На первый взгляд дом Мормонтов и его представители, которые явлены нам на страницах саги Дж. Мартина, являются обычным и мало чем примечательным, даже захудалым северным домом. В Мире Льда и Пламени им уделено... честно говоря, я была разочарована... 0 строчек. Упоминаются только в перечислении северных домов. Отдельно сказано, что Родрик Старк выиграл Медвежий остров то ли в словесном, то ли боевом поединке.
И все.
Но в основном тексте саги герои из этого славного семейства выполняют куда более значительные функции, чем, скажем, представители семейства Гловеров или даже Карстарков.
И из основного же текста саги нам известно об этом семействе не так уж и мало.
Старый Медведь, Джиор Мормонт, был Лордом Командующим Ночного дозора и фактически передал Джону Сноу эту должность, взяв его в стюарды и передав Джону родовой меч Длинный Коготь.
Мейдж Мормонт и Дейси Мормонт сопровождали Робба Старка, Дейси погибла, защищая его, а Мейдж, судя по всему, хранит где-то его завещание.
Алисанна Мормонт «приставлена» к Аше Грейджой и, по всей видимости, к ним в «Ветрах...» присоединится Теон.
Джорах Мормонт долгое время сопровождал Дейенерис Таргариен, а в «Танце» стал спутником другого важного героя саги — Тириона Ланнистера.
Уже из этого краткого перечисления видно, что основная функция, которой наделены персонажи этой славной фамилии — сопровождение, спутничество, помощь.
Архетипически образ спутника-помощника восходит к карнавальной паре культурного героя и трикстера (в разных ипостасях), где последний исторически берет на себя дуалистические онтологические функции. То есть, если очень упростить, то когда-то герой был один, единое целое, олицетворяющее добро и зло. Темная сторона необходима такому герою для проникновения на изнанку мироздания, в потусторонний мир.
В. И. Тюпа
Постепенно, с развитием и усложнением культуры, «светлые» черты отошли к культурному герою, а «темные» сосредоточились в образе героя-помощника. Так, Иван-царевич (культурный герой) встречает Серого Волка (герой-помощник), который легко может его съесть, но тот помогает ему. Баба Яга так же может съесть пришедшего к ней за советом героя, но все-таки указывает ему путь в жилище Кощея. Герой-трикстер постепенно меняется, обретает новые лица и черты, становится то спутником-слугой, как Санчо Панса для Дона Кихота, то шутом или разбойником.
Здесь обратим внимание, что очень часто в фольклоре и ранней литературе герой-помощник это нечистая сила или — животное, «помощный зверь».
И это возвращает нас к Мормонтам. На их гербе - черный, вставший на дыбы медведь. Вообще-то животные есть на гербах многих семейств в саге. У Старков - это лютоволк, у Таргариенов — дракон, у Ланнистеров — золотой лев и так далее. Но есть одна особенность — у большей части домов их гербовый зверь — только символ, некая дань традиции, хотя и в какой-то мере определяющая семейные черты. Только у Старков и Таргариенов их гербовые звери оживают в качестве «любимцев». Младшие Старки, по всей видимости, в разной степени, но имеют особую связь со своими лютоволками, являются варгами. Про Дейенерис и ее драконов такого неизвестно. Интересно, что на гербе Старков именно лютоволк — животное, которое есть в природе ПлиО, а у Таргариенов трехглавый дракон — животное мифическое, которого в реальности ПлиО никогда не бывало.
У Мормонтов нет никаких черных медведей. Однако связь с семейным тотемом, как мне представляется, у них даже более тесная, чем у Старков с лютоволками. Прежде всего потому, что считается, что они сами — медведи.
Джиор носит прозвище Старый Медведь, Алисанну называют Медведицей, Дейенерис и про себя, и в глаза (мне кажется, что это важно, потому что прозвища вроде «Тихий волк» для Неда, насколько я помню, не употребляются в качестве обращения) называет Джораха «мой медведь» (с разными эпитетами — старый, добрый, свирепый и т. п.). Считается, что женщины Мормонтов превращаются в медведиц, чтобы зачать ребенка от медведей в лесу. Это, понятное дело, легенда, которая объясняет вольные нравы на Медвежьем острове, с медведями вроде как не обязательно заключать брак по человеческим законам, поэтому и все дети носят фамилию матери, не считаются бастардами.
Эта легенда интересна тем, что согласно ей все Мормонты (и предполагаемые остальные жители Медвежьего острова) получаются по крайней мере полукровками: наполовину людьми, наполовину медведями.
Медведь в древних культурах всех народов (медведи в древности жили по всему земному шару, да и теперь имеют очень широкий ареал обитания) — символ амбивалентности, он похож на человека, но все-таки зверь. Он одновременно и добр, и зол, он - хозяин леса и дичив лесу и он же — страж у врат в потусторонний мир.
М. Ремизова
Мы часто ассоциируем медведя с русской народной культурой, но дело в том, что образ положительного русского медведя, добродушного и где-то даже интеллигентного — образ, сложившийся уже в 19-м - 20-м веке, то есть если угодно очищенный официальной пропагандой.
Народный же медведь — это медведь из сказки «Девушка и медведь» из сборника Афанасьева
прочитать, в которой сохранились черты древнего свадебного обряда. Девушка, заблудившаяся в лесу кличет: «Кто в лесу, кто в бору, приди ко мне ночевать!» — «Я в лесу, я в бору, приду к тебе ночевать, — отвечает огромный медведь. Для тех, кто не пошел по ссылке сообщу, что никакой свадьбы в сказке нет, одно смертоубийство. И других еще более «заветных» сказок.
С медвежьим культом связан мотив оборотничества, ведь медведь в примитивных культурах — это тотемный предок, почти человек. Убивая медведя, народы русского Севера, обязательно «кормят» медвежью голову его же мясом, просят прощения за убийство.
Точно такие же (или очень похожие) древние культы есть и в американском индейском фольклоре. Индейцы Северной Америки проводили целые ритуалы под названием «медвежья пляска» для очищения перед охотой на медведя, прося разрешения у самого животного.
То, что Дж. Р. Р. Мартин в курсе всей этой мифологии вокруг медвежьего образа, несомненно. Об этом, по крайней мере, свидетельствует самая популярная песня Вестероса «Медведь и прекрасная дева», которая, конечно, является имитацией фольклорного переосмысления свадебного обряда.
Подводя промежуточный итог, можно сказать, что «медведи» - Мормонты выбраны на роль спутников, помощных зверей не случайно. Умолчания об истории рода и повседневной жизни также сделаны не случайно — это лакуны, характерные для фольклорных помощных зверей — ведь мы не знаем, куда подевался Серый Волк, после того, как Иван-царевич завершил свой квест по добыче царевны, и не знаем, чем впоследствии занимается Баба Яга (а также, кто ее муж, хотя дети в некоторых источниках присутствуют).
Есть в Мормонтах и нужная для помощного героя амбивалентность. Среди них есть и положительные, светлые, вроде Старого Медведя, и темные, вроде его сына Джораха. Та же Мейдж Мормонт - отважная воительница охарактеризована собственным братом как похотливая; Мормонты сохраняют верность Старкам (письмо Лианны Станнису) и в то же время Алисанна все-таки присоединяется к его армии.
Сюжет «помощного героя» связан с сюжетом культурного героя, причем имеет некоторые характерные особенности. Начинается все с появления помощника — никогда не до того, как начинает развиваться основной квест героя, а всегда после его начала. А это начало архетипически связано с разрушением начальной сюжетной ситуации, попаданием героя в трудную жизненную перипетию. Так, Джон Сноу покидает родной дом и оказывается в новой и сложной для себя ситуации в Ночном Дозоре, Дейенерис выдают замуж за кхала, сурового человека чуждой ей культуры и привычек. Менее четкие пары (Робб вступает в войну, Аша терпит поражение и попадает в плен) также вписываются в этот архетип.
Дополнительно Джон и Дейенерис связываются темой меча.
Джон получает от Джиора родовой меч, который Джорах оставил перед своим изгнанием, а тетка Мейдж переслала в Черный замок. Этот меч подробно описывается и связан с мотивами утраты первородства. Родовой меч передается наследнику. Получая меч Джон настойчиво думает о том, насколько теперь замещает сына для Джиора, размышляет о том, что хотел бы получить Лед, потому что мечтал стать настоящим сыном Неду Старку (хотя и ужасается сам своим мечтам, потому что это означает — отнять первородство у Робба). И в довершении Сэм рассказывает ему о том, что ему тоже был положен родовой меч из валлирийской стали, и он тоже был его лишен, теперь им владеет его младший брат Рикон.
Таким образом, символически Джон становится медвежьим ребенком, усыновленным медведями, и младшим братом Джораху.
На другом конце мира Дейенерис посвящает Джораха в рыцари, обещает ему меч, «такой длинный, которого не видел мир, выплавленный драконом, выкованный из валлирийской стали».
Интересно, что и для Дени Джорах становится названным старшим братом. Своим «отцом» она считает сира Виллема Дарри, который кажется ей похожим на «большого серого медведя», Джорах же медведь черный, но Дени для него «всегда будет медвежонком». Она сравнивает его с Визерисом, и говорит, что «ты был для меня таким хорошим братом, которым никогда не был Визерис». (Интересно, что в семьях реальных медведей часто бывает, что старший, подросший медвежонок становится нянькой при маленьких сеголетках).
Но дальше наш архетипический сюжет развивается таким образом, что культурный герой и герой-помощник обязательно расстаются. Это связано с сюжетом взросления с одной стороны, а с другой с сюжетом предательства. Культурный герой познает мир, обретает силу и расстается с героем-помощником. Причины бывают самые разные, но как правило, это мнимое завершение квеста. Причем, культурный герой расстается со своим помощником без всякого сожаления, а часто и вовсе обвиняя его в той лжи и обмане, к которому тот прибегал, чтобы помочь герою. Такой вариант есть, к примеру, у французской фольклорной сказке о коте, доставшемся в наследство младшему сыну (в фольклоре кот был без сапог и по достижении младшим сыном искомого благосостояния был выброшен тем на свалку)
С. В. Фаттахова.
Иногда помощник не может следовать за культурным из-за своей природы, например, не может перейти определенную границу между тем и этим миром. А герой, пересекая ее, обретает новое качество .
Джон Сноу расстается с Джиором Мормонтом, уходя в самостоятельное путешествие (причем переживая в этом путешествии инициацию, становясь мужчиной).
Дейенерис расстается с Джорахом, став королевой и тоже обретая заново умершие вместе с Дрого желания.
В этой парадигме возвращение Джораха (если оно все-таки состоится как факт встречи с Дейенерис) должно означать еще один, так сказать бонусный акт помощи, который присутствует в некоторых подобных сюжетах. Например как спасение от уже состоявшейся смерти (царевич в некоторых вариантах сказки лежит тридцать дней и волк находит его «по духу», поливает мертвой и живой водой).
Безусловно, исключительно Мормонтами и теми, кого они сопровождают, карнавальные пары (культурный герой-помощник) в ПЛИО не ограничиваются. Например, к герою-слуге (одному из вариантов героя-помощника) можно отнести Давоса для Станниса, помощником для Джона, безусловно, выступает Сэм Тарли. Тирион, как мне кажется, соединяет в себе героя-трикстера и культурного героя одновременно. Но со звериной потусторонней и амбивалентной ипостасью мифа связаны именно Мормонты с Медвежьего острова.