Сам Мартин сравнил их роль с ролью стратегической авиации в наше время.
Я бы сравнил с атомной бомбой. Собственно применение драконов, что при первом завоевании Вестероса, что при сериальном втором полностью совпадает с предполагаемой областью применимости тактического ЯО - уничтожение укреплённых позиций, населённых пунктов и скоплений вражеских войск. Стратегическая авиация всё таки действует по тылам и экономике, а драконы - явно оружие тактического звена, непосредственно взаимодействующее с наземными войсками и используемое в первую очередь именно против войск. Аналогом стратегических бомбардировок был бы рейд драконов по сельской местности с выжиганием деревень и полей с урожаем.
Но Мартин у нас человек глубоко штатский - ему позволительно, да и вообще ЯО - некий моветон для таких аналогий.
Драконы никогда не мыслились как оружие мафиозных или клановых разборок.
Насколько я понял топикпостера речь немного о другом.
Мартин, хотя и задал фентезийную линию, довольно быстро ушёл от неё в сугубо человеческие материи и конфликты.В первых томах что иные, что драконы появляются спорадически, и на общее действие романов практически не влияют (кроме эпизода в Астапоре). Ключевым событиям первых книг - конфликтам Ланнистеров и Старков, борьбе за Железный Трон, интригам в Ночном Дозоре - фентезийный антураж особо не требуется (отдельные эпизоды с магией вроде теней Мелисандры и зомби в Чёрном Замке вполне можно переписать "через реализм" заменив теней на спецназ/внедрённых агентов, а зомбей - на умело шифрующихся вражеских перебежчиков-диверсантов). То есть там действительно складывается впечатление, что сюжет, обычно реализуемый в сеттинге политико-шпионского романа либо GTA-style поместили в фентезийные декорации, а иные и драконы там "для галочки" - чтобы на фентези было сильнее похоже.
От себя, кстати, добавлю - там и фентези-стиль довольно специфичный. Это некое псевдосредневековье, в которое фентезийные элементы добавлены исключительно для того, чтобы приблизить это "средневековье" к привычным нам реалиям.
Собственно что действительно фентезийного мы регулярно (а не в штучных эпизодах) видим в первых книгах?
1. Быструю дальнюю связь - воронов.
2. Эффективную терапевтическую медицину (а не кровопускания и ампутации, из которых в приличной степени состояла реальная средневековая медицина) - маковое молоко и толковых мейстеров, ставящих человека с загрязнённым открытым переломом на ноги "без гангрены и паралича".
3. Безопасные, надёжные и опять же весьма эффективные контрацептивы - лунный чай.
4. Монументальное строительство - мегазамки, Стена, мосты и дороги.
То есть черты характерные именно для современного индустриального общества, причём именно те, без которых нам элементарно сложно представить собственное существование.
Можно ещё добавить такие элементы модернизации как массовую грамотность (в какой-то момент Мартин спохватывается и у него появляется неграмотный Давос, однако общее описание мира определённо наталкивает на подозрение, что основная масса его населения читать и писать может без каких-либо проблем) и эффективный транспорт - герои нарезают по Семи Королевствам сотни и тысячи километров в самых разных направлениях и не считают это чем-то особенным (в реальном средневековье, перед отправкой в сопоставимое путешествие писали завещание и прощались с родственниками, ибо шансы не вернуться были далеко не иллюзорными, а само путешествие - отнюдь не тривиальным выездом на природу).