Вот этот поворот — он очень важен и для Дени, но и для Джораха и их отношений тоже. Не только потому, что потом много всего произошло, а потому, что Джорах сделал окончательный выбор между журавлем и синицей. Он выбирает журавля, и житейская мудрость нам говорит, что этот выбор ошибочен (думаю, она ему тоже об этом криком кричала), но в том и прелесть ПЛИО, что не всегда прагматичный выбор правилен. (Точнее, я бы сформулировала это так: правильный в нравственном смысле выбор не обязательно приведет вас к чаю и плюшкам, а неправильный - почти гарантирует печеньки. Но это не отменяет того, что одна сторона все-таки белая, а другая — черная). Так вот тут Джорах делает верный в нравственном смысле выбор: он решает играть не за себя, а за Дейенерис.
Предвижу возражения: он сам хотел царствовать и всем владети!
Можно посмотреть на этот эпизод внимательнее.
Джорах приходит в каюту Дейенерис, чтобы уговорить ее изменить курс корабля и плыть в Астапор за безупречными, чтобы стать самостоятельной силой, а не игрушкой в руках Иллирио и Вариса. Но у него совершенно точно не было намерения прямо там ее целовать. Об этом говорит вся мизансцена. Он сидит рядом с Дени на кровати и излагает свои подозрения по поводу Арстана, Дени сначала раздражается, а потом, когда дело доходит до плана по покупке армии, начинает волноваться. Когда же, наконец, соглашается — Джорах встает. То есть он уже добился того, чего хотел, уже собирался уйти, но... Дени вскакивает голая. В общем-то он мог подумать, что выиграл свой "турнир", осталось увенчать королеву)
Нет, Дени его не провоцировала — просто привыкла его не особенно стесняться, и в волнующий момент позабыла о его чувствах. Но когда говорят, что Джорах — символ сексизма, я покрываюсь пятнами, честное слово. Да он там чуть ли не единственный мужчина на все плио, который остановился, когда ему сказали «нет»! С другой стороны он, безусловно, воспринимает Дени как типичный вестеросец — женщину. Как ту, что надо оберегать и любить, защищать, т. е. она, так или иначе, будет ему подчиняться. Он же мужчина. Так мыслят и действуют практически все герои в ПЛИО, нет там «феминистов». Он ее поцеловал — она не сопротивлялась (Дени не знала, сколько длился этот поцелуй, но он закончился), и тогда Джорах не потащил ее в койку, а сделал брачное предложение. По-моему, все по-рыцарски.
Однако он, безусловно, ошибся, и это была не победа, а поражение. И не только потому, что Дени не видела его в постели, не только потому, что он казался ей непривлекательным внешне и «ниже ее по рождению». Скорее потому, что своим предложением, он поставил Дени перед таким выбором, который ей очень и очень сложен. Она привязана к нему, но что делать с тем, кто тебя любит, а ты не можешь ему ответить? Тут, пожалуй, кто угодно перепугается, что и случилось с Дени. Она не может ему простить не поцелуй, конечно, который оказался таки сладок, а разрушения уютной и уже ставшей привычной для нее схемы рыцарь — его прекрасная дама.
А тут еще и в Астапоре оказалось не просто сложно, а очень сложно.
Про сцену с пощечиной я не буду подробно писать, а то выйдет диссертация. Это моя любимая сцена, самое пронзительное в ней, что Дейенерис, будучи расстроена и разозлена, ударила самого близкого на тот момент человека, который, конечно же, не виноват в том, как Астропорские господа выращивают Безупречных, как и не виноват в том, что любит ее. Там еще чудесный момент: когда Дени приходит в каюту, оказывается, что Дрогон укусил Ирри, пока ее не было, то есть тоже ранит близкого, а не торговцев, которые его напугали. И я в общем-то тоже считаю, что посторонних мужчин не бьют по щекам.
И еще мне нравится совсем другая сцена — та, где уже после скандала и пощечины, Дейенерис стоит на палубе и смотрит на город. Джорах приходит к ней мириться. Там вроде бы разговор идет не о чувствах: Джорах рассказывает про взятие Королевской Гавани, про неизбежные жертвы на войне, о том, что как раз их-то можно уменьшить или совсем избежать с помощью войска из идеально-послушных евнухов, потом о Рейгаре, который «сражался отважно, благородно, по-рыцарски — и ... погиб». Но параллельно этому разговору, там много эмоций в мелких движениях. Сначала Дени злится и думает, что если повернется, то ударит его снова, или заплачет, или поцелует его. Не смотрит на него — он стоит сзади и она слышит только его голос. Это, черт побери, один в один видение в траве, когда ей кажется, что он идет за ней, но ей нельзя оборачиваться, потому что он исчезнет. И она слышит только его голос.
Потом он трогает ее за локоть — она отдергивает руку. Он называет ее Дейенерис — она исправляет его на величество.
Потом, наконец, поворачивается и смотрит на него, обхватив себя руками, пытаясь обрести уверенность. Их взгляды встретились, и это был момент затишья и перемирия.
После Дейенерис посвятила Джораха и кровных в свой план с коварной и совсем не рыцарской «продажей» Дрогона.
Но все равно, совсем скоро все стало очень плохо.
Меня удивляет, когда Джораху приписывают какую-то сверхревнивость. Он, конечно, ревнует, да, но не сильнее, чем любой другой мужчина на его месте. Он любит Дени, а Дени его — нет. (Точнее любит, но не так, как ему хотелось бы).
И вместе с завоеванием Астопора, Дени завоевала себе и королевские амбиции и, как королева, не хочет никому принадлежать.
Она срывается на Джораха, когда он отговаривает ее от сближения с Даарио. Причем, там интересная сцена. Джорах-то в этом случае с опасениями про наемника, убившего своих капитанов, вполне прав. И отговаривает он Дени не от нового советника (и тем более любовника) там и близко этого пока нет. То есть Дени-то Даарио понравился, но Джораху-то об этом ничего неизвестно, он вполне разумное предлагает: не доверять первому встречному, пусть пересидит атаку под арестом. Но Дени срывается на него и кричит «Я не хочу тебя Джорах Мормонт!», словно бы он и вправду закатил сцену ревности. Кстати, в гневе она говорит ему, что Визерис никогда не был для нее таким хорошим братом. Для меня это лишний раз доказывает, что Джорах для Дени все-таки не отцовская фигура. Будь это так, она сказала бы «ты мне как отец», потому что в гневе слов не выбирают. И еще там интересный момент: после скандала она думает, что «не хотела быть резкой с сиром Джорахом, ничего, он простит меня, ведь я его королева». Тут есть после пощечины не жалела его, а после всего лишь словесной отповеди — да. Ну и по реакции Джораха тоже многое видно: он сначала покраснел (от гнева, потому что она не слушает его советов), потом побледнел (от ужаса, ведь она говорит ему, что никогда не полюбит), а потом стал как каменный. Он естественно понял, что Даарио таким доверием награжден не просто так.
Но все-таки Дени была права, Джорах ее простил. И продолжил ей помогать. Пока Барристан рассказывает ей о военной тактике, Даарио дарит цветы, Джорах занимается текущими делами — разделяет всяких там вольноотпущенников по отрядам, формирует обоз и прочее. Потом ей будет очень не хватать советников, которым она могла бы передоверить хоть часть своих забот.
А про клятву я не забыла. Просто на данном этапе о ней позабыл сам Джорах. Точнее он считает, что исполняет ее: действует в интересах Дени, как он их понимает. Но, увы, этого не достаточно.
Ее сердце трепетало, как птица в силке
Это неизбежно бы произошло рано или поздно, но хитрость и коварство Мартина в том, что у него все происходит в самый подходящий (или самый неподходящий, смотря с какой стороны смотреть) момент. Признайся Джорах раньше — Дени бы, возможно, отнеслась к его шпионству иначе, но вышло так, как вышло. Именно перед Миерином, городом, который стал для Дени самым тяжелым испытанием, она получает такой удар.
То, что это для нее удар — это несомненно, очень-очень много эмоций в каждой главе, и потом, когда Джорах уже уйдет, она будет вспоминать о нем и думать, думать. Забегая вперед, скажу, что думает она о нем не как о Визерисе, к примеру, как о трагической странице своей жизни, но странице решенной, закрытой. Она думает о Джорахе постоянно на контрасте: предавал, но любил, хотел ее, но хотел домой — словно решает какую-то загадку.
Но это позже.
Пока что ее сердце трепещет, когда она узнает о его предательстве, а он не очень это все понимает. Точнее понимает, конечно, но считает, что она погневается и простит его. Они же прошли вместе Красную пустыню, они же вместе были в шатре мейги и после, когда в костре Дрого родились драконы... Но - парадокс — то, что Джорах считает аргументами за, для Дени — аргументы против.
Я очень хорошо понимаю ее эмоциональное состояние: даже если вывести за скобки всякую любовь, у нее воспоминаний о жизни не так уж много, и львиная доля их связана с Джорахом. Вот она вспомнит о том, как скакала по степи на Серебрянке, и он ехал рядом... И предавал. Вот он обнимает ее за плечи, после того, как она вышла из дома Бессмертных в Кварте - она могла бы вспомнить, как ей сразу стало легче, но теперь будет помнить, что он предавал...
С другой стороны, если отвлечься от эмоций, то Дени рано или поздно должна понять, что Джорах вообще-то предал Роберта Баратеона, а не её, что на войне нет правых и виноватых, а своя правда есть у каждой стороны. Ну по крайней мере я на это надеюсь.
В собственно сцене изгнания для меня есть темное место (или даже места). Обычно считают, что она все-таки не простила (как собиралась), а изгнала его из-за излишней непочтительности.
Он действительно ведет себя совсем не так, как Селми. Ну и понятно — не Селми ее из костра вынимал, вел по пустыне и так далее, отношения Дени с Селми даже и рядом не стоят по глубине и значимости с отношениями с Джорахом! Но — для Дени они уже прежде дали трещину: она называет его поцелуй предательским задолго до разоблачения. И дальше его предательство для нее накрепко сцепится с поцелуем: в воспоминаниях они идут просто через запятую предавал, целовал, словно это одно и тоже.
И вот поэтому как раз мне кажется, что дело совсем не в непочтительности.
И еще: когда Джорах говорит свое: - Вы должны меня простить! - Дени думает «Должна? Слишком поздно. Ему надо было с этого начать...» Как это? Если она возмущена тем, что он не просит прощения как должно, то почему ему надо было с этого начать? Вот оригинал на всякий случай: . Естественней было бы (если бы и вправду была возмущена) подумать что-то вроде: Должна? Еще чего! Ты кто такой? Давай досвиданья.
Все-таки дело не в непочтительности. Может быть дело в ребенке? В угрозе жизни даже не самой Дени, а её Рейго, к своим проблемам с деторождением она относилась очень-очень серьезно. И в том разговоре даже кладет руки себе на живот.
Очень похоже на то. В этой версии только один слабый момент, на мой взгляд, - то, что в шатер, где погиб ее ребенок, ее внес тот же Джорах. «Сир Джорах убил моего ребенка, - думает Дени, - но он сделал это из преданности и любви». Тут возникает некоторый парадокс (оставим пока за скобками степень реальной вины Джораха в смерти Рейго, я считаю, что ее нет, безусловно, но Дени тогда сочла, что есть): за «реальное убийство» ребенка она его прощает прямо там, а за потенциальную угрозу, которую сам же и отвел — простить не может. Ну на самом деле, это такой «парадокс Мартина», то есть это кажется нелогичным только на первый взгляд — на самом же деле, только так и бывает в жизни, где люди поступают под воздействием эмоций гораздо чаще, чем принято думать.
На предложение Даарио отрубить Джораху голову, Дени отвечает «нет» и думает: «Чаши весов уравновесились». Какие чаши? Что уравновесилось? Почему не казнить разоблаченного предателя? Ведь она сама чуть позже решит, что разумнее было бы его или простить и оставить (сир Джорах предавал меня, но он давал мне хорошие советы, думает она позже, то есть понимает, что в качестве советника он бы был ей полезен), или уж казнить и решить проблему раз и навсегда. Я думаю, что речь идет или о чашах правосудия: простила тогда, наказала сейчас за одно и тоже, либо о ее внутренних весах, которые Джорах сильно разбалансировал именно поцелуями и переводом отношений в непонятные для Дени дебри.
Но вернемся к Джораху)
Как многие заметили, вся сцена построена на контрасте: сначала Барристан, который просит о помиловании очень правильно — где надо смиренно, где надо — говорит неприятные вещи, показывая, что действительно откровенен, умело шутит, причем именно таким образом, какой может понравиться любому королю. Но вот удивительный момент — Дени он нравится, и она по его же просьбе подает ему меч, взятый у Пламма, но слов клятвы не слушает. О, это такой очень показательный момент, который не сразу бросается в глаза. Он и с точки зрения психологии героев очень верный — для Дени Джорах — гораздо более болезненная и волнующая проблема; и одновременно очень символичный — клятва Джораха, которую он произносит перед костром приведена не просто полностью, со всей мизансценой и отношением Дени и самого Джораха, даже такая мелочь, казалось бы, как вопрос — ответ. «Чтобы ни случилось? - Чтобы ни случилось!». А тут — вообще нет клятвы. Даже Даарио Нахарис произносил слова верности и они были приведены полностью!
В этом много всего, с одной стороны «Слова — ветер!», мы знаем, что Джорах клятву нарушил. С другой, для Барристана верность клятве — одна из самых главных ценностей в жизни, без верности клятве (не человеку) он не существует. Нет, я не думаю, что Селми свою клятву нарушит, я думаю, что она просто не важна, в его верности не приходится сомневаться. А вот клятва Джораха — да. Пока как иллюстрация его пренебрежения честью.
В отличие от Барристана, Джорах ведет себя перед Дени неправильно: одновременно и стыдится и злится сам, неловко оправдывается. «Один горд, - думает Дени, - другой чувствует свою вину». Он пытается напомнить Дени о своих заслугах и — как последний аргумент — говорит о своей любви. На самом деле это тоже поразительная вещь. Ведь она об этой любви давно знает, больше того — он целовал ее, предлагал ей замужество, но о любви так и не говорил вот до самого этого момента, когда ничего другого уже не осталось. Почему? Потому что воистину считает любовь своей слабостью. Как и многие читатели, Джорах тоже считает себя подкаблучником))) Он влюбился в одну женщину — оказался изгнанником, влюбился в другую — и все вышло даже хуже. И все-таки в тот момент, когда он не справляется с собой и не в состоянии выбирать слова — он говорит о своей любви, как о самом лучшем, что в нем есть. Потому что Дени найдет лучшего советника, лучшего рыцаря и лучших воинов, чем он. Но любить преданно и глубоко способен далеко не всякий!
Правда, Дейенерис в его любовь в данном случае не поверила.
Джорах уходит, спотыкаясь и шатаясь, словно пьяный, а Дени представляет, как он возвращается на Медвежий остров, проходит по каменистому берегу в дом, где у огня лежат собаки и пахнет мясом и медом. Возвращается домой.
Небольшое офтопное замечание по поводу Даарио. Мне кажется, что Даарио как персонаж введен в свиту Дени как противовес Джораху. Они контрастны по внешнему виду, на что Дени сразу же обращает внимание. Они совершенно по-разному ведут себя с ней: один поцеловал и остановился, а про другого Дени думает — вот он-то не остановится, один воспринимался как рыцарь (до которого недотягивал), а второй воспринимается как опасный и беспринципный наемник. Поэтому я думаю что, хотя Даарио мне и не нравится, он Дени не изменит, а честно падет в Миэринской битве, например.
Если ты и получишь когда-нибудь мой меч, то только через кишки.
Джорах Мормонт перехватывает Тириона Ланнистера в борделе Селориса. И остается вопрос, где он был все это время, и почему ушел так недалеко — не в смысле географическом, а в смысле — не вступил в отряд наемников, как делал раньше, не уехал в Пентос, чтобы, например, потребовать у Иллирио оплаты трудов, и так далее.
Предположение, что он вернулся к Линессе я считаю абсурдным. Они расстались таким "прекрасным" образом (Джораха пообещали продать в рабство за долги), что делать ему там совершенно нечего. «Домой» как намечталось Дени он тоже вернуться не может, потому что точно так же как и для Дени, дом для него - там где любимая женщина.
Интересный вопрос — почему он не остался в Миэрине и не согласился умереть, раз уж так любит? Ну кроме того, что это было бы крайне не по-мартиновски (меня кстати романтическая битва в ямах в сериале хоть и порадовала как фаната сериала, несколько обескуражила своей откровенностью, как фаната книг. Мартин бы никогда не написал таких «сумерек»)))), это было бы и не по-джораховски. Все-таки быстрая смена линии поведения — не его конек. Он уходит от Дени полностью раздавленный (его вытаскивает Бельвас, он шатается и спотыкается как пьяный — это очень похоже на то, как поверженных рыцарей уносят с ристалища). Он проиграл свой турнир с треском, и ему теперь требуется время, чтобы осознать, что турнира и не было, что с самого начала он все сделал неправильно, принимая Дени за ту, кем она не является.
Остается вопрос где он был?
У меня есть версия, которая ничем особенным в тексте не подтверждается, просто кажется мне вероятной. Он шел по Дороге демонов. Попробую изложить аргументы: во-первых, сесть на корабль кажется куда более разумным, и конечно, именно это сделал бы Джорах в обычном состоянии. Но он не в том. Во-вторых, Дени смотрит на огни Миэрина и думает, что какой-то из фонарей, возможно, несет Джорах, ведущий под уздцы своего коня. Понятно, что это лишь ее предположение, но оно, кмк, возникло тут неспроста (просто переехало из воображения Мартина). С конем логичнее идти пешком. Конечно, и коня можно взять на корабль при желании, но это если тебе конь так дорог, как дотракийцам или Дени ее Серебрянка. А в Волантисе, позже, Джорах коня продал, не задумываясь, так что это не тот вариант. А вот как раз продавать коня где-то тут же, потом искать себе место на корабле и так далее — это опять -таки действие человека не раздавленного крахом всех надежд. В-третьих, про эту дорогу демонов как-то много намекается в ТсД, но ничего толком не говориться. Квентин и его спутники собирались идти по ней — не пошли, Дени предполагает уводить своих людей из Миерина — и тоже не доходит. Тирион о ней вспоминает. Кто-то явно должен пройти по ней и доказать, что это можно сделать. Еще одно косвенное доказательство — то, что когда вдова Вогарро отказывает ему в посадке на корабль, он довольно спокойно собирается уйти, поднимается со своего места (и тут начинается заварушка с Пенни), то есть теоретически у него в голове мог быть альтернативный путь в Миэрин, которым он уже проходил. Просто с таким грузом-попутчиком как Тирион этот пусть может казаться ему слишком тяжелым. Возможно, когда придет черед, он расскажет о своем опыте, и тем послужит королеве гораздо лучше, чем притащивши ей Ланнистера. И в общем-то 500 лиг верхом, с остановками во всяких непонятных Монтарисах, как раз и объясняет, почему Джорах удалялся от Дени так медленно.
Но ладно, это версия. Есть еще универсальный вариант — Мартину так захотелось.
Он меня тоже, в принципе, устраивает, потому что это значит, что Тириона к Дени может доставить именно Джорах, а не любой очередной рандомный наемник, и не ЭГ с компанией.
Почему? Тут есть несколько моментов. Во-первых, «тяжелая рука и отсутствие чувства юмора». Тирион уже не раз в своей жизни попадал в похожие ситуации, и из всех выходил благодаря своему языку в первую очередь. Он хорошо знает людей, умеет льстить и привык щедро раздавать посулы, в которые все верят, ведь «Ланнистеры всегда платят свои долги». Но с Джорахом ничего из этого не сработало, деньги ему не нужны, а чувство юмора - это вообще роскошь в его положении.
Вообще, конечно Тирион во многом прав. Только с пьяну можно придумать такой «шикарный» план — доставить Тириона к Дейенерис с надежде на прощение. Но никакая конспирология тут не нужна. Джорах сидит в борделе с белокурой шлюхой на коленях и хватается за первую попавшуюся возможность, чтобы вернуться. Плохой повод лучше, чем никакой.
Обычно обращают внимание на то, что Джорах слишком жестоко обращается с Тирионом. Ну тут мне нечего сказать, кроме того, что жестокость эта объяснимая с моей точки зрения, и Джорах его похитил, а не пригласил на прогулку. Но мне нравится там другое. Вот они едут по Волантису и Тирион задает вопросы. А Джорах отвечает, переводит разговоры и надписи. Потом рассказывает Тириону о Линессе, делит с ним еду и питье. Нет, это конечно не проявления дружеских чувств или симпатии, но это что-то такое... человеческое что ли. Может быть, это как раз то, почему Тирион потом неожиданно для самого себя, спасет его от бойцовой ямы. «Ваш друг скоро умрет», - говорит охранник. Он мне не друг, - думает Тирион, который секунду назад думал о том, что работорговцы отомстили Джораху его собственные оковы. И следом сразу требует у Нянюшки купить «медведя». Друг или не друг, но так уж вышло, что это нечто гораздо более настоящее, чем отношения Тириона с тем же Бронном.
Очень мне нравится эпизод на «Селасори Кхорун» с потешным поединком, который утроила Пенни. Тирион злится, ему не нравится быть шутом, тем более, что получается у него плохо. Он падает со Свиньи и прикусывает язык. Помогает ему расстегнуть доспехи, как ни странно, Джорах. Даже подбадривает, говоря, что «Видал турнирных бойцов и похуже». И, между прочим, советует запирать каюту Пенни, потому что в команде поговаривают о том, что бы съесть хрюшку. Но Тирион очень раздосадован ролью шута, так сильно, что срывается на Мормонта и говорит ему очень злые, пусть и правдивые слова. Джорах выбивает ему зуб и прогоняет из своей каюты. Тирион потом, когда Пенни его жалеет, говорит, что Джораху было больнее. И это правда так, хотя я и не одобряю битье в морду за слова. А правда эта в том, что даже если бы план Джораха и удался, никаким Тирионом ему бы не удалось купить прощения Дейенерис. Он и сам это понимает, в общем-то. Сам же говорит, что Дейенерис поступает по справедливости. Он возвращается только потому, что не может не вернуться. Не знаю, вспомнил ли он о своей клятве, но мне кажется, что точно вспомнил о том, что обещал служить своей королеве «чтобы не случилось.
Лучше ошейник, чем клеймо. Ошейник можно снять.
Есть такое мнение, что бог посылает испытания тем, кого больше любит. Не уверена на счет нашей жизни, а боги Мартина действуют точно так. Конечно же, его план по возвращению к Дени не мог осуществиться так, как был задуман. Джорах становится рабом с клеймом на лице. С этим клеймом вообще интересная история. Есть чудная аналитика про увечья в мире ПЛИО, которую я, как ни старалась, так и не смогла найти, к сожалению (была бы благодарна за ссылку, если кто-то вспомнит). Так вот там прослеживалась мысль, что отметины, особенно на лице, имеют некоторую значимость для судьбы героя. Грубо говоря, Мартин метит тех, кто ему для чего-то нужен. Клеймо в виде головы демона - это интересно, но мне кажется даже более важным тот факт, что это несмываемый знак, и знак позора, а не просто увечье.
Больше того, Джораха в рабстве избивают до неузнаваемости. Изменения в облике героев в ПЛИО свидетельствуют о внутренних изменениях. Все герои, меняющие внешний облик (Теон, Арья) меняют и личности. Конечно, мы можем об этом только догадываться, но вот Джорах перед боем надевает разномастные шутовские доспехи (как и предлагал Тирион) и в лагере наемников сам называет себя дураком (fооl - тоже, что и шут). И Бурый Бен замечает «гордости у тебя поубавилось».
В спойлерных главах ВЗ есть и еще одно для меня интересное обстоятельство. В то время, как все сомневаются, что Дейенерис вернется, жива ли она. Джорах — не сомневается. Ну еще бы, ведь он видел, как она вышла невредимой из костра, сожгла колдунов в Кварте и вела за собой армии. Но самое главное — он любит ее. И теперь, кажется мне, любит совсем не так, как в Кварте или Астапоре. По крайней мере, он, когда убеждает Вторых Сыновей перейти на сторону Дейенерис, вспоминает о своем Доме и клянется своим родом. Что очень сильно перекликается с видением Дейенерис в траве, когда тень Джораха напоминает ей о том, что она не должна забывать, кто она, кем она на самом деле является.
Это кажется парадоксальным — теперь, когда позор в буквальном смысле написан на его лице, когда он полностью лишился гордости, он в большей степени достоин носить на одежде родовой знак, чем когда-либо до этого.
В связи с Джорахом я часто вспоминаю один из «титулов» Дейенерис, который вспоминают не так часто, как другие - «истребительница лжи». Она его изменила, позвала за собой, сожгла до тла и очистила.
Не стану делать прогнозы, до выхода ВЗ осталось не так уж долго. Надеюсь, что Джорах так или иначе, встретится со своей королевой, и она его простит. Но даже если нет, даже если ему суждено погибнуть так далеко от родных берегов, Дейенерис, рано или поздно, вступит на землю Вестероса, и вместе с собой, символически, принесет и его. Потому что они крепко связаны узами, которые гораздо сильнее, чем просто любовь мужчины и женщины: мечтою о доме, тем, что она — Королева, а он — Ее Рыцарь. И когда придет время Дейенерис поднять меч на защиту мира людей, Джорах будет рядом с ней, даже если к тому времени будет уже мертв. Ведь он поклялся следовать за ней "чтобы ни случилось".