Если честно я не помню где я это уже обсуждал, в темах Дени или еще где-то, но вот я читая новости сейчас наткнулся на известную историю Кромвеля. Кромвель это человек, который сверг короля Карл I и казнил его со знаменитым
"Помните" в Двацать Лет спустя Дюма.
Вики пишет, что вот казнь Карла выглядела так:
В предсмертной речи заявил с эшафота собравшейся толпе: «Я должен сказать вам, что ваши вольности и свободы заключены в наличии правительства, в тех законах, которые наилучшим образом обеспечивают вам жизнь и сохранность имущества. Это проистекает не из участия в управлении, которое никак вам не надлежит. Подданный и государь — это совершенно различные понятия». За несколько минут до казни Карл I продолжал отстаивать абсолютизм с той же настойчивостью, как и в годы наибольшего расцвета своего могущества.
После свершения казни палач поднял голову бывшего короля, но слова «вот голова изменника» (традиционные при казни изменников и врагов государства) не были произнесены. Современники отмечают близкое к шоковому состояние толпы. В беспрецедентном жесте уважения к бывшему главе государства, голову короля пришили обратно к телу, чтобы родственники имели возможность достойно проститься и похоронить его.
Вообще Кромвель считается продолжателем дела Мортимера, который был любовником королевы за триста лет до этого и сверг и убил короля Эдуарда II. Но как только подрос сын Эдуарда Эдуард III, то он быстро расправился с Мотримером и казнил уже его.
Кромвелю в отличии от Мортимера удалось удержать власть и он остался фактически диктатором в Англии до своей смерти Его режим называется Протекторатом в исторических хрониках, он фактически был предвестником будущих диктаторов по всей Европе и не только.
Но самое интересное что я хотел привести это то что последовало после его смерти:
После его кончины лорд-протектором стал его старший сын Ричард, а самого Оливера похоронили с необычайной пышностью. Однако именно тогда в стране начались настоящий хаос, произвол и беспорядки.
Депутаты, испугавшись перспектив с таким положением в стране, 25 мая 1659 года принудили Ричарда уйти в отставку и призвали на трон Карла II, сына недавно казнённого короля Карла I. По приказу переизбранного парламента Англии, через три дня тело Кромвеля было эксгумировано вместе с телами Джона Брэдшо и Генри Айртона по обвинению в цареубийстве для посмертной казни. 30 января 1661 года, в 12-ю годовщину казни Карла I, тела обвиняемых были провезены по улицам Лондона к виселице в Тайберне. Провисев несколько часов на всеобщем обозрении, тела были сняты, а головы помещены на 6-метровых шестах около Вестминстерского дворца. Интересно, что шест с головой Кромвеля был сломан во время бури в конце 1680-х, и голова была похищена при невыясненных обстоятельствах.
Иначе говоря, справедливость пусть не добралась при жизни Кромвеля, но после смерти он был "наказан" за убийство короля. Собственно это еще один пример как относились к убийствам монархов до времен французской Революции, когда выдумали теорию классовой войны, что аристократов нужно просто перебить.
Вот одна тема, которую я поднял это наказание за цареубийства, которые в средневековье были достаточно неизбежными. В отличии от нашего Джорджа Мартина. Другая тема, это эпоха Карла и Кромвеля. В это время был написан известный трактат Томаса Гоббса "Левиафан", который является как раз основной современного государственного строения и философии современных государств. Томас Гоббс верил в абсолютизм и посвятил свой труд попытке доказать, что абсолютизм это единственная достойная форма власти. Он считал, что человек человеку волк и только государство в результате общественного договора, выбирая себе правителей, может остановить войну всех против всех.
Я процитирую кусочек из вики.
Как большинство политических мыслителей после Бодена, Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию он не одобряет потому, например, что «черни недоступна большая мудрость» и при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства — монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделенной власти.
Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные «права на все», имеется и свобода воли. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс не утверждает, что все государства возникли путём договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути — физическая сила (завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй — основанным на установлении, или политическим государством.
Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном.
Собственно многие читая Мартина верили в то, что он как раз описывал этот процесс. Он показал нам войну всех против всех и что только сильное государство может помешать этому. Вот эта часть моего комментария касается всех этих рассуждений, что вот в Британии парламентаризм, а не абсолютизм был. На самом деле отголоски идей Гоббса до сих пор основа английской культуры и оттого та же французская Революция была раскритикована англичанами во множестве трудов.
А в остальном, подобный комплекс идей это часть современного государствостроения на уровне аксиомы. Пусть сейчас и считается, что это называется демократией, хотя репрессивный аппарат современной демократии таков, что ему может позавидовать любой средневековый монарх.
Просто если раньше правосудие вершилось именем Короля, то теперь вершится именем Государства. Но власть Государства-Левиафана неоспорима. На противопоставлении государству возникла уже идея анархизма, которая была доминирующей идеей двадцатого века. Вот весь 20ый век это война Государства и Анархизма, причем анархизм был как раз тем элементом, который окрасил этот век в такие мрачные тона. Но это уже совсем другая история и я упомянул это только потому что быть анархистом, против системы сейчас модно и люди эксплуатируют эту идею.