Был спор про мораль Дени и возникла мысль почему же её так не любят. Имхо, но виной может быть не только её противопоставление вестероссцам, но и то что она не вписывается в общепринятую черно-белую мораль. Для более расширенного понимания назову это кантианской моралью - действовать нравственно, а не по настроению или по догмам. Тоесть руководствоваться разумом и долгом, а не ситуацией и эмоциями. Кантианская этика во многом сформировала современную поп-культуру и тогда критика Дейенерис, которая руководствуется своими желаниями и ситуацией, становится понятнее. Главным врагом кантианства является утилитаризм, который говорит что нужно руководствоваться сиюминутной выгодой и плевать на нравственность и долг. В ПЛиО это выражено в любви к персонажам циникам, которые творят всякие беззакония. Но и сюда Дени не вписывается из-за своего альтруизма и роли настроения. Таким образом она получает критику с обеих сторон. Для одних она слишком аморальна, для других слишком тупа.
Чтобы кратко пройтись по поступкам Дейенерис. Самым спорным.
1. Дейенерис не спасла Визериса. Она поступила не нравственно. Эта критика достаточно слаба, но временами появляется.
2. Дейенерис сожгла мейегу. Эта критика также не очень проявляется, но на подсознании есть идея, что хорошие персонажи мейег не сжигают. Этот поступок весьма утилитаристичен и при этом продиктован эмоциями, поэтому те кто мыслит цинично отбрасывают продуманность действий Дени и говорят что "Дени просто повезло". Часто еще есть рассуждения о великом подвиге мейеги, ведь мейега как раз прекрасно вписывается в черно-белую мораль и исполняла свой долг.
Происходит даже определенная героизация персонажа.
3. Дейенерис устроила бойню в Астапоре и кинула работорговцев. Тоже самое, что и с мейегой. Типичный почерк Дейенерис. Выгода+эмоции. Так как признать разумность этого поступка утилитаристам тяжело, то говорят о том что рабовладельцы тупые. Про то как горит от этого поступка любителей черно-белого и говорить нечего. Как вариант рабовладельцев можно нарисовать исчадиями ада, а Дени борцуньей против этого зла.
4. Дейенерис освободила рабов. Презрение от циников(какая же она дура), недоумение от моралистов(разве в этом её долг?). Разумность поступка оспаривается всеми.
5. Дейенерис распяла рабовладельцев. Продолжение предыдущего пункта. Плюс добавляем жестокость, которая выглядит абсолютно не нравственно. Выгод тоже не видно.
Можно взять еще множество других её поступков поменьше, но там всё тоже самое. Отдельно стоит её любовь к Даарио, но, имхо, она скорее является громоотводом, а не реальной причиной возмущения персонажем. Собственно всё вышеописанное как раз и приводит к тому, что Дейенерис не оценивают по достоинству. Ни её интеллект, ни её моральность. Конечно, есть определенная проблема с тем, что она персонаж женского пола и благополучно рушит множество стереотипов, но, имхо, дело не только в этом. Если взять шкалу разум-эмоции как противопоставление, то эмоциональность Дейенерис лишает её права на ум и на нравственность. Если взять шкалу альтруизм-выгода, то альтруизм Дейенерис лишает её права на ум и на уважение.
Отмечу, что именно наличие бури эмоций и альтруизма делает Дейенерис знаковым и определяющим персонажем для Мартина. Как мы знаем Мартин является романтиком, а романтизм появился в свое время как раз как реакция на удушающее воспевание холодного разума и расчета. С другой стороны, Мартин задумал и написал свое ПЛиО на границах 20 и 21 века, когда идеи триумфа разума и презрения к альтруизму подверглись ревизии историей и наукой. Оказалось, что альтруизм может быть весьма полезен, а разум в действительности не противопоставляется эмоциям.