• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Доклад о ПЛИО в ИМЛИ РАН

Шишка

Знаменосец
Не нашла, куда запостить, надеюсь, не ошиблась. 15.05.2017 на семинаре о литературе фентези в ИМЛИ (Институт мировой литературы) РАН был прочитан доклад об инициации героев в "Игре престолов", т.е. в первой книге цикла. Сама я запись не слушала пока (нет времени совсем), но, мне кажется, это может быть интересно.
 

Шишка

Знаменосец
Прослушала первые двадцать минут. Основные тезисы:
1. Большинство героев — дети. И это связано не столько со стилизацией под средневековье, сколько говорит об окказиональности жизни. Ты никогда не знаешь, когда к тебе придет «зима».

Хотя в романе «зло» все время ожидаемо, зима близко, оно все равно приходит неожиданно.

2. Начало всех историй героев — разное. История Неда Старка начинается с казни дизертира, которое воспринимается как темное предзнаменование. Нед Старк — почти всегда прав, и хорошо все понимает, но ничего не может сделать с происходящим. Он берется за решение непривычных для него задач, должен ответить на вызов. Старк уступает и требованием короля и требованиям жены и едет на юг. Тоже самое позже делает его старший сын Роб, и его брат, духовидец (Бран) говорит, что не туда он едет. Решение задач, которые кажутся важными, но на самом деле не являются твоим истинным жизненным путем, приводят к краху.

3. Если Старк органичен для Севера, то его жена — Талли, южанка. Она своего рода мостик между Севером и Югом. Ее история начинается тогда, когда она получает письмо от своей сестры, в которой та обвиняет в гибели благодетеля Неда (Аррена) Ланнистеров. Она погружается в новую для себя ситуацию (необходимость отвести опасность от семьи после нападения на Брана), действуя старыми, привычными методами — рассчитывая на ум и защиту мужчин.

4. Таким образом, старшее поколение и часть младшего (Робб) действует в новых для себя ситуациях по привычным схемам. Эти герои не растут, не меняются — и терпят поражение.

5. Совсем иной пример — история Дейенерис. В совершенно заданной внешними обстоятельствами ситуации (ее продали кхалу, ей суждена пассивная роль жены и матери наследника), она неожиданно начинает осознавать себя как «дочь дракона». Сначала она повторяет это за братом, но постепенно это становится ее сутью.
 

bell72

Оруженосец
То есть - Мартин заставляет своих героев учиться, учиться и учиться?!.
А я что написал в теме Арья 3?
 

Шишка

Знаменосец
madAsHatter цитата из описания к видео: Доклад Оксаны Владимировны Куропаткиной на тему "Начало инициации героев в «Игре Престолов» Дж. Мартина". В обсуждении доклада участвовали Татьяна Касаткина, Ирина Борисюк, Елена Сулейманова. Ведущие семинара Валентина Сергеева и Анна Гумерова.
Из этих участников я лично знаю Татьяну Касаткину, она очень известный исследователь творчества Достоевского и религиозной литературы, дфн. Автора доклада я не знаю лично, но вот ссыль на вики.
 

Шишка

Знаменосец
Чем дальше я слушаю, тем больше у меня ощущение, что это какое-то фанатское собрание! :facepalm:

6. Другие интересные герои — Тирион Ланнистер и Джон Сноу. Они оба — изгои и это их роднит. Их «особый путь» начинается с совместного путешествия на Стену. В этом путешествии Джон Сноу получает два урока: 1. сделай свою слабость своей силой 2. люди не видят /не хотят видеть горькую правду. Тирион в этом путешествии тоже получает урок — Джон Сноу называет его другом, и это впервые в жизни Тириона. Тирион впервые понимает, что его могут воспринимать не как Ланнистера или карлика, а как человека.

7. Еще один пример «начала пути» - это Арья Старк. Она — девочка, которая не вписывается в патриархальную модель поведения, но какой путь её она пока не знает. Ее путь начинается тогда, когда Джон дарит ей меч, Иглу. Арью категорически не устраивает пассивная женская роль, которую навязывают ей окружающие, в том числе и Нед Старк. Она не хочет просто «рожать героев». Это схоже с позицией Дейенерис, которая, будучи женой кхала и нося в чреве «жеребца, который покроет весь мир», говорит, что это было бы достаточно для любой женщины, но не для дракона.

8. Два патриархальных «отца» держат этот мир, как два столпа — это Нед Старк и Тайвин Ланнистер. Они оба воплощают главную идею своего рода. Тайвин — идеальный Ланнистер, каким он может быть (род, ведущий начало от Ланна Умного), а Старк — воплощает идею защиты мира (Бран-Строитель). До тех пор, пока «столпы» стоят там, где им положено, мир более менее стоит. До тех пор, пока они действуют в привычной для себя среде, они выигрывают. Первым проигрывает Нед Старк (см. п. 2. - Шишка). Но и Тайвин проигрывает тоже. Он все просчитывает, но вмешивается «фактор идиота» - внук, который рубит голову Неду и все планы летят в тартарары.
Эти лорды вызывают у тех, кто с ними связан, восхищение, желание им подражать, но и обиды, связанные с недостатком внимания. Из-за подражания, следования отцу погиб Робб, Арья от отца получает наставление ("Зима близко") и дальнейший ее путь связан именно с этим. Тирион очень зол на отца и, одновременно, восхищается им. Он учится многому у своего отца.

10. Роман рассказывает о больших семьях и отношениях в них. Проявление себя как мужчины или как женщины очень важен. Для старшего поколения вопрос своей мужской идентичности решен, а вот для Джона Сноу все сложнее - он принимает квазимонашеские обеты, но зов крови (стремление к присоединению к роду) ставит его перед выбором. Он выбирает братство и это дает ему то место, которое он никогда не получил бы в обычной жизни. В конце романа Джон принимает эту ситуацию.

11. Мужская идентичность разыгрывается и в линии Сэма, которого отвергает отец именно из-за несоотвествия мужскому стереотипу. Однако в НД, благодаря Джону Сноу, он начинает играть важную роль, находит свое место как брат Ночного дозора.
 

Шишка

Знаменосец
12. Мужская инициация Тирион происходит как бы за границами романа (история с Тишей), но на самом деле он становится мужчиной тогда, когда впервые берет в руки оружие, когда спасает от горцев Кейтилин Старк, своего врага. Далее, его участие в битве и то поручение, которое по итогам ему дает Тайвин - следствия начавшегося процесса.

13. С женской инициацией все еще интереснее. Это история Сансы Старк. Она по своей природе и по воспитанию совершенно готова для женской роли. Но неожиданно ее возлюбленный совершает убийство (WTF???) и она его покрывает. С этого момента происходит постепенная ломка системы ее представлений о настоящем рыцаре. Заданная модель поведения оказалась совершенно нежизнеспособной.

14. Самый сложный путь женской инициации у Дейенерис Таргариен. Она чувтсвует себя принцессой только тогда, когда садится на коня, т.е. только тогда, когда сама осуществляет какое-то действие. С раскрытием ее как женщины, она раскрывает себя и как человек. В сложные моменты жизни она видит во сне дракона, который помогает ей обрести силу. В определенный момент естесвенное развитие событий нарушается (потому что этого недостаточно для нее, как для драконов), и она становится матерью драконов. Когда женская сущность и личностная пересекаются, она проходит через пламя.

15. Раскрытие личности связано с родовыми установками. Для Тириона в первой части книги очень важно, что он Ланнистер. Оказывается, что его поведение в сложных ситуациях определяется тем, что он свои личностные качества соотносит с Ланнистерами. Дейенерис поначалу, хотя и повторяет, что она от крови дракона, не очень понимает, что это значит. Но постепенно, обретая силу, она становится выразителем своего родового начала. И в конце книги из потомка Таргариенов, она становится "предком" драконов. С родом Джона Сноу все еще сложнее - он сам себя определяет как бастарда, хотя чувствует свою связь с Севером (Старками). В конце книги он определяет себя как брата Ночного Дозора, таким образом сам создавая себе семью.

16. В своем жизненном пути герои опираются на разные вещи. Нед Старк все время помнит, что "Зима близко", это тот контекст, в котором он действует. Дейенерис отвергает страх, говоря себе "я - дочь дракона". Джона Сноу поддерживают советы других людей. Показательный момент (в отличие от других персонажей) - когда Джона остановили друзья от побега. Его поддерживают мудрые советы других людей. Отдельная история с Браном - его поддерживает Трехглазый ворон, который обещает ему полет. Арью Старк поддерживает меч (подарок Джона Сноу, обучение у Сирио) и "смотри своими глазами", "слушай своими ушами" - т.е. ее поддерживает личное, непредвзятое отношение к миру.

Доклад закончен, это где-то час. Дальше дискуссия.
 

Skinny guy

Знаменосец
Ничего нового тут нет.
На этом форуме все и всё под разными углами рассмотрены, все косточки перемыты, все теории разжеваны и не единожды друг с другом переруганы и захоливарены (ака Дарисрач).
 

Aquhi

Призрак (гость)
Теперь в вузах изучают современное фентези?! Деградация гуматинарного профиля...
 

madAsHatter

Знаменосец
Мне понравилась идея, что ПЛиО - это роман о взрослении. Хотя я ожидал чего-то более литературоведческого, что-нибудь вроде лейтмотива Рыцаря и Шута:)
Интересное наблюдение, что Джон - единственный персонаж, чьи изменения вызываются извне, с помощью советов других людей, в то время как остальные персонажи находят источник своих изменений главным образом в себе.
 

Шишка

Знаменосец
Ничего нового тут нет.
Да и ваше сообщение устарело. Расходимся, друзья. :волнуюсь:

Теперь в вузах изучают современное фентези?! Деградация гуматинарного профиля...
Это не вуз, а академический институт. Но, вообще, да, кошмар, конечно. Уже и Нобелевку по литературе вручили Бобу Дилану. Просела земля!

Хотя я ожидал чего-то более литературоведческого,
Я тоже, если честно) Но я еще дискуссию не слушала.

Интересное наблюдение, что Джон - единственный персонаж, чьи изменения вызываются извне, с помощью советов других людей, в то время как остальные персонажи находят источник своих изменений главным образом в себе.
Да, мне это тоже понравилось. Хотя это, имхо, еще проверки текстом требует. Я вот не думаю, что Дейенерис исключительно в себе все черпает. К примеру тут же говорится, что ее "я от крови дракона" - от брата. Да, он сам не понимал толком, что это означает, но слова были сказаны именно им, так что пока я сомневаюсь, что остальные исключительно на себя ориентированы (кроме Неда, конечно, но он вообще не про это персонаж).

Мне еще понравилась мысль, хотя она и не высказана была четко, но была все-таки, про то, что когда Дени угрожает опасность, и она обращается за "помощью" к своей драконьей сущности, она начинает выходить за рамки женской пассивной роли. Например, в первую брачную ночь, в ночь зачатия Рейго, во всей истории с рождением драконов: от сделки с мейгой до вхождения в пламя.
И еще мне понравилось про то, что говоря "это было бы достаточно для любой женщины, но не для дракона" - она метафорически отказывается от семейного и материнского счастья.

Конечно, тру-литведческие исследования недописанного произведения - это какой-то нонсенс. Поэтому доклачик и говорит только о первой книге - и это все совсем не обязательно справедливо для остальных.
 

Шишка

Знаменосец
ААААА, там дальше в дискуссии Касаткина утверждает со всем академическим весом, что и Джон - Таргариен, и Тирион Ланнистер тоже Таргариен "ЭТО ПРОПИСАНО КРУПНЫМИ БУКВАМИ"(с)!!!!!. :oh:
Сейчас там начнется форумный срач, я так чувствую.
 

madAsHatter

Знаменосец
ААААА, там дальше в дискуссии Касаткина утверждает со всем академическим весом, что и Джон - Таргариен, и Тирион Ланнистер тоже Таргариен "ЭТО ПРОПИСАНО КРУПНЫМИ БУКВАМИ"(с)!!!!!. :oh:
Сейчас там начнется форумный срач, я так чувствую.
Видимо, академический вес сыграл свою роль и срачь так и не случился) Но меня тоже удивила эта излишняя уверенность Татьяны Касаткиной в таком спорном вопросе. И, если честно, как по мне, так она слишком много значения придает символам в ПЛиО. Мне кажется Мартин не символист.
 

madAsHatter

Знаменосец
Да, мне это тоже понравилось. Хотя это, имхо, еще проверки текстом требует. Я вот не думаю, что Дейенерис исключительно в себе все черпает. К примеру тут же говорится, что ее "я от крови дракона" - от брата. Да, он сам не понимал толком, что это означает, но слова были сказаны именно им, так что пока я сомневаюсь, что остальные исключительно на себя ориентированы (кроме Неда, конечно, но он вообще не про это персонаж).
Да я тоже об этом подумал. Что-то она берет у Дрого, что-то у Джораха, что-то из историй брата. Арья тоже свой список не сама придумала.
 

Шишка

Знаменосец
И, если честно, как по мне, так она слишком много значения придает символам в ПЛиО. Мне кажется Мартин не символист.
Я еще не дослушала. Выскажусь позже)

Да я тоже об этом подумал. Что-то она берет у Дрого, что-то у Джораха, что-то из историй брата. Арья тоже свой список не сама придумала.
Да, именно. Тут надо все текстом проверять. Вот то, что у Джона нет опоры в кровном родстве в отличие от других - это да. Ему приходится искать что-то совсем новое.
 

Шишка

Знаменосец
Дальше дискуссия пошла о повах - и мне показалось, что не секут они в этой теме совсем(((
А вот про Неда и его путь, как путь Брандона, то есть не лично Недовский - это интересно. Только непонятно, почему же он так все провафлил.
Про "обманутые ожидания": Мартин радикально разрушает уверенность героя в том, что без него нет мира. Он вводит нас в роман, который кажется, что построен по принципу всех романов до него, мы быстро поделили всех на хороших и плохих. Но получается не так. Умирает тот, у кого нет шанса. Мартин последовательно показывает, что нет тех, чья смерть желанна и чаема для читателя. В смерти Джоффри тоже есть загадка. Джоффри - "оселок", камень преткновения. Но шансы у него были, и он ими не воспользовался.
 
Сверху