Вы правда думаете, что я с этой картиной мира (христианской, а шире - общей для всех религий откровения и неоплатонической философии, христиане велосипед на самом деле не изобретали, только переделали "ниспадение в материю" на "грехопадение") именно
не знаком, а не нахожу её манипулятивной? А что она манипулятивная, интуитивно не то что атеисты, а даже некоторые адепты религий откровения понимали - правда, обычно через колотушки (см. ниже про Иова). Льюис, например, после смерти жены, даже занятное сочинение на эту тему написал.
Зло создал Адам, отвернувшись от Бога.
То есть всеблагой Бог создал такие замечательные законы, что неповиновение ему по любому вопросу автоматически мало того что всех потомков Адама и Евы делает смертными (это ещё ничего, во времена появления концепции "грехопадения" коллективная ответственность была нормой, хотя уже во времена пророков находились люди, смотревшие на эту "норму" критически - "сын не понесет вины отца" и пр.), а всю Вселенную превращает в гигантский Освенцим, где царствует закон тления и жизнь одних обеспечивается смертью и разложением других (это я даже не касаюсь тем типа адских мук). Всё же десадовская пародия про "Высшее Существо, отца порока" в этом плане удивительно точна.
Ну собственно нарисованный там персонаж это и есть такое вот "Высшее Существо" с аргументами "а хуле ты мне сделаешь?" и "а ты, собственно, кто такой?" наперевес. ЕМНИП даже некоторые иудейские и христианские авторитеты из-за этого сие сочинение не любили, ибо очень уж Яхве там вышел колоритный. Собственно, библеист Рижский (слышали о таком?) даже подозревает, что исходно книга Иова была, кхм, скептическим по отношению к мэйнстримному яхвизму текстом, подобным аналогичным вавилонским и египетским "анти-теодицеям".
Зло творит человек, пренебрегая Богом
Ну вот такой замечательный у нас Творец, что стоило ему сотворить человека, как он сам испортился, не без участия жены, созданной ему в помощники (над этим ещё Юлиан насмехался), и испортил созданный им мир, так что в итоге, выражаясь словами Папы Римского Иннокентия III,
"созданный из земли, зачатый в грехе, рожденный для наказаний, человек делает дурное – то, что непозволительно и позорно, то, что не должно и бесполезно, то, что не нужно". И величайшей из ангелов, сотворенных Творцом, тоже испортился, испортил треть остальных ангелов и айда мир портить. Какой-то криворукий Творец, получается, прям в соответствии с гностицизмом? Ну да я помню, что всё дело в свободе воли, все эти ангелы и люди просто неправильно ей распорядились. Создать законы мира такими, чтобы свобода воли не противоречила неизменному выбору добра (вы, конечно, можете сказать, что это "нелогично", но нелогично это лишь в
нашем мире с
нашими законами), Бог, видимо, не может, такой он вот всемогущий, но не всемогущий. Ей-богу, позиция Оккама, прямо заявлявшего, что Господ наш
Ньярлатотеп Яхве не связан никакими нравственными обязательствами, несравненно честнее и последовательнее. Её, впрочем, в прямом виде мало кто из верующих воспроизводит, предпочитает к "свободе воли" как к последнему прибежищу теодицеи прибегать. Это, несомненно, очень благоразумно с их стороны.
Человек, конечно же, наделен свободной волей. Смысл в том, чтобы он сам, собственной свободной волей выбрал Бога, выбрал его любовь, отвергнув самость.
Это, кстати, рисует Яхве (впрочем, другие божества религий откровения принципиально не отличаются) как существо, мягко говоря, с проблемами - "ты ДОЛЖЕН менять полюбить, но ты должен полюбить меня ДОБРОВОЛЬНО". Если весь смысл свободной воли - в том, чтобы произнести сакральную формулу
"ты - Единый Великий, и мы твои", если идеальное состояние - это когда, выражясь словами апостола Павла, "не я живу, а Христос живет во мне", то нафига эта свобода, простите, нужна? Ах да, как же я забыл - чтобы проблему теодицею разрешить!
Чем дольше человек находится в миру, не предпринимая попыток вернуться к Первоисточнику, чем дальше он от Абсолюта, тем меньше в его жизни радостей и больше пустоты и страданий.
Без обид, но мне вся эта неоплатоническая софистика про "удаление от Первоисточника", спираченная христианами, напоминает незабвенное:
"Глупцы! - сказал он. - Это был Голос Тьмы. Она хочет, чтобы вы отошли от меня, ибо Она жаждет поглотить вас". В общем - "не будете слушаться, вас будут черти мучить", да-с. Ну вот Иова уже при жизни главчерт с санкции Яхве мучил, и что? Содержательный разбор философской составляющей этого посыла можете почитать, например, вот здесь -
https://error-lapsus.livejournal.com/586307.html .
Таким образом прежде всего степень удаленности от Бога определяет количества зла, а не личные ощущения, подверженные деформации. Обман чувств. Хотя это примерно одно и тоже. Чем дальше от
Бога, тем больше пустоты, тем более бессмысленной кажется человеческая жизнь, тем меньше радостей, тем больше зла.
Вот это, кстати, главный баг апологетики с содержательной стороны (хотя аудитория, рахумеется, сплошь и рядом не видит противоречия) - одними и теми же губами "земные страдания, физические и душевные, это ничто, главное это спасение души" и одновременно "если Бога нет, то
какой же я штабс-капитан всё позволено, нет счастья, нет смысла быть нравственным" Это как в книге Иова - посыл "всё мирское тлен и вообще кто ты такой, чтобы требовать от Бога справедливости" сочетается с концовкой, где к Иову вернулось богатство и он снова обзавелся женой и потомством. Если бы он там так и помер на гноище, то посыл оставался бы столь же людоедским, но хотя бы более последовательным. А так если перейти из сферы лозунгов в сферу фактов, то тезис "верующие счастливее атеистов" вызывает у меня сомнения уже по той причине, что, скажем, многие люди Средневековья или Ренессанса (когда верующих было несравненно больше) не производят впечатления не то что счастливых, а даже до конца душевно здоровых. При том, что людей, вызывающие симпатию своей убежденностью, тогда было поболе, чем, например, сейчас. Опять же, ваш аргумент, что религия наполняет жизнь осмысленностью и делает её радостней, небезупречен сам по себе. Почему вы считаете, что у жизни есть цель - и, главное, откуда вы знаете, что эта цель вам понравится? Почему вы считаете, что истина о мире должна приносить радость?