Лавинообразно
растущая популярность эпопеи в России началась с первого сезона экранизации, закрепившая в общественном мнении название явления по первой книги
цикла – «Игра престолов». Целый ряд количественных и качественных показателей свидетельствует о влиянии произведения на общественное мнение.
В начале июня 2014 года поиск в системе Google на ключевые слова «Игра престолов» за 0,19
секунд предоставил примерно 17 400 000 результатов. Анонс произведения, вынесенный на обложки российского издания, гласил: «Джордж Мартин - "живой классик" мировой фантастики, талантливейший из современных мастеров фэнтези, чьи про-
изведения удостоены самых высоких наград жанра. Его шедевром по праву считается эпопея «Песнь льда и огня» - величайшая фэнтези-сага со времен Толкина!» [1]. Впрочем, гениальную эпопею о Средиземье Джордж Мартин давно уже оставил далеко
позади. Поиск в это же время на слова «Властелин колец» дал за 0,23 секунды примерно
1 200 000 результатов, то есть в полтора десятка раз меньше, чем «Игра престолов».
...
свои долги».
«Игра престолов» вышла за пределы художественной литературы и стала прочной частью
повседневной культуры. Стартовавший в 2011 году американский телесериал «Игра престолов» приобрёл такую популярность, что в июне 2014 года завершилась демонстрация четвертого сезона. В Интернете часто можно найти рекламу аудиокниг «Песни Льда и Огня».
В магазинах встречаются сувениры, посвященные «Песне Льда и Огня», например, миниа-
тюрный железный трон.
С помощью произведений Дж.Мартина молодежь структурирует свое свободное время: общается за дорогостоящей карточной игрой для 2-4 игроков и в настольной игре для 3-5 игроков по мотивам саги. Есть ныне стратегическая компьютерная
игра по мотивам «Песни Льда и Огня», есть и ролевая компьютерная игра по тем же мотивам.
В популярной социальной сети возник даже фан-клуб саги [10].
Алексей Венедиктов, редактор самого популярного радио в России – «Эха Москвы» – пред-
ставляя очередной номер своего любимого детища (журнала «Дилетант») вышел на экраны сетивизора в майке с символикой основных родов, действующих в «Игре престолов».
Следовательно, изучение методических возможностей саги Дж.Мартина означает обраще-
ние к зоне самого активного роста в современной духовной культуре.
...
Наряду с анализом современных конфликтов в духовной сфере, романы Дж.Мартина предоставляют богатый материал по сравнению традиционного и современного обществ. Например, произошедший в ходе модернизации перелом в уровне
грамотности иллюстрирует реплика одного из персонажей (представителя простонародья) к Арье Старк (чья принадлежность к аристократии была персонажу неизвестна):
« - Так ты, значит, читать умеешь? – спросил Пирожок с таким почтением, как будто она ска-
зала, что умеет ходить по воде» [3, 44]. Опираясь на этот образ преподаватель может задать вопрос о причинах распространения всеобщей грамотности в эпоху промышленной революции в Европе.
...
7). «Юридическая конфликтология».
В одной из первых сцен книги и фильма глава Севера, лорд Эддард Старк выносит дезертиру
заслуженный смертный приговор. К удивлению сына Э.Старк сам приводит приговор в исполнение.
«– А ты понимаешь, почему я это сделал?
– Он был из одичалых, – проговорил Бран. –
Они крадут женщин и продают их Иным.
Лорд-отец улыбнулся:
– Опять наслушался сказок старухи Нэн?
Понимаешь, человек этот был клятвопреступником,
сбежавшим из Ночного Дозора. Нет преступника
более опасного. Дезертир знает, что если его пой-
мают, то лишат жизни, и не остановится перед лю-
бым злодеянием. Но ты не понял меня. Я говорю не
о том, почему он должен был умереть, а о том, по-
чему я сделал это своими руками.
Брану нечего было сказать.
– У короля Роберта есть палач, – прогово-
рил он неуверенно.
– Да, это так, – согласился отец. – Как и
прежде у королей Таргариенов. Но наш обычай
древнее. Кровь Первых Людей по-прежнему течет в
жилах Старков: мы считаем, что тот, кто выносит
приговор, должен и нанести удар. Если ты собира-
ешься взять человеческую жизнь, сам загляни в гла-
за осужденного. Ну а если ты не в силах этого сде-
лать, тогда человек, возможно, и не заслуживает
смерти. Однажды, Бран, ты станешь знаменосцем
Робба, будешь править собственной крепостью от
имени твоего брата и твоего короля, и тебе придется
совершать правосудие. Когда настанет такой день,
ты не должен находить удовольствие в этом деле, но
нельзя и отворачиваться… Правитель, прячущийся
за наемных палачей, скоро забывает лик смерти» [1,
19-20].
Поучительный эпизод может быть использован при обсуждении сюжета об ответственности
лиц, принимающих юридические решения.
...
9). «Мировые религии и межконфессиональные конфликты».
В Вестеросе сосуществуют и конкурируют различные религиозные системы. Их краткая характеристика дает возможность студентам поразмышлять об их реальных прообразах: «Семеро» (Троица), «Утонувший Бог» (распятый Бог) и т.д.
...
10. «Конфликты и девиации в молодежной среде».
Каждый из пяти томов (шести книг) саги Джорджа Мартина дает бесконечное количество
возможностей активизировать слушателей на тему «Преступность». В них содержатся подробные и краткие описания антиобщественных явлений разной степени тяжести: от бытовых индивидуальных краж, ограблений и изнасилований до леденящих
душу массовых убийств (одним из наиболее трагичных примеров последних является так называемая «Красная свадьба», подлое убийство руководителей дома Старков, приглашенных на бракосочетание в дом Фреев [3, 582-584]).
Также как и преступность, в саге многократно представлена тема «пьянство и алкоголизм».
Например:
«Джейме … спросил:...
...
Тема проституции выступает в произведении в различных аспектах. Ее разрушительное влия
ние на нравственность иллюстрирует следующий эпизод. Непосредственным толчком к убийству одним из персонажей своего отца послужила фраза последнего про первую возлюбленную его сына:
«Куда все шлюхи отправляются» [3, 884]. Эта же мысль волнует персонаж на протяжении последующих разделов эпопеи.
Опираясь на текст романа можно также обсудить факторы, повышающие спрос на коммерче
ский секс. Перманентно идущие в Вестеросе войны надолго отрывают молодых мужчин от семейных интимных утех и бросают многих из них в объятия продажной «любви». Аналогично высок спрос на «жриц любви» в портовых городах, описанных
Джорджем Мартином.
...
Таков далеко не первый перечень ряда дисциплин, изучаемых конфликтологами (бакалаврами и магистрами) в Казанском национальном исследовательском технологическом университете в нулевые и десятые годы текущего века. Особенности
духовной атмосферы в столице Татарстана сегодня
дают основания ученым КНИТУ «говорить о Казани
как одной из площадок репрезентации современной
культуры» [13, 332]. Именно на языке этой совре-
менной культуры и позволяет говорить с молоде-
жью выдающееся литературное произведение аме-
риканского писателя (а также успешная экраниза-
ция).
Подготовка специалиста-конфликтолога не
предполагает формирования у студента навыков
литературоведческого анализа или самостоятельно-
го создания художественных текстов, поэтому изу-
чение собственно эстетических достоинств литера-
турного цикла, тем более споры о них, нецелесооб-
разны. Однако, используя тот или иной образ для
активизации студентов, преподаватель, конечно,
вправе выразить свое эмоциональное отношение к
литературному тексту или к его экранизации.
...
Образный ряд «Песни льда и пламени» совершенно определенно не должен быть главным, а
тем более единственными инструментом активизации процесса преподавания конфликтологических дисциплин в ВУЗах. Обращение педагогов к творче-
ству Джорджа Мартина лишь тогда принесет плоды,
303
если станет одним из звеньев использования в процессе преподавания конфликтологии достижений отечественной и мировой культуры – как классической (например, шедевра русской литературы «Слова о полку Игореве» [14]), так и современной.