petriv
Знаменосец
О, я недавно такой вот пост забацал. Короче, я вспомнил такую интересную штуку. В 19 веке был моден романтизм. А одной из интереснейших вещей, которую придумал романтизм это романтизация средневековья. Вот все эти прекрасные принцессы, храбрые рыцари это выдумки 19 го века, а не средневековья. Средневековье оно как бы жило эпохой и не стеснялось её. А романтизм он её приукрашал.Вот смотрите кто являются кумирами Мартина. Американские демократы. Демократы изначально это южные плантаторы, которые снимали доход с продажи хлопка на своих плантациях. Это чистейший феодализм. Если мы уже говорим о феодализме, то мне не кажется что Мартин так глубоко копает о чем я пишу.
И вот был такой писатель - Вальтер Скотт. Который там героизировал средневековье. Он был невероятно популярен на юге США. Вот среди тех самых плантаторов, которые считали себя рыцарями и что у них там культ чести и всё такое. Там действительно что-то такое было - они ведь все джентельмены плюс отдаленность от цивилизации создала определенную субкультуру, где расцвели всякие архаичные формы общения. Короче, Вальтер Скотт зашел на ура.
Вот Марк Твен замечательно это подметил в своей автобиографии "Жизни на Миссисипи":
Сэр Вальтер Скотт, вероятно, несет ответственность за сооружение здешнего Капитолия, ибо трудно себе представить, что когда-нибудь был бы выстроен этот крохотный псевдозамок, если бы за два-три поколения перед тем писатель не свел всех с ума своими средневековыми романами. Юг еще не оправился от расслабляющего влияния его книг. Здесь еще живо увлечение фантастическими героями Вальтера Скотта, их нелепыми «рыцарскими» подвигами и романтическим мальчишеством, несмотря на то, что в атмосфере уже чувствуется оздоровляющий практический дух девятнадцатого века — запах бумагопрядильных фабрик и локомотивов; но следы напыщенного языка и увлечение всяким вздором до сих пор уживаются рядом с новой жизнью. Трогательно и жалко, что этот оштукатуренный известкой «замок» с башнями и всякими штуками (весь материал насквозь подделан и старается казаться не тем, что он есть) построен на таком во всех других отношениях почтенном месте; но еще более жалко видеть, как эта архитектурная ложь реставрируется и поддерживается в наше время, когда так легко было бы при помощи динамита докончить то, что начато милосердным огнем, а деньги, предназначенные на реставрацию, употребить на постройку чего-нибудь настоящего.
Там он всю книгу кидает шпильки в адрес Скотта, но лучшая вот здесь:
Преступлениям французской революции и Бонапарта можно противопоставить два искупающих их благодеяния: революция разорвала цепи старого режима и церкви и из нации презренных рабов сделала нацию свободных людей, а Бонапарт поставил заслуги выше происхождения, и притом настолько лишил королевское звание его божественности, что с тех пор коронованные особы в Европе, считавшиеся раньше божествами, стали обыкновенными людьми и никогда больше богами не будут, — они просто номинальные руководители и отвечают за свои поступки, как все простые смертные. Подобные благодеяния вполне возмещают тот временный ущерб, какой причинили Бонапарт и революция, и мир навсегда в долгу у них за великие услуги, оказанные ими свободе, человечности и прогрессу.
И тут является сэр Вальтер Скотт со своим колдовским наваждением и единоличной своею мощью останавливает волну прогресса и даже поворачивает ее вспять: он заставляет весь мир влюбиться в сны и видения, в сгнившие и скотские формы религии, в разрушившиеся и сгнившие системы управления, в глупость, пустоту, мнимое величие, мнимую пышность и мнимое рыцарство безмозглого и ничтожного, давно исчезнувшего общества. Он причинил неизмеримый вред, быть может самый большой и стойкий вред, чем все доселе жившие писатели. Почти во всем мире этот вред изжит, хотя, может быть, не совсем, но у нас на Юге он чувствуется еще достаточно сильно. Не так сильно, конечно, как полвека тому назад, но все еще очень сильно. Здесь, иа Юге, подлинная, здоровая цивилизация девятнадцатого века странно перепутана и переплетена с мнимой цивилизацией вальтер-скотговекого средневековья, и наряду со здравым смыслом, прогрессивными идеями и прогрессивным строительством вы встречаете дуэли, напыщенную речь и худосочный романтизм бессмысленного прошлого, которое давно умерло и должно быть, хоть из сострадания, похоронено. Если бы не вальтер-скоттовская болезнь, то южанин, — или, как его чопорно назвал бы сэр Вальтер, «сын Юга», — был бы совершенно современным человеком, а не помесью современного и средневекового, и Юг был бы на целое поколение впереди. Это сэр Вальтер еще до войны сделал каждого южного джентльмена майором, или полковником, или генералом, или судьей, и это он научил таких людей ценить свои мишурные титулы. Именно он создал чины, создал касты и внушил почтительнее отношение к чинам и кастам, научил ими гордиться и радоваться им. Рабовладение и так обвиняют во многом, и не следует валить на него еще и ответственность за творения и дары сэра Вальтера.
К созданию довоенного типа южанина сэр Вальтер настолько приложил руку, что его можно в значительной мере считать ответственным и за войну. Пожалуй, немного жестоко по отношению к покойнику сказать, что у нас не было бы войны, если бы не сэр Вальтер, и все-таки можно привести но один убедительный аргумент в поддержку этого дикого предположения. Южанин времен американской революции был рабовладельцем; и южанин времен Гражданской войны тоже имел рабов; но первый похож на второго, как англичанин на француза. И это изменение характера больше всего объясняется влиянием сэра Вальтера.
Твен доходит до того, что обвиняет пропаганду Скотта в том, что она виновна в Гражданской Войне, где погибло от полмиллиона до миллиона американцев. Короче, к чему это я. К тому что рабовладение и феодализм оно как бы пересеклось на американском юге. Мартин большой ценитель американского южного романа, который как раз полон феодалистических замашек и преклонения перед старым добрым порядком рабства.
Так что я не исключаю его идеи, что вот Дени, которая сражается с рабством плохая, ведь рабство и феодализм это хорошо. Добавьте сюда демократов, которые изначально были южанами и до сих пор во многом сохранили этот пафосный стиль. Короче, вот такое вот.
Последнее редактирование: