Параллели Арьи с легендарными персонажами мира ПЛиО
Где Вы теперь и с кем,
Кто хочет быть судьей,
Кто помнит все имена?
Нам не хватает тем,
Не нарушай покой,
Эта ночь слишком темна.
(с) Кино, «Генерал»
Арья Старк имеет отчетливые параллели с тремя персонажами из прошлого, один из которых жил сравнительно недавно, абсолютно историчен и весьма известен, второй жил значительно раньше, гораздо более легендарен, но тоже однозначно историчен, а третий относится к глубокой древности и может быть просто мифом.
Первый персонаж –
королева Висенья Таргариен, воительница, завоевательница и колдунья, хозяйка валирийского клинка
Темная Сестра, специально созданного под женскую руку. Интересно, что среди детей лорда Эддарда и леди Кейтлин только у Арьи темные волосы Старков, так что ее саму можно темной сестрой. При описании суровой воинственной Висеньи и дипломатичной Рейнис, обожавшей музыку, песни и красивых юношей, перед глазами читателя так и встают сестры Старк, какими они могут скоро стать.
Второй легендарный персонаж, с которым Арья сама проводит параллель -
Нимерия из Ни-Сара, в честь которой была названа ее лютоволчица. Это очень интересная параллель, поскольку ройнарские правители были
магами воды, а в линии Арьи постоянно возникает сравнение с водой – в разговоре с Джоном предлагается герб в виде лютоволка с
форелью правителей
Речных Земель Талли в зубах, меч Джоффри в Дарри она выбрасывает в
воду, Сирио из
города каналов Браавоса учит ее быть
Водяным Плясуном. Да большую часть Саги в принципе Арья проводит в Речных Землях и в Браавосе, местах, связанных с водой, с кратким заездом в Королевскую Гавань, которая, впрочем, собственно, гавань.
Это будет танец Браавоса, танец воды, быстрый и внезапный. Все люди созданы из воды, ты это знаешь? Так что, когда ты пронзаешь их, вода вытекает и они умирают. ИП, Арья 2.
https://7kingdoms.ru/wiki/Ройнары
Ройнары — речной народ; вся их жизнь была связана с гигантской рекой Ройной, протекающей через Эссос, и ее притоками. Ройнары называли ее Матерью, а себя — детьми Ройны[П 1]. Они жили в огромных городах-государствах, среди которых были: город рощ и водопадов Гойан Дроэ, город фонтанов Ни Сар, город цветов Сар Мелл, город дворцов из зеленого мрамора Ар Ной, приморский Сарой и величайший из всех — город праздников Крояне. Каждый из этих городов был независим от других, и каждым управлял собственный правитель — принц или принцесса; они будто бы обладали странными, неведомыми силами. У ройнаров женщина считалась равной мужчине[2]. Символом ройнаров было солнце; пылающий солнечный диск украшал мачты кораблей Нимерии, когда они причалили к берегам Дорна. Солнце находится на гербе Мартеллов и украшает один из двух тронов Солнечного Копья[3].
В ройнарских городах процветали искусство и музыка; легенды также гласят, что ройнары владели магией воды и умели заставить реку разлиться, поднимать водяные смерчи или найти и вызвать на поверхность скрытые источники воды в пустыне. Города ройнаров защищали «водяные стены», которые в случае угрозы городу восставали и топили любого врага. Ройнарские воины эпохи расцвета носили серебристые чешуйчатые доспехи, шлемы в виде рыбьих голов, длинные копья и щиты из черепашьего панциря, причем женщины-ройнары сражались наравне с мужчинами. Несмотря на военное превосходство над более примитивными соседями, ройнары не вели завоевательных войн — вся их культура была связана с рекой, и лишь немногие из этого народа хотели бы жить вдали от Ройны].
У ройнаров есть своя версия легенды о Долгой ночи, где, что интересно, вместо войны и огненных мечей описано решение проблемы с помощью
песни.
"Ломас Путешественник в своих «Рукотворных чудесах» описывает встречу на развалинах города праздников Крояне с потомками ройнаров, передающих легенды о тьме, заставившей Ройну истощиться, а ее воды – замерзнуть даже в нижнем течении, на юге, вплоть до места впадения Селору. Согласно этим сказаниям, солнце вернулось лишь тогда, когда один герой убедил многих отпрысков Матери-Ройны – младших божеств вроде Царь-Краба или Речного Старца – отвлечься от своих распрей и объединиться, чтобы спеть тайную песню, которая и возвратила день." МЛиП.
Так же Нимерия, судя по всему, тот герой, что принес в Вестерос каменную магию, способную противостоять Драконьим владыкам Валирии и окаменившую драконьи яйца Таргариенов. Впрочем, она же принесла и ключ к их оживлению – Обещанный Принц, Дейнерис, родился(ась) из потомства Эйриса и Рейлы, в которых текла кровь Мартеллов и Дейнов, потомков Нимерии.
https://7kingdoms.ru/wiki/Горести
Хотя на первых порах ройнары одерживали победы, в битве у стен Волантиса армия Гарина была разгромлена, а сам он взят в плен. Валирийские войска прошли вверх по реке и, в частности, разрушили Крояне; при этом самого Гарина привезли в город в золотой клетке и подвесили ее на городской стене, чтобы он мог видеть, как город разрушают, а женщин и детей, чьи отцы и мужья погибли в походе на юг, обращают в рабство. Согласно легендам, Гарин призвал на головы завоевателей проклятие, умоляя Матерь-Ройну отомстить за ее детей, и в ту же ночь Ройна разлилась с такой силой, какой никогда не видели — город был частично затоплен, а на руины опустился густой туман, полный зловредных испарений, и валирийские захватчики начали умирать от серой хвори[1].
В настоящее время Крояне считается дурным, заразным местом — считается, что здесь все еще правит «проклятие Гарина», и серой хворью здесь можно заразиться, просто вдыхая туман или поев выловленной в реке рыбы[2]. Город служит местом ссылки для больных серой хворью — каменных людей, которыми, как говорят, правит зловещий Лорд-в-Саване — не то выборный вождь каменных людей, не то сам бессмертный принц Гарин, не то еще какое-то демоническое существо, которое никогда и не было человеком[2]. Каменные люди голодают — в туманах Крояне ничто съедобное не может произрасти. Триархи Волантиса трижды в год посылают на руины галею с провизией, но эти посланцы милосердия часто опаздывают и, бывает, привозят больше новых голодных ртов, чем еды[2].
Ломас Путешественник, впрочем, встречался с потомками ройнаров, живущих на руинах города — по-видимому, не каменными людьми; однако во времена Ломаса город уже был таким же мрачным местом, как и во времена основной серии. Со слов ройнаров Ломас записал ройнарские легенды о Долгой Ночи[4].
Надо сказать, что результат Проклятия Гарина судя по всему имеет сходство с тем, что существует на Севере – каменные люди напоминают о ледяных Белых Ходоках. Так же Одичалая Вель считает, что перенесшая Серую хворь Ширен уже мертва. Так же никто не отменял, что
лед – замерзшая вода.
Кстати, ройнары умели возводить водяные стены, но если такую стену заморозить, получится как раз ледяная Стена!
Джон Сноу и Манс Налетчик, планируя спасение Арьи от Болтонов, явно считают, что третий легендарный персонаж, с которым ассоциируется Арья – это Зимняя Роза Баэля Барда. Они не читали ПЛиО.
Кет слышала, как он говорил Ланне, что все остальное бросил в канал — хватит, мол, с него ночной тьмы.
Но ведь он брат Ночного Дозора, думала Кет, слушая, как дура-леди бросилась с дурацкой башни из-за того, что умер ее дурак-принц. Лучше бы она расправилась с теми, кто этого принца убил. А певцу место на Стене, здесь ему делать нечего. Когда он впервые появился в «Счастливом порту», Арья чуть не попросила его взять ее с собой в Восточный Дозор — но он сказал Бетани, что не собирается возвращаться. «Жесткие постели, соленая треска и бесконечные караулы — вот что такое Дозор. Кроме того, там не найти даже наполовину таких красивых, как ты, — как же мне покинуть тебя?»
Дочь Старка из легенды о Зимней розе Винтерфелла бросилась с башни, узнав, что Баэль Бард убит их сыном. Не эту ли песню пел Даэрон? Арье не нравится этот сюжет, она совсем не ассоциирует себя с его героиней. Но в том же абзаце о Ночном Дозоре говорится:
… там не найти даже наполовину таких красивых, как ты, — как же мне покинуть тебя?
Третий персонаж-отражение Арьи Старк действительно связан с холодом, ночью и смертью. Его постоянно ассоциируют то с Джоном Сноу, то с Браном Старком, по одной простой причине – это мужчина. Но если проанализировать посвященные ему три абзаца
, обнаруживается намного больше сходства именно с Арьей.
Он был тринадцатым командиром Ночного Дозора и не ведал страха. «И это был его порок, — каждый раз добавляла старая Нэн, — ибо все люди должны чего-то бояться».
Мы не знаем, почему
тринадцатый Лорд-командующий Ночного Дозора не ведал страха, но мы знаем, как пришла к этому Арья.
Помогите мне, старые боги, — произнесла она про себя. — Верните меня домой в Винтерфелл. Сделайте меня водяной плясуньей и волком, чтобы я больше никогда ничего не боялась.
Ты Арья из Винтерфелла, дочь Севера. Ты говорила мне, что можешь быть сильной. В тебе течет волчья кровь. БК.
И несколько строками ниже словно в ответ на молитву появляется воплощение смерти.
— Вы должны были спасти его, — упрекнула она богов, обращаясь к дереву. — Он вам все время молился. Не хотите мне помогать — не надо. Да вы и не смогли бы, если б даже захотели.
— Богам дерзить негоже, девочка.
Голос испугал ее. Она вскочила и выхватила свой деревянный меч. Якен Хгар стоял во тьме так тихо, что его самого можно было принять за дерево.
— Человек пришел услышать имя. Сначала один, потом два, потом три. Человек хотел бы покончить с этим.
Тоже БК, все еще Харренхолл, немного позднее:
«Сперва я стала овцой, потом мышью. Только и могу, что прятаться. Но нет, теперь я опять изменилась». Арья попыталась вспомнить, когда же мужество вернулось к ней. «Это Якен сделал меня храброй. Он превратил меня из мыши в призрак».
Пока она способна убивать одним своим шепотом, она может никого не бояться… но когда последнее желание исполнится, она снова станет мышью.
А вот это уже ПС.
– Арья, – прошептала она и повторила громко, прямо ему в лицо: – Арья из дома Старков.
– Верно, – сказал он, – но Черно-Белый Дом не место для Арьи из дома Старков.
– Не гоните меня, – взмолилась она. – Мне некуда больше идти.
– Боишься ли ты смерти?
– Нет, – сказала она и прикусила губу.
– Посмотрим. – Жрец откинул свой капюшон. Лица под ним не было – только желтый череп с лоскутьями кожи. Из одной глазницы вылезал белый червь. – Поцелуй меня, дитя. – Его голос теперь походил на предсмертный хрип.
Пугает он меня, что ли? Арья чмокнула его в костяную переносицу, а червя хотела отправить в рот, но он растаял, как тень, у нее в руке.
Желтый череп тоже растаял. Под ним ей улыбался старичок – таких добрых людей она еще в жизни не видывала.
– Никто еще до сих пор не пытался съесть моего червяка. Ты, должно быть, изголодалась.
Да, подумала она, но не по хлебу.
В этой сцене Арья уже не ведает страха – она спокойно целует ходячий скелет, а мысль о том, что он пытается ее напугать, вызывает у нее лишь пренебрежение. Но вернемся к тринадцатому командиру Дозора.
Его погубила женщина, которую он увидел со Стены, — женщина с кожей белой, как лунный свет, и глазами синими, как звезды. Не ведая страха, он погнался за ней, и настиг ее, и предался с ней любви, хотя ее тело было холодным, как лед, и вместе со своим семенем отдал ей свою душу.
Похоже на сцену, когда Арье нужно поцеловать Доброго человека-скелет. Отданная душа напоминает о требованиях Доброго Человека отказаться от своей личности:
Добрый человек, единственный, кто знал общий язык, каждый день спрашивал ее:
— Кто ты?
— Никто, — отвечала она, бывшая когда-то Арьей из дома Старков, Арьей-Надоедой, Арьей-Лошадкой. И еще Арри, Лаской, Голубенком, Солинкой, чашницей Нэн, серой мышью, овцой, призраком Харренхолла… но все это не взаправду. В глубине души она Арья из Винтерфелла, дочь лорда Эддарда Старка и леди Кейтилин, у которой были когда-то братья Робб, Бран и Рикон, сестра Санса, лютоволчица Нимерия, сводный брат Джон Сноу. Там, в глубине души, она кто-то… но ему не такой ответ нужен.
С другой стороны, в ТсД постоянно проводится параллель между попытками Арьи в Черно-Белом доме отказаться от своей личности и попытками Джона отказаться от самой Арьи ради клятв Ночного Дозора, так что «отражением» Черно-Белого дома может быть и сам Дозор.
Женщину с холодным как лед телом внезапно напоминает сам Джон Сноу:
Не ведая страха, он погнался за ней, и настиг ее, и предался с ней любви, хотя ее тело было холодным, как лед
Потом Бран поглядел на север. Стена сверкала, как синий кристалл, и его незаконнорожденный брат Джон спал возле нее в холодной постели; кожа его бледнела и становилась жесткой, утрачивая даже память о тепле.
После покушения Дозорных-заговорщиков Джон мертв и скорее всего брошен в одну из ледяных камер, куда сам он приказал бросить трупы вихтов, чтобы проверить, поднимутся ли они.
Лучше бы она расправилась с теми, кто этого принца убил. А певцу место на Стене, здесь ему делать нечего. Когда он впервые появился в «Счастливом порту», Арья чуть не попросила его взять ее с собой в Восточный Дозор — но он сказал Бетани, что не собирается возвращаться. «Жесткие постели, соленая треска и бесконечные караулы — вот что такое Дозор. Кроме того, там не найти даже наполовину таких красивых, как ты, — как же мне покинуть тебя?»
Арье и правда нужно отправиться на Стену, чтобы расправиться с теми, кто убил ее принца…
Он привел ее в Твердыню Ночи и объявил ее королевой, а себя — королем, с помощью колдовских чар подчинив братьев Дозора своей воле. Тринадцать лет правил он, Король Ночи, вместе со своей мертвой королевой, пока Старк из Винтерфелла и Джорамун-одичалый не объединились, чтобы освободить Дозор от его ига… когда они свергли его, стало известно, что он приносил жертвы Иным. После этого все записи о Ночном Короле были уничтожены, и самое имя его сделалось запретным.
Имя Арьи Старк давно уже не применяется к самой Арье, ей приходится называть себя Никем и приносить жертвы Многоликому богу… А до этого она была чашницей Нэн, Арри, Солинкой, Кошкой-Кэт и так далее, но мы знаем, что на самом деле она Арья Старк из Винтерфелла, мы-то знаем.
Впрочем, если отвлечься от Арьи, сама причина запрета имени Ночного Короля и уничтожения записей о нем весьма интересна. Может быть, он и его мертвая королева применяли какую-то магию, применить которую способны и другие Старки, и этот факт победителям нужно было всенепременно скрыть?
«Одни говорят, что он из Болтонов, — неизменно заканчивала свой рассказ старая Нэн. — Другие — что из Магнаров со Скагоса, третьи — что он Амбер, Флинт или Норри. Говорят даже, что он из Вудфутов, которые правили Медвежьим островом до того, как туда пришли Железные Люди. Но все это неправда. Он был Старком, братом того, кто в конце концов его свергнул. — При этих словах она каждый раз щипала Брана за нос. — Он был Старк из Винтерфелла, и может быть, его даже звали Брандоном, кто знает? Может быть, он и спал в твоей кровати, в этой самой комнате».
Это намек на ложную Арью, которую ищет Джон. Одни говорят, что она невеста
Болтона, другие, что она девочка на умирающей лошади, невеста
Магнара, правда, не
со Скагоса, а Теннов, но это все неправда. Она Старк из Винтерфелла и вполне возможно спала именно на той самой кровати что и Бран в самом буквальном смысле.
И Джон не сможет выкрасть ее, как Баэль Бард Зимнюю Розу, это совсем другая легенда. Чтобы получить не Болтона, не Магнара, а
Старка из Винтерфелла, ему нужно
умереть и стать восставшим мертвецом, и тогда
настоящая Арья Старк придет к нему сама.
Есть сцена, когда Бран вспоминает, как Джон в Крипте Винтерфелла прикидывается привидением, и все,
кроме Арьи, пугаются:
- Здесь водятся худшие создания, чем пауки и крысы, - прошептал он. - Здесь ходят мертвецы. - Тогда-то они и услышали внизу этот негромкий глубокий звук, от которого по коже побежали мурашки, и младенец Бран вцепился в руку Арьи.
Когда привидение восстало из открытой гробницы, белое и алчущее крови, Санса с визгом метнулась к лестнице, а Бран прижался к ногам Робба, рыдая. Арья же, оставшись на месте, дала духу пинка. Это оказался всего лишь Джон, осыпавший себя мукой."
Здесь маленькая Арья уже демонстрирует бесстрашие перед лицом восставшего мертвеца (Иных, кстати, иначе называют «белыми тенями»), а Джон примеряет на себя роль, собственно, восставшего мертвеца. Что касается других Старков, они перепугались при виде Джона-привидения (вообще, молодец, конечно, магическая-премагическая Великая Крипта Винтерфелла – самое то место для таких розыгрышей, причем Джон-то с его кошмарами Крипты как раз
боится, в отличии от Брана), и это может быть
намеком на то, что
только Арья примет Джона – настоящего восставшего мертвеца.
Он был Старком, братом того, кто в конце концов его свергнул…
Все знают, что тринадцать – несчастливое число. Некоторые связывают это с количеством присутствовавших на Тайной Вечере в Гефсиманском саду, другие – с сожженным в пятницу тринадцатого магистром Ордена Тамплиеров Жаком де Моле, перед смертью якобы проклявшим Ватикан и французскую монархию (кстати, похоже на прототип Проклятья Гарина), но я предполагаю, что Мартин сделал отсылку к Тринадцатому великому аркану колоды Таро, карте Смерть. Иногда на этой карте изображение скелета с косой, но иногда – всадника в черных доспехах со штандартом с бледной розой в руках.
Есть версия, что к этому аркану отсылают черные одежды и серебряная роза протогониста «Хроник Амбера» Роджера Желязны, принца Корвина Амберского. Желязны был другом Мартина, известно, что именно оммажем «Хроникам Амбера» является фамилия дома Амберов. Смерть в таро символизирует перемены и обновление и точно не является однозначно-зловещей картой. Черные доспехи напоминают о сне Джона, где он видит себя одиноким воином на Стене, в черных ледяных доспехах и с пылающим мечом, в котором он со словами «Я – лорд Винтерфелла» сносит голову мертвому Роббу, а бледная роза – голубые розы Винтерфелла.
Однако, в сериале, хотя Арья и уходит от Безликих, постоянно подчеркивается ее связь со смертью – солдат Ланнистеров говорит, что его учили уважать strangers, и в результате они расстаются с Арьей полюбовно, но Stranger – это Неведомый. Сама Арья говорит Фреям «Зима пришла в Близнецы», что может означать приход смерти и самой Арьи.
В книгах есть сцена с провидицей, обладающей зеленым зрением, Призраком Высокого Сердца.
Я вижу тебя, — прошептала она. — Вижу тебя, волчонок. Кровавое дитя. Я думала, это от лорда пахнет смертью... — И старушка вдруг разрыдалась, сотрясаясь всем своим маленьким телом. — Жестоко было приходить на мой холм, жестоко! Я сыта горем Летнего Замка, твоего мне не надо. Прочь, темное сердце. Прочь!
Это напоминает о видении Брана в ИП:
Он поглядел за Стену, за бесконечный лес, укутанный снегом, мимо замерзшего побережья, за огромные иссиня-белые ледяные реки и мертвые равнины, где ничего не могло расти или жить. Все дальше и дальше на север уходил его взгляд – к завесе света в конце мира, а потом и за эту завесу. Бран заглянул в самое сердце зимы, ужаснулся, испуганно вскрикнул, и щеки его обожгли слезы.
Намекает ли Мартин на будущий конфликт между Старками? Только книги смогут дать ответ на этот вопрос. Но, на мой взгляд, очевидны намеки на то, что
бесстрашие Арьи и обретенные ею навыки сыграют особую роль, как и их особенно близкие отношения с Джоном. Вполне вероятно, что именно благодаря им станут возможны глобальные
перемены в мире ПЛиО, подразумевающие под собой примирение Огня и Воды-Льда, живого и мертвого начала.
Вновь пускаться в бег до окраин света,
Хоть не привыкать – далека дорога.
Ты меня во тьме ожидаешь где-то.
Для тебя могу стать сильнее бога.
(с) Канцлер Ги