Не являются ли "чернокаменные строения" по совместительству ещё и транспортной системой: вошёл в один, вышел из другого? В том числе, если не ведать, как ею пользоваться - и в места неудобоваримые (глубоко под руинами без выхода на поверхность, например)
Пуркуа бы и не па, если Дедушка и раньше обращался к этой теме, а в фэнтези эта тема даже уместнее, чем в фантастике? Именно такая транспортная система описана в рассказе "Каменный город". Заглавный город - очень древний, его открыли за 5000 лет до событий рассказа, и уже тогда он был заброшен, а о его строителях ничего не было известно. Нынешние хозяева той планеты явно не догадываются, ЧТО скрыто в развалинах, так как даже не пытаются эти развалины охранять (что-что, а уж охранять-то они умеют) и спокойно пускают туда исследователей. Камень там, правда, использовался разных цветов: и серый, и кроваво-красный, и золотистый, и, вроде бы, зелёный, и не только, но среди этого разнообразия упоминаются и башни из чёрного обсидиана. В городе есть и подземные этажи:
Сандерленд каждый день наносил на карту несколько новых кварталов. Но все равно они были только верхушкой айсберга. Каменный город простирался на многие этажи под землю
В самом низу находится система порталов, которая выглядит, как сеть тоннелей с нишами в стенах, каждая ниша - портал, через который можно заглянуть на другую планету и даже в будущее. Время там идёт не так, как наверху. Непонятно, можно ли вернуться в тоннель, если уйти далеко от портала, а не стоять у самого выхода, как делал герой рассказа. Похоже, что нет - герой подозревает, что именно поэтому
пропали без вести капитан его корабля и ещё кое-кто из команды. Они просто вернулись домой...
Кстати, то, что видела Дени в Доме Бессмертных, подозрительно напоминает лайт-версию такой системы: коридоры со множеством комнат, и в каждой комнате можно наблюдать - только
наблюдать - какое-либо событие, отдалённое во времени и в пространстве. Похожая лайт-версия есть и у Сапковского: Цири в Башне Ласточки точно так же видела много чего интересного, включая Геральта в пикантных обстоятельствах. Меня мучает подозрение, что оба автора отсылают к чему-то общеизвестному из классики или мифологии, а я отсылку не узнаю, позор на мою голову
.
Те, кто исчез в чернокаменных руинах (не все, конечно, кто-то просто заблудился и умер от голода), могли уйти через портал. А мог и к ним кто-нибудь прийти, если портал всё-таки работает в обе стороны. Интересно, как это может выстрелить в следующих книгах?