Я считаю неправильным говорить о личности Бейлора в отрыве от времени в котором он жил и обстоятельств, в которых вершил свои дела. В конце концов, любого исторического персонажа нельзя оценивать в отрыве от контекста времени и окружения. Но, увы, многих исторических деятелей оценивают именно что сферически-вакуумным методом, и Вестерос с его далеко не бескорыстными летописцами-мейстерами отнюдь не исключение. Таким образом возникли и "тиран Мейгор", и "великий король-миротворец Джейхерис". Мейстеры, столь легко разбрасывающиеся этими штампами, совершенно не задумываются о том, что без жёсткой, подчас жестокой политики Мейгора стали бы совершенно невозможными десятилетия процветания при Джейхерисе и Визерисе I. Джейхерис только потому и смог стать Умиротворителем, что все, кто умиротворяться активно не желал, были Мейгором задавлены, а остальные готовы были принять любого монарха, который бы пообещал им мир и безопасность. Забывают также и о том, что никакой тирании Мейгора попросту не случилось бы без нескольких лет бездарного правления его старшего брата Эйниса, слабость и совершенно неуместный гуманизм которого внушил знати и церкви мысль, что теперь дозволено всё: устраивать мятежи и фронды, осаждать замки с крон-принцами и даже врываться в королевские покои с топорами.
Мейгор был продуктом внешних обстоятельств, неуклонно толкавших его к той политике, которую он вынужден был проводить. И уже эта политика необратимо повлияла и на саму личность Мейгора, сделав его чудовищем из детских сказок в народном сознании и глубоко несчастным человеком в личной жизни.
Точно также следует рассматривать жизнь и правление Бейлора Благословенного. И начать следует издалека. После почти ста лет мирного и благополучного правления Джейхериса I и Визериса I, купленных всей кровью и войнами царствования Мейгора, в Вестеросе случился обычный для любой монархии кризис - переизбыток людей с правами на трон. В таких ситуациях, как в Горце, остаться может только один. Этим "одним" и стал Эйгон III, ребёнок, получивший в наследство от убитой матери разрушенное войной государством. Ни о каком гражданском мире, само собой, говорить не приходилось. На смену двум враждующим за влияние на корону кланам Хайтауэров и Веларионов пришли откровенные проходимцы вроде лорда Пика и семейства Рогарро и откровенные авантюристы вроде сира Марстона Уотерса. Регенты сменяли один другого, Рогарро враждовали с Пиками, королеву Джейхейру выбросили из окна, а короля с семьёй осаждали в его собственном замке люди, которым было поручено служить ему и защищать. Это время не просто так вошло в историю как Сломленное Правление, ведь страна и правда жила на сломе.
Драконов больше нет. Не столь важно, извели ли их мейстеры или вымерли они сами. Сплетню о том, что якобы сам Эйгон III убил последних драконов я считаю не более, чем сплетней. Конечно, мальчик мог запомнить то, как дракон его дяди убил его мать, но также не мог и забыть, как собственный дракон спас его жизнь ценой своей. Кому выгодно было распускать такие сплетни, решайте сами. Сакральный статус династии Таргариенов во многом был завязан именно на обладании ими драконов, система государственной власти, государственной обороны и даже престолонаследия строилась на управлении драконами. И вот их не стало. Таргариены лишились своего главного оружия и главного символа власти, король оказался голым. Сам Эйгон ничего не мог с этим поделать, ему не хватало ни воли, сломленной его дядей, ни, к сожалению, ума. Эйгон почти ничего не унаследовал ни от Рейниры, ни от Деймона, пойдя скорее в своего деда Визериса. Однако вся кипящая энергия этих двоих влилась в брата Эйгона Визериса. Именно его я считаю ключевой фигурой для этого времени.
Сломленное Правление, строго говоря, не кончилось с победой над лордом Пиком. Если понимать "слом" как крушение устоев и смену парадигмы развития, Сломленное Правление продолжалось вплоть до правления Эйгона IV. Вопрос стоял довольно конкретно: останутся ли Таргариены настоящими правителями Вестероса или же превратятся в марионеток высшей знати. Последнее едва не случилось в ранние годы Эйгона, и я не без оснований полагаю, что спас тогда династию именно Визерис. Клин вышибают клином и чтобы одолеть властолюбивое и алчное семейство Пиков он призвал своих родственников по линии жены, столь же властолюбивых и алчных Рогарро. И его ставка оказалась верной, в ожесточённой борьбе обе фракции истощили себя настолько, что ни та ни другая не могла уже влиять на Железный Трон. Но Визерис не мог не понимать, что это лишь временная передышка. Для подтверждения власти Таргариенов требовалось доказать, что даже без драконов есть ещё порох в их пороховницах. По счастью, старший сын Эйгона пошёл в деда.
Принято считать, что Дорнийская Война была актом немотивированной агрессии или же безумной авантюрой Дейрона. При этом вновь упускается контекст. Дорн был занозой в афедроне южного Вестероса на протяжении тысячелетий. Дорнийскую Марку можно назвать этакой "южной Стеной", отделявшей Простор и Штормовые Земли от грабительских набегов дорнийцев. Даже сегодня, спустя сто лет после присоединения Дорна к Семи Королевствам, ненависть между дорнийцами и их соседями никуда не делась. Все войны Таргариенов активно поддерживались, а я рискну предположить, что и инициировались, южновестеросской знатью. Если бы Дейрону удалось раз и навсегда решить эту проблему, сделать то, с чем не справился даже великий Завоеватель, авторитет Таргариенов стал бы неоспорим на долгие годы вперёд. Визерис не мог этого не понимать. Маленькая победоносная война должна была принести победу над старинным врагом и успокоение государству. Но война не вышла ни маленькой, ни победоносной.
Поначалу победа и впрямь была одержана, как и Завоевателем в своё время, но ещё Маккиавели в своё время писал, что есть страны, которые трудно завоевать, но легко удержать, а есть те, которые легко завоевать, но крайне трудно удержать под своим господством. Дорн, несомненно, всегда относился ко второй категории. Дорн и для великого Эйгона и для Молодого Дракона стал тем же, чем для Наполеона была Испания - бесконечная война без надежды на решительную победу. И обоих монархов он убил - Дейрона в буквальном смысле, а Эйгона косвенно. Лично я совершенно уверен, что именно гибель Рейнис подломила Эйгона, из-за чего прежде очень крепкий человек, без вредных привычек, ведущий умеренный образ жизни, скончался в 64 года. Однако гибель Дейрона послужила целям Визериса. Он погиб героем, предательски убитым на переговорах, оплаканным всей страной. Таргаиены не покорили вновь Вестерос, но они вновь завоевали его сердца.
И вот тут на сцену и выходит Бейлор. Набожный, добрый и справедливый юноша - качества крайне редкие для представителей правящих династий. Даже европейские короли, впоследствии канонизированные, вроде Людовика и Генриха Святых, при ближайшем рассмотрении вели далеко не благочестивую жизнь, убивали, воевали и интриговали как все вокруг, но при этом обильно подкармливали Церковь, не посягали на её привилегии и отдавали государственное управление на аутсорс духовным иерархам. Но Бейлор уникален как раз тем, что он
действительно верил и старался жить в соответствии с законами богов. Два поступка наилучшим образом характеризуют этого человека: спасение Рыцаря-Дракона и помилование дорнийских заложников. Пожалуй, умри Бейлор на следующий день после того, как отвёл дорнийцев домой, он вошёл бы в историю настоящим святым и никто не смел бы даже критиковать его, ведь он показал Вестеросу, что такое настоящее благочестие, отвага и милосердие.
По-своему, это тоже способствовало планам Визериса. Если Дейрон стал героем в ореоле воинской славы, то Бейлор затронул религиозные нотки в народной душе. После череды отстранённых и, скажем прямо, не особо благочестивых королей, Бейлор показал себя близким к простому люду. Он никого не казнил, он защищал свою кузину от Эйгона Недостойного, не вёл войн, и даже сестёр в башню заточил не из злобы или, как до сих пор говорят циники, чтобы спастись от соблазна, а, как мне думается, чтобы защитить их от жестокого мира. Логика ненормальная, не спорю, однако нельзя отрицать альтруистическую направленность действий Бейлора. При этом, заточение сестёр было столь "строгим", что одна из них в "заточении" забеременела, а другая выскочила замуж.
Был ли Бейлор безумен? Не думаю. Просто есть такой сорт идеалистов, которые пытаются весь мир привести в соответствие со своих миросозерцанием. Живи Бейлор в иные времена, он мог бы стать великим реформатором или революционером, но ввиду отсутствия светской философии, единственным объектом, на который могла быть направлена вся духовная энергия Бейлора, стала религия. Но что происходит, когда сила человеческого духа сталкивается с силой обстоятельств? Иногда ломается дух, иногда обстоятельства. Люди, способные своей волей ломать обстоятельства, и входят в историю под эпитетом "Великий". Бейлор, увы, великим не был и в битве философа с миром в который раз победил мир. Добавить сюда воздействие змеиного яда, дозу которого он получил, спасая кузена, и нетрудно представить, как молодой идеалистичный король-жрец постепенно теряет связь с реальностью и ведёт себя по пути самоуничтожения. Убил ли его Визерис? Сомневаюсь. Более вероятным мне кажется, что Бейлор сам желал покинуть этот грешный мир и освободить душу от оков плоти. Его посты и аскеза были своего рода самоубийством тела ради вознесения души.
Таким образом, Бейлор не был плохим королём, он был человеком своего времени, пытавшимся залечить раны истерзанной войнами страны. Его жизнь - это трагедия, но вызванная не столько безумием, сколько рождением не в своё время.