Завершился австралийский конвент AussieCon 4, который в этом году заодно исполнял роль мирового конвента фантастики WorldCon.

У Мартина не было большой роли на этом конвенте, он использовался в числе прочих декораций для анонса ТВ-проекта HBO (причем не слишком удачно) и снова читал пролог из Танца. (После чего упомянул, что первой главой в книге будет глава Тириона, и поиздевался над слушателями, заявив, что она не очень интересная.)

Соответственно, рассказы посетителей — в основном о тусовках с Джорджем, о Kaffeeklatsches (посиделках за чашкой кофе). Главные темы — история экранизации Игры Престолов, его впечатление об актерах-детях, Танец с Драконами, возвращение к жанру НФ, фанфикшен и др. Часть новых вопросов об экранизации на сайте были опубликованы ранее.

В своем выступлении по экранизации «Игры престолов» Мартин собирался продемонстрировать кучу фактического материала — трейлер, промо-фотографии, кадры процесса съемок, но ответственные товарищи из HBO всё это запретили, включая демонстрацию собственных фотографий Джорджа со съемок в Марокко. Так что Мартину пришлось говорить о своем прошлом в кино и общих проблемах переноса книги на экран. Он рассказал хорошо известную историю о том, как у него все время получались слишком длинные и слишком насыщенные сценарии, которые шли под нож, и как он, насмотревшись на это безобразие, принципиально решил написать книгу, в которой будет вдоволь всего. («…Будут семьи с сотнями членов, а не с тремя.»)

Зато после взлета Игры престолов в список бестселлеров (и особенно после выхода следующих книг в серии — боже, благослови серии; да здравствуют Звездные войны и Властелин колец!) к книгам начал присматриваться Голливуд. Проблема, однако, заключалась в объеме произведений (одна Игра престолов размером с весь Властелин колец). В таких условиях предполагаемые решения были в духе «Нед — очевидно главный персонаж, давайте вырежем всех остальных» и «Дени вообще на другом континенте, ее можно выбросить смело». И тут нарисовались HBO с идеей сериала.

Общее впечатление от рассказа Джорджа — что экранизация в надежных руках и ее готовят тщательно, лажи не будет.

Джордж и Мелинда Снодграсс

Мартин в очередной раз восхитился детьми-актерами, в том числе Айзеком (Браном), который сигал по каменным стенам на страховке, не испытывая ни малейшего страха. Джордж очень трогательно добавил, что теперь, после знакомства с юными актерами, он хотел бы переписать первые книги, в которых на долю детей выпадает столько ужасов.

Мартин сам дважды заговаривал о Неназываемом, и у слушателей сложилось общее впечатление, что будущая книга — его первейший приоритет, даже если иногда кажется, что он ее совершенно забросил. В то же время, Джордж сказал, что по-прежнему не может оценить, когда он закончит Танец.

Будучи спрошен о возможности возвращения к миру «Тысячи миров» (цикл «чистой фантастики», включая, например, «Путешествия Тафа» и «Короли-пустынники»), Мартин ответил, что эти произведения он создавал почти 30 лет назад, сейчас он совершенно другой человек, так что такое возвращение было бы крайне затруднительно.

На вечеринке, устроенной Братством без знамен (официальная армия фанатов Мартина), проводилась лотерея, призом в которой стала специфически иллюстрированная книга Патрика Ротфусса [я так понимаю, что номерная и подписанная]. В процессе общения на вечеринке Мартину был задан вопрос: «Задумывался ли любовный треугольник Роберт-Лианна-Рейегар в качестве сюжетообразующего конфликта?» — и Джордж ответил, что нет. К сожалению, автор репортажа, воздав к тому моменту должное увеселительным напиткам Братства, не смог точно запомнить и воспроизвести целиком ответ Джорджа, так что нюансы формулировок, к которым Мартин был вынужден, по понятным причинам, прибегнуть в таком тонком вопросе, остались за кадром, а без них никакой новой информации мы, фактически, не получили.

Джордж с фанатами на вечеринке Братства

Был задан вопрос о технологии постройки Орлиного гнезда, и не использовалась ли при этом магия? Мартин ответил, что замок просто возводили очень долго, но никакой магии. (Заодно автор вопроса удостоилась утешительного объятия от Джорджа по случаю проигрыша в лотерее Братства.)

За кофе состоялось долгое обсуждение фан-фикшена. В числе прочего, Джордж заговорил о слеше. Нет, он не гомофоб, и в ПЛИО есть геи среди персонажей, но ему совершенно не хочется видеть, как люди превращают в геев подряд всех его героев — не больше, чем если, наоборот, его персонажам-геям меняют ориентацию на нормальную. В то же время, ролевые игры — это совсем другое. Вписывая свой голос в ход событий, ты как бы исследуешь, расширяешь мир. При этом даже если ради ролевой игры искажается канон (допустим, Королевство Севера продолжает существовать, чтобы можно было отыгрывать придворных Робба), такие изменения допустимы, когда они ведут к созданию новой сущности (книга → игра). Мартин не выглядел столь же возмущенным идеей перемены сюжетных линий, как это было в случае переделки персонажей.

На вопрос, не приходилось ли ему из-за жесткой позиции по отношению к фанфикам сталкиваться с армиями фанатов, отстаивающих свои права, Мартин ответил, что он ежедневно сталкивается с армиями фанатов, заявляющих свои права на получение Танца. И добавил про почтовую корреспонденцию, в которой изредка проскакивают крайне неприятные письма, обидные и отвратительные. Кроме того, есть еще необходимость модерировать ответы в блоге, причем не только из-за оскорбительных нападок на самого́ Джорджа, но и ввиду появления фанатов-защитников и неизбежного разрастания конфликта.

В то же время, приходит масса хороших писем, иногда его называют самым великим писателем после Толкиена, и это ужасно приятно — а кому не было бы? И вот он, на волне эйфории, садится на следующий день писать «самую великую сцену после Толкиена», а выходит полная хрень :о)

Мартин рассказал, что он получил удовольствие от турнира Сувуду. Вначале ему было все равно, но когда из всех его персонажей для сражений выбрали Джейме… («Там была куча супергероев со сверхспособностями, а я должен выставить против них воина без правой руки?!») К слову о Роберте Джордане (герою которого, Ранду ал’Тору, Джейме проиграл поединок на Сувуду): Мартин много раз встречался с ним на конвентах и они хорошо проводили время.

George and Michael Moynahan cut the Voyager 15 Birthday cake

Из серьезных писательских замечаний Мартин дал совет меньше рассказывать, а больше показывать. И добавил про невероятно частое использование глаз персонажей в качестве значимых элементов — в то же время, сам Джордж не может назвать цвет глаз никого из присутствующих сейчас за столом (и проводящих в беседе уже долгое время) и еще менее способен сказать, бегают ли у кого-то глаза.

***

В данный момент Джордж со статусом «истощен» отдыхает на острове Лизард, в гряде Большого Барьерного рифа. Об обстановке он скупо рапортует: «Мы на Острове ящеров. Тут ящеры». (Остров назван капитаном Куком в честь варанов, усеивавших берег во время его плавания.) По-видимому, описание конвента, данное самим Мартином и состоявшее из повторений слова drinking чуть менее чем на 50%, полностью реализовалось ;о)
(На самом деле, Джордж просто не очень хорошо переносит путешествия и активные мероприятия.)

Источники: Основная часть — по отчету Джеймса Лакмена (WoTLuckers) с сайта Dragonmount (угадайте чему посвященного), оттуда же и 2 первые фотографии; также по отчетам Jake Stormoen, morningsword, Ser Camaris, Agnes и Линды из блога The Thirteenth Depository. Последняя фотография — Voyager 15 Birthday Party.