• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Бриенна Тарт [мнения]

Lestarh

Знаменосец
Тема посвящается одному из самых неординарных и уникальных женских персонажей саги, деве Сапфирового острова и верному мечу двух королей - Бриенне Тарт.
Как водится - тема премодерируемая и предназначена для изложения подробных и взвешенных позиций и взглядов.
 

Убийца Матрешек

Знаменосец
Дорога в жизни Бриенны.

Конечно есть ПОВы которые проделали куда больший путь за книгу – Тирион, Арья, Сэм, но у них во-первых большая часть путешествия прошла на корабле, а во вторых дорога играла функцию смены пейзажа, в то время как у Бриенны совсем по-другому. Дорога и Бриенна неразлучны, конечно, в своей жизни Тартская дева много путешествовала, но ключевыми, на мой взгляд, стали – конвоирование Джейме в Королевскую Гавань и поиски дочерей Кейтилин. Надеюсь про отношения Джейме и Бриенны, вам кто-нибудь тут напишет, а я хотел бы уделить внимание именно поискам дочерей. Даже не столько поиску, сколько собственно дороге. Через это путешествие наглядно показывается, важная составляющая жизни Вестероса – жизнь межевого рыцаря. В приквелах Мартин достаточно симпатично описал нам оную – голодную, холодную, но все-таки не лишенную романтики. Как говорил сир Арлан – «Межевой рыцарь – это самый настоящий рыцарь и есть, – сказал ему когда то старик. – Другие рыцари служат лордам, которые их содержат или жалуют их землей, а мы служим кому хотим, делу, в которое верим. Каждый рыцарь дает обет защищать слабых и невинных, но мы, сдается мне, исполняем его лучше других». Но правда большая часть межевых рыцарей – это пройдохи и обедневшие рыцари, порой чуть ли не разбойники. Бриенна равно, как и Дунк (в очередной раз идет их сопоставление) принимает рыцарские обеты близко к сердцу. Во время путешествия к ней присоединяются многие попутчики, каждый из которых (а они все разные) вносит свою лепту и немного изменяет Бриенну. Вот собственно эти люди:

1) Оруженосец Подрик Пейн - юный герой Черноводной, совершивший подвиг не хуже Джосмина Пекльдона, но оставшийся в тайне. Парень застенчив настолько, что поначалу Тирион даже подумывает, а не в насмешку ли отец выбрал ему такого оруженосца. Правда не стоит забывать, что и сам Тирион не является рыцарем. Чего греха таить у Подрика не лучший послужной список, первый идет родственник, у которого он, по сути был слугой, следом вор солдатского провианта, затем развратный карлик и даже женщина, но каждому из них Подрика служит хорошо. Как с оруженосцем с ним занималась только Бриенна, учила правильно управляться с оружием и следить за лошадью, но не смотря на это Подрик верно служил всем своим рыцарям. Он хорошо влияет на Бриенну, пробуждая в ней материнский инстинкт, и возможно именно из-за него она пошла на сделку с Братством без Знамён.

2) Септон Мерибальд – один из самых ярких эпизодических персонажей, описываемые до этого септоны или фанатики или потонувшие в грехах, кроме, септона Шейли, но он еще более эпизодический. Если честно, то при первом прочтении, мне показалось, что Мерибальд очень похож на Платона Каратаева и дело тут не только в собаке. «Каратаев живет в соответствии с христианской заповедью: «возлюби ближнего своего». Он любовно жил со всеми, любил товарищей, французов, любил Пьера. Его любовь согревала окружающих: Каратаев утешал, «лечил» словом.». Правда, как и все персонажи Мартина, он не может быть исключительно хорошими или плохим, за ним тоже водятся грешки, в молодости ни одну девушку он совратил с помощью святого писания семибожников. А еще до ухода в религию он прошел через жерло войны Девятигрошевых королей и с той поры отношение ко всяким боевым действиям у него – «О войне мечтают те кто там не был». Бессмысленная бойня за того, кто тебя не знает, тут проступает даже что-то от Хэмингуэйя.

3) Сир Хайл Хант – изначально выступает как отрицательный персонаж, человек устроивший циничное пари на девственность Бриенны. Он также не вмешивался в бой Бриенны со Скоморохами, правда сообщил Рендилу Тарли, что их убила женщина. А позднее уже в открытую присоединился к ней и Подрику, наплевав на службу и даже найдя им хорошего попутчика в лице септона Мерибальда. У сира Хайла достаточно меркантильное отношение к жизни и дело не только в пари, по его собственному признанию, он хотел бы жениться на Бриенне, получить её земли и подарить ей детей. Сама же Тартская Дева не слишком высокого мнения о нём – «Земли и золото — вот что у него на уме.». Хотя здравый смысл в этих рассуждениях присутствует, чтобы не считала о себе Бриенна, муж и дети ей бы не помешали. Но со временем мнение о Ханте изменяется в лучшую сторону, он как никак бросился на защиту детей и Бриенны в битве у гостинице «Бриенна слышала лай Собаки, крики людей, а между ударами грома ей слышался звон стали. – «Сир Хайл», – решила она. – «Сир Хайл присоединился к схватке».», а позже мы узнаем, что именно он спас тонущего Сэмвелла Тарли. Сир Хайл также не лишен чувства юмора и неплохо разбавляет компанию скромняги, септона и Бриенны. Оно не покидает его даже на эшафоте – «Сир Хайл печально улыбнулся Бриенне.

– Миледи, – произнес он. – Вам следовало выходить за меня, когда я предлагал. А теперь, боюсь, вы обречены умереть девственницей, вместе со мной, бедолагой.». Но хотелось бы верить, что его история не закончится петлёй.

4) Дик Крэбб – пройдоха из старинного дворянского рода. По неизвестным причинам славный род Крэббов подаривший Вестеросу трех рыцарей Королевской Гвардии и представителя Века Героев, пришел в упадок к моменту действия Пира. Хотя ещё в восстания Роберта Баратеона они стояли на Трезубце на стороне роялистов. Но как бы то не было, Дик не смотря на свою сущность мелкого воришки и маргинала, оказывается неплохим рассказчиком и чуть ли не единственным патриотом во всем ПЛИО. Он между делом посвящает Бриенну в историю и фольклор Королевских Земель. Все эти Тараторки с живыми головами, хлюпари выходящие из моря, сир Кларенс выходящий на битву на зубре, всё это вводит в соответствующую атмосферу сказки и загадочности. Ну а потом, один дурак, перепутал двух других и умер мучительной смертью, но в своём родном доме.

Разумеется это ещё не все люди повстречавшиеся Бриенне на пути, были там и межевые рыцари, и монахи Тихого острова, и грозный Рендилл Тарли, и Кровавые Скоморохи. Но путешествие Бриенны еще не закончено, оно продолжается, равно как продолжается и дорога.
 
Последнее редактирование:

Фокс

Призрак (гость)
Я сразу предупреждаю, что у меня будет поток сознания, но пропустить одного из любимейших персонажей я никак не могу. На художественность текста не претендую.

1. Тарт.
На Тарте достаточно забавные порядки. Лорд Вечерняя Звезда содержит наложниц, меняет их практически постоянно - по году держатся. Вероятно, именно на срок вынашивания, дальше детей он воспитывает сам. Детей у него было 4, но девочки-близняшки умерли в младенчестве, а рожденный раньше сын утонул. Было бы вполне логично беречь оставшуюся девочку, выдать замуж за какого-нибудь второго или третьего (не слишком знатного, Тарт все-таки немаленький остров) сына и продолжить род.
Селвин Тарт так не поступает.
Селвин Тарт развивает дочь так, как считает наиболее лучшим.
Нет, изначально он, вполне возможно, хотел что-то сделать по первому пункту, но когда девочка решила идти путем воина, он не стал её разубеждать.
Более того, как бы компенсируя влияние септы, очень сильно напоминающей пресловутую Мордейн, он приставил очень чуткого мастера над оружием - сира Гудвина.
Расписывать преимущества своего пола, учить тактике, а не только маханию мечом... Селвину Тарту повезло, что у него был такой человек. Повезло и Бриенне - это не лишило ее застенчивости, но как-то компенсировало.

2. Помолвки.
а) маленький Карон.
Нам известно из повествования, что это младший сын, так что он мог потенциально продолжить род Тартов. На секундочку, Кароны - самый могущественный дом Дорнийских Марок, но и Тарты - дом вполне влиятельный (ШЗ не изобилуют большим количеством земель не в горах, так что Тарты вполне могут быть одним из богатейших домов ШЗ). Помолвку оформили в очень юном возрасте (10 жениху, 7 невесте), Бриенна по прошествии лет думает, что с ним могла бы быть обычной девушкой - но это маловероятно, раз она даже имени его не помнит.
б) Роннет Коннингтон.
Определенно, предложение брака шло от Тартов. Так же определенно, что после восстания Роберта Коннингтоны стали по статусу существенно ниже Тартов, и наследники пары Роннет/Бриенна имели бы фамилию Тарт. У Роннета есть брат и сестра, поэтому Грифонов Насест не останется без наследников (к тому же, если они умрут, замок Коннингтонов перейдет к Тартам:sneaky:), а род Тартов продолжится через вполне сильную кровь:creative:
Бриенне было 12, возраст восторженных девических мечтаний. Я думаю, именно после той розы Бриенна окончательно настроилась на карьеру воина. Впрочем, Роннету можно сказать спасибо - его поступок избавил Бриенну от излишков наивности...
в) Хамфри Вагстафф
...что и продемонстрировалось на третьем женихе. Наглый, самоуверенный старик, решивший заставить Бриенну уничтожить ее мечты. До Роннета Бриенна вряд ли сумела бы открыто противостоять Вастгаффу.
Кастелян Грэндвью вполне подходит как жених ниже статусом. Но главный плюс этого человека - что теперь лорд Селвин перестал настаивать на свадьбе дочери.
А вообще мне его как-то и обсуждать не хочется:annoyed:

3. Ренли
Думаю, имеет смысл взять за аксиому, что Бриенна даже мысли не может допустить о существовании гомосексуальных контактов, так что мы об этом говорить не будем.
Мы будем говорить о том, как он справил свое восемнадцатилетие на острове Тарт и повел себя с Бриенной, как должно вести себя с девицей статуса Бриенны. И это Бриенну покорило.
Пир Воронов написал(а):
А Ренли Баратеон держал себя с ней учтиво, точно не замечая, как она безобразна. Даже танцевал с ней. В его руках она чувствовала себя грациозной и будто парила над полом.
С Бриенной никогда вне семьи не вели так, как она была достойна. А Ренли... обычная ли это была вежливость или она действительно ему приглянулась... как воин, в любом случае совершил правильный поступок.
Последствия озвучивает Лорас Тирелл.
Буря Мечей написал(а):
— Ренли находил нелепой эту женщину, надевшую на себя кольчугу и притворяющуюся рыцарем.
— Если бы он видел ее в розовом атласе и мирийских кружевах, он переменил бы мнение.
— Я спросил его, зачем же он приблизил ее к себе, если она кажется ему столь неприглядной. Он ответил, что все другие рыцари хотели от него замков, почестей или золота, а Бриенна хочет одного: умереть за него.
Как потом мы видим с Кейтилин и Джейме, она вообще реагирует добром по мере своих сил и способностей на добро к ней.

4. Характер до прибытия леди Кейтилин.
Бриенна Тарт чувствует себя комфортно лишь в кольчуге. Средние земли Вестероса, в отличие от краев - Севера и Дорна - относятся к женщинам-воительницам очень... нетолерантно, я скажу. Ладно Дейси, но та же Обара Сэнд не намного красивее Бриенны, но чувствует себя намного лучше из-за более простых нравов Дорна.
Отсюда следует 2 важные вещи в ее характере:
- неуверенность IRL, вне боев. Страшная неуверенность, она не считает, что ее просто так можно полюбить. Вспомним подозрения от игры Ханта и КО ещё до того, как Тарли открыл ей глаза. И вообще она молчаливая довольно - уяснила для себя, что слова=яд.
- повышенная агрессивность на поле боя. Ибо только там она может мужчинам отомстить.

5. Дальше можно очень много писать про развитие с Кейтилин и Джейме, а потом самостоятельное... но мой поток сознания хочет на юные годы Бриенны смотреть. Вот так.
Спасибо за внимание.
 

Lucy_Collins

Мастер-над-оружием
Бриенна Тарт. Красавица и чудовище
Часть первая (но точно не последняя) ;)

Отважная воительница, мечтательная девочка, некрасивая женщина… Боги не дали ей ни изысканности и очарования, ни остроумия и коварства, снабдив при этом такими редкими и заслуживающими уважения качествами, как прямота, храбрость, честность и благородство. Эти качества, присущие рыцарям из легенд и сказок, воспетые в песнях и балладах, в реальной жизни они часто оказывались бесполезным балластом для мужчин, не говоря уже о прекрасных леди. Бриенне, безусловно, стоило бы родиться мальчиком. Тогда бы этот великолепный Тартский воин, не знающий себе равных на турнирном поле, снискал уважение и дружбу мужчин, зависть конкурентов, благосклонность короля и пылкие чувства девочек, девчонок, девушек, девиц, да и не только девиц... Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения, как не терпит его и ПЛИО. Х-хромосома Селвина Тарта оказалась немного шустрее, и Бриенна получилась именно такой Бри, какой мы имеем возможность её лицезреть.

Первая ассоциация с Бриенной любого из поверхностно знакомых с ПЛИО поклонников – «страшная», «уродина», «чудовище». Именно внешность сыграла с Бриенной самую злую шутку в её жизни, начисто лишив всех привилегий своего пола. Красота… Красота – основное и единственное оружие женщины мира Мартина. Красота пронзает сердце точнее стрелы, защищает от обвинений прочнее щита, наносит уколы острее клинка и подчиняет гораздо эффективнее ярма. Красота, приправленная обаянием, поджаренная в огне интеллекта, щедро сдобренная коварством, источающая ароматы благовоспитанности с легким оттенком безумства, красота со щепоткой соблазна – самое желанное из блюд на столе любого из сыновей Адама. Бриенна, несправедливо обделённая всем вышеперечисленным, инстинктивно поняла, что не может оставаться безоружной в мире игроков и фигур. Тогда она выбирает единственный доступный ей путь – путь мужчины. Путь оружия, меча и щита, защиты и атаки, где царит сталь, а не интриги, и где никакие уловки не спасут от точного удара.

Знакомясь с Бриенной ближе, мы окунаемся в мир её детских переживаний. Изменить, переиграть, произнести ту фразу заново… Случай с Роннетом Коннигтоном глубоко ранил испуганную и забитую двенадцатилетнюю девочку. Конечно, можно понять и импульсивного юнца, отвергающего обряженное в нелепое платье страшилище с него ростом… Ладно, идем дальше, вспоминая грубого старика Вастгаффа. Бриенне шестнадцать, она выросла и научилась защищаться. Если она не может (да и сможет) научиться осаждать обидчика на словах, она делает это с помощью оружия, и делает вполне успешно. Не знаю, приносит ли это ей чувство морального удовлетворения, но явно ранит меньше, чем тогда, в двенадцать, когда вместе с алой розой она приобрела из рук красивого юноши пожизненный комплекс неполноценности.

Ренли… Он стал её наваждением, первой незапятнанной и чистой любовью, объектом поклонения и вожделения, героем снов и грёз наяву. Да, ведь не стоит забывать, что за внешностью воительницы скрывалась всё та же маленькая, неуверенная в себе девочка, сжимающая в руках розу. Красивый, галантный, манерный, обходительный, ухоженный и невероятно обаятельный юноша смог бы покорить даже каменную статую Девы, каковой ни в коем случае не была наша героиня. Как зачахший комнатный цветок, зеленеющий от нескольких капель влаги, обделенная любовью и вниманием девушка расцвела от нескольких ничего не значащих улыбок, дежурных комплиментов и вскользь брошенных фраз. Ренли оказался тем лучиком солнца, который впервые осветил беспросветную серость её бытия, и Бриенна немедля устремилась за ним, ловя малейшие отблески тепла, согреваясь надеждой на поманившую её сказку…

И снова сказка обернулась жестокой реальностью – на неё заключили пари. Она, невинная, глупая дурочка, стала предметом бессовестного торга между несколькими свитсаммерчайлдами. Серебряный рог, книги, беседы, даже морковки для её лошадей – в ход шли любые ухищрения.
За столом они боролись за место с ней рядом, наперебой предлагая налить ей вина или принести сладкого. Сир Ричард Фарроу играл на лютне любовные песни у ее шатра. Сир Хью Бисберри принес ей горшочек меда, «сладкого, как тартские девы». Сир Марк Маллендор смешил выходками своей черной обезьянки с Летних островов, межевой рыцарь по имени Уилл-Журавль предлагал помассировать плечи, пока….
Пока это не перешло все границы. Пока игра не превратилась в похабный отвратительный фарс, настолько прозрачный, что даже «глупая уродина» начала догадываться о неприглядной истине. Признаться, это событие произвело на меня неизгладимое впечатление, стало одним из основных в восприятии Бриенны Тарт. Пережить подобное унижение и не сломаться способна только очень сильная женщина. Видимо, Бриенна обладала необходимой стойкостью и силой, приобретенной в детстве и отшлифованной с каждой новой обидой, с каждый новым ударом судьбы. Отныне она больше не будет доверчивой провинциальной дурой, глупой размазнёй, развесившей уши, раскатавшей губы… Она мстит им, как умеет, побеждая в бою, выбивая из седла, заставляя глотать песок и познать вкус поражения, оставляя клеймо «побежден женщиной». И всё бы хорошо, но победы Бри оставляют у зрителей лишь недоумение. Женщины презирают её, мужчины оскорбляют или вовсе не принимают во внимание. Она одна против всех. Она победила в турнире, но её Ренли больше интересуется Маргери (или Лорасом), чем Тартской девой. Она победила, но никого не радует эта победа. Она победила и просит то, чего хочет больше всего, на что надеется – быть рядом с Ренли. Любить Ренли. Прикасаться к нему, служить ему, выполнять любой приказ, отдать за него жизнь… И неважно, что думают все. Важно, что он согласен.
Именно тогда в жизни Бриенны появляется Кейтилин Старк…
 

Lucy_Collins

Мастер-над-оружием
Часть 2. Бриенна и Кейтилин
Именно глазами Кейтилин Старк читатель впервые увидит Тартскую деву воочию.
Волосы под шлемом были как охапка грязной соломы, а лицо… у нее большие голубые глаза, настоящие девичьи глаза, доверчивые и невинные, но остальное… черты крупны и грубы, кривые зубы торчат из здоровенного рта, губы такие толстые, что кажутся опухшими. Лоб и щеки в сплошных веснушках, нос явно был сломан, и не раз. Сердце Кейтилин наполнилось жалостью. Есть ли в мире создание более несчастное, чем некрасивая женщина?

Новый радужный плащ покрывал ее плечи. Но никакой наряд не мог скрыть ее безобразия – огромных веснушчатых рук, широкого плоского лица, торчащих зубов…

Жидкие желтые волосы, намокшие от пота, прилипли к ее широкому некрасивому лицу…

Кейтилин акцентирует внимание на внешности Бриенны не один раз, ведь это не укладывается в картину её привычного мировосприятия. Женщина должна быть красивой! Женщина обязана быть красивой! Иначе и быть не может. То, что Бриенна влюблена в Ренли, Кейтилин понимает с первых минут. Еще бы – это заметно любому, у кого есть глаза и уши. Бедная влюбленная девочка… Вот, собственно и всё, что запомнилось бы Кет о Бриенне, если бы что-нибудь вообще запомнилось, ведь у Кейтилин была куда более важная цель, чем присматриваться к неизвестной ей до этого Бриенне Тартской. Но судьба всё-таки сводит двух этих непохожих женщин вместе, чтобы каждая из них научилась чему-то у другой.

Чудовищная смерть Ренли на руках Тартской девы приводит её в состояние полнейшего шока и растерянности. Она столкнулась к явлением сверхъестественной, нечеловеческой природы, недоступным пониманию проявлением, которого не могло быть в принципе.
Глазами всё той же Кейтилин:
– Ваше вел… нет! – закричала Бриенна Синяя, перепугавшись, как маленькая девочка.
А кого бы не испугало подобное? Живой и здоровый человек истекает кровью сам по себе, без вмешательства таких же живых и здоровых людей, мановением руки невидимой тени. Думаю, до этого магия для Бриенны ограничивалась сказками и легендами про древних магов и королей, чем-то из разряда где-то-в-Асшае, чем-то, что-никогда-не-случится-со-мной. Но это случается и забирает не просто короля, не просто объект обожания и воздыхания, но целый мир Бриенны Тарт. Её реальность разрушается на мелкие осколки.
Она запрокинула голову и издала громкий вопль, не находя слов от горя.

Из пучины отчаяния Бриенны жестоко вырывает Робар Ройс. – За что, Бриенна? За что? – задает он самый бессмысленный в её жизни вопрос.
И Бриенна понимает, что в одночасье превратилась в убийцу и потеряла даже то хрупое равновесие, которое совсем недавно завоевала своими собственными руками.

Обвинить Бриенну в случившемся было проще всего. Все знали, что она была могучим воином, к тому же облачала короля перед боем. Все знали, что Ренли полностью доверял ей, а она, эта гнусная ведьма, сумела настолько втереться к нему в доверие, что из жалости он пожаловал ей желанный радужный плащ. Бриенна была приговорена к смерти за мгновение до того, как тень нанесла свой предательский удар, но всё же избежала подобной участи благодаря Кейтилин Старк.

Знаменательно, что пережив самую большую в жизни потерю, девушка впервые находит человека, которому небезразлична её судьба, который впервые проявил к ней понимание, уважение и заботу, выслушал и дал совет, спас от необдуманных решений и поступков. Леди Старк говорит с Бриенной как с равной, не насмехаясь, не оскорбляя, не презирая. Впервые после знакомства с Ренли она обретает подобие покоя, которое стремится сохранить.
Но вам я готова служить, если вы меня примете… Вы могли бы дать им убить меня – ведь я вам никто.
Бриенна никогда не знала своей матери. Фавориткам отцам, которых она называет дамами, не было никакого дела до нее, у нее не было тети или старшей сестры – и девочка оказалась полностью лишена женского внимания. Да, была септа. Но разве септе расскажешь о первой влюбленности или доверишь тайный-претайный секрет? Разве с септой посплетничаешь и посмеешься? Разве септа может стать подругой или советчицей? Нет, безусловно, нет. Кейтилин напоминает Бриенне мать, которой у неё не было. Такой должна быть мать. Такими бывают мамы из сказок. Мамы из сказок, короли из сказок, любовь из сказок… Неужели она так никогда и не станет взрослой?

Кейтилин же, остро переживая разлуку с дочерьми и сыновьями, страдая о погибшем супруге, всё же находит для юной воительницы толику внимания и понимания. Напоминает ли Бриенна Кет её собственных дочерей: милую и мечтательную Сансу, пылкую и воинственную Арью, ставших заложницами правящей династии? Она ведь тоже еще недавно была ребенком, восхищалась рыцарями и песнями о них, да и продолжает восхищаться. Вольно или невольно, глядя на Бриенну, Кет вспоминает дочерей.
Когда я была девочкой, у нас в Вечернем Замке всегда жил какой-нибудь певец, – тихо сказала Бриенна. – Я знаю все песни наизусть.
– Санса тоже знала, хотя мало кто из певцов давал себе труд проделать весь долгий путь до Винтерфелла.

Но всё же она, Тартская дева, совсем другой человек.
Ей проще, с внезапной завистью подумала Кейтилин. Она как мужчина, а для мужчин ответ всегда один и тот же и находится там же, где и меч.

Бриенна никогда не станет для Кейтилин достаточно близка. Лелея собственные беды, она замкнется в переживании острого и непоправимого горя, причиненного ей и ее семье. Мысли её будет застилать жажда мести, а руки захотят умыться кровью обидчиков. Бриенна же просто окажется рядом, будет седлать лошадь, сопровождать в поездке, станет собеседницей за столом, выполнит любой приказ… и не более того. Бриенна так и останется чужой ей, хотя Кет и представить не сможет, сколько добра узнала от неё эта девочка.
А потом она прикажет Бриенне найти и привезти обратно её дочерей. Вместе с Джейме Ланнистером.
 

Tai zong

Рекрут
Бриенна Тарт и ее предназначение

«Царила королева на острове морском,
Была она прекрасна и телом, и лицом,
Но женщины сильнее не видел мир досель.
Она могла, метнув копье, насквозь пробить им цель
И, бросив тяжкий камень, прыжком его догнать.
В трех состязаньях с нею был верх обязан взять
Любой, кто к королеве посвататься решался,..»
(«Песнь о Нибелунгах»)

Германский эпос, русские былины изображают женщин-богатырей наделенными не только силой, но и красотой. Все эти женщины находят себе достойных противников-мужчин, с которыми после проигранного поединка или вступают в брак, или имеют от них детей.
Бриенна Тарт считается потомком королей (когда-то Тарты были королями), она – воительница, наделенная большой физической силой и боевым мастерством, однако на этом классический образ заканчивается.
Если посмотреть на роль Бриенны с позиции средневекового героического эпоса, то она может показаться персонажем, привнесенным в мир ПЛиО из литературы абсурда:
- побеждает мужчин (хотя должно быть наоборот), и в результате не может подобрать себе партнера;
- влюблена в Ренли Баратеона, который равнодушен к женщинам;
- пытается найти и защитить Сансу Старк (то есть «Деву в беде» спасает не прекрасный рыцарь, а некрасивая женщина);
- принята в Радужную Гвардию – закрытое мужское братство, схожее по ряду признаков со средневековым рыцарским орденом;
- становится де-факто странствующим рыцарем и должна совершать подвиги, которых нет;
- она не прекрасная дева-воительница, как Брунгильда или Настасья-королевна;
- давая серьезные клятвы, не сдерживает их, что является недопустимым для рыцарской чести.

Однако эти действия следует воспринимать в духе эпоса, если предположить следующее:

1. Бриенна Тарт в принципе не может вступить в брак, так как в конце она должна занять должность, не совместимую с наличием семьи – стать лордом-командующим Королевской Гвардии, и Радужная Гвардия – это прелюдия.

2. В настоящее время в ПЛиО нет реального кандидата, достойного Сансы Старк, либо он есть, но он не может отвлекаться на нее из-за борьбы за Железный трон, или ему самому приходится бороться за свое выживание. Поэтому миссия по ее спасению возложена на женщину.

3.
«… странствующим рыцарям приходилось иногда, в местах уединенных, наказывать злодеяния, обуздывать насилие и быть полезными».
(Ж. Руа Ж. Мишо «История рыцарства»)

На Бриенну в ПЛиО возложена обязанность «чистильщика». В то время как главные злодеи уничтожаются главными героями, Бриенна Тарт в ходе своих странствий истребляет второстепенных: Шагвелла по прозвищу Дурак, Тимеона-Дорнийца, Пига (Свина), Роржа, сражается с Кусакой, то есть ликвидирует педофилов, серийных убийц и военных социопатов.
Этот процесс идет с двух сторон по сходящимся линиям. Амори Лорх убит людьми Варго Хоута – Варго Хоут убит Григором Клиганом – Григор Клиган (Роберт Стронг) будет убит Бриенной и, таким образом, в конечном итоге Добро победит Зло.

4. В ПлиО неоднократно дается описание не только большой физической силы, но и некрасивой внешности Бриенны.

«…какое из двух /лиц/ могло скорее принадлежать отважному воину,.. он, наверное, указал бы на лицо женщины /леди Мэри Лоринг/. Оно было широкое, квадратное и красное, с мохнатыми, свирепыми бровями… Свободная одежда из сендаля и обшитая мехом накидка не могли скрыть костистой и неженственной фигуры. Но то была эпоха воинственных женщин… Однако даже в те времена считалось, что если у дамы солдатский характер, то едва ли желательно, чтобы у нее было солдатское лицо…».
(А.К. Дойл «Белый отряд»)

Зачем потребовалось отличить Бриенну от других женщин-воинов, например Дейси Мормонт, ограничившись не обыкновенным солдатским лицом (для всего сказанного выше этого было бы достаточно), а наделить такими чертами: «безобразное лицо», «торчащие вперед зубы», «лошадиные зубы», «редкие, цвета грязной соломы волосы», «плоская грудь» и делать на них акцент?
Причина уродства Бриенны заключена в Джейме Ланнистере. Его честолюбие имеет две главные опоры: владение мечом и великая любовь. Разочарование в любви к Серсее требует новой любви. Эта любовь должна быть необыкновенной, чтобы выделяться среди других. Бриенна Тарт – слишком сильная, слишком некрасивая – идеальный вариант для необыкновенной любви.
Для Джейме полюбить ее также трудно, как научиться владеть мечом левой рукой, однако учитывая его гордыню и ответное чувство Бриенны, у них будет взаимная Большая любовь.

5. Бриенна неоднократно давала клятвы и обещания, оставшиеся невыполненными: защитить Ренли Баратеона, доставить Джейме Ланнистера в Королевскую Гавань, привезти леди Кейтилин ее дочь Сансу.
Конечно, она не сдержала свои клятвы по объективным причинам: Ренли был убит с помощью магии; она вместе с Джейме попала в плен к Бравым Ребятам; леди Кейтилин погибла.
Однако, постоянное нарушение клятв и обещаний – это не простая совокупность случайных обстоятельств, а система, направленная на разрушение непоколебимой уверенности Бриенны в своей непогрешимости.
Так как Бриенна наделена моральным ригоризмом, то Джейме был для нее воплощением настоящего демона, как она его и называла: клятвопреступник, цареубийца, кровосмеситель, детоубийца.
Совместный плен, спасение от смерти в яме с медведем, рассказ о причинах убийства Эйериса Безумного позволили ей испытать симпатию и сочувствие к Джейме, но для возникновения с ее стороны настоящей любви этого недостаточно.
Бриенна относится к категории людей, не способных на внезапную страсть. Ее чувство, чтобы превратиться в любовь, должно последовательно пройти через анфиладу неожиданных открытий, ранее неизвестных ей знаний, ломки некоторых принципов.
Для того, чтобы стать открытой для любви к Джейме, стать отчасти таким, как он, в Бриенне должен произойти надлом в ее категорическом неприятии нарушения моральных обязательств, осознание сложности выбора, когда каждое решение ведет к потери чести.
Джейме, вручая Бриенне меч под предлогом оказания ей помощи в поисках Сансы Старк, прежде всего, сделал женщине, к которой испытывает симпатию и начальное желание, ценный подарок.
Одновременно Джейме, со свойственной ему циничной иронией, давая мечу имя «Верный клятве» (клятвопреступник дал имя мечу, выкованному из меча человека, казненного за измену), тем самым говорит Бриенне: «Посмотрим, насколько ТЫ верная:)».
 

Zaznoba

Наемник
Почти все стараются натянуть на персонажа свой житейский опыт, разной степени тяжести и испорченности.
Девочки, конечно, за повторение сюжета "Красавицы и чудовища" наоборот - "не честно, что только девочки могут любить некрасивых уродов!"
Мальчики немного за логику, но продиктованную большей частью мантрой "мне столько не выпить!" :D

Между тем, если примерить (как это сделал Мартин) для сюжета Бриенны классический рыцарский роман в стиле "сhanson de geste" и разбавить его "куртуазным", то ясно увидишь, что вся история Бриенны Тартской укладывается в средневековые литературные каноны.
Вплоть до обыгрывания сюжета о "прекрасной Даме" и награде в виде волшебного меча.
Только на роль "прекрасной Дамы" Мартин назначает нашему рыцарю без страха и упрека не совсем даму. Хотя и прекрасной наружности.
Решил поиграть с анима и анимус в эпическом антураже в условиях современной толерантности? Скорее да чем нет.
И вот с такими знаниями на перевес можно смело приступать к скрещиванию коня и трепетной лани .
То бишь рыцарской классики и современной психологии любительского разлива:
1. "Никто меня не любит, никто не поцелует, пойду я ..." и стану супер-героем.
Бриенна с детства лишена положительной половой самоидентификации.
Это означает, что никакой вышивкой крестиком в чепце старой девы или раздачей благотворительной похлебки нищим это не вылечить.
Она не просто от жажды приключений (как Арья) берется за оружие и одевает доспехи. Она ставит на себе крест как на женщине в абсолюте. Но и не берет на себя роль мужчины.
Она даже не ставит себе такую цель. Поэтому ее так коробит от любых шуточек на эту тему.
И это не игра обиженного на людей и мир эго. Это добровольный переход в бесполую "ангельскую ипостась" с соответствующим мировоззрением.
Но сохранить телесное и душевное целомудрие и духовные идеалы, не имея истовой веры в высшую сущность или не имея высоко-морального объекта для служения, очень сложно.
(И подчас даже наличие этих знаменателей до добра не доводит. Привет, Ланселю...)
Жизнь подкидывает испытания на каждом шагу в виде наивного самообмана и сублимаций, приводящих на тот самый путь в ад, что вымощен благими намерениями.

2. " Не по хорошу мил, а по милу хорош" или Ренли Баратеон.
Добиваясь служения у этого "короля Артура", Бриенна наивно верит в то, что добродетели даются вместе с благородным происхождением, особенно если персона изрекает многочисленные благородные декларации.
Ну, и миловидная внешность Ренли тоже способствует ее заблуждению. ;)
Первый манифест сексуальной сублимации у Бриенны. Ренли, по ее субъективному ощущению, воплощает в себе все то, во что она верит и чего она отчасти лишена - признания ее добродетелей окружением.
И эта общность с придуманными ею достоинствами Ренли для нее сродни недоступной сексуальной близости. Только она это не осознает. Хотя окружающим это более чем заметно.
К сожалению, судьба-злодейка в виде магической гибели "короля Артура", не дает ей шанса убедиться в ошибочности такой надуманной связки. Квест завален не по ее вине.
И обмишулившаяся судьба автоматически подкидывают ей шанс пройти другое испытание.

3. "Свои собаки грызутся - третьей не влезай" или Кейтлин Старк.
Вот уж где, поистине, Бриенне стоило включить голову и немного оглядеться по сторонам в поисках точки опоры для своих идеалов.
Как Ренли не был "королем Артуром", так и Кейтлин Старк не является "Дамой в беде". Она скорее "ведьма Моргана"(та тоже начинала отнюдь не злобной стервой).
Да. Не зря Мартин в итоге не дарует ей покой, а превращает в Бессердечную Леди.
Кладя под ноги леди Кейтлин свой меч и бездумно принося обет, Бриенна бесповоротно оказывается на бесконечном распутье между злом во благо и благом на службе зла.
И за каждый выбор нести ответ только ей, а не тому кто дал задание. И третьего, нейтрального, выбора при ее инфантильном идеализме не дано.
Пока чаша с горьким опытом не будет испита до дна. К несчастью, при слепом упорстве Бриенны эта чаша грозит стать бездонной...

4. "Полюбился сатана вместо ясна сокола" или Джейме Ланнистер.
Ах, если бы Бриенна родилась мужчиной, а Джейме женщиной!
Благородный, но ужасной наружности рыцарь влюбился бы в свою вынужденную пленницу, коварную обольстительницу с сомнительным прошлым.
Мучимый осознанием греховности дамы, чтобы отогнать шальные мысли, он грыз бы по ночам рукоять своего меча и лупил бы по своим ягодицам сорванной по близости крапивой. :smirk:
Она сперва издевалась бы над ним, а потом в момент смертельной опасности оценила бы его чистую душу и...
Что-то меня подташниват ужо от такой зубодробильной идилии. Не знаю как вас...
Видимо, Мартина тоже протошнило в свое время и он решил потроллить любительниц дамских романов карманного формата:)
Как бы то ни было, но обойти тему сублимации в этой "паре" сложно.
И сублимация тут обоюдная, хотя и разного плана.
Для Бриенны это очередные конвульсии отвергнутой в себе женщины и первая ломка стереотипов.
"А мир то не черно-белый! И не все то золото, что блестит. И не все то гавно, что гавном воняет - лекарство тоже неприятно пахнет" (с)
Чему ее не научила жизнь через милого Ренли - научит через ужасного Джейме.
Для Джейме это первый толчок к переосмыслению себя как человека, и своих целей в жизни.
Но дальше чем преображение героев эта история не зайдет. Уймите свои надежды, девушки!
Не для банального секса взращивает Мартин эти цветочки.
Как бы дальше не повернулась эта история - свои выводы из встречи с Бриенной Джейме уже сделал.
Выводы Бриенны пока за кадром...
Будем надеяться, что она в очередной раз не наступит на грабли вновь подложенные Кейтлин-Морганой, предстающей уже в образе мстительной богини без прикрас человечности.

5. "Не та мать, что родила, а та что воспитала" или Подрик Пейн.
Смысл завязывания Мартином этой "пары" не столь очевиден в книге - в сериале глубже раскрыли настоящий поддекст взаимоотношений Бриенны и Подрика.
Это испытание предлагает Бриенне испробывать на себе роль матери.
Учит нести ответственность не только за себя или своих "хозяев", но и за кого-то полностью зависимого от зрелости ее решений.
Как мы видим, Бриенна, скрепя зубами, таки сдается на милость богов и "усыновляет" Подрика.
И все бы было прекрасно, но очередная встреча с Кейтлин-Морганой предлагает ей сделать самый коварный выбор в жизни - принести себя в жертву "женщине" или в жертву "матери".

6. "Выбор правильного решения приходит с опытом, опыт приходит с выбором неправильного решения" или снова эта Кейтлин.
Бриенна-"женщина" - это значит выбрать жизнь Джейме. Бриенна-"мать" - это значит выбрать жизнь Подрика...
Самое время стать цельной личностью, т.е. принять свою природу и все ее ипостаси полностью.
Пословица в заголовке хороша тем, что показывает нам настоящую ситуацию Бриенны в петле. Ее последнее слово - это слово личности, какой она стала. Или не стала.

Финал открыт. Ждем новой книги.
 
Сверху