Гагарион
Знаменосец
Раз уж помянули тематические сборники, отпишусь о своих впечатлениях от "Настоящей фантастики 2014". Этот сборник я читал довольно неспешно - получив его в мае, последний рассказ добил вчера. Дело не в том, что он трудночитабельный (отнюдь) а скорее в том, что он в бумаге, а читаю я почти исключительно в транспорте, что с бумажной книгой не всегда удобно. Отпишусь о произведшем наибольшее впечатление.
Начну как ни странно с литературоведческой статьи Г. Л. Олди "Про нас про всех - какие, к черту, волки?!"
Из разделов сборника наиболее интересным для меня было "альтернативное литературоведение". В этом разделе собраны рассказы в довольно забавном жанре "рецензия на несуществующую книгу или несушествующий фильм". Было интересно как в подобном формате можно создать такую вещь, чтобы мне, простому читателю, к термину "постмодернизм" относящемуся с легким опасением, было интересно это читать.
Другие зацепившие вещи
Из занятных тенденций - в четырех рассказах так или иначе авторы обращаются к личности Михаила Афанасьевича Булгакова. При этом в двух рассказах мне увиделись шпильки в адрес первой жены писателя Татьяны Лаппы - мол, была она дамой приземленной и литературных штудий мужа не одобряла. Я конечно не булгаковед, но в моем восприятии Лаппа в наименьшей степени заслуживает упреков - она была с мужем на фронтах первой мировой и гражданской, она не оставила его, когда он был полубезумным, непонятно на что готовым морфинистом, и помогла избавится от наркотической зависимости. А вот он с ней развелся из довольно неопределенных соображений (чуть ли не на уровне "она была недостаточно богемной для жены писателя"), хотя потом, умирая, звал именно ее.
Начну как ни странно с литературоведческой статьи Г. Л. Олди "Про нас про всех - какие, к черту, волки?!"
Авторы анализируют тенденции на книжном рынке последних лет: с одной стороны в фаворе темное фентези по типу Мартина, с другой стороны падает интерес к традиционному хоррору по типу Кинга. Тексты первой и второй группы разбираются на предмет "словесных маркеров" - образов в тексте, которые могут подсознательно повлиять на читательское восприятие. Во второй группе обычно в наличии маркеры, которые заставляют читателя ассоциировать происходящее со своей собственной жизнью. Например, люди со вспоротым брюхом описываются так, что читатель вспоминает как он потрошил птицу. А вот в темной фентези маркеры натурализма как правило довольно абстрактные. Например, Олди посчитали, сколько раз в ТсД употребляются слова "вонь", "воняет" и, естественно, "Вонючка" и получили весьма большие цифры. При этом они напоминают, что для современного читателя вонь в общем-то нечастый спутник - он живет в мире приятных ароматов благодаря вентиляции и освежителям воздуха. Возможно, примеры, приводимые авторами, не всегда бесспорны и очевидны, но общий вывод ясен - нынешний читатель склонен читать о жести, но о такой жести, которая к его, читателя, жизни не имеет отношения. В глобальном плане - если раньше массовый читатель мечтал читать "про себя" ("Понедельник..." Стругацких стал культовым не потому, что это повесть о магах, а потому, что это повесть о советских научных сотрудниках), то теперь он хочет читать про нечто от себя далекое. С выводами можно не соглашаться, но наблюдения интересные.
Как я понял самый простой вариант - просто изложить сюжет некоего гипотетического произведения, снабдив его антуражными заметками так, чтобы это выглядело рецензией. Таким путем пошли
Борис Георгиев и Валентин Ключко "Закат в багровых тонах" и Сергей Чебаненко "Над Саракшем звездное небо". В принципе и то и то вышло вполне читабельно. На втором рассказе остановлюсь отдельно - как следует из названия это нечто вроде фанфика по Стругацким. Мне повезло: их околостругацких вещей я читал чрезвычайно качественные "Операцию-вирус" Верова и "Возлюби дальнего" Савеличева. Обе эти повести заставляют реально поверить, что АБС могли их написать. Тут такого ощущения недовозникает к сожалению - и на этом фоне изрядно раздражающими выглядят авторские комплименты несуществующей повести.
Андрей Федоров "Страшный грех Джеффри Мастера" Тут действительно получилась рецензия - то есть как бы анализ несуществующего фильма, при этом сам по себе являющийся вполне себе рассказом. Да только наполнение у рассказика вышло как по мне не соишком интересное, а главное - совершенно нефантастическое.
Павел Шейнин "40 000 смертей бортпроводника Живова". Тоже по сути рассказ первого типа, но уж больно занятное произведение он описывает. Произвел впечатление чуть ли не больше всех других рассказов сборника.
Алекс Бор "Главное - успеть оглянуться". По сути не рецензия, но биография, а тут уже совсем иной колленкор. В принципе читабельно.
Станислав Бескаравайный "Гутенбергские пророки". Рассказ наиболее далекий от формата, но уж больно интересный. Это не рецензия, а скорее рассуждение на следующую тему: какой была бы история мира, если бы возможность заглядывать в будущее была бы объективной реальностью.
Майк Гелприн "Все в твоих руках". Вполне себе форматно. Конечно, идея применения ИИ для сочинения успешных романов не нова, она встречается еще у автора пушкинской поры Булгарина, но все равно рассказ вышел забавный.
Борис Георгиев и Валентин Ключко "Закат в багровых тонах" и Сергей Чебаненко "Над Саракшем звездное небо". В принципе и то и то вышло вполне читабельно. На втором рассказе остановлюсь отдельно - как следует из названия это нечто вроде фанфика по Стругацким. Мне повезло: их околостругацких вещей я читал чрезвычайно качественные "Операцию-вирус" Верова и "Возлюби дальнего" Савеличева. Обе эти повести заставляют реально поверить, что АБС могли их написать. Тут такого ощущения недовозникает к сожалению - и на этом фоне изрядно раздражающими выглядят авторские комплименты несуществующей повести.
Андрей Федоров "Страшный грех Джеффри Мастера" Тут действительно получилась рецензия - то есть как бы анализ несуществующего фильма, при этом сам по себе являющийся вполне себе рассказом. Да только наполнение у рассказика вышло как по мне не соишком интересное, а главное - совершенно нефантастическое.
Павел Шейнин "40 000 смертей бортпроводника Живова". Тоже по сути рассказ первого типа, но уж больно занятное произведение он описывает. Произвел впечатление чуть ли не больше всех других рассказов сборника.
Алекс Бор "Главное - успеть оглянуться". По сути не рецензия, но биография, а тут уже совсем иной колленкор. В принципе читабельно.
Станислав Бескаравайный "Гутенбергские пророки". Рассказ наиболее далекий от формата, но уж больно интересный. Это не рецензия, а скорее рассуждение на следующую тему: какой была бы история мира, если бы возможность заглядывать в будущее была бы объективной реальностью.
Майк Гелприн "Все в твоих руках". Вполне себе форматно. Конечно, идея применения ИИ для сочинения успешных романов не нова, она встречается еще у автора пушкинской поры Булгарина, но все равно рассказ вышел забавный.
Другие зацепившие вещи
Елена Первушина "Двойное убийство в утопии" Крепкая НФ повесть за будущее на колонизированных экзопланетах. Понравилась не столько даже фантастическая составляющая, сколько бытовая и виньетки типа"он ухитрился жениться на немке, но остаться русским евреем"
Майк Гелприн "Вериль". Двое космолетчиков, отправляясь на два года в рейс, решили, чтоб не свихнуться от недотраха, купить на отсталой планете наложниц. Однако оказалось, что инопланетная любовь - это совсем не то, что земная, она одновременно сильнее и страшнее. Рассказ очень такой олдскульный, от него так и веет духом Шекли (собственно Гелприн - это и есть аналог Шекли среди современных русскоязычных фантастов). Забавный момент - и в этом рассказе и в вышеописанной повести присутствует сцена с просмотром порнофильмов с чисто техническими целями: у Первушиной их смотрят, пытаясь понять пристрастия возможного маньяка, у Гелприна - дают их инопланетянкам, чтоб те просвещались, на тему чего хозяева от них хотят.
Александр Милютин "Эпитафия online". Довольно депрессивная история о том, как умершие вышли на контакт с живыми через социальные сети.
Елена Клещенко "Маленький кусочек меня". Забавный рассказец о продаже своих генов корпорациям.
Алекс Бор "Заговоренный". Интересная гипотеза о том, что Фиделю Кастро помогла прийти к успеху магия вуду.
Александр Лайк "Весна в столице". Орка, эльфа и гнома (они так прямо не названы, но все и так понятно) примирил статус "понаехавших", который они обрели, попав в Москву. Рассказ с легким флером подмораторности, но вполне читабельный.
Ярослав Веров "Пираты" XX века". Пираты - в смысле которые книги свободно распространяют. Рассказ о том, чем занимался Михаил Афанасьевич из "Хромой судьбы" в свободное время от экспериментов над писателями. А занимался он экспериментами над читателями. Как поведут себя советские библиофилы, если им вдруг начнут свободно выдавать любую книгу, какую они захотят. Ну как свободно - бессмертную душу отдать надо. Автор жонглирует аллюзиями и психологическими особенностями советских интеллигентов, получилось весьма притягательно.
Майк Гелприн "Вериль". Двое космолетчиков, отправляясь на два года в рейс, решили, чтоб не свихнуться от недотраха, купить на отсталой планете наложниц. Однако оказалось, что инопланетная любовь - это совсем не то, что земная, она одновременно сильнее и страшнее. Рассказ очень такой олдскульный, от него так и веет духом Шекли (собственно Гелприн - это и есть аналог Шекли среди современных русскоязычных фантастов). Забавный момент - и в этом рассказе и в вышеописанной повести присутствует сцена с просмотром порнофильмов с чисто техническими целями: у Первушиной их смотрят, пытаясь понять пристрастия возможного маньяка, у Гелприна - дают их инопланетянкам, чтоб те просвещались, на тему чего хозяева от них хотят.
Александр Милютин "Эпитафия online". Довольно депрессивная история о том, как умершие вышли на контакт с живыми через социальные сети.
Елена Клещенко "Маленький кусочек меня". Забавный рассказец о продаже своих генов корпорациям.
Алекс Бор "Заговоренный". Интересная гипотеза о том, что Фиделю Кастро помогла прийти к успеху магия вуду.
Александр Лайк "Весна в столице". Орка, эльфа и гнома (они так прямо не названы, но все и так понятно) примирил статус "понаехавших", который они обрели, попав в Москву. Рассказ с легким флером подмораторности, но вполне читабельный.
Ярослав Веров "Пираты" XX века". Пираты - в смысле которые книги свободно распространяют. Рассказ о том, чем занимался Михаил Афанасьевич из "Хромой судьбы" в свободное время от экспериментов над писателями. А занимался он экспериментами над читателями. Как поведут себя советские библиофилы, если им вдруг начнут свободно выдавать любую книгу, какую они захотят. Ну как свободно - бессмертную душу отдать надо. Автор жонглирует аллюзиями и психологическими особенностями советских интеллигентов, получилось весьма притягательно.
Из занятных тенденций - в четырех рассказах так или иначе авторы обращаются к личности Михаила Афанасьевича Булгакова. При этом в двух рассказах мне увиделись шпильки в адрес первой жены писателя Татьяны Лаппы - мол, была она дамой приземленной и литературных штудий мужа не одобряла. Я конечно не булгаковед, но в моем восприятии Лаппа в наименьшей степени заслуживает упреков - она была с мужем на фронтах первой мировой и гражданской, она не оставила его, когда он был полубезумным, непонятно на что готовым морфинистом, и помогла избавится от наркотической зависимости. А вот он с ней развелся из довольно неопределенных соображений (чуть ли не на уровне "она была недостаточно богемной для жены писателя"), хотя потом, умирая, звал именно ее.