Джордж Мартин ведет панель Игры престолов на Комиконе-2011Сам по себе этот крупнейший в мире конвент, посвященный комиксам и всем с ним связанным, зажигает вовсю, но вот относительно Игры престолов и творчества Джорджа Мартина заметных новостей пока нет. Было проведено мероприятие по «Игре престолов», причем в нем приняли участие ведущие актеры первого сезона (Эмилия Кларк, Лена Хиди, Николай Костер-Валдау, Кит Харингтон, Питер Динклейдж, Джейсон Момоа), исполнительные продюсеры и создатели сериала Дэвид и Дэн, а вел заседание сам Мартин. Большая аудитория была битком, билетов не было давно, выход каждого героя на сцену сопровождался ором и овацией (громче всего кричали, кажется, Питеру), завершение мероприятия встретили стоячей овацией. Было мило, веселые вопросы, все улыбались, но если кто-то рассчитывал на серьезные разговоры о втором сезоне или анонс прочих ролей — с этим пока никак.

Мартин начал с вопроса актерской труппе: какая сцена сериала оказалась для них любимой? (Фэны из зала добавили второй общий вопрос: какой им представляется концовка книжной серии?)

Эмилия Кларк и Дэвид БеньоффЭмилия Кларк (Дейенерис) назвала своей любимой завершающую сцену сезона, с рождением ее «деток», с их ревом. «Правда, обнажаться в течение всего сезона было непросто, так что когда вы смотрели, замирая, последние кадры, вы замирали, надеюсь, от вида драконов, а не чего другого». В новом сезоне ей предстоит много съемок с постобработкой, добавляющей анимированных на компьютере драконов, но актриса говорит, что опыт прошлого сезона весьма положительный — было легко следить за лазерными метками на теле и держать в руках ярко-зеленого драконозаменителя. Эмилия рассказала, что с родным темным цветом волос ее не узнают на улицах — узнали лишь однажды и угостили мороженым.

Кит Харингтон (Джон Сноу)Кита Харингтона (Джон Сноу), кстати, в жизни тоже узнают плохо: обращать внимание уже начали, но пока лишь на уровне: «Погоди-ка, а я ведь тебя где-то видел!..» На вопрос, какого завершения книжной серии ему бы хотелось, Кит ответил: «Джон Сноу должен взойти на трон. Без вариантов». Впрочем, это ни в малейшей степени не спойлер, полученный от Мартина: Кит признаётся, что он пока даже не знает, кем была мать Джона. (Мартин традиционно добавил в этом месте, что обладателя такого знания ему пришлось бы убить.) Харингтон также рассказал об опыте съемок с собаками: «Кукольные животные, конечно, лучше — они делают ровно то, что им велено. Но нет, я очень любил Купера (пса, игравшего Призрака), и мы с ним отлично ладили, просто он не выполнял команды. Он следил только за кусочком мяса у меня в руке, и видя его, радостно лаял, вилял хвостом и вываливал язык. Совсем не страшный и не молчаливый».

Николай Костер-Валдау (Джейме Ланнистер) легко припомнил любимый момент сериала: «Знаете, этот Айзек [Бран Старк] всех так достал, что вышвырнуть его в окно было… Да нет! Нет, конечно! Айзек — милейший парень, я шучу. А прекрасных сцен было много — любимая, наверно, последняя, с Кейтилин». Концовка ПЛИО Николая бы устроила вполне прозаичная: «Грандиозная битва… Потом на экране появляется надпись “Двадцать лет спустя…”, и мы видим Джейме и Серсею мирно живущими в маленьком домике на природе». [Хе-хе, вот уж кто точно не прочитал 4 первые книги… Но, впрочем, Николай читал зато кое-что другое — об этом далее. — прим. 7kingdoms.ru] Мартин не удержался и спросил про знаменитый [большой] нос актера. Костер-Валдау философски ответил, что вот когда он снимался для одного фильма в Исландии, там на вечеринке по случаю окончания съемок к нему подошел в дупель пьяный главный осветитель и признался, что в начале работы решил, будто ему пришел каюк [выстраивать свет на площадке под такой носище] — но потом ничего, дотянул до конца.

Лена Хиди (Серсея Ланнистер) ответила на вопрос про отличия Серсеи от своей героини в Хрониках Сары Коннор (это ее, наверное, наиболее известная роль на данный момент — сериал пользуется большим успехом в своей нише, затмевая общемировой размах «300»). «Было большим наслаждением играть персонажа, который не пытается быть хорошим. Приятно играть, не пытаясь никому понравиться, хотя когда потом к тебе подходят люди и говорят, что ненавидят тебя, это немного напрягает».

Николай Костер Валдау на Комиконе-2011Джейсон Момоа (кхал Дрого) явно был огорчен, что его участие в сериале оказалось недолгим: «Когда я прочел о судьбе своего героя, у меня были только матерные выражения!» Впрочем, он зажигал вовсю — явился в боевой раскраске кхала под солнечными очками, проревел в зал какой-то спич предположительно на дотракийском, охотно согласился подумать, не повторить ли ему прямо на сцене свой знаменитый танец хака («купивший» жюри на отборе и принесший ему роль Дрого). Актер также сказал, что яростная клятва его героя («…и пусть звезды будут мне свидетелями!») — была для него главным моментом книги, ради которого он и загорелся участвовать. Из зала начали выкрикивать: «Джордж, верни его!» — и Мартин обещал подумать: «Скажем, у него мог быть где-то брат-близнец…» Джейсон между тем по секрету признался Мартину, что Дрого запросто надрал бы задницу Конану (которого в новой версии франшизы тоже играет Момоа).

Питер Динклейдж и Джейсон МомоаУ Питера Динклейджа (Тирион Ланнистер) любимой сценой ожидаемо оказался суд в Орлином Гнезде. «Был очень долгий съемочный день, статисты на лавках ужасно устали, а я их развлекал, как конферансье». Питер рассказывает, что история [он читал только сценарий] захватила его сразу же: «…Когда появились эти Белые Ходоки и всё потустороннее. Но потом по сюжету возник я, и мне резко разонравилось. А потом я закончился, и мне снова начало́ нравиться». Правда ли, что актер настоял на том, чтобы Тирион был без бороды [во втором сезоне]? — «Ну, в книгах-то у него бороды нет. [Тут Питер ошибается, мы как раз на днях цитировали Джона Пикасио.] Кроме того, я недавно закончил сниматься в Хрониках Нарнии, и послушайте: гном с бородой — это настолько избитое клише в фэнтези! Вообще я не жалуюсь, но сниматься на жаре с бородой, под которой кожа страшно чешется, это просто мучение. Ну и клише, опять же». Мартин спросил, повлияла ли популярность Тириона на восприятие Динклейджа как актера. Питер с сарказмом ответствовал, что вообще не уверен, воспринимают ли его как актера.

Актеры Игры престоловПродюсеры огорошили буквально всех фанатов, заявив, что в сериале использовали весь отснятый материал, подчистую. Так что удаленных сцен на DVD/BD не будет. [А пресловутый ночной кошмар Неда/флэшбек с Брандоном??] Вайс пообещал лишь, что на дисках будет их [с Дэвидом] бесконечная болтовня и куча неких дополнительных материалов. [Не уточнено, что́ за материалы и как они будут пересекаться с роликами серии Artisans и выложенными на HBO Go! клипами.] Беньофф добавил, что будут приложены записи прослушиваний, которые проходили актеры [перед первым сезоном], включая танец Момоа, и конкретизировал, что диски будут содержать эскизы Уилла Симпсона (Will Simpson), работавшего на раскадровке сериала.

Тирион Ланнистер (Питер Динклейдж)Сам Мартин, подключившись к ответу про окончание книжной серии, лишь повторил то, что говорил ранее: он предпочитает концовки, оставляющие у читателя смешанное чувство горечи и радости — именно этого и следует ждать. [Ну хоть не ледяной ветер, задувающий над могилами всех-всех!] В очередной раз писатель «оправдался» за смерти ведущих персонажей: «Я скорблю по ним всем. Особенно по главным, потому что мне долгое время приходится вживаться в них, про некоторых я писал в течение 20 лет. Так что убивать их очень сложно, но я говорю себе, что это не я их убиваю, а другие герои. А я остаюсь в стороне».

И все-таки о втором сезоне

Продюсеры сначала пытались отшучиваться («Все умирают» — «И вообще, оказывается, что всё это был просто сон»), но все же выдали немного конкретики — правда, сразу о третьем сезоне. Беньофф поведал, что с третьего сезона сериал может начать отходить от книжной серии. Пока они не уверены, в каком виде будет экранизирована третья книга — в виде одного или полутора сезонов (может быть, три сезона на вторую и третью книги вместе). Зато точно известно, что часть сюжетной линии «Бури мечей» будет представлена во втором сезоне [в первую очередь, видимо, линия Джейме]. А главная задача впереди — правильно подойти к ключевой сцене третьего сезона, Красной свадьбе. Беньофф даже добавил, что после того, как они это сделают, он лично будет удовлетворен и готов уйти на пенсию. Во втором же сезоне клятвенно обещана битва — сценарий к которой написал сами знаете кто. Мартин признал, что сцена Красной свадьбы была самой тяжелой при создании романа, и заверил, что к моменту показа соответствующего эпизода по ТВ он постарается эмигрировать.

Продюсеры Игры престоловБольше всего информации удалось выжать из актеров, во время экспресс-интервью. Костер-Валдау рассказал, что, судя по прочитанному им сценарию второго сезона, фэнам стоит ожидать захватывающих отличий от книги. «Я слышал раньше, что они собираются добавить новых персонажей, но не знал, чего конкретно ждать. Теперь знаю. Будет круто». [Правда, Николай, скорее всего, имеет в виду не придумывание новых персонажей сценаристами, а введение новых персонажей из второй книги.] Кит Харингтон неожиданно разгласил, с какими конкретно природными преградами предстоит столкнуться его герою: «В прошлом сезоне на съемках было холодно, но в этом мы будем в Исландии — так что придется совсем тяжко; бедный Джон Сноу». Увидим ли мы любовную линию Джона Сноу? — «Да, очень может статься».

И немного о Мартине

«Мне кажется, в современном мире термин «эпическое фэнтези» используется исключительно как маркетинговая категория, в которой издатели и книжные магазины выставляют нас — меня и других здесь [на этом мероприятии Комик-кона] собравшихся, пишущих про замки, мечи и всяких эльфов с карликами — ну, в моем случае, про одного карлика. Бо́льшая часть этой литературы действительно эпична, в ней решается судьба мира и маршируют огромные армии. Я сам немало писал о подобном, но нетрудно найти и другие примеры эпического фэнтези с гигантским размахом событий. Однако я настаиваю, что специфичность нашего жанра определяется не этим. Собственно, я буду поражен, обнаружив книгу, в которой на кону не стоит судьба мира».

Мартин отмечает, что в его случае вся эпичная история про Старков, Ланнистеров и Семь королевств разгорелась из крохотной искорки: «Мне представилась сцена, в которой находят несколько волчат в снегу подле их умершей матери. Сцена представилась настолько живо и ярко, что я ее записал. Я тогда не представлял, частью какой истории станет этот сюжет, не представлял даже, из какого он мира. Вообще ничего. Но когда я закончил писать эту главу, я уже знал содержимое следующей. А когда я написал так 50-60 страниц, я понял, что это будет роман. Или даже несколько. Тогда я решил, что надо бы нарисовать карту и определиться, кто эти люди…»

Один фэн из зала поинтересовался, как понять, что хватит уже выписывать мир и населять его героями — пора отдавать книгу издателю. И Мартин, который печально известен своими задержками с выпуском романов, предостерег в ответ от зацикливания на улучшениях рукописи: «Писать можно до бесконечности, и все равно не быть уверенным, что произведение закончено. Так что надо просто написать то, что собирался, и отослать издателю. Есть такие люди — редакторы: они вас и известят, что книга закончена. Прислав чек».