Мне лайкнули коммент про Джона и вот мне подумалось. Давно это было надо написать. Я не раз встречал мнение, что Мартин пишет что война это плохо или там власть это плохо. Почему эта логика выглядит ошибочной.
1. Самые любимые и самим Мартином герои активно ведут войны. Это Тирион и Старки. У многих героев образ воина банально эксплуатируется - тот же Джон, Робб или Нед. Или даже Джейме.
Мартин восхваляет мужчин-воинов и войну, которую они ведут - ту же Черноводную. Мартин даже Тириона сделал воякой, ибо война это круто. Это не говоря уже о Станнисе, где он войну объединил с идеей справедливости и всего такого. Безусловно на каждого из героев есть разные мнения, но кто-то из них точно вызывает одобрение, а вместе с ним и те войны или образ воина, который им соседствует. Так что ПЛиО не антивоенное произведение.
2. Про власть. С другой стороны ПЛиО посвящено восхвалению жаждущих власти и интриганам. В первую очередь мною ненавидимый Тайвин, которому Мартин посвятил целые оды. Во вторую, это Мизинец, который там хочет власти и по Мартину поэтому умен. Можно сюда и Серсею присунуть, если захочется.
Особняком идет Тирион, который сам себе признается что он кайфует от власти и ему нравится играть чужими судьбами. И это любимый Мартином герой.
Ну и собственно сериальный финал, где власть Старков это хорошо выделяется. Вместе с интригами.
Неслучайно, пункт один и два воплощает собой любимого Мартином героя - Тириона. Власть, интриги. Главный герой.
На самом деле, проблема здесь конкретно в замысле автора. Он сделал главными героями высшую аристократию для которых война и власть это всё чем они живут и они просто не могут быть другими. Но у людей эти герои вызывают симпатию, а вместе с ними и их деятельность. Таким образом Мартин в финале и легитимизирует войну и власть как что-то достойное, ведь он позволяет этой аристократии торжествовать.
Собственно как мне виделось происходящее. Я ведь тоже повелся на все эти рассуждения, что война это плохо, так как кто же думал, что Мартин просто обманывал в своих интервью. Чего я хотел увидеть.
1. Крах Тирион. Тирион как окончательный продукт своей семейки, вобравший все его пороки, должен был испытать жуткую расплату с доплатой. Я не хотел его смерти, я хотел ему жуткую жизнь. Как символ всего того чем быть не стоит.
2. Джейме. Мне понравилось, что Мартин лишил его руки, хотя это и виделось как способ давить на жалость читателей, но я ожидал увидеть всю эту идею, что Джейме без меча не может защитить свою сестру или что он откажется от военной жизни в пользу личного счастья с Бриенной. Это не искупление, а новый путь. Сериал так и не показал как отрубленная рука сыграла в его судьбе. Видимо никак.
3. Джон. В Джоне я всегда видел героя, который запутался и оказался слабее событий. Что события его пожрали. Вот я хотел бы видеть эту линейку до конца. Можно сказать что она частично воплощена в Роббе и Неде, вот я хотел продолжения. Причем по моим размышлениям он также становился бы королем Севера, но потом следовал крах. Ведь война это не решение.
Ну и по мелочи. Там судьба Станниса, Бриенны или Пса. Конечно же увидеть как интриги убьют Мизинца, само собой. Но не другими интригами, а
потому что интриги убивают своих создателей. И так далее. Тоесть, вот такой вот ракурс что война это плохо и интриги это плохо. Я хотел видеть возвращение Сансы на светлый путь или её трагическую гибель, когда она впутается в интриги снова для примера. Или еще что-то. То, что мы получили все видели.
Чего мы получили. Про финал я написал, а теперь касательно других героев.
1. Тиреллы и воробьи. Вот часто пишут, что вот Тиреллы это история того что не надо влезать во власть. Как по мне это не так, ведь сериал показал триумф интригана - Серсеи. Мало того, Тиреллы не особо жаждали власти, у них она уже была и ничего страшного не делали, кроме отравления Джоффри, которое было идеей Мизинца. Оттого я не вижу почему власть это плохо и интриги это плохо на примере Тиреллов.
2. Змейки. Вот Змейки видимо символизируют идею что месть это плохо. Что силой нельзя решить всё. Снова то же попадание в молоко, ведь месть Серсеи выдается как что-то хорошее. А на фоне этого есть месть Старков как что-то особо правильное.
Кстати, история Арьи как таковая выбивается из канвы повествования даже в сериале, потому что изначально в неё как раз помещена идея губительности интриг и войны и даже финал её не мог испортить. Но и развить не смог, сделав её тупой мстительницей. Отсутствие завершенности истории Арьи у меня вызывает личную скорбь.
3. Серсея. Образец триумфа интриг. Смотрите выше мои рассуждения про Мизинца. Серсею погубила не война и не интриги, а то что она стала на пути силы, которая попросту больше её. Сериал это отобразил ироничным убийцей-камушком, но эта недосказанность чувствуется любому. Отсюда такое разочарование её историей. Если бы хотели показать что интриги и власть это плохо, то нужно было это дожимать до конца.
4. Дени. Боль денифилов, которые видят в окончании Дени отвратительное сообщение. Я писал об этом в различных постах, но здесь лишь упомяну то что достойно этого рассуждения. Для начала Дени это сила, а не интриги.
Сериал пытался выдать идею страшности драконов. Почему это не работает. Потому что это не универсально.
В реальности драконов нет, а война есть. Образом войны является мужчина с оружием, в средневековье это меч. Смотрите начало простыни. А не кто-то там на драконе.
Тем ироничнее, что вот Дени находит свою гибель от образа воплощенного воина, который и является синоним войны. Это не говоря уже о том что в финале оружие и акт насилия выставляется как благо. Что очень неправильно по любым канонам, вспомним финальный Экспеллиармус - защитное заклинание Гарри Поттера, которое принесло ему победу.
Вот часто задают вопрос, а чего вы хотели от истории Дени. Мой ответ всегда был - я не знаю, так как герой слишком оригинальный для фэнтези и литературы и тут Мартину нужно было создавать новый штамп и архетип. У меня этого архетипа попросту нет.
Но я могу сказать то о чем написал выше. Маленькая хрупкая девушка, которая не склонна к интриганству, а предпочитает не держать камень за пазухой и быть максимально открытой не может быть для меня синонимом войны или власти. Это абсурд. Война у меня ассоциируется с физической силой, а власть с интригами. Про дракона написал выше.
Вот отдельно отпишусь по силе и власти. В английском языке используется слово power - сила, власть и это запутывает всё сообщение. Так как
по Мартину власть ассоцируется не с силой, а с интригами. Людьми, которые интригуют. Война, которая и является продолжением силы проходит по отдельному канону.
С другой стороны, известная фраза о том что абсолютная власть развращает абсолютно касается не войны, а тех кто
уже правит. Они могут творить что им угодно потому что у них есть власть над своими поданными. И это их развращает. Это, кстати, то что Мартин не показал, у него нет влияния власти как таковой на его героев, а некоторые если верить поклонникам вообще святые и их помыслы за годы обладания властью не исказились. Это в первую очередь Старки конечно, но и остальные сюда же. У Мартина это плохо прописано, иначе говоря. Оттого все эти поиски кольца всевластия в виде ЖТ или чего-то другого только смешат.
Отдельно стоит напомнить известную фразу, которая стала популярна после финала из Дюны, я процитирую сюда:
Все правительства страдают повторяющуюся проблемой: власть привлекает патологические личности. Это не то, что власть развращает, но это как магнит для испорченных людей. Такие люди имеют тенденцию становиться пьяным на насилие, состояние, к которому они быстро увлекаются.
Иначе говоря, власть не то чтобы плоха, но люди которые её добиваются мягко говоря не из лучшего человеческого материала, а получив власть они могут реализовывать свои самые темные желания. Можно не обязательно быть согласным с этим утверждением - я, например, считаю что все люди уязвимы к любому виду власти, но это искушение можно преодолеть при работе над собой и самокритике. Можно продолжить, что власть это как радиация, она неуловимо проникает в твои клетки, но можно от неё защититься до определенной степени.
Но в рассуждениях Герберта есть определенная логика. Вот у Мартина эта логика вообще не прослеживается. Он называет испорченных людей "серыми" и не показывает что с ними делает власть.
В этом, кстати, для меня и для многих проблема финала. Так как испорченные люди+власть это взрывоопасная смесь.
Собственно просуммирую всю простыню.
1. Герои-аристократы идеализируют войну и власть.
2.
Утверждения что власть или война это плохо используются исключительно как средство, а не цель. Вот в случае расправы над Тиреллами или над той же Дени в финале. Сюда же, кстати, и свелось финальное сообщение по начальным историям Робба и Неда. Их вина не то что они воины и интриганы, а они просто недостаточно квалифицированы в этих делах. А вот добавить им искусности, то они бы триумфовали. Ужасное сообщение.
3. Ну и финальное, мною любимое. Попытка выставить женщин как синоним интриг и войны - Серсею и Дени при живых Джоне и Тирионе выглядит чуточку предубежденно, а на самом деле определенным сообщением, что власть и интриги плохи исключительно в руках женщин. Можно продолжить, что вот в случае Старков - Арьи и Сансы это вполне хорошо, но на поверхности слой о плохости женщин.
Хорошая простыня получилась.