Интересное дело: мне серия при первом просмотре показалась странновато выстроенной, и при втором я понял почему: её следует смотреть сразу после девятой, восьмой и седьмой, как минимум, как заключительную часть всех прочих событий, эдакий финальный эмоциональный выплеск.
И она хороша! Не лучшая в сезоне, но во многих отношениях по-настоящему удивительная.
То, собственное, из-за чего я прервал свою традицию тихонечко наблюдать за отзывами и самостоятельно ничего не писать — драконы.
Большие и маленькие, убогие и красивые — и наконец, то, чего я не чувствовал так остро ещё ни разу не только в экранизациях Мартина, но и вообще: жутчайше опасные драконы! Предпоследняя сцена — великолепие, я даже и не представлял себе
смерть Люцериса такой красивой и одновременно ужасной. Это хуже и, соотвественно, лучше того страха и той неизбежности, что чувствуется в книге. Драконы самостоятельно начинают танцевать — мурашки по коже, Вхагар становится страшнее Чёрного Ужаса. Арракс красивый и смелый, жалко его. В дополнение к этому Вермитор появляется запредельно эффектно, а уж саунд-дизайн... лучшие звуки, которые я когда-либо слышал от дракона.
Теперь к персонажам.
Рейенира замечательна: Эмма д'Арси всё-таки отхватила себе место моей любимой актрисы ДД, несмотря на поистине неподъёмную конкуренцию. Её героиня предстаёт хорошей матерью и в меру разумной королевой. Интересно будет посмотреть на то, как актриса передаст изменения в характере персонажа в последующих сезонах... но до тех пор — и вот уж я не думал, что скажу это! — хочется за неё болеть.
Корона смотрится на ней хорошо — в прямом смысле, я опасался, что у них с Падди головы слишком разные.
P.S.
Роды отвратные, но так и надо. Выразителен эффект, оказанный сценой на роженицу.
Дейемон — старый-добрый принц-кутила!
Похрустывают старые косточки времён третьей-пятой серии. Всё как надо: эмоций круглый диапазон, и каждая — с огоньком. Отыгран традиционно твёрдо... только голос у Мэтта снова писклявый.
Рейенис, в кои-то веки, мне понравилась. Она выглядит уместно, характерно и рассудительно. Их с Корлисом диалог не кажется натянутым, всё выглядит закономерно, и по итогу этой и прошлой серии (хоть там это было достигнуто и не без прискорбных сценарных упущений) можно смело говорить, что в сцене из следующего сезона, если вы понимаете о чём я, Почти-Королева отнюдь не внезапно и неорганично полетит делать своё дело. Не могу также не отметить, что Ив Бест выглядит красиво, когда улыбается — упивался их с Рейенирой гляделками в сцене с выходом Корлиса. Сам Корлис похож на себя из прошлых серий, ничем не смутил, но и не восхитил, хотя на то был расчет, насколько я понимаю. Радует, кстати, что, когда сериал вводит отплытия от канона, он учитывает многие последствия этому, и здесь, по реакции Рейенис с Корлисом (которая за две серии не стёрлась у принцессы из памяти, благо) на «смерть» Лейенора, это заметно.
Отто качественен, однако сцена с ним разительно отличается от прошлой на мосту (параллель, особенно в сочетанием с другой отсылкой к прошлому — со страницей, сильна). Если во второй серии я восхищался гиперреалистичным туманным визуалом, то тут — позор какой-то, всю сцену косился на экраны, которые видно. Драконий Камень под странным углом, где-то за Отто виден плинтус телевизора, где кончается декорация и начинается рисовка.
Даже Сиракс выглядит оттого странно, хотя нарисована на уровне.
Люцерис хороший, на такое я и рассчитывал. Очень правильно ему уделили больше времени в этом эпизоде. Скромное нежелание наследовать Дрифтмарк закономерно из седьмой серии. Джейс, наоборот, по-новому хорош как глашатай материнской воли и, однако же, очень странно-непонятно кричит на брата на тренировке.
Может, я один такой, что не понял, к чему этот выброс был?
Эйемонд продолжает быть Дейемоном 2.0. Сапфир смотрится на удивление натурально. Да и в целом за внешний вид персонажа в этом сезоне склоняюсь перед тем, кто был за него ответственен — хотелось бы только взглянуть на Эйемонда с новеньким головным убором.
Сериал талдычит, что тот ему подошёл бы. (Не понимаю отзывов, в которых сокрушаются на то отхождение от книг — что так, что так, по-своему красиво. Только в книге было однобоко, а здесь поэтично и при этом именно с точки зрения представленного нам персонажа Эйемонда — да, чуть не в такт).
Штормовой Предел выглядит древне и могуче, но не так крепко, как я себе представлял (правда, со стороны суши, когда Арракс облетает его к самому двору, уже меньше походит на хлипкое Орлиное Гнездо).
Итого: серия хорошая, содержит множество сильных моментов и восхитительных отыгрышей. Тем не менее оценку я поставил 9/10, и сразу по нескольким причинам: по-первых, структура её — слегка непривычной формы; во-вторых, мне недостало душещипательной конфронтации, как в седьмом и восьмом эпизодах (у сцены в Штормовом Пределе функция иная); в-третьих, хотя это, наверное, и не самая рациональная из придирок, чувство послевкусия мне не так понравилось, как я надеялся. Я уже слишком истощён, чтобы ждать второй сезон в ближайший месяцок (а ведь если начать ждать — это аж два года мучиться!).