Перевод интервью Джорджа Мартина изданию JOE.ie, опубликованного вчера.
Ссылка на оригинал:
https://www.joe.ie/movies-tv/george-rr-martin-interview-678464
__________________________________
"Песнь льда и пламени" вдохновляется множеством исторических мотивов и мифологий. А повлияло ли на вас хоть что-то из ирландской истории?
Не думаю. Я бы с радостью своровал что-то из истории Ирландии, но есть проблема — я не так уж и много знаю из неё. Я очень увлечен средневековой историей, а история Англии и Шотландии хорошо задокументирована.
Если и есть хорошая книги о средневековой истории Ирландии до английского завоевания — до
Стронгбоу, то я с ней пока не сталкивался. Знаю, что там было много королей и они хорошенько так воевали друг с другом.
Разделяй и властвуй, все дела. Стронгбоу пришел и начал властвовать, но истории, по сути, я так и не знаю.
Как прокомментируете то, что карта Вестероса — это всего лишь перевернутая Ирландия? Это правда?
Ага, правда. Я так начинал, перевернул Ирландию вверх тормашками. Это легко вычислить по
Перстам, они напоминают полуостров
Дингл. А вот Север я взял и придумал сам!
Есть ли в сериале актер или эпизод, который как нельзя лучше передает персонажа — именно так, как вы задумывали, когда писали очередную страницу книги?
Ох, сложный вопрос — вы сейчас спрашиваете, кто мой любимый ребенок!
Они все великолепны. Знаете, проще всего — хотя это могло быть и труднее всего — было подобрать исполнителя на роль Тириона. Мы даже не рассматривали других кандидатов помимо Питера Динклейджа. И никого не прослушивали.
Едва завидев его, мы взяли и предложили роль Питеру Динклейджу. Пусть он и не слишком похож на Тириона — как-никак, Питер выглядит привлекательно, чего явно не скажешь о Тирионе.
Питер еще и выше книжного Тириона на десятки сантиметров, но он стал просто изумительным Тирионом. И останется тем самым Тирионом Ланнистером для миллионов людей по всему миру. Актерская игра и все то, что он вложил в персонажа, достойно наивысшей похвалы.
Ранее вы говорили, что Красная свадьба была сложнейшей главой, которую вам приходилось писать для ПЛИО. А есть ли глава или событие, описывать которое было одно удовольствие?
Такие события есть. Не уверен, что мне нравилось именно писать их, но если они получались хорошо, то я был очень доволен результатом! Для меня процесс написания является тяжелым трудом. И всегда бывают моменты, когда я ненавижу написанное и говорю себе: "Это дерьмо! Как это может кому-нибудь понравиться?" Но потом, когда у меня получается сделать все так, как мне нравится, я начинаю думать прямо противоположное.
Иногда сильное впечатление оставляют вещи, о которых ты бы и подумать не мог. Это может быть что-то вроде описания пейзажа — а я трачу много времени, пытаясь сделать все как надо, чтобы читатель почувствовал себя на горном перевале или среди болот. На подобные вещи вряд ли обратят внимание критики или общественность.
Никто ведь никогда не подошел ко мне и не сказал: "Мне офигеть как понравилось, ваше описание такого-то болота!". Но если я справляюсь с этим хорошо, то вы можете увидеть болото и даже почувствовать его запах. Вы попадаете туда вместе с героями, и в этом, я полагаю, заключается писательское искусство.
Что для вас идеальный писательский процесс? Уверен, многим начинающим авторам интересно, что конкретно надо делать для достижения вашего уровня.
У каждого писателя это по-своему. У меня есть друзья, которые способны писать где угодно и когда угодно. Если у них появляется полчаса свободного времени, они садятся и пишут полстраницы. Я так не могу. Мне необходимо освободить целый день — и, желательно, изрядный промежуток времени, хотя бы две недели без прерываний и отвлечений, находясь в собственном доме.
В прошлом я пытался писать в отелях, поездах, самолетах и так далее. Никогда не получалось. Это слишком чужеродная среда. А вот дома, в своем кабинете и за своим компьютером, я могу окунуться в страницы. Могу отправиться в Вестерос и быть этими персонажами. Вот что мне требуется для писательства.
Не люблю вещи, которые нарушают это уединение и вырывают меня из этого процесса. Лучше всего мне работается утром. Я рано просыпаюсь, пью кофе и начинаю работать. Даже если у меня запланирована встреча на 16:00, уже в 11:00 я начну на это отвлекаться. Мой настрой сбивает одно лишь осознание того, что в 15:30 надо будет прерваться ради встречи на 16:00.
Знаю, звучит ужасно, потому что другие писатели такие "Я могу писать посреди урагана, будучи под мухой или на тонущем корабле!". Что ж, это явно не про меня.
Когда сериал закончился, вы упомянули "смешанные чувства" по этому поводу, поскольку в идеале вам хотелось больше сезонов. А что вы чувствуете сейчас? Наверняка у вас были странные ощущения, ведь целая глава вашей жизни — телесериал — подошла к концу, но вам все еще осталось рассказать кучу захватывающих историй из Вестероса.
Да уж, мне надо закончить книги. Все, что хотел, я уже сказал об этом несколько лет назад. В книгах есть достаточно материала; используй они все это, у нас могло быть 13 сезонов вместо 8. На самом деле мы сделали семь с половиной сезонов, поскольку последние два были сокращены.
Четыре-пять лет назад было принято решение исключить таких персонажей, как Бессердечная, Квентин Мартелл, всю линию Юного Грифа. Убирая все эти побочные сюжеты, ты упрощаешь вещи и приходишь к такому концу, какой есть.
Кто знает? Может это решение было правильным. Поспорить с самым популярным телесериалом в мире не получится, но мои мысли заняты книгами, и я двигаюсь вперед. Знаю, что очень медленно, но в конечном счете я туда доберусь.
Одним из побочных результатов успеха "Игры престолов" наверняка стало то, что новые фанаты открывают для себя более ранние ваши произведения, такие как "Умирающий свет" и серия "Тысяча миров". Это приятное ощущение, не так ли?
Мы как раз снимали "Летящих сквозь ночь" здесь в Ирландии, в Лимерике. К сожалению, было решено отказаться от продолжения, что разочаровало. Но такова природа телевидения.
Многие мои произведения находятся на разных стадиях разработки. "Короли-пустынники", "Ледяной дракон", "Дикие карты"... и, конечно же, мы работаем над несколькими приквелами к "Игре престолов", в значительной степени использующими материал "Пламени и крови", книги об истории Таргариенов, которую я выпустил в ноябре.
Как обстоят дела с приквелами? Пару месяцев назад вы говорили, что все продвигается успешно, но с тех пор, если не ошибаюсь, сьемки пилота Джейн Голдман уже успели закончиться. Это ведь хорошая новость, да?
Пилот Джейн Голдман уже сняли в Белфасте. Я буквально на днях виделся с ней в Лондоне, она сейчас переживает мучительный процесс пост-продакшна. Надеюсь увидеть сырую версию пилота в первой половине сентября.
Вы еще упоминали, что три других сериала находятся на разных стадиях разработки?
Мы включаем сериал Джейн в эту тройку, но есть и два других, которые все еще на стадии разработки сценария.
Сколько-то там лет назад Дэвид и Дэн связались с вами по поводу адаптации "Игры престолов", и там была занятная история о том, как вы пригласили их пообедать и спросили, кем, по их мнению, является мать Джона Сноу. Были ли подобные "пробы" для Джейн?
- Ха-ха. Нет, не было. В сериале Джейн события будут происходить за 5000 лет до "Игры престолов". В каком-то роде он основан на восьми случайных строчках, разбросанных по книгах! Джейн совершила действительно большой вклад.
Мы несколько раз виделись в Санта-Фе и Лос-Анджелесе. У нас были длительные дискуссии по поводу сериала, прежде чем она окончательно решилась снимать его, но в целом у неё было всего лишь несколько маленьких "указателей". Её вклад по-настоящему крупный. Я так понимаю, что все это должно происходить еще до прихода андалов.
Не могу больше ничего сказать по этому поводу, потому что HBO хватит удар. Они держат все в большом секрете. Не хотят, чтобы наружу просочилось хоть что-то, что может оказаться спойлером.
Ха-ха, принимается. Кстати, как это —
жить с такой безумной популярностью и знать, что ты не можешь открыто говорить о некоторых аспектах собственной работы? Тяжело ли постоянно обдумывать свои слова, опасаясь раскрыть спойлеры?
Если так взять, у меня была довольно успешная карьера даже до "Игры престолов". Я начал продавать рассказы в '71-м году. В '75-м я получил "Хьюго" и почти получил её в '74-м, а перед этим еще была Campbell Award.
С '79-го я начал полноценно зарабатывать на жизнь как писатель. У меня было несколько критических моментов, когда казалось, что жизнь пойдет коту под хвост! Но я оправился от всего этого — в голове всегда витают мечты о славе и богатстве.
По тем или иным причинам мне, кажется, удалось получить и то, и другое. Богатство — это хорошо, но вот слава оказывается палкой о двух концах.
Поймите меня правильно, в ней есть много плюсов. К примеру, я вряд ли оказался бы здесь, в Ирландском киноинституте, не будь у меня определенной славы. У меня вряд ли брали бы такие интервью, я вряд ли был бы настолько известным. Многие люди стараются заботиться обо мне изо всех сил, когда я появляюсь в ресторанах, кино и так далее. В этом плане слава — это очень хорошо. Но ты не можешь взять и "выключить" её. Она не знает пощады, и за последние десять лет я это хорошо понял.
Сейчас мы на всемирном конвенте по научной фантастике, и я посещаю его с '71 года. В субкультуре фанатов sci-fi у меня хватало известности, чтобы нацепить себе бейджик с именем, посидеть на встречах с фанатами и пораздавать автографы. В конце каждой встречи я мог снять бейджик, спуститься в зал и быть обычным человеком. Теперь я так не могу.
Иногда это бывает тяжело. Я рад, что слава пришла ко мне после шестидесяти. Не могу представить, как это, быть одной из этих молодых поп-звезд, которые получили всемирную известность и мгновенную узнаваемость в любом уголке мира в 17 лет. В свои 17 я бы с этим никак не справился. С этим трудно справиться даже в 65, уж поверьте!
Говоря о славе, ощущаете ли вы когда-либо сюрреалистичность происходящего, задумываясь о влиянии, оказанном вашими произведениями? Благодаря сериалу люди находят друг друга, играют свадьбы в стиле "Игры престолов" и даже называют детей в честь ваших персонажей. Можете ли вы подумать об этом и сказать себе: "Господи, моя работа оказала сильнейшее воздействие на людей"?
Очень приятно получать письма и слышать всякие такие истории. Люди и вправду называют детей именами моих персонажей и присылают их фотографии.
А еще они дают эти имена своим собакам, кошкам, игуанам. Местами это немного сюрреалистично. Я часто думаю о судьбе всех этих Дейнерис, так как их воспитательницам приходиться произносить их имена вслух!
Меня интересует еще один сериал, который вы предлагали HBO, Spear Carriers. Сейчас у вас полным-полно дел, но, может, он остался где-то там в планах?
Я предлагал этот сериал каналу, но он не вызвал особого энтузиазма. Работая над какими-то эпизодами, я всегда задумывался о том, что на втором плане тоже есть люди; я думал о них. Что в них на уме? Что они чувствуют? Они собираются на битву. Ждут ли они её с нетерпением? Что происходит после битвы? Как это влияет на их жизни?
Такая себе "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" в миниатюре. Эта
пьеса просто чудесна для сравнения — там ты следишь за этой парочкой, в то время как Гамлет чем-то там занимается на фоне. А ведь у этих двух парней есть собственные проблемы, вот я и подумал, что Spear Carriers могло бы стать интересным сериалом. Мы бы даже смогли повторно использовать отснятое для "Игры престолов".
Например, показать Тириона и его речь перед битвой, но вместо того, чтобы отправиться в бой с ним же, проследить за судьбой кого-то из тех, кто слушал эту речь. Что случилось с ним? Потерял ли он ногу, или что-то в таком роде.
Что потом стало с его женой? Можно следить за судьбой одной из проституток из борделя Мизинца. Как она туда попала? С кем она спит и какие секреты может разузнать, чтобы передать потом Мизинцу? Можно придумать миллион историй.
В вашей библиографии столько прекрасного материала для адаптации. К чему бы вам хотелось вернуться вновь и адаптировать — не для нынешних HBO или прочих студий — то есть что хотелось бы увидеть на экране именно вам?
Что-либо из материала "Пламени и крови". Когда пересматривал книгу, то подумал, что там событий на 20 романов и как минимум дюжину сериалов, если захотят их делать. И еще столько же будет во втором томе.
Я увлекаюсь всем тем, о чем пишу. Я был вместе с Арьей в городе Браавос, и это был такой сеттинг, которым я по-настоящему заинтересовался. Там другая динамика, поскольку обстановка больше напоминает Венецию или Геную в своем расцвете.
На историю можно посмотреть с другой стороны, поскольку здесь она интересуется скорее торговцами и купцами, чем королями и принцами. Исследование мира на кораблях... это могло бы стать отличным фоном для романа.
Просто в сутках слишком мало часов, в году слишком мало дней, а я не настолько молод, как раньше! Будет ли у меня время рассказать все эти истории? Надеюсь, что будет.