Екатерина Шульман о Толкине и Мартине

Тема в разделе "Джордж Мартин", создана пользователем Шишка, 29 июн 2017.

  1. Шишка

    Шишка Знаменосец

  2. calme_rut

    calme_rut Наёмник

  3. Xanvier Xanbie

    Xanvier Xanbie Мейстер

    Говорит Шульман в ролике:

    -----

    Вот почему-то Толкин рассматривается диахронически, начиная с "Сильмариллиона", в виде стрелы исторического времени от мифа сотворения, а Мартин - синхронически, с первой главы "Игры престолов", в разрезе повествования, и это просто нечестно. Почему бы тогда не сравнивать первые главы "Игры престолов" и "Властелина колец"? "Властелин колец" ведь тоже начинается с обывательского Шира, лишенного магии и приближенного к реальности; магия, "иррациональное", как это брезгливо выговаривает Шульман, вторгается в повествование потом.

    И книги Мартина не представляют собой безостановочное и нарастающее движение от реалистического исторического романа к напрочь иррациональному мифу, как это можно легкомысленно заключить из положения "вот сначала драконов не было, а потом вот они вылупились". Магия приходит и уходит, больше существуя за кадром и вне поля зрения: Мартин заинтересован в людях гораздо больше, чем в богах и чудовищах. Когда он отрывается от основной серии и пишет спиноффы себе в удовольствие, это не сказки и не мифы, а хроники гражданских войн и придворных интриг.
     
  4. Шишка

    Шишка Знаменосец

    Xanvier Xanbie , я согласна, что сабж тут немного натянул сову на глобус, но, имхо, это от стремления все упорядочить, найти Мартину место на полке. Шульман, насколько я поняла, старый толкиенист, которому успех Мартина хочется как-то объяснить. (Я, правда, не увидела в ролике презрения, но не важно).

    Что касается того, что Мартину больше интересны люди, чем магия, то тут вот какое у меня есть соображение. С одной стороны, безусловно - да - так оно и есть, и ваш пример с приквелами тут как раз в тему. С другой, Мартин, хочет он того или нет, творец не только книг под названием "Песнь льда и огня", но и вселенной Вестероса и Эссоса, что его роднит с Толкиным и, вобщем-то, сделано сознательно.
    Так вот эта самая вселенная, включающая, опять-таки вне зависимости от желания самого Мартина, и сериал, и МЛИО, развивается, судя по всему, в сторону увеличения магичности. Грядет новый век богов и героев, и все такое прочее. Так что тут Шульман тенденцию уловила, имхо, верно.

    А если побыть книжным пуристом и сказать "в книгах все не так", так на это ответ только один - книжек нет. Вот будут, можно будет и судить тексты онли.
     
    Valloria, Ulv, Ангра-Майнью и 8 другим нравится это.
  5. Good Mood

    Good Mood Наёмник

    У Толкина горько-сладкий финал состоит в том, что главные герои уплывают из мира сего. А остальные остаются доживать свой век в Средиземье без эльфов, магии и прочего, но зато в мире и согласии. А у Мартина люди, привыкшие к интригам и войнам обыкновенного на первый взгляд мира начинают меняться вместе с ним. И начинается это с казни Гареда, который видел Иных. Таким образом мир клонится в сторону магии и да, наступает новый век героев и богов. (Надеюсь увидеть в конце бой Эйегона(Джона) и Эурона, все-таки похоже Aegon-Aragorn, Euron-Sauron))
     
    Ulv нравится это.
  6. Вагнер

    Вагнер Знаменосец

    Имхо, очень притянутая аналогия, особенно с Сауроном. Очень сомневаюсь, что Мартин заморачивался с созвучиями имен своих персонажей с персонажами Толкина. Вы еще сравните Даэрона и Дареона;)... имхо - принцип тот же.
     
    Ulv и Шишка нравится это.