о есть- говорить о "законности" вообще не приходится? Нужно говорить о "справедливости", причем в том виде, как ее понимал Нед?
Вы совершенно правы.
ЗАКОННОСТЬ — такой режим общественной жизни, который характеризуется верховенством в ней закона и безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод.
Средневековое право (англо-саксонское в особенности) не знакомо с таким понятием. Как и с понятиями "верховенство закона" и "гражданские права и свободы".
Верховенство там принадлежит воле короля (ограниченной в основном правом подданных на мятеж, если тот поступает уж слишком не по понятиям) а права и свободы определяются социальным статусом и количеством верных
штыков вассалов.
Правильно. Они сами решили, что это Гора и все тут.
А почему претензии к Неду?
Не мог же он не поверить слову джентльмена
Ага. Но Неду это не нужно, почему? А потому что:
Начнём с традиционной проверки текста (ничего личного, но с переводом Соколова надо быть крайне осторожным)
С
лава богам за совет старого лорда Хостера. Тайвин Ланнистер соединял в себе лиса и льва. Если он действительно послал сира Григора грабить и жечь, — а Нед в этом не сомневался, — то позаботился и о том, чтобы тот совершил свои злодеяния под покровом ночи и без знамен, как обычный разбойник. И если Риверран ответит ударом, Серсея и ее отец будут настаивать на том, что королевский мир нарушили Талли, а не Ланнистеры. Только боги знают, кому тогда поверит Роберт.
Thank the gods for old Lord Hoster, then. Tywin Lannister was as much fox as lion. If indeed he’d sent Ser Gregor to burn and pillage—and Ned did not doubt that he had—he’d taken care to see that he rode under cover of night, without banners, in the guise of a common brigand. Should Riverrun strike back, Cersei and her father would insist that it had been the Tullys who broke the king’s peace, not the Lannisters. The gods only knew what Robert would believe.
Тогда слава богам за старого лорда Хостера. Тайвин Ланнистер лис в той же степени, что и лев. Если впрям это он послал сира Григора жечь и грабить, - а Нед не сомневался, что он послал, - то он позаботился проследить, чтобы тот действовал под покровом ночи, без знамён и под видом обычного разбойника. И стоит Риверрану нанести ответный удар, Серсея и её отец будут настаивать, что именно Талли нарушили королевский мир, а не Ланнистеры. Только боги знают кому тогда Роберт поверит.
Перевод традиционно не без отсебятины, но бывало и хуже...
Т.е. что мы видим? Старый Хостер попал в ситуацию близкой войны с Тайвином. И ему нужно представить все так, будто он только защищается. Тайвин выкинул фортель (возможно, в глазах Талли уж стопроцентно)- фокус с "разбойниками", и теперь, если Талли ответят не своими "разбойниками", а нормально, то они агрессоры. И тогда- королевский мир нарушили Талли. Неда именно это и волнует- что Роберт может принять сторону Тайвина, вот и все что беспокоит Неда.
Нет. Мы видим, что назревает война. И Нед принимает меры при которых шансы на неё уменьшаются. Ибо претензии Талли удовлетворены, а Тайвин не может объявить войну трону не став мятежником.
А волнения Неда могут иметь две трактовки:
Ваша - Неда волнует, что агрессорами могут оказаться Талли.
Альтернативная - Неда волнует, что агрессорами могут оказаться
в действительности невиновные в этом Талли.
Разницу ощущаете?
То есть трактовать можно как в сторону заботы о родственниках, так и в сторону заботы о справедливости. Не?
Т.е. Нед наезжает на Тайвина, ставя того в интересное положение- или Тайвин все это проглатывает и безропотно сдает Гору, что крайне маловероятно (сын похищен, знаменосца сдать...ага), или....
Или просто карает преступника в рамках своих полномочий
При том, что формально Нед выступает именн в защиту справедливости. А что при этом выходит ещё и в свою пользу... Ну видимо не так уж он глуп, как любят часто утверждать.
Здесь вопрос не в действиях Неда, которые двойственные а в том, какие мотивы ему приписывают люди эти действия трактующие. А это уже, как говорится, каждый выбирает по себе.
Подчиняться своему королю.
Нет. Это не в первую.
Ни в одном феодальном праве нет примата сюзерена над родственниками.
Если король прикажет ему убить свою жену, вассал имеет полное право послать короля очень далеко. Причём совершенно обоснованно и будет поддержан остальными вассалами.
Ибо европейский король и турецкий султан имеют несколько разные объёмы полномочий. И тезис "а своих холопей царь волен казнить, а волен и миловать" в Европе никогда особой популярностью не пользовался.