САНСА
Быть может я тоже скоро умру, сказала себе Санса, и мысль эта не показалась ей столь уж ужасной. Если она выбросится из окна, то все страдания окончатся, ну а потом певцы сложат песни о ее горе.
Даже в этой, наверное самой трагичной главе Сансы, все ее мысли – предельно романтичны «как в песнях», переживания острые и в них много образов –страшных , она подсознательно ищет выход и страх принимает причудливые формы:
Ей снились шаги на лестнице башни, зловещее скрежетание кожи о камень, кто-то крался к ее спальне, шаг за шагом. Она могла только сжаться в комок возле двери и замереть, но он подступал все ближе и ближе. Она знала: это сир Илин Пейн идет за ней со Льдом в руках, чтобы снять голову и с нее…
Когда страх становится реальным, у Сансы сил сопротивляться уже практически нет, сон, больше похожий на забытье и отсутствие еды не лучшие помощники, когда на пороге «бывший» - бывший принц, бывший романтический возлюбленный, бывший герой. А ныне - Я теперь король. Пес, вынь ее из постели.
Взаимодействие Пса и Сансы в этой главе и тактильное и очень тонкое, ментальное, несмотря на грубость движений и резкость слов одного из участников.
Делай, как тебе велят, дитя, – сказал Клиган. – Одевайся. – Он подтолкнул ее к шкафу – едва ли не с добротой.
А вот в контактах Сансы и Джоффри не знаешь чему удивляться больше: глупости и свирепости Джоффри или наивности на грани с инфантильностью Сансы. Для нее обещание, данное прекрасным принцем – почти священная клятва, отрекаться от крови предателя – просто слова. А ведь отрекается от крови отца, от крови семьи, от своего прошлого. Бедная пташка прощебетала практически слова, которые принесут в жертву ее саму, как Леди. Леди была неким жертвенным животным, а теперь пришел черед хозяйки.
Джоффри готов принять страх и боль и порадоваться этому.
Мать говорит, что я должен жениться на тебе. Ты останешься здесь и будешь послушной.
Прозрение Сасы тоже такое, прежде всего визуальное - Санса удивилась тому, что он мог показаться ей красивым. Мягкие и красные губы, прямо дождевые червяки… глаза тщеславные и жестокие, боль от удара и нравоучения Пса подталкивают Пташку к принятию ситуации, если изменить все происходящее нет возможности.
Я… как вам будет угодно, милорд.
Мимоходом надерзив Меррину Транту, Санса снова прокручивает в голове возможную реакцию Клигана на то, что происходит и склонив голову, пытаясь сдержать слезы, присутствует на судилище в Тронном зале. Каждый приговор новоиспеченного короля – это просто маленький подарочек себе любимому: тут и бои без правил, и член семьи предателя – тоже предатель. И на сладкое – сладкие песни певца, которому предстоит перспектива остаться либо без пальцев, либо без языка.
В жизни побеждают чудовища, напомнила она себе и вновь услышала голос Пса, скрежет металла о камень – урок усвоен, Санса девочка послушная и умеет делать выводы, которые помогут ей выживать в ближайшем будущем.
Пойдем со мной, – проговорил Джоффри, предлагая ей руку. И ей не оставалось ничего другого, как принять ее. Когда-то одно прикосновение привело бы ее в восторг, теперь же кожа ее съежилась от отвращения. А вот и тактильное отвращение подоспело, все-таки Санса девочка очень чувственная, перспективная именно для отношений между мужчиной и женщиной. Опять же доверчивая до беспредельности, может долго верить словам о том, что «у нас все хорошо дорогая, это не то, что ты подумала, у нас все будет как раньше» и тому подобно брачным палочкам-выручалочкам. Вот только интуиция начинает понемногу просыпаться, главное развить ее.
Пес был прав, подумала Санса. Я всего лишь крохотная пташка, повторяющая слова, которым меня научили.
Очень много в этой главе Клигана, очень много, он буквально являет собой внутренний голос той самой интуиции Сансы Старк.
Рот его дернулся на обгорелой стороне лица, и Санса почти что услышала: он все равно велит отнести тебя наверх, так что делай, как он хочет.
Сцена на парапете приоткрывает Сансу все-таки как Старк, она смотрит на недоступный для нее простор - с высоких укреплений караульного дома перед Сансой открылся весь мир. Этот мир закрыт для нее, перед ней Джоффри упивающийся победой, демонстрирующий головы на пиках, жаждущий воинской славы и еще больше голов на пиках -после пира в честь моих именин я соберу войско и сам убью твоего брата. И тогда сделаю тебе подарок, леди Санса, подарю голову твоего брата. Неосторожная бравада, едва не закончившаяся убийственным выпадом Сансы
«Нужно только толкнуть, – сказала она себе, – он стоит как раз там, где надо, улыбаясь этими жирными червяками. Ты можешь сделать это. Ты можешь. Так сделай прямо сейчас. Не важно, даже если ты последуешь за ним. Это ничего не значит!»
Верный Пес как всегда на месте – и тут много раз разобранная, обдуманная и процитированная фраза про деликатность рослого человека напомнила мне фразу в предыдущей главе Дейенерис, где такими же словами говорится о том, как Джорах Мормонт снимает повязку с груди Дрого. Под рукой нет первоисточника, а стало интересно – это косяк переводчиков или однообразность описаний автора?
Спонтанное покушение не удалось и Санса возвращается в свою скорлупку, как настоящая вежливая Пташка.
Она была доброй девочкой и всегда помнила про хорошие манеры.
Глава показалась самой тяжелой и в тоже время скучной из глав Сансы. Даже несмотря на почти постоянное присутствие Пса, что для меня всегда маленький праздник. . Уровень трагизма ситуаций почти как в главах Дейенерис, Кейтелин и Арьи, но как реагирует на них Санса – ванильно, ожидая подсказки, перебирая в памяти то, что было. Вызывает уважение ее умение мимикрировать , нужный талант в ее ситуации, но не почувствовала я здесь в ней никакой целостности натуры, характера – и это жаль.