Tai zong
Рекрут
«Говорят, Роберт Баратеон силен как бык, бесстрашен в бою и любит войну больше всего на свете. На его стороне могучие лорды,… Эддард Старк с холодными глазами и ледяным сердцем и золотые Ланнистеры, отец и сын, богатые, всесильные и вероломные».
(«Битва королей»)
Личности Роберта Баратеона, Эддарда Старка, Тайвина и Джейме Ланнистеров – могущественных и могучих героев Семи Королевств, связанные в книге с историческим Европейским Средневековьем, одновременно с образами королей и рыцарей содержат в себе признаки античных царей и героев.
Эта преемственность неизбежна, так как героическое – от Древнего мира до современности – при различии в этической стороне, по своему содержанию всегда неизменно и живет по принципу линейного времени.
«Характеры героев изображаются статично, в них не видно развития, даже если цикл эпических песней изображает судьбу героя от рождения до самой гибели».
(Л.И. Зайцев «Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера)
«Песнь Льда и Пламени» отстоит далеко по времени от «Илиады».
Война в Семи Королевствах отражает прежде всего Войну Алой и Белой розы в Англии, но вместе с тем события и герои «Песни» - это еще и отзвук далекой Троянской войны и литературная реинкарнация гомеровских героев.
Мифопоэтика Троянского цикла
и «Песнь Льда и Пламени»
Часть I
Лорд Эддард Старк имеет сходство с античным рыцарем Гектором Троянским – символом чести и патриотизма.
Король Роберт Баратеон – с могучим и свирепым в бою героем Аяксом Великим.
Лорд Тайвин Ланнистер – это царь Агамемнон – олицетворение государственной силы и властолюбия.
Джейме Ланнистер – дерзкий и вспыльчивый непобедимый боец Ахилл.
Характеры Эддарда Старка, Роберта Баратеона, Тайвина и Джейме Ланнистеров последовательно, от рождения до гибели, как Гектор, Аякс, Агамемнон и Ахилл демонстрируют заложенные в них архетипы: воина-монаха, воина-царя, царя и воина.
Для каждого из них есть свои индивидуальные, не схожие между собой «подвиг», «Рок», «воля», «трагическое».
Должность Десницы как «яблоко раздора»
«На трое все разделено было, и каждый получил свою долю»
(Гомер «Илиада»)
Мир в Семи Королевствах был возможен только при наличии равновесия сил между королем Робетом Баратеоном, лордами Эддардом Старком и Тайвином Ланнистером.
Система равновесия сил включала в себя Джона Аррена на должности Десницы, являвшегося компромиссной и приемлемой для Великих Домов фигурой.
Это понимал Петир Бейлиш, который для достижения своей конечной цели – Железного трона, интриговал, разжигая конфликт между Великими Домами. Ведь при существовавшем порядке Петиру, при всех его способностях и безмерном тщеславии, была отведена только вторая роль. Не желая быть всю жизнь вторым, он путем интриг организовал убийство Джона Аррена, смерть которого создала опасный вакуум во власти.
Как когда-то ситуация с «яблоком раздора» стала прологом к Троянской войне, так и вакантная должность Десницы предоставила повод к началу междоусобной войны в Вестеросе.
После смерти Джона Аррена ланнистерское кольцо (династическое, финансовое, военное) замкнулось вокруг короля Роберта, и он оказался перед стратегическим выбором: назначить на должность Десницы либо представителя Дома Ланнистеров, либо другого Великого Дома.
Первое решение означало для Роберта Баратеона политическую капитуляцию, но при этом сохраняло стабильность в государстве, второе – активизацию политической борьбы и, как следствие, нарастание внутреннего напряжения в системе власти. Король Роберт, что для его сильной личности было естественным, выбрал второй вариант.
Передать должность Десницы кому-либо из Дома Баратеонов, либо оставить ее вакантной, было неразумно, так как это: а) не прибавляло дополнительных ресурсов (он и так возглавлял этот Дом);
б) усиливало ненужный в такой критический момент раздор между Станнисом и Ренли.
Опереться на Простор и Дорн не представлялось возможным ввиду личных качеств их правителей: Мейс Тирелл не отличается сильной волей и развитым интеллектом, а Доран Мартелл, обладая указанными качествами, настолько скрытен и осторожен, что его можно заподозрить в коварстве.
В результате единственным выходом для Роберта Баратеона стало обращение с просьбой занять пост Десницы к Эддарду Старку. Таким образом, в основе поездки короля Роберта в Винтерфелл прежде всего лежит политический расчет и понимание возможности уговорить лорда Эддарда, чтобы он из дружеских чувств согласился на королевское предложение.
«Парисов» суд: разум, страсть, мораль и ирония
Как бы поступили Роберт Баратеон, Тайвин Ланнистер и Эддард Старк, если бы оказались на месте Париса, когда тот выбирал красивейшую из богинь?
Богиня Гера тогда предложила за выбор в ее пользу власть над Азией, Афина – воинскую славу, а Афродита – обладание красивейшей из земных женщин.
Лорд Тайвин, не колеблясь, сразу бы выбрал власть.
Король Роберт, подумав совсем немного, пожелал бы красивейшую женщину, при этом про себя решив, что славу он и так завоюет.
Лорд Эддард, оставшись неподкупным, после размышлений принял бы свое решение исходя из моральных предпочтений и личных качеств конкурсанток: богиня любви Афродита легкомысленна; Афина – это дева-воительница, то есть занимается не женским делом и принципиально не имеет семьи; Гера – покровительница брака. Вот Геру, при этом не желая для себя личной власти, лорд Эддард бы и выбрал.
Джейме Ланнистер из любопытства и циничной иронии никому бы яблоко для «Прекраснейшей» не отдал, с удовольствием наслаждаясь последствиями такого решения. Серсея яблоко от него тоже бы не получила.
Джейме Ланнистер, предложи ему должность Десницы, от нее бы отказался. Тайвин Ланнистер, наоборот, согласился.
Согласившись по моральным соображениям на пост Десницы, лорд Эддард получил лично ненужную ему власть, которая нужна была лорду Тайвину.
Тайвин и Эддард: Агамемнон против Гектора
В Вестеросе король Роберт являлся «первым среди равных», то есть сильнейшим феодалом, на которого оказывали постоянное давление действующие в своих интересах другие крупные феодалы, и прежде всего - Ланнистеры. Вступление короля в союз с кем-либо другим автоматически угрожало интересам Ланнистеров, и они в такой ситуации неизбежно становились противниками короля.
Когда Роберт Баратеон назначил Эддарда Старка своим Десницей, он тем самым создал потенциальную угрозу Дому Ланнистеров, так как соединенные силы Домов Баратеонов и Старков, опирающихся на авторитет королевской власти и ресурсы Королевских земель, в военном отношении превосходили силы Ланнистеров, что в перспективе в случае обострения ситуации вело к их проигрышу.
То, что лично король Роберт и лорд Эддард не вынашивали в отношении Ланнистеров коварные замыслы, не вступили между собою в направленный против них тайный сговор, не имело значения: политика имеет свою логику, не всегда совпадающую с целями лиц, принимающих властные решения.
Тайвин Ланнистер сразу разглядел опасность и, воспользовавшись поводом, начал действовать.
Кейтилин Старк вместо Париса
Повод к войне в Семи королевствах подала, как и к Троянской войне, женщина.
Леди Кейтилин стоит перовой среди активных женских персонажей Песни Льда и Пламени по разрушительным последствиям от ее действий в Вестеросе и трагичного конца для нее лично.
Все активные женские персонажи книги терпят череду поражений и унижений в попытке победить мужской мир Семи Королевств: Серсея Ланнистер подвергнута публичному унижению, Аша Грейджой в плену, Бриенна Тарт подозревается в измене, Арья Старк – никто, и т.д.
Этим мир Песни отличается от Гомеровского мира, где женщина почти всегда безвольна. Она покорно ждет своего героя (Пенелопа), или достается победителю (Андромаха), либо гибнет вместе с ним (Кассандра). Исключение сделано только для мстительниц (Клитемнестра).
Сравнение похищения Парисом Елены с похищением Кейтилин Тириона, на первый взгляд кажется неестественным и по внешним и по внутренним причинам.
Если в первом случае речь идет о похищении мужчиной женщины, то во втором – наоборот: женщина похищает мужчину.
Кроме того, Кейтилин Старк уже не молода, не наделена особой красотой (в отличие от Париса и Елены), а Тирион вообще некрасивый карлик, наделенный изворотливым умом.
И если Парис, из-за сильного желания обладать, обдуманно совершил похищение прекраснейшей из земных женщин, то Кейтилин Старк – из-за спонтанно принятого неразумного решения – некрасивого карлика, с которым затем не знает, как поступить.
Однако такое сравнение имеет объяснение, как и другие примеры внешне абсурдных действий и ситуаций в Песне. Например, может показаться абсурдным: Бриенна Тарт в поисках Сансы Старк/некрасивая женщина вместо прекрасного рыцаря-мужчины; Кровавые скоморохи/банда садистов вместо братства воинов; Сэмвел Тарли/толстый трус вместо сильного смельчака; плащ Лораса Тирелла/двусмысленная радуга вместо белого (цвет чести) тамплиеров или красного (цвет крови) спартанцев (в данном тексте они не рассматриваются).
Кейтелин Старк, проявив свободу воли и по собственной инициативе захватив в плен Тириона, не только необдуманно бросила открытый вызов Ланнистерам, но и мужскому миру Вестероса.
Гомеровский мир – это общество мужчин, которому соответствует, как и Средневековой Европе, и мир Вестероса. Поэтому попытки героинь выйти за рамки ролей, отведенных женщинам в патриархальном обществе, не только изначально обречены на неудачу, но и должны выглядеть как врожденная женская неразумность.
Парис, похитив Елену, спровоцировал войну ахейцев и троянцев, ведущуюся в классическом стиле: сражение армии с армией, поединок вождя с вождем.
В Семи Королевствах для размаха событий, многовариантности их развития требовалась не классическая война, а настоящий хаос и развал государства. Такой масштабный хаос может породить только женщина.
Вот почему Тириона захватил не кто-нибудь, а именно Кейтилин Старк, которая вместо исполнения семейных обязанностей, как и Серсея Ланнистер, вздумала вмешаться в политику. Война в Семи королевствах началась не просто из-за женщины, но женщины, попытавшейся занять неположенное ей в этом мире место.
(«Битва королей»)
Личности Роберта Баратеона, Эддарда Старка, Тайвина и Джейме Ланнистеров – могущественных и могучих героев Семи Королевств, связанные в книге с историческим Европейским Средневековьем, одновременно с образами королей и рыцарей содержат в себе признаки античных царей и героев.
Эта преемственность неизбежна, так как героическое – от Древнего мира до современности – при различии в этической стороне, по своему содержанию всегда неизменно и живет по принципу линейного времени.
«Характеры героев изображаются статично, в них не видно развития, даже если цикл эпических песней изображает судьбу героя от рождения до самой гибели».
(Л.И. Зайцев «Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера)
«Песнь Льда и Пламени» отстоит далеко по времени от «Илиады».
Война в Семи Королевствах отражает прежде всего Войну Алой и Белой розы в Англии, но вместе с тем события и герои «Песни» - это еще и отзвук далекой Троянской войны и литературная реинкарнация гомеровских героев.
Мифопоэтика Троянского цикла
и «Песнь Льда и Пламени»
Часть I
Лорд Эддард Старк имеет сходство с античным рыцарем Гектором Троянским – символом чести и патриотизма.
Король Роберт Баратеон – с могучим и свирепым в бою героем Аяксом Великим.
Лорд Тайвин Ланнистер – это царь Агамемнон – олицетворение государственной силы и властолюбия.
Джейме Ланнистер – дерзкий и вспыльчивый непобедимый боец Ахилл.
Характеры Эддарда Старка, Роберта Баратеона, Тайвина и Джейме Ланнистеров последовательно, от рождения до гибели, как Гектор, Аякс, Агамемнон и Ахилл демонстрируют заложенные в них архетипы: воина-монаха, воина-царя, царя и воина.
Для каждого из них есть свои индивидуальные, не схожие между собой «подвиг», «Рок», «воля», «трагическое».
Должность Десницы как «яблоко раздора»
«На трое все разделено было, и каждый получил свою долю»
(Гомер «Илиада»)
Мир в Семи Королевствах был возможен только при наличии равновесия сил между королем Робетом Баратеоном, лордами Эддардом Старком и Тайвином Ланнистером.
Система равновесия сил включала в себя Джона Аррена на должности Десницы, являвшегося компромиссной и приемлемой для Великих Домов фигурой.
Это понимал Петир Бейлиш, который для достижения своей конечной цели – Железного трона, интриговал, разжигая конфликт между Великими Домами. Ведь при существовавшем порядке Петиру, при всех его способностях и безмерном тщеславии, была отведена только вторая роль. Не желая быть всю жизнь вторым, он путем интриг организовал убийство Джона Аррена, смерть которого создала опасный вакуум во власти.
Как когда-то ситуация с «яблоком раздора» стала прологом к Троянской войне, так и вакантная должность Десницы предоставила повод к началу междоусобной войны в Вестеросе.
После смерти Джона Аррена ланнистерское кольцо (династическое, финансовое, военное) замкнулось вокруг короля Роберта, и он оказался перед стратегическим выбором: назначить на должность Десницы либо представителя Дома Ланнистеров, либо другого Великого Дома.
Первое решение означало для Роберта Баратеона политическую капитуляцию, но при этом сохраняло стабильность в государстве, второе – активизацию политической борьбы и, как следствие, нарастание внутреннего напряжения в системе власти. Король Роберт, что для его сильной личности было естественным, выбрал второй вариант.
Передать должность Десницы кому-либо из Дома Баратеонов, либо оставить ее вакантной, было неразумно, так как это: а) не прибавляло дополнительных ресурсов (он и так возглавлял этот Дом);
б) усиливало ненужный в такой критический момент раздор между Станнисом и Ренли.
Опереться на Простор и Дорн не представлялось возможным ввиду личных качеств их правителей: Мейс Тирелл не отличается сильной волей и развитым интеллектом, а Доран Мартелл, обладая указанными качествами, настолько скрытен и осторожен, что его можно заподозрить в коварстве.
В результате единственным выходом для Роберта Баратеона стало обращение с просьбой занять пост Десницы к Эддарду Старку. Таким образом, в основе поездки короля Роберта в Винтерфелл прежде всего лежит политический расчет и понимание возможности уговорить лорда Эддарда, чтобы он из дружеских чувств согласился на королевское предложение.
«Парисов» суд: разум, страсть, мораль и ирония
Как бы поступили Роберт Баратеон, Тайвин Ланнистер и Эддард Старк, если бы оказались на месте Париса, когда тот выбирал красивейшую из богинь?
Богиня Гера тогда предложила за выбор в ее пользу власть над Азией, Афина – воинскую славу, а Афродита – обладание красивейшей из земных женщин.
Лорд Тайвин, не колеблясь, сразу бы выбрал власть.
Король Роберт, подумав совсем немного, пожелал бы красивейшую женщину, при этом про себя решив, что славу он и так завоюет.
Лорд Эддард, оставшись неподкупным, после размышлений принял бы свое решение исходя из моральных предпочтений и личных качеств конкурсанток: богиня любви Афродита легкомысленна; Афина – это дева-воительница, то есть занимается не женским делом и принципиально не имеет семьи; Гера – покровительница брака. Вот Геру, при этом не желая для себя личной власти, лорд Эддард бы и выбрал.
Джейме Ланнистер из любопытства и циничной иронии никому бы яблоко для «Прекраснейшей» не отдал, с удовольствием наслаждаясь последствиями такого решения. Серсея яблоко от него тоже бы не получила.
Джейме Ланнистер, предложи ему должность Десницы, от нее бы отказался. Тайвин Ланнистер, наоборот, согласился.
Согласившись по моральным соображениям на пост Десницы, лорд Эддард получил лично ненужную ему власть, которая нужна была лорду Тайвину.
Тайвин и Эддард: Агамемнон против Гектора
В Вестеросе король Роберт являлся «первым среди равных», то есть сильнейшим феодалом, на которого оказывали постоянное давление действующие в своих интересах другие крупные феодалы, и прежде всего - Ланнистеры. Вступление короля в союз с кем-либо другим автоматически угрожало интересам Ланнистеров, и они в такой ситуации неизбежно становились противниками короля.
Когда Роберт Баратеон назначил Эддарда Старка своим Десницей, он тем самым создал потенциальную угрозу Дому Ланнистеров, так как соединенные силы Домов Баратеонов и Старков, опирающихся на авторитет королевской власти и ресурсы Королевских земель, в военном отношении превосходили силы Ланнистеров, что в перспективе в случае обострения ситуации вело к их проигрышу.
То, что лично король Роберт и лорд Эддард не вынашивали в отношении Ланнистеров коварные замыслы, не вступили между собою в направленный против них тайный сговор, не имело значения: политика имеет свою логику, не всегда совпадающую с целями лиц, принимающих властные решения.
Тайвин Ланнистер сразу разглядел опасность и, воспользовавшись поводом, начал действовать.
Кейтилин Старк вместо Париса
Повод к войне в Семи королевствах подала, как и к Троянской войне, женщина.
Леди Кейтилин стоит перовой среди активных женских персонажей Песни Льда и Пламени по разрушительным последствиям от ее действий в Вестеросе и трагичного конца для нее лично.
Все активные женские персонажи книги терпят череду поражений и унижений в попытке победить мужской мир Семи Королевств: Серсея Ланнистер подвергнута публичному унижению, Аша Грейджой в плену, Бриенна Тарт подозревается в измене, Арья Старк – никто, и т.д.
Этим мир Песни отличается от Гомеровского мира, где женщина почти всегда безвольна. Она покорно ждет своего героя (Пенелопа), или достается победителю (Андромаха), либо гибнет вместе с ним (Кассандра). Исключение сделано только для мстительниц (Клитемнестра).
Сравнение похищения Парисом Елены с похищением Кейтилин Тириона, на первый взгляд кажется неестественным и по внешним и по внутренним причинам.
Если в первом случае речь идет о похищении мужчиной женщины, то во втором – наоборот: женщина похищает мужчину.
Кроме того, Кейтилин Старк уже не молода, не наделена особой красотой (в отличие от Париса и Елены), а Тирион вообще некрасивый карлик, наделенный изворотливым умом.
И если Парис, из-за сильного желания обладать, обдуманно совершил похищение прекраснейшей из земных женщин, то Кейтилин Старк – из-за спонтанно принятого неразумного решения – некрасивого карлика, с которым затем не знает, как поступить.
Однако такое сравнение имеет объяснение, как и другие примеры внешне абсурдных действий и ситуаций в Песне. Например, может показаться абсурдным: Бриенна Тарт в поисках Сансы Старк/некрасивая женщина вместо прекрасного рыцаря-мужчины; Кровавые скоморохи/банда садистов вместо братства воинов; Сэмвел Тарли/толстый трус вместо сильного смельчака; плащ Лораса Тирелла/двусмысленная радуга вместо белого (цвет чести) тамплиеров или красного (цвет крови) спартанцев (в данном тексте они не рассматриваются).
Кейтелин Старк, проявив свободу воли и по собственной инициативе захватив в плен Тириона, не только необдуманно бросила открытый вызов Ланнистерам, но и мужскому миру Вестероса.
Гомеровский мир – это общество мужчин, которому соответствует, как и Средневековой Европе, и мир Вестероса. Поэтому попытки героинь выйти за рамки ролей, отведенных женщинам в патриархальном обществе, не только изначально обречены на неудачу, но и должны выглядеть как врожденная женская неразумность.
Парис, похитив Елену, спровоцировал войну ахейцев и троянцев, ведущуюся в классическом стиле: сражение армии с армией, поединок вождя с вождем.
В Семи Королевствах для размаха событий, многовариантности их развития требовалась не классическая война, а настоящий хаос и развал государства. Такой масштабный хаос может породить только женщина.
Вот почему Тириона захватил не кто-нибудь, а именно Кейтилин Старк, которая вместо исполнения семейных обязанностей, как и Серсея Ланнистер, вздумала вмешаться в политику. Война в Семи королевствах началась не просто из-за женщины, но женщины, попытавшейся занять неположенное ей в этом мире место.