• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Петир Бейлиш [мнения]

Lestarh

Знаменосец
Петир Бейлиш. Титан и Мизинец. Влюблённый романтик и циничный манипулятор. Безродный внук наёмника и лорд-протектор двух из семи королевств... Противоречивая, надо заметить, личность. И заслужил, наконец, персональную тему.
Как уже, надеюсь, понятно - тема премодерируемая и предназначена для изложения подробных и взвешенных позиций и взглядов.
 
Последнее редактирование:

Огненный Ёж

Знаменосец
Петир Бейлиш. Мизинец. Большой человек небольшого роста. Единственный в саге, о ком можно уверенно сказать "сам себя сделал". Мальчишка из захолустья, добившийся того, о чем многие рожденные в более влиятельных семьях не могли и мечтать. Лучший игрок в престолы, человек, добивающийся успеха в любом качестве, острый умом и на язык. И при этом - ходячий комплекс.

Вряд ли в саге найдется персонаж, которого обвиняют в большем количестве преступлений, не задумываясь, насколько обосновано."Во всем виноват Чубайс, Петир Бейлиш, понимешь?"( Луций, (с))"

"Хаос - это лестница", как сказал сам Мизинец и многие считают что эти слова о смуте, разрухе и прочих ужасах. Доля правды в этом есть, но не стоит забывать о том, что жизнь сама по себе - хаос.
(Данное мнение субъективно, пристрастно и наполнено оправданиями.)

2po72oy.jpg

 
Последнее редактирование модератором:

Убийца Матрешек

Знаменосец
the_tower_of_house_baelish_by_phatandy-d3ivynz.jpg

Лорд Перстов. А был ли пальчик?


Персты – ряд полуостровов на востоке Долины Аррен, именно там на самом маленьком полуострове и располагаются владения молодого дома Бейлишей. По официальной версии, отец Петира хорошо себя проявил и скорее всего спас жизнь Хостеру Талли за что тот взял его сына к себе воспитанником. Так сказал Автор, но как говаривал один завсегдатай нашего форума – «Мы имеем полное право не верить Мартину». Так все же кто он, так называемый лорд Перстов и самое главное, а был ли пальчик?

О происхождении Мизинца ходит много разных теорий, начинай с фантастических: последний из Кастамере(подходит по возрасту), Ланнистер (характер и склад ума) даже Старк(близкое знакомство с архитектурой Винтерфелла и цвет глаз) и заканчивая логическим выводом, что он бастард дворянской крови. По этому варианту пройдемся подробнее, но начнем пожалуй с главного, чем же грешит официальная версия.

Во первых, Хостер Талли не похож на человека готового взять к себе в дом непонятно кого. Лорд Речных Земель человек крутого нрава, готовый жечь деревни и клеймить обидными прозвищами собственных вассалов, несклонный к прощению, считающий, что вокруг одни враги, даже своё заболевание он готов держать втайне до последнего, не дающий своим дочерям права выбора в личной жизни. Собственно, на то он и гранлорд, но все же такому человеку не до сантиментов. Во вторых Мизинец не похож на выходца из низших классов, ну совсем не похож, его типаж и умственные способности говорят совсем о другом, но не как о человеке, который жил можно сказать в хлеву. И в третьих, глядя на его «родную» башню на Перстах не покидает ощущение, что все это Потемкинская деревня. Думаю у Петира хватает денег, чтобы купить себе небольшой полуостров с башенкой, завезти туда персонал. Если с лихвой( но при этом разумно) заплатить, то персонал с радостью подтвердит, что они дескать еще его деду/отцу прислуживали и его голоштанником видели. А что поделаешь, у богатых свои причуды, главное, чтобы платил вовремя. Кстати, до Браавоса рукой подать, ведь Петир крепко связан с Железным Банком, но думаю вам кто-нибудь ещё опишет эту интересную историю.

Теперь к следующим пунктам, более менее весомые и подтвержденные теории:



1. Талли – бастард Бриндена.. Во первых Бринден заботился о воспитаннике Талли: "Эдмар, совсем еще мальчишка, напился вдрызг, а Петир хотел поцеловать Кейтилин, да только она ему не позволила. Она посмеялась над ним. Он так расстроился, что сердце разрывалось смотреть, и тоже напился до того, что свалился под стол. Дядя Бринден отнес его в постель, чтобы отец не видел его пьяным". Отнес не родного племянника, а по сути чужого паренька, отнес человек у которого в родовом девизе слово «семья». А после того, как Хостер выгнал Петира из своего дома ( между прочим раненого!), Бринден разругался с братом и уехал вслед за своим бастардом, помимо слова «семья» в девизе есть и слово «долг», руководствуясь родительским долгом Чернорыб помчался в Долину. Да и своего сына ему было бы гораздо проще пристроить в Риверан, чем какому-нибудь там лордику с Перстов. Открытым остается вопрос с фамилией и почему Бринден не признал его официально, все-таки он был уважаемым человеком и героем войны, вполне возможно, что господин Бейлиш не знал об измене своей жены, а Талли не стал выносить сор из избы, ведь и «честь» входит в девиз. И вполне возможно, что в Ветрах Зимы Бринден всплывет в Долине рядом с ненаглядным чадом, ведь существует глава Алейны не включенная в Танец, глава которую называют – неоднозначная.

2. Аррен – бастард Джона Аррена. Эта теория выглядит менее обоснованной, по сравнению с предыдущей, но и она имеет право на существование. Неужели такой прожженный интриган и человек в политике собаку съевший, во первых не заметил, что из себя представляет Мизинец, если Тирион понял это с первого взгляда, а во вторых неужели Джон шёл на поводу у своей супруги (нелюбимой и сварливой!) в праве назначать людей на высокие государственные посты (тем паче в экономической сфере!)? Опять же появляется вопрос с фамилией, но чем Джон Аррен хуже Русе Болтона и мог бы воспользоваться правом первой ночи. Джон Аррен мог бы по мужски переговорить с Хостером на эту тему и попросить взять к себе его незаконнорожденного сына, тем более, что они не чужие люди (см. Южные амбиции). И от Джона Петир унаследовал предприимчивость и коммуникабельность - всеобщий друг, хороший дипломат, замечательный финансист, едва ли этому он научился на Перстах. А закончилось всё это тем, что сын переиграл и убил отца, того самого отца, который не признал его официально, того самого, который всю жизнь относился к нему как к чужому человеку, того самого, который обесчестил его мать.

Но может быть все это всего на всего домыслы людей измученных ожиданием шестой книги? И на самом деле это действительно лорденыш из бедного семейства и его происхождение и среда обитания развили кучу комплексов, так что Вестерос потом захлебнулся в крови? Ведь комплексы связанные с низким происхождением и злополучными Перстами неоднократно всплывают, когда Мартин показывает нам Мизинца. Тирион сумел ловко перевести Бейлиша на свою сторону, обещанием о гранлордстве Речных Земель ( догнать и перегнать друга детства, а в последствии предателя) и Харренхоллом ( низкорослый мальчик живущий в небольшой башенке на продуваемом всеми ветрами полуострове, наверняка мечтает о самом большом замке королевства). Да и злополучный инцидент с Лизой Аррен, когда отец отказался выдавать её замуж за столь худородного человека, да если бы он победил Брандона, все равно бы Кет ему бы не досталась. Что ж, Мартин покажет, что к чему.

Ссылки:
 
Последнее редактирование:

бурундук

Удалившийся
«Ухмыляющаяся месть» Петира Бейлиша
167030.jpg


Эпиграф:
Преодолеть страх. Отсечь лишнее. Отвергнуть всё, что не имеет подлинной ценности. И скользить.
( главный герой художественной кинокартины «Бойцовский клуб», разумеется)


Плохие персонажи ПлиО, зачастую, более симпатичны мне, чем хорошие. И Петир, несмотря на то, что до обаяния Великого Комбинатора ему далековато, все-таки вызывает у меня если не симпатию, то понимание. Продолжая музыкальные ассоциации, если Сандор Клиган – это треш, мощь и скорость и его нигилизм – это нигилизм сильного человека, то Петир – это грандж или даже где-то суицидальный сибирский постпанк.

«Разрушив себя – уничтожить весь мир». Лучше в обратном порядке, так, в принципе, интересней. Несмотря на определенные таланты и значительные успехи, он не созидатель. Ну вот вообще ни капельки не созидатель. Ему плевать на Старков, Ланнистеров, сестер Талли, Аррена, да вообще на всех, даже на людей которые когда-то, возможно, были по-настоящему ему дороги. Ему плевать на Вестерос, Эссос и Таргариенов. В принципе, думаю, что по большому счету, если Иные уничтожат вообще весь мир, ему будет, возможно, более комфортно на обломках.

Улыбка Петира в разговорах с Нэдом Старком – это сплошное «Why so serious?»

Не уверен, что жажда власти и/или контроля как таковых вообще является его отличительной чертой. Его самовозвышение - это побочный эффект мести, разрушения судеб других людей. Если честно, я вообще считаю, что у Петира Бейлиша личность как таковая уже давно стерта. Есть только образы, так как важны только они. Но если актер по жизни Варис играет свои роли, Петир - живет ими. Он совершенно искренне мог радоваться встрече Кэт и также совершенно искренне подставить Старков. Как совершенно искренне в голове Рассказчика существует Тайлер Дерден.


Вот его, пожалуй, Тайлера Дердона и напоминает иногда Петир Бейлиш. Я не вижу его хитрым всезнающим интриганом и никогда не видел. Для меня он какая-то безумная смесь Джокера Хита Леджера, Тайлера Дердона Бреда Питта и все это под "Hello, hello, hello, how low?"


Безусловно, талантливый, в чем-то даже несчастный человек, которому нет и никогда не будет места в существующем мире, даже если он достигнет вообще всех существующих высот.


Просто не будет, он в него не вписывается, он для него не создан, он – обиженный злой подросток, способный не только «резать вены бритвой и нажираться под какую-нибудь очередную ерунду», а по-настоящему мстить своим обидчикам. По-настоящему не любить этот мир, всех своих временных союзников, в чем-то симпатичных ему людей, вообще в принципе всех: Ланнистеров, Старков, Железный Банк, Таргариенов, сложившуюся систему вещей и ценностей. Впрочем, в случае с Бейлишем, "всех" отнюдь не означает "всегда". Да и Бейлишей в голове у Петира, как мне кажется, целый консилиум, некоторые, наверное, даже могут быть хорошими.


Несмотря на логичность и цепкость ума как минимум нескольких его альтер-эго, он никакой не стратег, он чистой воды «хаосист», считающих, «планировщиков», как сказал бы Джокер, унылыми и скучными в своей слабости и предсказуемости.


Несмотря на то, что денег у него, судя по всему, немало и зарабатывать (да и воровать не попадаясь) как минимум несколько его альтер-эго умеет неплохо, деньги не являются для него чем-то сакральным, даже для Ланнистеров, которые столетиями привыкали жить с халявными деньгами, золото имеет бОльшее значение.


Несмотря на то, что он в принципе считает большинство «идеальных солдат» опасными недалекими дуболомами (еще одно противопоставление себя традиционным вестеросским ценностям), кинжалом он пользоваться научился неплохо.

Яд, кинжал, ложь, разрушение. И это иногда чертовски весело. Особенно если получается.

А вот ополчаться на тех, от кого зависишь, как учит Тайлер Дердон, довольно опасное занятие. Особенно когда это не получается.

* Представлять картинку для привлечения внимания, думаю, нет никакой необходимости.Изначально хотел запостить культовую обложку Nevermind, но Мизулина не дремлет.
 
Последнее редактирование:

Lucy_Collins

Мастер-над-оружием
Лестница в небо или падение с Олимпа

— Это мой корабль. Не самый быстроходный, зато мой. Я всегда хотел корабль… теперь я хочу дюжину. Странно, правда?
— Что именно?
— Чего бы мы ни хотели — получив это, мы хотим чего-то ещё.
(Игра Престолов, 3 сезон, 5 серия)

Жизнь – это лестница, где с каждой следующей ступеньки приходится сталкивать того, кто на ней уже стоит. Жизнь – лестница от нищеты до сказочного богатства, от безвестности до славы, от унижения до господства, от презрения до почтения, от себя к себе новому, другому и чужому. Жизнь – лестница…

Малыш, рожденный на самом маленьком острове Вестероса среди грязи и нищеты, среди беспросветной серости и убожества, он всю жизнь мечтал о самом большом замке во всех Семи королевствах, принадлежащем только ему одному.

Мальчику, взятому на воспитание в Риверран, никогда не давали забыть его истинное положение и проихождение. И тогда он захотел сам владеть Риверраном и всеми Речными землями.

Юноше, который плохо обращался к мечом, оставили на память длинный шрам. Отныне его ум всегда будет острее любого клинка, а слова изрежут не хуже кинжала.

Он не вышел ростом, у него нет знатного происхождения и богатой семьи, у него нет железных мускулов и верных друзей. Зато у него есть ум, обаяние, хитрость, находчивость, изворотливость, есть беспринципность и подлость. У него есть талант. А значит, у него есть всё, чтобы добиться успеха. Он вступает на лестницу хаоса.

История редко помнит имена тех, кто всю жизнь ходил по ровным и гладким дорогам. От рождения до самой смерти такие люди не знают препятствий и преград, они получают, то, чего хотят без особых усилий и живут, словно играют вызубренную роль во вселенском театре. История запоминает других: тех, кто вышел из тьмы подземелий, цеплялся за каждую ступеньку и шел по головам, сосредоточенно карабкался вверх, пока не достиг вершины. Другое дело, что зачастую их средства остаются для нас загадкой, которую не хочется разгадывать. Мы воспринимаем лишь блестящий результат, яркую обёртку, но не обращаем внимания на сердцевину конфетки, состоящую из сломанных позвонков и разрушенных судеб.

Такие как Бейлиш, редко кончают хорошо. Почему? Потому что, занося ногу для следующего шага, они не видят, что лестница уже кончилась, а впереди лишь пустота холодного звёздного неба. А ходить по пустоте умеют только мультяшные герои... пока не посмотрят вниз :). Полет вниз для Петира будет подобен падению из Лунной двери, станет падением долгим и неотвратимым, но в то же время закономерным и обусловленным сложившимися обстоятельствами.

Уверена, что другие авторы раскроют жизнь Петира гораздо более детально. :doh: Мне лишь хотелось бросить на него взгляд сверху. Взгляд, в котором восхищение смешано с отвращением, а понимание с…непониманием. Взгляд, противоречивый, как и сам Петир Бейлиш.
 

Огненный Ёж

Знаменосец
По причине временного отсутствия вдохновения, выкладываю готовую часть декларации.

Титан Браавоса.Мое отношение к персонажу.

Скажу сразу - Мизинец один из моих любимых героев. Он понравился мне сразу, как только я увидел его в сериале, а после книг он стал нравится мне еще больше. Умный, ехидный, практичный, добившийся всего сам - все как я люблю. И честно, сперва меня шокировала готовность поклонников "людей чести" спустить на него всех собак. Для них Бейлиш - козел отпущения, на которого можно свалить то, что они не могут простить своим любимчикам.
Считайте меня адвокатом дьявола.

Исторические и литературные прототипы? Много их. Но мне хочется особенно отметить из первых - французского политка Шарля-Мориса де Тайлерана-Перигора, а из вторых - героя ближневосточного фольклора Алдара-Косе.

Тайлеран, как и Мизинец носил отметину недостака тепла, был готов ко всему, пользовался любовными связями для продивижения, умел держать нос по ветру и служил Франции при всех режимах, при этом не декламируя свою верность стране и не стесняясь того, что для него важна в первую очередь личная выгода. И в то же время оба (возможно, неосознанно) добиваясь личного блага, несли благо стране.

От Алдара же Петир взял неунывающую натуру, спосбность изящно выкручиваться из безнадежных ситуаций и даже со слабыми стартовыми вложениями добиваться огромного успеха. Мизинца пока не перехитрил никто. Алдара же перехитрили всего раз. Женщина. Кто знает, может это пересечение случиться позже.


Комплексы Мизинца.
Именно комплексы являються основным двигателем Мизинца. И главный из них развивался в нем всю жизнь. В глубине души он жадет доказать, что право по рождению, которого у него не было, на деле ничего не стоит. Лишаясь того, чего он желал, как он думал, из-за того, что знатью не вышел, он выбрал своим врагом не человека, но традицию. Но пока она не поддается. Как бы высоко не взлетел пересмешник - те, кого он обошел сочтут это ошибкой. Просто потому, что в их понимании, рожденные ниже их не имеют права на подъем. И даже если каким-то чудом традиция падет - он не сможет остановиться и продолжит восхождение. Просто потому, что не может иначе. Из этого вытекает другой комплекс. Поднимаясь вверх по лестнице, он привык оставаться в тени, направляя того, кто эту тень отбрасывает и перепрыгивая в другую тень, когда предыдущая исчезает. И это одна из причин, по которой война с традицией так тяжело идет. Оставаясь в чужой тени, тяжело показать свою силу и влияние. И вместо того, чтобы выйти и доказать, он просто переходит в более крупную тень. К тому же даже за место в тени приходиться бороться и отгонять тех, кто тоже решил там устроиться. И никто не гарантирует, что никто не решит устроиться в твоей тени. Впрочем, в этом есть и плюс - чем незаметней ты в тени, тем меньше людей хотят занять твое место.


Хаос - это лестница.

Подземелье.

Лорд Перстов
Не секрет, что о роде Бейлишей мы не знаем почти ничего. Мы знаем, что некий браавосский наемник когда-то служил роду Корбреев, его сын был посвящен в рыцари, а его сын заплучил себе земли (беднейшее, никому не нужное захолустье - но свое.) И уже четвертый вестеросский Бейлиш - собственно Петир. Все.
Немудрено, что в предки Мизинца записывают всех ушедших в Эссос больших людей. От того, что наемник был потомком некоего Старка, до того, что отец Петира - кто-то из братьев Талли. Но если подумать - какая разница? Кем бы ни были его предки - Мизинец останется Мизинцем. И скорее всего именно с него и будет считаться история рода. Даже если на нем она и закончиться.

Путь к поверхности.

Жизнь с Талли. Пересмешник под водой.
Единственный вопрос, который возникает когда размышляешь о жизни Петира у Таллли - Почему он к им попал? Ответа на это вопрос нет. Политика? Какое там. Дружба отца с лордом Риверрана? Слишком натянуто. Что-то другое? Что именно?
В любом случае Риверран почти стал для Петира вторым домом. Там он мог увидеть и получить то, что не мог на Перстах. Риверран был для него замком чудес и он старался стать в этом замке своим. И это у него получалось. Кейтелин и Эдмар вспоминают что он был им как брат, о влюбившейся в него Лизе и говорить нечего. Суровый Бринден Черная Рыба - и тот относился к нему с заботой.
И все же почти - это не значит стал. При всей близости, к нему отнасились холдновато, отдаленно. Но он старался. Старался влится в семью, не затаивая мелких обид, в отличие от некоторых. Но сделав один рискованный шаг - он потерял все.

Дуэль с Брандоном. Точка невозвращения

Это были жестокие уроки, но я никогда их не забуду, ведь ... Они сделали меня тем, кто я есть. (Великий инквизитор. Н. Гейман: 1602.)

И вот - поворотный момент. Некий нахал приходит затем, чтоб забрать то, что Бейлиш считал своим. Петир видит, что на самом деле Кэт Брандону и не особо нужна, что он будет гулять во все стороны а может и чего похуже. И он, уверенный в том, что сила в правде а правда - за ним, выходит против чужака. И его второй дом неожидано встает против него. Отвага, стойкость - пустяк. Старшему поколению важен лишь выгодный союз, а та, из-за которой он вышел на бой давно смирилась с этим и более того - балбес и гуляка ей импонирует. Гостеприимный замок враз стал чужим.
Наверное, будь на месте Брандона кто-то другой, кто постарался бы уладить дело миром, а если бы не получилось - хотя бы проявил уважение к побежденному, все бы пошло иначе. Но судьбе это было неугодно и появился именно Брандон, которому было на все это наплевать. Для него Мизинец был всего лишь зарвавшимся юнцом, которого следовало размазать. И в какой-то мере у него это получилось. Наивный мальчишка из бедного рода погиб на дуэли, а его место занял новый человек, осознавший правила по которым живет мир. Понимающий, что поступки никому не важны, а важен человек, совершающий их. Что мир цепляется за давно устаревшую традицию. И что эту традицию необходимо отправить на свалку истории любой ценой. Но чтобы начать диктовать правила - надо следуя имеющимся, стать человеком, поступки которого будут менять мир. Чего бы это не стоило.

Первый пролет.
Если тебе надо чудо - сделай его сам. (Noise MC. Песня "Сам")

Ступень один. Карьера до и в Королевской гавани. Мизинец и Варис.

И вот восхождение началось. Да, карьеру он начал можно сказать - по блату, но судить его за это бессмысленно. И сейчас сложно сделать карьеру без полезных знакомств а в средневековье это было почти невозможно. Таможенник - небольшая должность и в то же время - хорошее начало. На такой должности легко заработать стартовый капитал и обзавестись первыми полезными связями. Что пускать, что не пускать, что пускать тайком - должность больших возможностей. Видимо, Петир достиг определенных успехов на этой должности, ведь если бы у него все валилось из рук - никакая протекция бы не помогла. Так может одну из главных должностей государства Мизинец просто... Заслужил?
Действия Бейлиша в этой должности - еще один пункт возмущения его ненавистников. "Как же так?" - Заявляют они. - "Чуть что, занимать деньги - разве это талант? Так каждый дурак может."
Не все так просто. Есть один старый анекдот: одного лорда, у которого было много долгов спросили, как же он спит по ночам? На что лорд ответил - "Я-то сплю спокойно, а вот каково моим кредиторам?"
И главной задачей Мизинца как раз было обеспечивать кредиторам спокойный сон, что при мотовстве Роберта было непростым делом. Знать, кому, сколько и когда вернуть, чтобы они с легкой душой могли одолжить еще. Просто ли это? Едва ли. При этом, он не забывал и о себе. Сеть борделей можно спокойно назвать одним из самых выгодных вложений денег. Доходное предприятие и при этом - сеть информаторов не уступающая той, что имеется у Мастера над Шептунами.
Вариса. О нем стоит поговорить отдельно.

Мизинец и Варис во многом похожи. Оба мастера игры. Оба поднялись из низов. Оба, можно сказать, живут назло. И при этом - они ярко выраженные антиподы.
Напыщенный Варис, всем доказывающий собственную важность и осведомленность и спокойно сидящий в тени Мизинец, которого мало кто воспринимает как серьезного игрока. Мастер над Шептунами, ненавидимый многими за одну свою деятельность и дружелюбный (на вид) Мастер над Монетой, обходительный всеобщий друг, всегда готовый помочь. Варис, у которого есть и лучший друг, и человек, ради которого он плетет свою сеть, и одиночка Мизинец, у которого нет никого, кого он боится потерять.
И главное различие, на которое делают упор противники Петира. Варис говорит что служит на благо королевства, Мизинец же признает, что его больше интересует собственное возвышение.
И при этом, что Варис действительно сделал на пользу Вестеросу в время кризиса? Ни-че-го. Но об этом позже.

Если Мизинец - Алдар-Косе, то Варис выходит Джиренше. Переоцененный мудрец, вся задача которого - указывать правящим лицам на очевидное. Можно ли считать это достижением?

И еще кое-что. Если с Мизинцем нельзя уверенно сказать, виновен ли он в войне пяти королей, то Варис определенно виновен в восстании Баратеона. Он распалил Эйерисову паранойю настолько, что тот перестал доверять даже собственному сыну, который раньше единственный мог его успокоить. И апофеоз - тот самый турнир. Можно по разному относится к Барристану Селми, но в плане оценки боевых навыков его смело можно считать компетентным источником. И по воспоминаниям Барристана - Рейегар победил лишь потому, что все боялись короля. А ведь если бы Рейегар проиграл - он бы точно бы не ввязался во всю эту историю похищением. Потому что бы это выглядело не как "трофей победителю" а как попытка неудачника получить то, что не получил честно. Романтические натуры не способны пойти на то, что может испортить память о них. А кто притащил на турнир Эйериса? Варис. Значит ли это, что Варис виновен в восстании? Скорее всего да.

Ступень два. Джон Аррен. Ученик переигравший учителя.

Еще одна ключевая фигура в истории успеха Бейлиша. Десница короля и хранитель востока. По мнению многих - подкаблучник, пропихивающий любовника жены, измученный её уговорами. Хочется спросить: вы в это серьезно верите? В то, что один из самых талантливых игроков эпохи, вызывавший у своих вассалов искреннее восхищение, дальновидно заручившийся поддержкой таких сильных домов как Старки и Баратеоны, сыгравший ключевую роль в восстании и посадивший на железный трон не кого-то, а человека, которому заменил отца и пользовался этим, пошел на поводу у женщины? Рыбак рыбака видит издалека и Аррен наверняка разглядел в Бейлише потенциал. Невозможно, чтоб Мизинец сразу стал гением игры. Кто-то должен был дать ему первые уроки, как сейчас сам Мизинец дает уроки игры Алейне. И кто как не лорд Аррен лучше других подходит на эту роль.
UPD:
Раньше этот вопрос я не рассматривал, но недавно задумался над ролью Лизы в этой истории. Не её просьб за Петира и прочего, а другого. Будем честны, во время своей женитьбы на Лизе, лорд Джон был уже возрастным мужчиной и как бы он к ней не относился - наверняка он трезво оценивал себя. Два неудачных брака, отсутствие наследника... Короче он не Уолдер Фрей чтобы и в преклонных годах быть способным на активную половую жизнь. А наследник при этом ему был нужен... И тут жена начинает уговаривать сделать карьеру безродному парню. Так что честно говоря - возможно поддержка Мизинца могла быть сделкой. Что Лорд Аррен поможет ему подняться и обучит игре в престолы... А взамен Петир обеспечит ему наследника. И это звучит куда реалистичней, чем просто "женщина уломала" - особенно если вспомнить что и в истории были похожие случаи (например Хидейоши Тойетоми - был готов продвинуть вверх одного из своих соратников - Иэясу Токугаву - если тот разрешит ему усыновить его сына - сделав того наследником.)

Причастен ли Петир к его смерти? Неясно. Единственный источник , утверждающий это слишком ненадежен. Но если это так - то получается что и здесь сработало правило двух. Учитель пал от руки ученика, чтобы тот стал равным ему. Если же нет - Мизинец все рано освободился от надзора и смог развернуться.

Ступень три. Эддард Старк. Кукла решившая танцевать не туда.
Любому кукловоду нужна марионетка во власти. У Джона Аррена марионеткой был Роберт, которому Джон заменил отца и которым тот мог долгое время управлять, пока ниточки не оборвались. Петир выбрал на эту должность человека, через которого, как ему казалось, он мог управлять королем и который к тому же получил то, что как Петиру казалось у него отобрал Брандон. Инструмент воздействия и маленькая месть в одном флаконе. Старший брат разрушил старую жизнь, так почему бы младшему не помочь ему в новой? И вот, надиктованное письмо отправляется на Север, в расчете, что Старк в этом случае точно прибудет разбираться.
Только вот марионетка из Старка не получилась. Поначалу его расследование не особо мешало текущему положению вещей и Мизинец подкидывал ему улики. То, что Серсея узнает о том, что её секрет всплыл и убьет Роберта - вполне могло входить в план.
И вот момент настал. Казалось лучшего момента для получения власти нет и это понимают практически все. Захватить детей, отстранить от власти королеву, объявить себя регентом - вот и все что надо было сделать марионетке. А Мизинцу оставалось лишь дергать за ниточки, да наслаждаться властью. Но по закону подлости, план который ты считаешь простым точно не сработает. Старк предпочитает здравому смыслу принципы и упорно хочет передать трон человеку, который абсолютно не подходит на место короля, который разрушит все, что строилось годами, которому есть дело лишь до своего эго. Мизинец пытается образумить Старка, красочно расписывая что будет в случае если Станнис получит трон, но тот мало того, что не хочет слушать - ещё и требует от него помощи! А когда кукла ломается - её или чинят или выбрасывают. Починка в этом случае была невозможна. Кто бы на месте Бейлиша поступил иначе?

Площадка один. Человек без чести. Насколько применимо это определение к Мизинцу?
Петира часто называют человеком без чести, аргументируя это тем, что для него не имеют значения методы, что он готов предать и подставить кого угодно, что для него имеет значение лишь собственная выгода.

Рассмотрим это подробней. Методы? Когда цели можно достичь без крови - он выберет именно этот вариант. На протяжении всей саги Петир проливал кровь лишь когда было невозможно поступить иначе. Предательства? Неда Бейлиш сразу предупредил что зря тот доверяет ему, а то, что его не послушали - уже не его проблемы. Донтоса было необходимо убрать. Подставил Мариллона? Будем честны, певец заслужил это. А с своими Мизинец щедр, великодушен и готов помочь. Пока что, никто из тех, кто действительно за Мизинца не пострадал.

Говорят, что для Мизинца "лгать так же естественно как дышать." Но много ли раз Бейлиш лгал в открытую? Валирийский кинжал, смерть Лизы, обман с Сансой и... Все? Оружие Мизинца - полуправда и недомолвки, а это уже совсем другое.

И самое главное - Мизинец честен перед собой. Он не прикрывается красивыми словами о чести, законности и службе королевству. Он признает, что хочет хорошо жить, а остальное его не волнует. И в этом плане он честнее того же Вариса, который направо и налево вещает о своей верности королевству, а сам готовиться посадить на железный трон короля, при котором будет удобно в первую очередь ему, приговаривая, что это принесет пользу королевству. Равнять себя и королевство - не перебор ли?

Итог. У Мизинца есть свой кодекс, которому он следует. И то, что он отличается от общепринятых представлений - не повод отрицать его существование.

Продолжение следует.
 
Последнее редактирование:

Огненный Ёж

Знаменосец
Второй пролет. Жизнь во время войны.
И вот - война. Самое время сравнить действия Мизинца и его соперников.
Варис - Вместо того, чтобы следить за народом, и стараться сдержать волнения, он ходил вокруг Тириона, проводил его к любовнице, хвастая знанием подземных ходов, оставив контроль над Королевской Гаванью на плечах золотых плащей, у которых недавно сменился лидер, коим стал человек копметентный, но непопулярный. Неудивительно, что Байвотер не справился. Мечом без слова сложно сдержать народ.
Мизинец же вновь отличился. Во-первых, со своими прямыми обязанностями он справился, и финансового кризиса, не случилось. Во-вторых, узнав об обличительных письмах, которые рассылал Станнис - он придумал довольно остроумный контрход с ответным слухом, в результате которого Станниса поддержало меньшее количество лордов чем могло и его позиции были ослаблены. Не факт, что намного, но все-таки. В третьих, он блестяще выполнил данное ему поручение о передачи останков Старка, сбив с Кейтелин часть её решительности, из-за чего она начала допускать роковые ошибки. А также, Мизинец совершил дальновидный поступок, оставшись в стороне от интриг видимых и благодаря этому - сумев остаться на коне, в отличие от тех кто ввязался в интриги Тириона и пострадал от этого.

Ступень Один. Мизинец и Бес. Полтора игрока.
С Тирионом, в отличие от Вариса, сходства у Мизинца нет вообще. Как бы к нему не относились - Тирион оставался отпрыском богатейшей семьи Вестероса и то, чего Мизинец достиг сам, Тирион получил по рождению. У Тириона, даже после истории с Тишей оставались люди, которым он верил и которые тепло относились к нему - Джейме и Герион. Мизинец после дуэли с Брандоном остался один против всех. Тирион отчаянн, и готов, если придется - пойти в бой. Мизинец предотвратит возможную схватку любой ценой или же отступит, ожидая более удачного момента. Тирион считает себя игроком, но не обращает внимания на то, что гораздо чаще он выступает ка фигура в чужих руках. Мизинец притворяется фигурой, но с легкостью манипулирует теми, кто считает, что управляет им.
Герб Тириона - Лев, грозный хищник. Герб Мизинца - Пересмешник, скромная птичка. Казалось бы, кто опасней? Лев? Да, у него есть и клыки и когти, но при достаточном уме его действия можно предугадать, и даже заставить прыгать через обруч. Пересмешник же непредсказуем. Он может успокоить тихой песенкой, может привлечь хищников к жертве криком, может издать не тот звук и раскрыть чужую тайну, но что делать, он решает сам и только сам. Заставить его делать что-то не желательное ему почти невозможно. И порой, даже самые страшные хищники подпускают таких маленьких птиц почистить им пасть и это ставит птицу куда выше хищника. И хищники не догадываются от этом.

Игрок ли Тирион? Нет. Он трикстер, джокер, дикая карта, тот, кто способен выскочив из ниоткуда, испортить любой ход. И Мизинец это понимает. Потому-то он и старался его устранить со своего игрового поля, единственный из всех игроков. Остальные считают, что они могут использовать Беса в своих комбинациях. Петир знает, что такая карта слишком опасна чтобы включать её в свою игру.

Ступень Два.Союз с Тиреллами и получение Харренхолла.
Зачем Мизинца отправили из Королевской Гавани? Чтобы не путался у десницы под ногами. Отправили с самой мелкой, ничего не решающей, но рискованнной задачей. Будь на месте Петира кто-то, мыслящий иначе - велик шанс, что в Королевскую Гавань бы он не вернулся. Шахматисты недооценивают эмоции, но Мизинец, как уже говорилось, картежник.

Знаете, что изначально значило слово "якудза"? Ни на что не годный. В японской версии покера, так называют игрока, которому досталась худшая комбинация карт из возможных. И это не всегда оскорбление. Так называют и талантов, которые благодаря знанию эмоций побеждают с такими картами. И Мизинец - якудза именно в этом смысле.
Когда ему приставили к горлу кинжал - он пошел на блеф. И этот блеф сработал. Кейтелин была сбита, надломлена и ослеплена материнскими чувствами. К чему это привело - мы знаем. А ведь миссией Бейлиша было всего лишь вернуть останки.

И после этого случилось одно из главных событий войны. Смерть Ренли Баратеона. Для кого-то это было трагедией. Для кого-то - правосудием. Для кого-то - демонстрацией чужой силы. Для Петира это была всего лишь очередная ступень.

Если бы переговоров не случилось, начали бы Тирелллы воевать сами за себя? Вполне возможно. Они честолюбивы, амбициозны, неглупы (Ну, за редким исключением), богаты, у них была и сильная армия, деньги, продовольствие, и главное - никаких симпатий к Станнису. Выстояли бы Ланнистеры, если бы им пришлось воевать на три стороны? Нет. Петир же это предотвратил. Так что да, без него крупного успеха могло и не состоятся.

И словно в насмешку, ему жалуют Харренхолл. Проклятый замок, владельцы которого долго не живут. Словно кому-то хотелось, чтоб замок сгубил и пересмешника. Но что для него Харренхолл? Приз? Место, соответствующее масштабу его личности? Нет. Ступень, с которой открывается путь на высшие этажи.

Ступень Три. Побег Сансы и мотивы его устроить.
Санса Старк. Очередная фигура или еще одно напоминание о прошлом? Да, она ключ к северу, но какой Мизинцу прок от заснеженного края, где нет особых богатств, обескровленного войной и признающего в первую очередь силу и честь? Только если это еще одна месть мертвецу. Взять умом то, что должно было достаться Брандону по наследству. А так как Санса крайне похожа на мать - к этому добавляется еще одна грань. Месть и влечение, что из них главенствовало? Неясно.

Первая попытка, как и большинство простых планов не сработала. Причем, как кандидата в мужья, Мизинца не рассматривали по той же причине, что и много лет назад - родом, видите ли, не вышел. И вновь, Петир не отступился от цели. Но на этот раз он дествовал не столь грубо, как в прошлый раз.
Почему он действовал через посредника? Все просто. Донтос был спасен Сансой от смерти и она считала, что может ему доверять. Стала бы она доверять Мизинцу так же, как безобидному пьянчуге Холларду? И к тому же, другие игроки всполошились бы, увидев его с потенциально ценной фигурой, связав тем самым ему руки. А на дураков никогда не обращают внимания. Неизвестно, планировал ли Мизинец смерть Джоффри или просто был оней осведомлен. Сетку отдал Сансе Донотос, но что мешало ему работать и на Тиреллов и на Мизинца? Ничего. А Петиру ничего не мешало следить за своим посредником. В любом случае - он был готов. И устроив Сансе побег во время пурпурной свадьбы, он закрыл ей дорогу назад.

Площадка Два. Мизинец и Кейтелин.
В своей жизни я любил лишь одну женщину. Только Кэт.
Все помнят эти слова Мизинца. И многие сомневаются в искренности этих слов. Но они рассматривают эти слова во всех временных плоскостях. Хотя они были сказаны в прошедшем времени и если любил тогда, то это не значит, что любит сейчас. Кейтелин была дорога ему как образ из далекого прошлого. Прекрасный и недостижимый. Ничего общего не имеющий к той Кейтелин, что предала его, как не поддержав в роковой дуэли, так и не позволив достойно умереть. Ничего общего не имеющей с Кейтелин нынешней, загрубевшей на Севере, жестокой, мелочной и мстительной. Образ той Кейтелин, которую он любил, остался лишь в сердце Петира, а к поздней Кейтелин, чувств у него нет. Для Мизинца она лишь не особо важная фигура, которая, по какому-то недоразумению носит то же имя, что и его первая любовь.
Петиру принадлежат и другие слова. Что он лишил невинности обеих сестер Талли. Ложь или ошибка? Когда-то он, по пьяни перепутал Лизу и Кейтелин, но разве он не мог понять об ошибке за столько лет? Так что же выходит, он лжет? Но эта ложь настолько груба, что с трудом согласуется с его характером. Так почему же он так говорит?
Скорее всего, в этом случае он лжет себе. Он хочет верить, что тогда был не с Лизой. Настолько хочет в это верить, что прогоняет несостыковки и догадки. И эта маленькая слабость, вызывающая у многих презрение, на самом деле делает непоколебимого пересмешника чуть-чуть человечней.

Продолжение следует.
 

Огненный Ёж

Знаменосец
Третий пролет. Триединство Мизинца.
Ступень Один. Лорд-Убийца. Мизинец и его жертвы.


Вестерос - жестокий мир, в котором даже у самых положительных персонажей руки по локоть в крови. Увы, Мизинец не исключение. Но, когда убивают другие персонажи, им стараются найти мотив. Чем он хуже?

Не будем вновь вспоминать историю с Эддардом Старком, тем более что я её уже расписал. Не будем и обвинять Мизинца в войне пяти королей, так как если подумать - найдутся и более виноватые в этом люди. Вместо этого рассмотрим других персонажей, как тех, кто и правда пал от его руки, так и тех, в смерти которых его обвиняют.

1.Джон Аррен.
С одной стороны все логично. Ученику надоело находится в тени учителя, учитель ослаб и не мог больше удержать ниточки власти, из хаоса, который родился из этой смерти можно было построить много новых ступеней. Но проблема в том, что единственному источнику этой информации нельзя верить. Лиза - шизофреничка, путающая сон и явь и искренне верящая в свои слова. Могла ли она неправильно истолковать случайно услышанные слова, не понимая их знапчения? Да. Если они вообще были. Они могли ей и приснится, и самозародиться в её голове, уже задним числом вписавшись в воспоминания. Даже странно, что недоверчивые читатели, находящие не то что второе - третье дно чуть ли не в каждой фразе каждого персонажа так легко поверили ей на слово.

2. Джоффри Баратеон.
В отличие от прошлой смерти, из этой невозможно вывести пользу для Мизинца. Ступени? Бейлиш не настолько самонадеян, чтоб строить новые ступени не пройдя и половину старых, а дел у него и без этого хватало. Санса? Для её побега важна была не сама смерть, а возникшая неразбериха. С таким же успехом люди Мизинца могли поджечь несколько Ланнистерских шатров, а потом сказать что видели её там с факелом. И никто бы не удивился, так как мотив у неё был. Вывести из игры Тириона? Тоже слишком муторно для этого. Так что взглянем правде в глаза. Эта теория основана лишь на том, что сеточку с ядом отдал Сансе работавший на Мизинца Донтос, которому ничего не мешало работать и на ту же Оленну. Люди алчны, а такие как Донтос - алчны вдвойне. Знал ли Петир о планируемом убийстве? Наверняка. И он всего лишь использовал его в своих целях, не участвуя лично.

3. Донтос Холлард.
Безобидный шут, пострадавший ни за что? Едва ли. Вспомним кем был Донтос Холлард. Последний из изничтоженного рода, не имеющий ничего, выживший лишь благодаря чужому заступничеству, причем дважды минимум. А у таких людей в душе всегда правят алчность и злоба. Они могут выглядеть как дурачки, но за символическую плату пойдут на все. Останься Донтос в живых, он бы наверняка решил бы получить еще одну награду, тут же рассказав что Бейлиш укрывает преступницу, еще и добавив что он мол знает, как Петир в смерти короля замешан. Так что Мизинец на это раз даже не убил человека, а раздавил таракана.


4. Лиза Аррен.
Больная психопатка, гниющая живьем в своей паранойе, живущая на грани реальности и впадающая в истерики по любому поводу. Так чем её смерть отличается от многочисленного добивания раненых, которое в промышленных масштабах совершают "положительные" герои? То же самое милосердие, только в профиль.

Что это значит? А то, что непосредственно от руки Мизинца умирали в основном те, кто заслуживал смерть, но каждую из этих смертей его ненавистники раздувают до корсмических масштабов, в то время как какой-нибудь Станнис Баратеон приговаривал к смерти всех, кто не признавал его королем, а Тирион Ланнистер отправлял излишне болтливых бардов в суп и это сходит им с рук. Двойные стандарты. Увы.


Ступень два. Лорд-Протектор.
Зачем нам в свое время показали Персты? Ответьте не задумываясь. Не можете? А ведь все просто. На примере Перстов, нам показали, в чем сила Бейлиша как управленца. Он знает жизнь и характер своих подданых (грубо звучит, но все же) до мельчайших подробностей. Интересуется, выслушивает, выступает скорее не как лорд и господин, а как хороший друг. Поступает как и все гениальные правители. Ведь если ты на короткой ноге с подданными - они будут вернее, чем если бы ты смотрел на них свысока.
И Долиной Петир управляет так, как управлял своими родными землями. Запоминая характеры, слабости и мелкие пунктики лордов, их семей, слуг и всего, что только можно. Недаром он так уверенно говорил, что всего лишь год спустя - хартия не будет представлять для него опасности.
Основной антагонист Бейлиша - Джон Ройс. Хороший воин, уважаемый и благородный человек. Но простой и не привыкший задумыватся. И пожалуй, единственный человек, который так и будет противостоять Мизинцу из принципа. Остальные лорды хартии всего лишь боятся, что Петир лишит их привычных плюшек и стоит Бейлишу убедить их в обратном - они перейдут к нему. А если кто не успокоится - против него найдется оружие. Мнимый противник Мизинца Лин Корбрей, засланный казачок в стане врага.

И если подумать, то правление Мизинца только поможет Долине. Если уж она не развалилась при правлении безумной Лизы, при точном, вдумчивом и аккурантом правлении Бейлиша, она может стать едва ли не сильнейшим из семи королевств.



Лестница в небо или падение с Олимпа?
Будущее Петира - одно из самых неопределенных в саге. Упадет ли он с закончившейся лесницы, столкнут ли его оттуда, или же случится один из мультяшных парадоксов? (Можно идти по воздуху, главное - вниз не смотреть.)
Первый вариант - самый маловероятный, так как лестница не зканчивается в принципе. Что сделает Мизинец, если достигнет максимально возможной высоты для человека его происхождения - станет десницей? Вряд ли он задержится на этом посу надолго. Слишком сложно дергать за ниточки, слишком сложно стоять на свету человеку, привыкшему к тени. Скорее всего, Бейлиш поступит так, как в свое время поступил сёгун Иэясу Токугава. Поставит на все посты максимально толковых и в то же время, верных ему людей, невзирая на их происхождение, и уйдет. Уйдет, лишившись явной власти и собрав в своих руках всю власть тайную. И кто знает, как направит эту власть человек, которому всего мало? Устроит завоевание других континентов? Возможно. Такого развлечения ему хватит до конца жизни.

Второй вариант - возможен. И поэтому о нем совсем-совсем не хочется думать. Но все же... Противники Мизинца все как один считают что роль того, кто сбросит Мизинца с лестницы уготоввана Сансе и только ей. Приписывая ей и развитие, и внезапную милость к Зяблику и разнообразную любовь-морковь с самыми разными персонами. Но какие шансы на это? Я отвечу - мизерные. Мизинец растит из Сансы не игрока, а оружие. Вещь, лишенную собственных амбиций и собственного мнения. Верную вещь, которая физически не сможет стать чем-то большим. Пока что у него это отлично получается. Санса, продолжая барахтаться в своих жизненных мелочах, с одной стороны - ожесточается, не рассматривая как людей ни Мариллона, ни Зяблика, ни остальные фигуры, а с другой - остается все таким же аморфным созданием, лишенным планов, амбиций... А в скором времени - и личности. Пока что в этот процесс вмешался лишь один проблемный фактор - Миранда Ройс. Но станет ли она мешать Мизинцу или же примкнет к нему - неизвестно. На Гарольда Хардинга же особо расчитывать противникам Петира не стоит. Судя по тому, как уверенно Бейлиш включает его в свои планы - он уже прекрасно знает, что представляет из себя Гарри-Наследник. Только плохие интриганы не учитывают значение личности и включают в план тех, кто может этот план разрушить. Мизинец не из таких.

Среди читателей, у Мизинца хватает ненавистников. И почти все они желают, чтоб Мартин убил его с особой жестокостью. Но сделает ли он это? Мартин любит неожиданные повороты и смел убивает тех, кому фанаты желалют долгих лет жизни. Так почему бы ему не оставить в живых персонажа, которому столькие желают смерти?

Скажу лишь за себя. Но я знаю, что есть люди, которые со мной согласятся, пускай их будет гораздо меньше тем тех, кто мне возразит. Если в последних книгах, Петир Бейлиш бесславно погибнет - я буду очень разочарован.

Cпасибо за чтение, это все.

P.S. Пункты "Мизинец и дети" и "Роль Железного банка в истории Мизинца" сознательно опущены. Мне действительно нечего сказать по этим темам.
 

ElenaSh

Знаменосец
Джей Гэтсби, как один из возможных прототипов образа Петира Бейлиша

Спусковым крючком для этого исследования послужила рецензия в блоге Джорджа Мартина на фильм «Великий Гэтсби» 2013 года и несколько комментариев к ней. Целиком рецензию можно прочитать по ссылке, я переведу лишь некоторые моменты из неё, имеющие важное значение для нашего героя.

И в конце этот фильм разбил моё сердце так же, как это случается с романом каждый раз, когда я его перечитываю, так же как это случилось, когда я прочёл его первый раз ещё в начале 70-х.

Это одна из моих любимых книг. Это книга, которая имеет для меня огромное личное значение, книга, которая глубоко на меня повлияла. Романтик во мне твёрдо идентифицирует себя с Джеем Гэтсби (и иногда с Ником Каррауэем). Я знаю, что это такое – следовать за зелёным огоньком.

Я люблю эту книгу, люблю эту историю и люблю этот фильм.

Комментарии:

– Я вижу немного от Джея Гэтсби в Мизинце. Нет?

– Я тоже. Хотел бы я, чтобы сериальный Мизинец был более похож на Гэтсби, чем на Яго, потому что именно таким я его представляю, когда читаю книгу.

– Параллель с Гэтсби. Я должен был знать, что вам понравится «Великий Гэтсби», Джордж. Это талантливая книга, одновременное раскрытие американского духа и души романтика, который подошёл так близко к тому, чего он хотел, но так никогда и не достиг этого. И ваш отзыв не разочаровал, похоже мне придётся посмотреть этот фильм сейчас.

Это заставило меня задуматься, не включили ли вы такого персонажа в свою основную работу, как вы это сделали с Шейлоком и «Тремя балбесами».

И мне кажется, я нашёл: Петир Бейлиш. Он не остановится ни перед чем в погоне за воспоминаниями о женщине, которую он любил, даже если ему потребуется помощь подземного мира, чтобы быть с ней. Он гораздо более безжалостный, жестокий и скользкий, чем Гэтсби, хотя его цель кажется той же самой. Возможно, Бейлиш утратил эту навязчивую идею, переключившись на стремление к власти, но я надеюсь, что остатки этой чистой страсти лежат в основе его действий. Это почти заставило бы меня болеть за него, если бы это было так.

Джордж Мартин:

Да, в Мизинце много от Гэтсби. В книжном Мизинце, по крайней мере. Сериальный Мизинец - это другое создание.

– Отлично! Не могу дождаться того, чтобы увидеть, как далеко зайдёт Мизинец в своём желании получить любовь и Железный Трон.


Итак, вооружившись карандашом, я погрузилась в чтение «Великого Гэтсби» и вдобавок к тем особенностям характеров героев, которые подметила лично, нашла очень хорошую статью на ту же тему, правда, на польском, так что ниже будет некоторая компиляция из моих идей и перевода с польского.

Имена и величие

Great Gatsby/Little Finger – уже в том, как авторы называют своих героев, начинает проявляться их сходство и различие: great/little как антонимы, и можно было бы предположить, что Мартин в свойственной ему манере выворачивает историю наизнанку в желании высмеять героя, если бы не одно «но» - эта история ему действительно дорога, а значит вероятнее всего он просто вплетает её в ткань целого повествования, как одну из ниточек, сохраняя уважение к герою, в котором во многом видит себя. Гэтсби велик, оттого что он хочет таковым казаться, пустить пыль в глаза, продемонстрировать, что он такой же, как другие, имеет право принадлежать к их кругу. Мизинец внешне сигнализирует совершенно противоположное, предпочитая оставаться в тени, но внутри себя он презирает тех, кто имеет всё по праву рождения, совершенно того не заслуживая.

О «величии» натуры обоих героев нам рассказывают третьи лица: отец Гэтсби и старик-отшельник на Перстах. При этом в обоих случаях величие это воспринимается мнимым, поскольку оно растрачивается исключительно эгоистично.
– Он бы далеко пошел, можете мне поверить. Он был еще молод, но вот здесь у него было хоть отбавляй. – Он внушительно постучал себя по лбу, и я кивнул в знак согласия.
– Поживи он еще, он бы стал ба-а-льшим человеком. Таким, как Джеймс Дж. Хилл. Он бы ба-а-льшую пользу принес стране.
– Вероятно, – сказал я, замявшись.
На его землях имелась еще пещера отшельника, но она пустовала.
– Теперь он умер, но в детстве отец водил меня к нему. Отшельник не мылся сорок лет, и вы можете себе представить, как от него пахло, но, как все полагали, имел пророческий дар. Он ощупал меня и сказал, что я буду великим человеком, и за это получил от отца мех с вином. Я мог бы сказать то же самое за половину чаши, – фыркнул Петир.
Имя «Джей» переводится с английского, как сойка (птица), болтун, простак, щёголь, франт. Изменение имени (Джеймс Гетц – Джей Гэтсби) является символом, который отражает значительные перемены в характере персонажа. Он поменял своё имя в 17 лет, и это событие знаменовало начало его стремительной карьеры. Его родители были простыми людьми, что не соответствовало идеалам Гэтсби, поэтому он с такой лёгкостью открещивается от имени своих родителей, чувствуя, что рождён для чего-то большего. Сравните это с тем, как Петир отказывается от герба своей семьи - головы Титана в пользу пересмешника – птицы, которая отражает его характер.

И ещё один любопытный момент. Обратите внимание, какой оборот Фицджеральд использует, описывая смену имени своего героя:
Джеймсом Гетцем вышел он в этот день на берег в зелёной рваной фуфайке и парусиновых штанах, но уже Джеем Гэтсби бросился в лодку, догрёб до «Туоломея» и предупредил Дэна Коди, что через полчаса поднимется ветер, который может сорвать яхту с якоря и разнести её в щепки.
Ничего не напоминает?
Не странно ли? На гору поднялась Санса Старк, а с горы едет Алейна Стоун.
И последний маленький штрих к именам. Возможно, это не имеет никакого значения, но кто знает, «из какого сора растут стихи», как именно рождаются идеи в голове писателя:
Не дожидаясь ответа, она вдруг с ужасом уставилась на свой мизинец.
– Смотрите! – воскликнула она – Я ушибла палец. Мы все посмотрели – сустав посинел и распух.
– Это ты виноват, Том, – сказала она обиженно – Я знаю, ты не нарочно, но все-таки это ты.

Любовная драма

Надо сказать, я надеялась, что сравнение с Джеем окажется лестным для Петира, но Джей проигрывает как своим характером, будучи лишён того обаяния и остроумия, которым наделён Петир, так и серьёзностью драмы, послужившей стартовой точкой к возвышению обоих героев.
– У Дэзи нескромный голос, – заметил я. – В нём звенит… – Я запнулся.
– В нём звенят деньги, – неожиданно сказал он.
Для Джея Дэзи всегда была «девушкой из общества» и привлекала его этим в том числе. Стремление получить её являлось не определяющим для того, чтобы появилось желание пробиться в высший свет, а шло параллельно этому желанию. (Не трон для того, чтобы получить Сансу, и не Санса для того, чтобы получить трон, а Санса + трон). Любовь юного Петира более безумна, романтична, возвышенна, он не крадёт кусок сладкого пирога, а отдаёт этой любви свою жизнь – единственное, чем обладает на тот момент.

Дэзи выходит замуж за человека своего круга – Тома, потому что ей так удобно, Кейтилин отдаёт свою ленту Брандону, исполняя свой долг. Можно заметить, что Том и Брандон также очень похожи – исключительные баловни судьбы, происходящие из богатых благородных семей, физически сильные и пользующиеся успехом у женщин.

В обеих историях вы можете видеть романтическое отсутствие принятия существующего порядка вещей. Петир отправляет Кейтилин письма, которые та сжигает, даже не читая. Дэзи также накануне свадьбы с Томом получает от Джея письмо, от которого она впадает в отчаяние, желая всё переиграть, но мать и подруга возвращают её в реальность, и письмо исчезает вместе с ненужными сожалениями, растворяясь в холодной воде ванной.

Для Петира и Джея вопрос происхождения является чрезвычайно важным и имеет огромное влияние на их жизнь, отделяя их от единственной любви высокой непреодолимой стеной. Оба бедны, как церковная мышь, и не имеют права даже мечтать о счастье со своей избранницей. Петир начинает как лорд Перстов, у Джея есть только его военный мундир, но оба создают себя сами, создают «новые оболочки», чтобы достичь своей цели.

Оба почти всегда улыбаются, производя приятное впечатление (и Мартин, и Фицджеральд фиксируют внимание читателя на не вполне естественной улыбке), всегда «стремятся помочь», быть полезными, заводят много друзей.

Оба верят в возможности, которые создаёт судьба, и не боятся пересекать границы (в том числе и моральные) ради достижения своих целей, – та черта, которую Ник описывает словами: «Ядовитая пыль вздымалась вокруг его мечты».

Санса для Петира, так же как Дэзи для Джея, является живым воплощением его мечты, тем самым зелёным огоньком, без которого всё остальное теряет свой смысл.

И если в целом Петир Бейлиш выглядит гораздо более самоуверенным, то во время первой встречи с Сансой теряет самообладание почти так же, как Джей:
A man was standing over her, staring…

А потом он резко повернулся и ушёл.
Есть ещё один эпизод, в котором Петир кажется мне симпатичнее Джея: если Гэтсби, приводя Дэзи в свой дом, хочет поразить её своим богатством, то Бейлиш относится к себе ироничнее, устраивая Сансе прогулку в окрестностях Перстов, не стесняясь перед ней той бедности, в которой он вырос.

Но если Гэтсби обманывается своим видением безусловности любви Дэзи, при всём реальном несовершенстве её чувств, то по крайней мере у него была какая-то основа. Мизинец выстраивает свой мир исключительно из иллюзий и снов.

Эта история не может иметь оптимистичный финал. И Ник – практически единственный, кто оплакивает Джея после его смерти. Кто пожалеет Петира: Лотор Брюн, Освелл Кеттлблэк…? Я вместе с Ником Каррауэем очень остро ощущала человеческую чёрствость, переживая: он – за Джея, я – за Петира. И всё-таки Мартина манит зелёный огонёк, и Мартин любит мечтателей, а значит есть надежда на то, что он хоть на миг, но зажжёт этот свет для своего героя.

Детали

Не я первая, кто подметил необыкновенную реалистичность Петира и его современность по сравнению с теми образами, которых требует жанр средневекового фэнтэзи. То, что этот образ мог перекочевать в средневековье из романа 20-го века, хорошо объясняет это лёгкое несоответствие.

И в заключение несколько цитат, которые могут отражать как случайные совпадения, так и неслучайные заимствования.

Ты похож на… на розу. Ведь правда? — обратилась она к мисс Бейкер за подтверждением. — Он настоящая роза.
В назначенный вечер за ней пришел другой королевский гвардеец, столь же не похожий на Сандора Клигана, как… как цветок на пса.
Каждую пятницу шесть корзин апельсинов и лимонов прибывали от фруктовщика из Нью-Йорка…

Потом мы вдвоем придирчиво осмотрели десяток лимонных пирожных, купленных мною в кондитерской.


Десяток лимонных пирожных для первой встречи с Дэзи, хм…
Но восхитительней всего было изготовленное поварами лорда Нестора великолепное лакомство – лимонный торт в форме Копья Гиганта, двенадцати футов высотой и украшенный сахарным Орлиным Гнездом.
«Для меня», – подумала Алейна, когда его выкатили вперед. Зяблик тоже любил лимонные пирожные, но только после того, как она сказала, что они – ее любимые. На торт пошли все лимоны в Долине, но Петир обещал, что пошлет за добавкой в Дорн.
— Идите сюда, скорей! — закричала Дэзи, подойдя к окну.
Дождь еще шел, но на западе темная завеса разорвалась, и над самым морем клубились пушистые, золотисто-розовые облака.
— Хорошо? — спросила она шепотом и, помолчав, так же шепотом сказала: — Поймать бы такое розовое облако, посадить вас туда и толкнуть — плывите себе.

Санса открыла ставни и поежилась. На востоке громоздились тучи, пронзенные солнечными лучами. Словно два огромных замка плывут по небу. Позади поднималось солнце, и замки из черных стали серыми, а потом заиграли тысячью розовых, золотых и багряных тонов. Еще немного — и ветер смешал их, сделав из двух замков один.
Открылась дверь — это служанки принесли горячую воду для ванны.
— Посмотрите, какой замок, — сказала она им.
«Ты или охотник, или дичь, или действуешь, или устало плетешься сзади».
В Королевской Гавани есть два вида людей: игроки и фигуры.

Когда играешь в игру престолов, ты либо побеждаешь, либо умираешь.
 
Последнее редактирование:
Сверху