Во-первых, в разрезе психотравм и давления обстоятельств, хочу заметить, что в момент убийства Арья в гораздо большей мере, чем до этого - в безопасности, уравновешена, спокойна и довольна жизнью в стенах своего ассасинского Хогвардса, занимаясь, если можно так сказать, любимым, нужным Арье делом.
А вот тут как раз можно и подискутировать. В этой теме много раз говорилось о том, какая же Арья сильная и цельная натура,как она пережила все беды, какая она теперь позитивная и общительная и открыта будущему грандледи, которая красотой, умом политической мудростью, военными навыками, разведением лютоволков на продажу посрамит свою невзрачную сестру (да, вы никогда этого не говорили, но очень уже мне нравится это расхожее утверждение)
Не будем говорить о том, что же из этого сбудется, остановимся на текущем состоянии Арьи. Итак мы видим, как очень ловкая и оборотистая девочка живет там, куда её привела судьба. Она выполняет задания, она чему-то учится и она чуть не в каждой главе абсолютно разная. Вот тут она уродливая девочка, вот тут - она кошка Кэт, вот она продает мидии, а вот тут она Мерси, веселая и беззаботная. Но кто из них на самом деле является Арьей? А Арья появляется на сцене теперь очень ограниченно - когда утром вырывается из липкого кошмара, просыпается, глотая воздух и не понимая, кто она и где. И это логичное продолжение того состояния Арьи, в которое она погрузилась после смерти матери, когда она даже шевелиться не хотела и мечтала лишь об одном - чтобы её оставили в покое. На мой взгляд, Арья до сих пор переживает острый период глубокой травмы и пытается самосохраниться, и надевает маски не только потому, что вот так её велели, а еще и потому, что вот так - ей не больно. Пока она не Арья, а кто-то другой - ей не больно. И она думает о себе в третьем лице и она вообще ни о чем не вспоминает из того, что было с Арьей. Когда Мерси убивает Раффа, она даже мысленно не проговаривает - за что именно. Маска по имени Мерси Раффа не знает, она без каких-либо эмоций убивает этого человека, и напевая песенку удаляется в закат.
И это та самая Арья, невоспитанная и неловкая, но для которой инстинкт броситься и защитить мясничонка или выпустить людей из клетки, спасая от огня - нормально и естественно. Возможно, вы скажете что для Арьи естественно и нормально то, что с ней сейчас происходит, но и я с вами соглашусь - она травмирована до такой степени, что она практически полностью утратила все прежние представления о ценности человеческой жизни и о каких-то табу, которые были для неё естественны. И я бы не стала говорить, что девочка, которая даже мысленно старается подавить все мысли о собственном "я", не просто надевая маски, а стараясь стать кем-то, вряд ли может считаться спокойной, уравновешенной и довольной жизнью.
Вещи, которые совершает Арья - чудовищны по сути и по форме, еще более чудовищно при этом выглядит она сама - да. А если вернуться к тому, с чего вообще начался разговор об Арье, то при всей этой чудовищности она не будет примером, на фоне которого деяния Мизинца внезапно станут лучше. Разница колоссальная - это разница между сознательными поступками взрослого мужика, который своей игрой наслаждается и чьей игрой призывают восхищаться, и между глубоко травмированным ребенком.