Дорога короля
Сборник в серии "Меч и магия", посвящённый Толкину. Правда многие рассказы не понятно какое отношение имеют к Толкину, да и вообще фэнтези.
Стивен Дональдсон «Рив Справедливый»
Произведение очень походит на готичесские рассказы. Тот же свойственный подробный пересказ всей завязки. Для многих читателей подобное будет скучно. Порой очень легко потерять суть.
Автор рассказывает про деревенского дурочка Джиллета, влюблённого в молодую вдову Гюшетт. И стремящийся её завоевать. И не он один, в деревне многие на неё глаз положили. Из-за красоты вдовы и наследства мужа. Не обходится без всяких любовных зелий.
Джиллет тоже готов обратиться к алхимику, даже согласен заплатить непомерную сумму. Хотя не удивительно, просто он недалёкий. Вот только алхимик шарлатан, продавший зелье уже многим желающим руки вдовы. Жадность не позволяет ему отказаться от денег Джиллета, и он дарит ему амулет. Заодно советует называться родственником Рива Справедливого. О нём позже отдельно.
О чём не знает Джиллет, так это то, что вдова Гюшетт со своим имуществом оказалась в руках Кельвина Дивеспулаты. Злого и властного человека, довольно шаблонного злодея. Он не остановится ни перед чем ради своих целей. И надо отдать должное, готов бороться с Ривом Справедливым.
Рив является нестандартным борцом за справедливость. И у людей он скорее внушает страх. К нему вряд ли кто захочет обращаться за помощью. Не известно чем она обернётся. У Рива своё понятие справедливости. Он подталкивает людей помогать себе самим. Рив не проявляет жалости ни к кому, выступая в роли беспристрастного судьи. Задавая вопрос: «почему ты не помог себе сам». Рив не даст спрятаться никому за самообманом.
Рассказ не раскрывает личность Рива. Это не простой человек, скорее некая мистическая сила. Может это своеобразный мессия. Какими-то сверхъестественными силами точно обладает.
Концовка вполне логичная и правдоподобная. И, опять же, преподана в духе готических рассказов.
Терри Пратчетт «Мост троллей»
До этого рассказа я Пратчетта не читал. Как я понял, Коэн-варвар это один из героев Плоского мира. Чувствуется намёк на говардского Конана. Только Коэн видится скорее рыцарем на пенсии, а не варваром-авантюристом.
Суть произведение простая. Решил Коэн-варвар напоследок победить тролля. И поехал на коне к мосту. Конь оказался ещё говорящий. Эдакий циник, иронизирующий о геройстве. Можно подумать, что с этого коня списан тот, который присутствует в мультике «Алёша Попович и Тугарин Змей». Если не знать осла из «Шрека».
В лице тролля Коэн-варвар находит родственную душу. И начинается разговор стариков в духе, что трава раньше была зеленее. Идея в фэнтези не нова, многие авторы к ней обращались. Пратчетт преподаёт её в виде сатиры. Рассказ понравится тем, кому нравится подобное направление. Кто-то может даже взгрустнуть. Мне судить трудно, я не любитель фэнтези-пародий.
Роберт Сильверберг «Долгое бодрствование в храме»
Удивился, удивил этот рассказ в сборнике фэнтези. Это ведь чистая фантастика и постапокалипсис. Идея тоже не нова. С религиозной сказки срывается покров.
Люди верят, что три пришельца помогли людям справиться с хаосом. Затем улетели обратно, обещав вернуться. На этом основана вера.
Но на самом деле пришельцы не улетели. Люди их убили. И Хранитель в храме обнаруживает их останки. В его веру и так закрались сомнения. А это было последним ударом. И встаёт выбор, что лучше? Сказать правду или рискнуть привнести в общество хаос. Хранитель выбирает последнее, хотя обычно в таких историях многие предпочитают первое. Это единственное, что выделяет рассказ.
Элизабет Энн Скарборо «Дракон из Толлина»
Королева посылает сильва, чтобы узнать о беде, постигшей королевство Бельгарден. Когда-то процветающее, благодаря дракону. Но из-за него и погибшее.
Дракон оставил потомство. И сильф в итоге решил его сохранить. Не смотря на то, что узнал правду. Будут ли учтены ошибки Бельгардена, остаётся за кадром. Остаётся только задуматься.
Пол Андерсон, Карен Андерсона «Вера»
По сути сказка, пусть и немного жутковатая. Есть злые монстры, гоблины. Скорее больше похожие на оригинальных. Имеющие потустороннюю природу.
Люди не могут противостоять гоблинам, на них не действует оружие. Их замок тоже неприступен.
Но становится понятно, чем всё закончено, когда показывают что внутри замка гоблинов. Дети являются слугами, а когда вырастут — едой. Будет обозначен главный персонаж, которому предстоит выбраться из замка. И показать тайную тропу другим.
Не смотря на банальность, рассказ читается интересно.
Джон Баннер «Время украшать колодцы»
В произведении нет ничего фантастического или фэнтезийного. Нет никакой мистики, хотя атмосфера присутствует. Больше напоминает готический рассказ. Так что удивительно видеть рассказ в сборнике фэнтези.
Эрнест Пик не может оправиться после Первой Мировой войны. Потерял веру в Бога, что является одной из причин конфликта с тётей. Строгой и чересчур набожной, непримиримой к грехам других. И её суровость часто противоречит христианскому милосердию. Тётка Пика готова выселить из дому вдову с детьми из за любовной связи.
Эрнест соглашается помочь местным жителям в празднике колодцев. Который носит языческие корни. Местный священник не против, даже высшее духовенство одобряет. Только тёте Эрнеста это не даёт покоя, но в итоге её вредность обернётся ей на вред.
Патриция Маккиллип «Братство дракона»
Перевод названия конечно верный. Но тут скорее не братство, а сестринство. Действующие лица — женщины воительницы на службе королевы. Понятно что тут есть влияние феминизма. Правда тут воительницы не сокрушают врагов.
Королева посылает героинь найти своего любовника менестреля. Который оказался в плену у дракона. Который живёт в землях, пользующихся зловещей репутацией. И не даром. Там главная героиня теряет одну спутницу за другой. Схема тут простая.
Концовка интересная, но недосказанная. Создаётся ощущение, что это только начало истории.
Гарри Тарлдав «Подсадная утка»
К варварам халогам пребывают проповедники из Видесса. Они собираются обратить как можно больше людей в веру богу Фосу. Среди проповедников есть соплеменник халогов. Чья вера в бога солнца сильнее, чем у остальных проповедников. Потому в нём вождь халогов видит наибольшую угрозу.
Обращение в веру Фоса грозит северянам зависимостью от императора Видесса. И проповедников терпеть долго не станут. Тем более, когда их проповеди имеют успех среди халогов.
Рассказ хорош, он может заинтересовать читателя всем «Видесским циклом».
Андрэ Нортон «Девять золотых нитей»
Рассказ похож на пролог к роману. Но не написанный, что и хорошо. Остальная история — победа борьбы добра со злом. И окончательная победа над последним. История одна из многих. Так что то, с чего всё началось наиболее интересно.
Таинственная женщина Леда ищет девятерых детей, желая связать нити их жизней воедино. Находит она их в разрушенной крепости, где они прячутся от демонов. Леде предстоит защитить их, прежде чем они пойдут своим назначением.
Автор пишет в своём стиле. Не скажу что являюсь большим поклонником, но и плохого не скажу. Это лучше многого другого.
Чарльз де Линт «Чародей»
Сказочная история об уходящей из нашего мира магии. Но написанная в оптимистическом плане.
Волшебник Джон Уиндл встречает молодую поэтессу Венди Сент-Джейм. И делится ей историей о срубленном древе сказок. Но у него остался росток.
Деннис Маккирнан «Дом гоблинов»
Практически сказочное приключение с персонажами из мифологии. Феи, лепрекон, гном, пикси, брауни. Разумеется гоблины, владеющие гостиницей. Которая и называется «Дом гоблинов».
Гостиница произвольно перемещается, даже между измерениями. Никогда не скажешь, где она окажется снова. Это причина того, что герои оказываются в неприятных ситуациях. Из которых приходится выпутываться.
Эмма Булл «Серебро или золото?»
Атмосферная сказка, но всё равно сказка. Со счастливым концом со свадьбой. Очень Юная Луна отправилась искать свою наставницу, Старую Сову. Та отправилась искать принца и не вернулась. Чем закончится, можно догадаться.
Карен Хабер «Вопреки всему»
Волшебник Нестор вынужден взять в ученицы девочку. Что нарушает традиции среди волшебников. Но в итоге история не о том, как девушка доказала, что может владеть магией не хуже мужчин. Не без этого, конечно, но как-то на заднем плане.
Концовка одновременно грустная и милая. Может изначально и не очевидная. Но её можно предположить как раз ближе к финалу. Для рассказа вполне неплохо.
Питер С. Бигл «Нагиня»
Стилизация под исторический источник, якобы написанный Гаем Плинием Секундом. В рассуждениях о гидрах есть что-то похожее на римские документы. А вот когда дело доходит до любовной истории между нагиней и индийским царём, то больше похоже на восточную сказку.
Майк Резник «Бунт фей драже»
Небольшой комедийный рассказ в сказочном духе. Феи драже пребывают в наш мир, чтобы отомстить Диснею, Чайковскому и Баланчину за искажение образа фей. Но столкнулись с проблемой: прилипли к полу из-за разлитой колы в доме Артура Грамма. От него и узнают, что все виновники давно мертвы. Но от мести людям не отказываются. Но проблема с липким полом остаётся.
Джейн Йолен «Снежный король»
Концепция достижения мечты путём смерти не нова в литературе. У Герберта Уэлса, например, есть подобный рассказ. Правда антураж другой.
Герой рассказа мальчик интроверт. Не проявляющий чувств к другим, так что может вызвать антипатию у читателя. Он грезит найти подобных себе, снежных людей. Которые комфортно чувствуют себя зимой.
Бари Молзберг «Сумерки богов»
Рассказ близкий к Толкину. Есть волшебник к которому приходят различные искатели кольца. Надеясь, что это устранит хаос, возникший после его пропажи. Но он всех отсылает обратно, говоря что ничем не может помочь. Хотя на самом деле лелеет свои планы.
Грегори Бенфорд «Вниз по реке»
Сюжет рассказа прост. Мальчик пускается в опасное путешествие чтобы найти своего отца. Руководит им чувство мести, за то что тот бросил семью в горящем доме. Развязка так же будет простой.
Но сюжет тут и не важен. Он всего лишь средство описать постапокалиптический фантасмагорический мир. Странный и даже жуткий. С непредсказуемой рекой времени, в которой присутствуют ртутные течения. Которые опасны сами по себе, а ещё в них водятся жуткие создания.
Ещё здесь используют зомби, как рабочую силу для чёрной работы. Вспоминается «Человек с мясной фабрики» Джорджа Мартина. Там тоже использовали мертвецов. Только у Бенфорда их не используют для некрофилии.
Кроме того, у Мартина его мир служит лишь декорацией раскрытия душевных переживаний героя. Которые можно было вполне показать и в обычном мире. Бенфорд же как раз хочет преподнести свою вселенную. И не старается сделать интересный сюжет, хотя он гармонично вписывается в историю.
Джудит Тарр «Смерть и прекрасная дама»
Женский рассказ, возможно с толикой феминизма. В селении, где остались практически одни женщины, появляется беременная незнакомка. Которая бежит от брата своего покойного любовника. Тот обладает властью. Так что селянам может несдобровать.
Рядом находится загадочный лес. Из которого и пришла незнакомка, но вернуться туда не может. Она не из человеческой расы, что и является причиной преследования. Женщинам придётся полагаться на хитрость.