Я надеюсь, выбрала правильную тему для своих измышлизмов
Итак... голубых роз в природе не существует. Но тем не менее, в нашем мире символ голубой розы существует очень давно. Он сопоставим с символом голубого цветка - много сходного, но есть различия. При этом роза- частный символ цветка вообще, и мы понимаем, что Дейенерис видела именно розу на стене в своих видениях, хоть и говорит она о цветке. (Розы могут быть голубые или синие, оттенок не важен).
В ПЛИО роза упоминается: в легенде о Баэле-барде - роза была ему обещана как прекраснейший цветок, но похитил он девушку; конечно, как символ Лианны; Теон во сне видит девушку с венком зимних роз на пиру умерших; Дейенерис видит цветок на стене. Кроме этого, если не ошибаюсь, Старки думают о розах, когда вспоминают дом.
Итак, голубая роза ассоциируется с королевской кровью, что может быть намеком на происхождение Джона - не только сын Лианны, но человек королевских кровей.
Также роза - символ недостижимой мечты. В некоторых странах были верования, что, если сорвешь её - можешь исполнить любое свое желание. У Старков особая привязанность к Винтерфеллу; они всем сердцем желают попасть домой. При этом розы растут именно в теплицах Винтерфелла. Дом для них сейчас поистине недостижим, и, если бы они могли сорвать цветок в теплице, это значило бы, что желание осуществилось.
Кроме желания, роза еще - и символ недосягаемой любви. Вики говорит о том, что это китайское толкование, но у нас оно тоже имеет место быть: любовь - тоже мечта, желание, и в европейской культуре роза прочно ассоциируется с девушкой. И с девушкой вообще, и с Девой Марией - непорочной и недосягаемой.
Лианна с венком из голубых роз будто создана для такого прочтения. Рейгар берет венок в руки - срывает, и он срывает цветок Севера, увозя в Башню Радости. Так же, как и Баэль-бард.
Интересно в этом контексте посмотреть на видение Дейенерис. Что такого недосягаемого на Стене? Ее родственник - как символ дома, куда она всегда стремилась? Можем ли мы примешать сюда мотив любви?
Пойдём хронологически и перейдем к голубому цветку.
Незаконченный роман Новалиса " Генрих фон Офтердинген" - знаковый для романтизма в частности и литературы в целом. Именно здесь появляется Blaue Blume - культовый символ.
Итак, главный герой - романтик - видит во сне прекрасной красоты голубой цветок. Из цветка на него смотрит прекрасное женское личико. Символ этот вмещает в себя всё романтическое восприятие мира - чувственное познание мира, единение с природой, неземную любовь, высшее проявление поэзии. Генрих отправляется в странствие, чтобы найти этот цветок. Он находит прекрасную девушку он с ней счастлив, но та умирает, и он снова отправляется в путь. Образ возлюбленной сопровождает его, и в конце Генрих наконец находит прекрасный голубой цветок.
Генрих - романтик. А герой в романтизме уж очень похож на Рейгара: поэт, музыка для него - язык высшего порядка, которым можно выразить свои чувства. Рейгар меланхоличен, он отчужден от остальных людей. Он ищет высшее предназначение. Зачастую герои не могут примириться с окружающим миром, и это их убивает - конфликт внутреннего и внешнего можно разрешить только таким образом. И Рейгар уж очень подходит под этот архетип.
И наш Генрих ПЛиО нашел свой голубой цветок. (Поэтому версию с изнасилованием я предлагаю отложить на дальнюю полку.) . Найти - нашел, но реалии мира не могут позволить ему наслаждаться своим счастьем долга. И Рейгар, и Лианна погибают - всё по романтическим канонам.
Также немного о голубом цветке на стене - Мартин пишет, что это именно цветок. Важна ли эта деталь? Если да, то для Дейенерис повторяется история Рейгара - только здесь, как обычно, она искажена, перевернута с ног на голову. У каждого своя любимая теория на этот счёт, поэтому мысль развивать дальше не буду
Путь Генриха - это истории, которые рассказывают новые знакомые из разных мест. Одна такая история очень интересна в приложении её к ПЛиО.
Жила-была прекрасная дочь короля. Как-то забрела она к старику и статному юноше с золотыми кудрями. Юноша был прекрасным поэтом, и девушка прониклась его стихами. Она стала проводить время в хижине, научила юношу играть на лютне, и влюбилась в него, очарованная его музыкой. Как-то, гуляя, они попали под дождь, и укрылись в пещере, где и познали счастье. Наутро девушка рассказала, что она - принцесса, и молодые люди решили сбежать вместе. Год они провели, скрываясь, а потом юноша пришел к королю, спел песню, заставившую его расплакаться, и девушка с ребенком сняла капюшон. От счастья король простил их всех, и орел короновал юношу.
Прямо могу представить, как Мартин мог негодовать от такой слащавой концовки и героев, которым все сошло с рук на парах в университете
А еще прекрасен ход с раскрытием истинного происхождения девушки после того, как герои утвердили чувства друг к другу
(да-да, герои, которых поменяли местами)
Также весьма символично стихотворение "Синие розы" Киплинга.
Возлюбленная отправляет рассказчика за синими розами, но тот, объездив полмира, возвращается ни с чем, чтобы застать девушку умирающей. Она умирает, с последним вздохом ища розы в руках смерти. Рассказчик надеется, что она нашла розы по ту сторону могилы. Сам же он предпочитает белые и красные. Не следует гнаться за недостижимым, если и так есть цветущий сад. Хорошее бы предупреждение для Рейгара вышло, правда? Надеюсь, что не для Дени.
Еще Синяя Роза - прозвище Лауры в пьесе Теннесси Уильяма "Стекляный зверинец". Мать Лауры приглашает на ужин Джима, юношу, который ей нравится. Он случайно разбивает единорога из коллекции Лауры, после чего извиняется и целует ее. Но Джим, как оказывается, помолвлен; узнав об этом, Лаура дарит ему единорога и прощается.
Так и Рейгар - разрушил нечто ценное венком на турнире, нечто, что ему не принадлежало. Еще показательно имя Лаура - как и Лианна, их хочется ассоциировать с нежной голубой розой.
Если кому интересно еще что-то понаходить в розах - рекомендую "Метель" Цветаевой, там много приятных совпадений (Огонь и лед… А всё ж следы забот! \\На вашем лобике,Огонь и Лед!)
Вот, вроде, и всё. Что вам кажется правдоподобным? Какие выводы получаются у вас, исходя из символики розы?