Я описал основополагающие эпизоды, которые меня беспокоят.
Именно это я и имела в виду, когда писала о том, что Вы оцениваете данного персонажа через призму негативного отношения к нему, вероятно, после ключевого (для Вас) события с Микой.
Для меня же, как для женщины, которая при прочтении текста ставила себя на место Сансы, а местами на место матери,
основополагающими эпизодами были другие. Эпизоды же, перечисленные Вами как основополагающие (некоторые из которых и мне кажутся слишком слишком уж негативными), я тщательно проанализировала и смогла найти им
логическое объяснение.
Вполне понимаю, что мои логические объяснения не являются таковыми для Вас и поэтому вызывают внутреннее отторжение.
Достаточно было просто спросить меня и охотно вспомнил бы позитивные, но ведь третий день я только оправдывался - почему задаю не те вопросы.
Так ведь я и просто спросила в том своем посте - действительно ли у Вас сложилось такое впечатление о Сандоре (как о жестоком и беспринципном исполнителе приказов) только на основании эпизода с Микой, а остальные эпизоды не влияют на его к нему отношение? В ответ на это Вы описали исключительно
негативные эпизоды, и я могу сделать логический вывод, что Ваше отношение к герою формируется исключительно на них.
Я подчеркиваю еще раз, что каждый читатель волен составлять собственное впечатление о персонажах, и я уважаю Ваше мнение. Меня расстраивает исключительно необоснованное хейтерство персонажей (для меня очевидно положительных) и извращение фактов, изложенных в книге.
Буду благодарен за дополнения, леди, если я что-то упустил.
Для меня их значительно больше.
Как читатель, который знакомится с Сандором со встречи Ланнистеров/Баратеонов со Старками в Винтерфелле, у меня тоже поначалу формировался скорее негативный образ Сандора (потому что такова была задумка Автора для дальнейшего раскрытия персонажа). Эпизод с Микой не оставил равнодушным и меня (в числе многих), но если с Сандором на тот момент было все понятно (он "плохой, чего от него ожидать"), то реакция Неда Старка меня удивила. В том смысле, что он - лорд, и этот мальчик - его человек. Если даже он не возмущен произошедшим и не предъявляет претензии за незаконное убийство, значит, с этим мальчиком явно что-то не так (возможно, была подоплека - обсуждение произошедшего и вероятный приказ убить).
Хотя, надо сказать, уже тогда отношение к Сандору у меня было неоднозначное - я увидела его теплое отношение к Сансе еще с того момента, когда она спиной наталкивается на него на Королевском Тракте, и это меня насторожило.
А вот дальше, по ходу чтения, мое отношение к Сандору сильно меняется.
Во-первых, для меня Сандор с другой стороны начал раскрываться в том первом эпизоде в КГ, когда Джоффри приказал ему отвести Сансу домой после турнира. Сандора явно беспокоит эпизод с турнира, когда Григор убил несчастного рыцаря-неудачника. Да, он делает это грубо и неловко, но боль от этого скользит красной нитью:
— Никто не может противостоять ему, — скрежетнул Пес. — Вот это правда. Никто не способен противостоять Григору. А хорошо он сделал этого мальчишку, своего второго противника! Ты видела, правда? Дурак. Незачем ему было выезжать в такой компании. Ни денег, ни сквайра, некому помочь надеть доспехи. Он плохо завязал воротник. Ты думаешь, что Григор не заметил этого? Или ты полагаешь, что пика сира Григора дернулась вверх случайно? Хорошая разговорчивая девчушка, если ты в это веришь, то уж точно пустоголова, как птица. Пика Григора смотрит туда, куда ее направляет Григор.
Затем он вдруг раскрывает перед Сансой историю своего ожога, и это меня тоже зацепило. Потому что Санса своими ложными представлениями о рыцарстве и чести всколыхнула и в его душе те самые болезненные струны, которые он, очевидно, очень хочет спрятать поглубже. То есть он способен отзываться на сочувствие (хотя и своеобразно), и это тоже для меня большой плюс. И он удивлен, что получает от Сансы, которую он только что считал пустоголовой, четкую обратную связь, на которую ему нечего возразить:
— Он не настоящий рыцарь, — шепнула она. Пес откинул голову назад и взревел. Санса отступила назад, но он поймал ее за руку.
— Ты права! — прорычал он — Да, пичуга, он не настоящий рыцарь.
Конечно, все эти рычалки и обещания убить - очерняют момент, но мы помним, что Сандор - не плюшевый мишка, да и суть эпизода была не в них (если кто сумел увидеть).
Основополагающим же моментом для меня стало то, как Сандор защитил Лораса от Григора на турнире от верной смерти. И то, что в поединке с братом у Сандора как раз не отмечалось желания именно убить его, в отличие от самого Григора.
Именно здесь я поняла, что мои догадки насчет Сандора верны, и он персонаж не однобокий, а дуальный, и перевес пошел уже в положительную сторону.
Кстати, в эпизоде с Джейни Пуль все видят лишь выбивание ее двери молотом, а я вижу, что Джейни после этого осталась жива и цела, и преправлена к Сансе. Хотя другие люди Старка убиты... Опять у меня возникло подозрение, что именно девушку он хотел защитить и уберечь от смерти, именно поэтому первым хотел добраться до нее. Но это лишь подозрение, оно пока недоказуемо.
Вот в этом эпизоде - видно явное сочувствие к Сансе, и это однозначно плюс:
— Я теперь король. Пес, вынь ее из постели. — Сандор Клиган, взяв Сансу за плечи, вытащил ее из перины, невзирая на сопротивление. Одеяло упало на пол. Тонкая ночная рубашка едва прикрывала ее наготу.
— Делай, как тебе велят, дитя, — сказал Клиган. — Одевайся. — Он подтолкнул ее к шкафу — едва ли не с добротой.
Если бы Мартин хотел описать грубость Сандора и его желание над ней поглумиться, он бы это и написал. Но нет. Сандор в меру сил ведет себя по-доброму.
Вот здесь Вы, вероятно, увидите "грубый рывок", а я вижу жизненно важный совет (и совет этот шел по инициативе Сандора):
Сир Меррин и сир Арис последовали за ним, но Сандор Клиган задержался и грубым рывком поднял ее на ноги.
— Избавь себя от хлопот, девица, и дай ему то, что он хочет.
— А что… что он хочет? Пожалуйста, скажи мне!
— Он хочет, чтобы ты улыбалась, чтобы от тебя сладко пахло и чтобы ты была его дамой, — проскрежетал Пес. — Он хочет услышать те милые словечки, которым тебя научила септа. Он хочет, чтобы ты любила… и боялась его.
А вот тут совет впервые помог:
— Я велю сиру Меррину отнести тебя наверх, — сказал он. — Тебе это не понравится. Лучше делай то, что я говорю. — Джоффри потянулся к ней, но Санса отодвинулась, наткнувшись на Пса.
— Делай, девица, — сказал Сандор Клиган, подталкивая ее к королю. Рот его дернулся на обгорелой стороне лица, и Санса почти что услышала: он все равно велит отнести тебя наверх, так что делай, как он хочет.
Здесь я на месте Сансы однозначно бы почувствовала, что это единственный человек, который на ее стороне. И это для меня тоже стало
основополагающим.
Вот незначительный, казалось бы, но интересный для меня момент:
— Твой брат тоже предатель, ты это знаешь. — Он повернул голову септы Мордейн назад. — Помню твоего брата по Винтерфеллу. Мой Пес назвал его лордом деревянного меча. Так было, Пес?
— В самом деле? — спросил Клиган. — Я не помню.
Я прекрасно помню, на чем основывалось мое изначально негативное отношение к Псу, и из этого момента в Винтерфелле в том числе. А здесь Пес, вместо того, чтобы
как прежде, рассмеяться на злую шутку
короля, противоречит ему и делает вид, что ничего не помнит. Сожалеет о том, что был говнюком? Значит, способен переоценивать свои поступки? С моей точки зрения, это очень и очень положительная черта - способность измениться и признать свои ошибки.
Здесь я Клигану просто рукоплещу: не дал Сансе убить и подопечного, и себя:
Внешний парапет доходил ей до подбородка, но с внутренней стороны верх стены ничто не ограждало; внизу, в семидесяти или восьмидесяти футах, был двор. «Нужно только толкнуть, — сказала она себе, — он стоит как раз там, где надо, улыбаясь этими жирными червяками. Ты можешь сделать это. Ты можешь. Так сделай прямо сейчас. Не важно, даже если ты последуешь за ним. Это ничего не значит!»
— Ну-ка, девочка. — Сандор Клиган склонился перед Сансой, встав между ней и Джоффри. С деликатностью, удивительной для такого рослого человека, он промокнул кровь, выступившую на ее разбитой губе.
Мгновение было утеряно. Санса закрыла глаза.
— Спасибо, — сказала она, когда Клиган закончил. Она была доброй девочкой и всегда помнила про хорошие манеры.
Мало того, еще и опять проявил удивительную деликатность. Казалось бы, зачем Мартину об этом упоминать, раз Сандор такой грубиян и циничный беспринципный исполнитель приказов?
Здесь он впервые спасает Сансу от верной смерти. Однозначно - положительный эпизод.
А вот уже второй раз спасения от верной смерти, да еще и такой, который свидетельствует о наличии интеллекта выше нуля у грубого мужлана:
— Лжешь. Тебя следует утопить вместе с ним, если он так тебе дорог.
— Он мне ничуть не дорог, ваше величество, — отчаянно лепетала она. — Топите его, рубите ему голову… только умоляю, сделайте это завтра, а не сегодня, не в ваши именины. Это очень несчастливый знак… для всех, даже для королей, так во всех песнях поется.
Джоффри помрачнел. Он понимал, что она лжет, он это видел. Он заставит ее поплатиться за это.
— Девушка верно говорит, — вмешался Пес. — Что человек посеет в свои именины, то пожинает весь год. — Он говорил равнодушно, словно его вовсе не заботило, верит ему король или нет. Правда ли это? Санса не знала. Сама она сочинила это только что, чтобы избежать наказания.
На мест Сансы я бы на 100% убедилась - Пес на ее стороне, и он старается ей помочь.
В этих двух эпизодах Пес завоевал и мои материнские чувства:
— А мама сказала, что можно!
— Да, сказала, — подтвердила принцесса Мирцелла.
— Мама, мама, — передразнил король. — Что вы как маленькие?
- Мы и есть маленькие, — заявила Мирцелла.
— С этим не поспоришь, — засмеялся Пес.
В Сансе неожиданно взыграла дерзкая отвага.
— Вам тоже следовало бы пойти с ней, — сказала она королю. — Вдруг ваш брат ушибся.
— Ну и что? — пожал плечами Джоффри.
— Вы должны помочь ему и сказать, какой он молодец. — Санса уже не могла остановиться.
— Чучело скинуло его в грязь. Тоже мне молодец.
— А мальчуган-то не робкого десятка, — заметил Пес. — Хочет попытаться еще раз.
Любит детей и заодно подыгрывает Сансе - с моей точки зрения, большой молодец.
Дальше следует эпизод, где Пес явно подкарауливает Сансу, когда она возвращается из богорощи. Не буду приводить весь кусок, едва ли Вам будет интересно его перечитывать, но наверняка многие увидят в нем лишь грубость Сандора по отношению к Сансе. Я же вижу то, что он явно беспокоился за нее, как бы не влипла опять в какую-то историю (иначе зачем подкарауливал?) и как он ловко отмазал ее от Бороса (опять же спас).
Дальше, когда Сансу ведут на избиение к Джоффу:
— Чем дольше ты заставляешь его ждать, тем хуже тебе будет, — предупредил Сандор Клиган.
Санса старалась не медлить, но пальцы путались в завязках и пуговицах. Пес всегда был груб на язык, а то, как он на нее смотрел, вызывало в ней страх. Быть может, Джоффри узнал о ее встречах с сиром Донтосом? О нет, молилась она, расчесывая волосы. Сир Донтос — ее единственная надежда. «Я должна быть красивой. Джофф любит, когда я красива, а в этом платье я ему всегда нравилась». Санса разгладила ткань, туго натянувшуюся на груди.
Она держалась слева от Пса, чтобы не видеть обожженной стороны его лица.
— Скажите — что я сделала?
— Не ты. Король, твой братец.
Опять добрый совет, хотя Санса, к моему удивлению, до сих пор чувствует лишь страх к нему.
Затем следует сцена, где Пес не подчинился приказу Джоффри ударить ее и даже сказал свое "Довольно", за которое я его очень уважаю.
А здесь уже Санса рассуждает здраво, хотя и боится Пса (но уже вспоминает его как учителя):
Рыцари дают обет защищать слабых, особенно женщин, и сражаться за правое дело, но ни один из них даже пальцем не шевельнул. Только сир Донтос пытался помочь ей — а он больше не рыцарь… и Бес тоже не рыцарь, и Пес… Пес ненавидит рыцарей. «Я тоже их ненавижу, — подумала Санса. — Они не настоящие рыцари, все до одного».
Дальше следует спасение Сансы от смерти в буквальном смысле - из беснующейся толпы, хотя в прямые обязанности Пса это не входило.
Мне очень нравится эта сцена, в которой многие хейтеры Пса видят опять же только то, что он ее пугает, а я вижу, как он в очередной раз следит за ней, спасает в нужный момент от падения и переживает за нее, будто он ей отец. Да еще и о Бране помнит:
Но страха это зрелище в ней не убавляло. Боль вдруг пронзила ее — такая острая, что Санса всхлипнула и схватилась за живот. Она упала бы, но к ней придвинулась тень и сильные пальцы сжали ее руку.
Санса схватилась за зубец крыши, царапая ногтями по грубому камню.
— Пустите меня. Пустите.
— Пташка думает, что у нее есть крылышки, — так, что ли? Или ты хочешь стать калекой, как твой братец?
Напомню, что она стоит на самом верху лестницы, откуда видна Гавань, и если бы она упала - то улетела бы вниз и разбилась.
Здесь же он говорит о Неде, дрыгающем ногами на плахе, и это, конечно, ужасно, но для того, кто хочет видеть
суть эпизода, все эти разговоры - просто картинное бла-бла-бла. Сандору по-прежнему не хочется выглядеть романтическим героем и рыцарем в глазах девушки, и поэтому он очень старается поддержать имидж "страшного убийцы". Но для меня как читателя все это "бла-бла-бла" не имеет значение, а имеет значение то, что он ее снова спас.
Кстати, вот эта фраза, которую Псу ставят в вину, потому что она делает его не просто убийцей, а беспринципным убийцей с юных лет:
Я впервые убил человека, когда мне было двенадцать, а после и счет потерял.
- заставила меня вернуться мыслями к несчастному Мике и впервые задуматься над тем, что Мику Пес ребенком уже не считал. Он сам ушел из дома еще раньше, сам решил защищать себя, сам сделал из себя воина. В 12 от уже убивал, почему он должен считать кого-то в 13 - достойным сочувствия, если ему самому никто тогда не сочувствовал?
И вот:
Если ты не можешь защитить себя сам, умри и уйди с дороги тех, кто может. Этим миром правят сильные руки и острая сталь — не верь тому, кто скажет тебе другое.
Это - его личный жизненный опыт. Мика сюда прекрасно вписывается. Не смог защитить себя? Сорри.
Понимаю, что где-то звучит цинично, но я выше оговорилась, что
анализировала поступки Сандора, и вот это объяснение - результат анализа, и не стоит принимать это замечание в качестве подтверждения того, что мне лично Мику не жалко.
Вернусь к Сансе, которая, хоть и отмечает везде, что боится его и считает его злым, но уже каждый раз (в его отсутствие) то жалеет, что его нет рядом, то молится за него, то вспоминает его советы... То есть интуиция работает:
Она боялась Сандора Клигана… и все же отчасти желала, чтобы у сира Донтоса была хоть доля свирепости Пса.
«Он не настоящий рыцарь, но все-таки спас меня, — говорила она Матери. — Спаси и ты его, если можешь, и утишь гнев, снедающий его».
Санса больше порадовалась бы Псу. Она верила, что Сандор Клиган, при всем его злобном нраве, не допустил бы, чтобы ей причинили вред.
Ну и, наконец, его желание уберечь Сансу было так сильно, что он даже после дезертирства и в пьяном виде пришел к ней и начал строить разговор так, будто бы собирается позвать ее с собой. Но в процессе, видимо, понял, что перегнул, испортил все что мог и ушел один, сумев оставить Сансу в недоумении, с желанием хранить его плащ и с воспоминаниями о несуществующих поцелуях.
В эпизодах с Арьей многие хейтеры Сандора видят то, как он беспринципно и цинично хотел "продать" девочку как товар ее родственникам. И почему-то забывают о том, что еще дороже он мог ее продать Ланнистерам, а если он такой уже беспринципный убийца, то для того, чтобы раздобыть деньжат, возиться с девочкой ему вообще не надо - убей на дороге парочку-другую путников, вот тебе и деньги. Но нет! Возится с ней, испытывая трудности, хочет пристроить ее то к маме и брату, то к тете, кормит ее, поучает ее (понимая, что именно ее интересует)...
Вспоминая собственные
основополагающие эпизоды с участием Сандора, я могу сделать вывод, что здесь он именно заботится о ребенке, а не пытается нажиться.
Всю эту простыню я писала еще раз больше для себя, чем для того, чтобы переубедить оппонента. И мне просто до сих пор непонятно, как можно видеть в Сандоре исключительно его грубость и злые речи, но не видеть за ними его истинных поступков и скрытых мотивов, хотя даже бедная 12-летняя Санса увидела их за всем этим тщательно создаваемым пугающим образом.