». Он сидит на возвышенности и играет на своей арфе на момент, когда петухи начинают петь. В его роли выступает Манс – король-музыкант, правящий великанами, который пытается провести их в мир Людей, увидев первые признаки надвигающихся событий.
---------------------------------------
Замечание: Бринхильд (Бриенна) в посте упоминается, но ее персонаж разъясняется в комментариях, я добавлю это позже.
Замечание 2: Я разбила первый пост на две части, так что тема разорвана примерно на середине.
Около полугода назад я набрела на интереснейший блог, в котором детально анализируется идея, что события Песни Льда и Пламени построены на скандинавских мифах о Рагнароке. Если кто не в курсе: Рагнарок - скандинавская версия конца света. Автор блога подробно объясняет и развивает свою теорию, построенную как на книжных фактах, так и на логически обоснованных допущениях. В блоге всего пять постов, но все они отличаются внушительными объемами. Идея заинтересовала меня настолько, что я взялась перевести блог и выставить здесь, на форуме, на обсуждение. Как и автор, я не заявляю, что эта идея обязательно верна, но ничто ведь не мешает развивать ее, если есть аргументы, верно? К тому же у теории, если не вдаваться в детали, безусловно есть почва - GRRM, хотя я и не читала его интервью и не могу привести цитаты, весьма интересуется средневековой историей и скандинавскими мифами (связь Грейджоев с викингами, например, на это ясно указывает).
Так как это перевод, а не изложение моей собственной точки зрения, в постах могут попадаться моменты, с которыми я не согласна. Тем не менее, я оставлю их как есть, потому что они - часть блога.
Первый пост - "Рагнарок - Песнь Льда и Пламени". Практически весь текст - слова автора блога, два-три раза я вставляю собственные мысли в фигурных скобках.
Кроме этой пары фраз в фигурных скобках, на авторство идеи не претендую, и единственная моя заслуга - перевод.
--------------------------------------------------
Что такое Рагнарок? Это, в буквальном смысле, песнь льда и пламени.
Но что такое песня? Битва? Борются ли ее ноты друг с другом за первенство, не заботясь о возникающей какофонии? Нет. Это значило бы диссонанс. Песня – это гармония, и ноты в ней звучат в унисон.
И вот что значит Рагнарок – силы льда и пламени объединяются против мира богов и людей.
И именно здесь – ключ к пониманию того, что в действительности происходит в эпичной серии романов GRRM, Песни Льда и Огня, на которой основан популярный сериал HBO «Игра престолов» (если допустить, что моя теория верна, конечно. Если нет, то я заблуждаюсь, но она все равно достаточно интересна, так что продолжайте читать, в любом случае). Борьба идет не между Драконами и Белыми Ходоками. На самом деле, Драконы & Белые Ходоки сражаются с Людьми.
Прямо перед Рагнароком мир страдает от бесконечных войн и безнравственности, повсеместны отце-/братоубийства и болезни. После «долгая зима» накрывает мир (три одновременные бесконечные зимы – Зима Близко), а затем следует апокалипсис. Во время Рагнарока великаны (т.е. йотнары – не великаны в традиционном понимании, а порождения стихий) льда и огня объединяются под руководством бога Локи – трикстера – и его ужасных отпрысков:
–Фенрира, Связанного Волка,
– Йормунганда, Мирового Змея и
– Хель, Повелительницы Мертвецов,
чтобы сразить и свергнуть богов. По легенде, все великие боги сгинут в последующем хаосе:
-- Один – Безумный Бог, будет поглощен Фенриром;
-- Тора, Штормового Бога, владеющего могучим боевым молотом, сразит Йормунганд;
-- Тир, однорукий бог единоборства, будет разорван на части Псом Хель Гармом;
-- Фрейр, бог плодородия, будет побежден Суртом Черным, вооруженным огненным мечом;
-- и Хеймдаль, он же Страж, будет убит самим Локи.
После всего в живых останутся только дети богов, а сын Одина Видар, чье имя значит Месть, разорвет пасть Фенриру и отомстит за своего отца, после чего мир возродится, и жизнь начнется заново.
Чтобы провести параллель с ПЛиО, нам нужно сначала выяснить, кто кем является. Связь не настолько явная, как могло бы казаться:
Боги
Один – Эйерис Таргариен
Тор – Роберт Баратеон
Тир – Джейме Ланнистер
Фрейр – Уолдер Фрей
Хеймдаль - Сэмвел Тарли
Фригга – Серсея Ланнистер
Фрея – Маргери Тирелл
Идунн – Санса Старк
Бринхильд – Бриенна Тарт
Ньорд – Теон Грейджой
Квасир – Жойен Рид
Бальдр – Джоффри Баратеон
Видар – Томмен Баратеон
Великаны
Локи – Кроворон
Фенрир – Бран Старк
Йормунганд – Дейнерис Таргариен
Хель – Мелисандра
Сурт – Джон Сноу
Хати – Арья Старк
Фафнир – Тирион Ланнистер
Гарм – Рикон Старк
Грым– Виктарион Грейджой.
В центре событий находится бог хитрости Локи. Хотя его периодически выставляют в положительном свете, в скандинавской мифологии он предстает как двуличный персонаж, который работает против богов. Он – Оборотень и может принимать облик птиц, рыб, насекомых и даже тумана. Плюс к этому, он есть воплощение огня (может приносить пользу и вред) и приходится отцом «варгам» - что в переводе с древнескандинавского означает «ужасный волк» (отсылка к его сыну Фенриру). За участие в убийстве Бальдра – любимого сына Одина и Фригги – Локи был изгнан из Асгарда и наказан заключением в пещере, где ему суждено оставаться, покуда не наступит Рагнарок. Интересно также, что мать его трех ужасных отпрысков, Ангрбода, - великанша, живущая в «железном лесу», где она вырастила Фенрира.
Если вы читали последнюю книгу серии, Танец с Драконами, вы, возможно, уже поняли, что Локи – никто иной, как Лорд Бринден, он же Трехглазый ворон, он же Кроворон – наставник Брана. Кроворон – весьма старый Таргариенский бастард, который живет под корнями чардрева на крайнем севере, далеко от Стены. Он был осужден и приговорен за неведомое преступление (мне думается, это имеет отношение к смерти Эйериона Таргариена, как и в случае с Локи, обвиненного в смерти Бальдра – и Тирионом («история повторяется»), обвиняемым в убийстве Джоффри – правда, GRRM еще предстоит раскрыть «преступление» Кроворона) и обладает способностью «варговаться» (что в мире GRRM означает скорее «овладение чужими телами», а не «ужасный волк») в огромное множество животных, в том числе стаю воронов. В повестях про Дунка и Эгга среди крестьян также ходят слухи, что он может варговаться в туман (в точности как Локи).
Бран, которому покровительствует Кроворон, выступает как Фенрир – Связанный Волк (эта параллель очень явно видна в снах Брана о «связанном волке»). Имя Фенрира означает «родом из болот», и это находит отражение в отношениях Брана с Ридами – болотными жителями. Кстати, в литературе говорится, что Фенрир питается людской плотью в своей пещере, что говорит в пользу теории о том, что Дети Леса действительно скормили Брану Жойена посредством «кашицы из семян чардрева».
Конфликт, на котором построена вся история, сосредоточен вокруг Брана и Джейме – не Джона и его матери, не Дени с ее драконами. Когда Бран застает Джейме с Серсеей в начале Игры Престолов, Джейме сбрасывает его с башни, что влечет за собой серию событий. Кульминацией становится лишение Джейме руки по милости Варго Хоута (который в сериале был заменен на Локка – не наемника, а скорее человека Болтонов). Эти два события отражают историю связывания волка Фенрира богом Тиром – одноруким богом единоборства – защитником человечества (т.е. Джейме – или, как называют его асшайцы – Азор Ахай). Когда Тир связывает Фенрира, обе его руки целы, хотя впоследствии скованный Фенрир отгрызает ему руку. И хотя на Бране не лежит прямая ответственность за лишение Джейме руки, происходит это как результат серии событий, последовавших за его увечьем (из-за этого началась война). И в этом смысле парализация Брана фактически есть «связывание» Фенрира.
Кстати: в именах сводного брата Джейме (TYRion) и приемного отца (TYwin: TY– норвежское написание имени Тира) есть намек на то, что Джейме и есть Тир. Этимология других имен также, возможно, интересна. [Далее идет анализ Тиреллов, Петира Бейлиша и т.д., но во всем этом больше лингвистики, чем мифологии].
Но вернемся к детям Локи – Бран может не быть сыном Кроворона биологически, как в случае с Фенриром и Локи, но он определенно находится под его влиянием, поэтому эта родственная связь не должна обязательно восприниматься в буквальном смысле. Это наводит меня на мысль, что двое других детей Локи – т.е. Йормунганд и Хель – тоже рано или поздно попадут под влияние Кроворона.
Но кем они представлены в книгах? И что связывает их с трикстером Локи? Ответ прост – пламя. Не стоит путать с Логи – огненным великаном, но сам Локи также связан с пламенем, так как происходит он, по легенде, от изменчивой огненной стихии, также как Люцифер и Прометей. Обратите внимание, что его роль со временем меняется, поэтому он перестает быть «богом огня», строго говоря. Но очень возможно, что он им и был на заре религии – опальной личностью, «Принесшей свет». Здесь зацепка, ведущая к пониманию роли Кроворона в качестве Владыки Света, а также роли Красных Жрецов в предстоящей битве.
В качестве Йормунганд – Мирового Змея – выступает Дейнерис Таргариен, связь которой с драконами/змеями очевидна, и находясь в изгнании, она вынуждена странствовать по миру (в сериале также указывается, как много языков она знает). Предполагается, что Йормунганд настолько огромен, что может опоясать мир и заглотить собственный хвост, что находит отклик в пророчестве Куэйты: «Чтобы попасть на Запад, ты должна отправиться на Восток и т.д.». Еще одну черту Йормунганда можно отследить в отношениях Дейнерис с Робертом Баратеоном, т.е. Штормовым богом с боевым молотом – Тором. Согласно скандинавской мифологии, Йормунганд и Тор – заклятые враги, которым суждено убить друг друга во время Рагнарока. В ПлиО Дейнерис и Роберт Баратеон – также заклятые враги (я думаю, Дени найдет свою смерть в родовом замке Роберта – Штормовом пределе, аллюзия: Рожденная Бурей – Конец Шторма (дословно), но это тема отдельного поста). Семья Дени была убита, а ее трон захвачен Баратеоном, и вражда эта преследует ее даже за Узким морем – Роберт пытался убить ее, вопреки благородному совету Неда. Более того, Йормунганд – не просто змей, но морской змей. Связь Дени с морем представлена ее потребностью в кораблях и будущим браком с Виктарионом Грейджоем. Однако тем, кто обратит Дейнерис и ее драконов к Кроворону, станет Мокорро, Красный жрец Виктариона.
Это приводит нас к третьему отпрыску Локи – Хель, Королеве мертвецов. Хель повелевает мертвыми в ледяном Нифльхейме, одном из девяти миров, предназначенный для тех несчастных душ, которые не смогли попасть в Вальхаллу. Ее лицо наполовину прекрасно и наполовину мертво, и она, называемая также Синмарой, является супругой Сурта, огненного великана.
Сурт, чье имя означает «Черный», живет на мосту Биврост, который отделяет мир великанов от мира богов, и владает огненным мечом, с помощью которого он сожжет мир во время Рагнарока. Предсказано, что Сурт сломает мост Биврост и поведет Сыновей Муспелла в бой с богами. Сыновья Муспелла – огненные великаны, которые живут по другую сторону моста.
Хель и Сурт представлены Мелисандрой и Джоном Сноу. На настоящий момент Мелисандра находится на Стене (мост Биврост), т.е. в ледяном мире, и носит особое украшение, чтобы скрыть, что она то ли чрезвычайно стара, то ли вовсе мертва (два лица). Кроме того, она противостоит Семерым и одержима идеей смерти и жертвоприношения, постоянно находясь в поисках королевской крови для своих костров. А еще она до сих пор обеспечивала Станниса огненным мечом.
Джон похож на Сурта тем, что он тоже «надел Черное» и живет на Стене, которая разделяет царства людей и Иных. И хотя он тоже живет в ледяном мире, его связь с пламенем символизируют отношения с Игритт, «поцелованной огнем».
Возможно, это значит, что Мелисандра возродит Джона Сноу из мертвых, также как Торос воскрешал Берика Дондарриона – и Берик, в свою очередь, воскресил Кейтилин и обратил ее к Владыке Света. После она станет его «женой», как раньше была женой Станниса, и Джон примет на себя роль Короля ночи (ребенок Крастера, которого держат у себя Джон и Мелисандра, приведет к ним Белых Ходоков). С этой же ролью он разрушит Стену и впустит Сыновей Муспелла (т.е. сыновей Крастера – Иных) в царство Людей (т.е. тех, кто поклоняется Семерым – аллюзия к скандинавской мифологии; хотя стоит отметить, что число семь, в отличие от трех и девяти, не считалось священным. Правда, разница едва различима).
Мы уже знаем, что возле Стены Мелисандра чувствует себя намного согущественней (ближе к Кроворону), и Кроворон с Браном уже являлись ей в огне (цитата из Танца с драконами: «Лицо в очаге обрело форму. Станнис? подумала она на мгновение… но нет, это не его черты. Одеревеневшее лицо, мертвенно-белое. Враг? Тысячи красных глаз реяли в разгорающемся пламени. Он видит меня. Рядом с ним мальчик с лицом волка запрокинул голову назад и завыл.» - Гл.31. Думаю, это был первый раз, когда Кроворон попытался установить с Мелисандрой непосредственный контакт. Но очень возможно, что подобным образом он взаимодействует с другими жрецами Рглора). И теперь она и ее коллега, Мокорро, имеют прекрасную возможность контролировать силы и льда, и огня под руководством Кроворона (т.е. Владыки Света – колдуна или, скорее, «Последнего Древовидца». Я полагаю, что этот титул передавался последующим из поколения в поколение древовидцами и имеет отношение к асшайской легенде про Азор Ахая, о которой в Асшае, по логике вещей, вовсе не должны были знать, так как Азор Ахай жил в Вестеросе, где наступила Долгая Ночь, т.е. очень далеко от Асшая. Мне кажется, «Рглор» впервые стал являться им в огне примерно в то самое время, когда Первые Люди начали поклоняться Детям Леса и их «Старым богам». По крайней мере, это все, что я могу предположить на данный момент. Потому что я уверен, что Азор Ахай – не более чем выдумка – по меньшей мере, в том контексте, в каком его упоминают в Асшае. Потому что если Дети действительно сражались с Иными на стороне Людей – каким образом могли они в конце концов оказаться по другую сторону Стены, вместе с Иными?). Еще одна тонкая подсказка – в Танце с Драконами мы встречаем Бенерро, Верховного жреца рглориан, чья кожа молочно-белого цвета (как и у Кроворона – может, он пытается таким образом подражать своему богу?). В Волантисе он произносит проповедь, на которой присутствует Тирион, и выступает против врагов Дени, которых он называет «поклонниками ложных богов в храмах обмана» (т.е. тех, кто поклоняется Семерым в Вестеросе/Асгарде – боги-люди, а не колдуны и некроманты, дарующие своим приверженцам магические силы).
Роль Красных жрецов в предстоящей битве предсказана в еще одном предвестнике Рагнарока – о Трех Петухах. Считается, что начало Рагнарока будет ознаменовано пением трех петухов – Пунцового, Золотого (который пробудит мертвых) и Красного (который пропоет у ворот Хель).
В ПлиО три петуха обозначают три армии, которые выжили после Войны Пяти Королей. Пунцовый петух символизирует армию Ланнистеров, которые правят Вестеросом. Золотой петух представлен Золотыми мечами под предводительством Эйегона Таргариена и Джона Коннингтона (т.е. восставших из мертвых героев), которые оспаривают право Ланнистеров на власть. Наконец, Красный петух, что пропоет у ворот Хель, - символ Красных жрецов, которые контролируют силы Льда и Огня (т.е. Мелисандры – Джон Сноу с его Иными – и Мокорро, с Дейнерис и драконами).
Примечательно, что первый человек, который услышит пение петухов и узнает о начале Рагнарок – пастух и арфист по имени Эггтер, «страж великанов». Он сидит на возвышенности и играет на своей арфе на момент, когда петухи начинают петь. В его роли выступает Манс – король-музыкант, правящий великанами, который пытается провести их в мир Людей, увидев первые признаки надвигающихся событий.
---------------------------------------
Замечание: Бринхильд (Бриенна) в посте упоминается, но ее персонаж разъясняется в комментариях, я добавлю это позже.
Замечание 2: Я разбила первый пост на две части, так что тема разорвана примерно на середине.
Последнее редактирование модератором: