На данный момент Джордж Мартин — мой самый любимый писатель.

Не то, чтобы других «любимых» я читаю с меньшим интересом, просто книги цикла «Песнь льда и пламени» особенно сильно будят мое воображение, оставаясь со мной и после прочтения, заставляя анализировать сюжет, прослеживать его линии, строить предположения и с каждым новым прочтением все сильнее и сильнее восхищаться мастерством автора.

Уже достаточно давно я поняла, что век рыцарей и прекрасных дам, воспетый поэзией трубадуров, существует только в мире литературы. На самом деле Средневековье – эпоха достаточно мрачная и суровая, очень-очень жестокая и…очень сильно идеализируемая. Ведь именно к Средневековью отсылают нас сюжеты многих сказок, а так же произведений в стиле фэнтези и фантастики. Из него приходят образы Благородных рыцарей и Прекрасных принцесс, Злобных колдунов и Добрых фей, Мудрых королей и Огнедышащих драконов, а также эльфов, гномов, троллей и прочей привлекательной нежити. Однако Средневековье не только время храбрых воинов в сверкающих доспехах, выигрывающих великие битвы, и благородных красавиц в роскошных нарядах, ожидающих своих героев в высоких башнях, но еще и время страшных эпидемий, невежества, религиозной диктатуры, голодных бунтов и многих других неприглядных событий. Пожалуй, впервые я об этом задумалась после прочтения «Трудно быть Богом» Стругацких, а теперь, у Мартина столкнулась с картиной, на мой взгляд, очень реалистично отображающей общество эпохи Феодальной раздробленности во всем его блеске и убогости, без лишних прикрас и без лишнего очернения. Там есть и рыцари, и дамы, и короли, и драконы, и турниры, и битвы, и даже Иные – но, пожалуй, не один персонаж нельзя назвать простым, однозначным, до конца понятным и предсказуемым. А так же, что очень важно, — добрым или злым, что очень сильно приближает их к реальным людям.

Мир, описываемый Мартином, просто огромен – одних только королевств в нем семь, а ведь ими география не ограничивается! И при этом он удивительно тесен, поскольку между персонажами существует великое множество связей – явных и тайных, обозначенных и предполагаемых, известных им самим и тех, о которых они даже не подозревают. И при этом практически не встречаются противоречия и нестыковки, хотя чуть ли не каждый персонаж, упомянутый автором, так или иначе принимает участие в развитии сюжета – уж если он где-то мелькает, то либо обязательно появится еще раз, либо читатель узнает о его роли в прошлом. Случайных персонажей практически нет!

Но больше всего меня привлекает тот способ, которым Мартин вводит читателя в курс дела. Повествование ведется «по спирали», когда по ходу сюжета читателю предлагаются не только вновь происходящие события, но и информация о прошлом Семи Королевств, причем с точки зрения различных героев, как принимавших в них участие, так и просто что-то где-то слышавших, уверенных в своей правоте и откровенно лгущих. То есть сюжет развивается в двух направлениях – и в будущее, и в прошлое. И по мере того, как в распоряжение читателя попадают все новые и новые факты, меняется его отношение к персонажам и происходящим событиям, часто – очень резко меняется, как с плюса на минус, так и наоборот. И когда возникает ощущение, что хоть в каком-то из поворотов сюжета все стало ясно и понятно, Мартин тут же доказывает, что все как раз наоборот. Читая эти книги просто невозможно заскучать!

 

Ales
Архивы Кубикуса
5.08.2003