• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

ДжРР: Толкиен vs Мартин

Кто лучше?


  • Всего проголосовало
    207

Нимврод

Знаменосец
подчиненные могут послать слабого некомпетентного руководителя при любом политическом строе
Могут. А слабый некомпетентный руководитель может за это может подвергнуть их репрессиям. В случае человеческих государств Средиземья (Нуменор, Гондор, Арнор, Рохан) такие ситуации описаны и заканчивались гражданскими войнами или переворотами (конфликт Людей Короля и Верных, Распря Родичей в Гондоре, распад Арнора, свержение дунэдайн Рудаура местным населением, история Фреки и Вульфа).
У эльфов такого в чистом виде нет.
 

Нимврод

Знаменосец
Я@Gotcha , я считаю, что отношение Сэма к Фродо унизительно для Сэма. Идея -...
Мне кажется, вы не заметили в отношениях Сэма и Фродо любопытную деталь - с одной стороны, Сэм готов всё за хозяина сделать и служит ему не за страх, а за совесть, но с другой стороны - Фродо в итоге уходит за море, оставляя всё, что у него было, Сэму, который, напротив, становится счастливым многодетным отцом и влиятельным человеком в своем Шире. Это отчасти можно сравнить с отношениями эльфов и людей у того же Толкина.
 

Gotcha

Знаменосец
Я@Gotcha , я считаю, что отношение Сэма к Фродо унизительно для Сэма. Идея - другое дело, жертвуя за идею, ты отстаиваешь свой внутренний мир.
почему? в классовой системе считается наиболее достойным максимально хорошо выполнять свой долг в рамках своего класса. Сэм слуга, и лучший способ для него проявить себя - быть идеально преданным слугой. Если бы Сэм пытался тянуть одеяло на себя и быть лидером или воином, например, взять Кольцо и нести его самому, это было бы проявлением гордыни и он бы не преуспел. Еще один пример феодальности мышления персонажей Толкина, кстати говоря)
Могут. А слабый некомпетентный руководитель может за это может подвергнуть их репрессиям. В случае человеческих государств Средиземья (Нуменор, Гондор, Арнор, Рохан) такие ситуации описаны и заканчивались гражданскими войнами или переворотами (конфликт Людей Короля и Верных, Распря Родичей в Гондоре, распад Арнора, свержение дунэдайн Рудаура местным населением, история Фреки и Вульфа).
У эльфов такого в чистом виде нет.
Потому что эльфы изначально более идеализированы и у них такие конфликты случаются реже. У них гораздо меньше не только слабых руководителей, но и недостойных подданных. Единственный пример, который приходит мне в голову - это Нарготронд, но Финрод был не в том положении, чтобы сводить счеты, у него было минимум поддержки и более важная миссия. Ну а Ородрет прямо показан как самый мягкий и ведомый из правителей. Полагаю, что большинство его коллег-современников прибегло бы к изгнаниям неблагонадежных, а кое-где и головы могли полететь.
 

Нимврод

Знаменосец
Единственный пример, который приходит мне в голову - это Нарготронд, но Финрод был не в том положении, чтобы сводить счеты, у него было минимум поддержки и более важная миссия. Ну а Ородрет прямо показан как самый мягкий и ведомый из правителей. Полагаю, что большинство его коллег-современников прибегло бы к изгнаниям неблагонадежных, а кое-где и головы могли полететь.
Ни конфликт между Феанором и Финголфином, ни между арфингами и феанорингами за власть в Нарготронде к смертоубийству сами по себе не привели. При этом есть примеры смертоубийства (актуальных или несостоявшихся) между эльфами - но они вращаются не вокруг вопросов власти, а вокруг других вопросов. В случае Альквалондэ - из-за кораблей, в случае конфликта Эола с нолдор - из-за мести и ксенофобии, в случае двух последующих Убийств Родичей - из-за Сильмарилей. Если брать сцену изгнания Келегорма и Куруфина из Нарготронда, то опять же убить их там хотели не за стремление захватить власть само по себе по себе, а по подозрению в том, что они намеренно Финрода бросили у Саурона в плену.
 

леди Амби-Ходор

Знаменосец
Gotcha , ну я о том и говорю - феодальное мышление.
Мне кажется, вы не заметили в отношениях Сэма и Фродо любопытную деталь - с одной ст...
У меня нет претензий к Фродо, он же от Сэма почестей не требует.
То, что он Сэма щедро наградил, к сказанному мной (к тому, что я попыталась сказать) отношения не имеет. Скорее я могу вспомнить слова Фродо (во всяком случае, в русском переводе) , когда Кольцо уничтожено и мир вокруг рушится. Он говорит Сэму "куда ты, туда и я". Это уже намек на равенство.
 
Вот Сэм ведет себя по отношению к Фродо как идеальный вассал (даже им не будучи).
По-моему, Толкин здесь просто развивает традиционный для английской литературы мотив "идеальный слуга идеального господина". Вы вот в каком-то нашем разговоре "Лунный камень" упоминали - там ведь тоже эта линия прослеживается ;)
 

Gotcha

Знаменосец
Ни конфликт между Феанором и Финголфином, ни между арфингами и феанорингами за власть в Нарготронде к смертоубийству сами по себе не привели.
в первом случае исключительно благодаря удаче и рельефу. Феанор был готов отправить на смерть две трети нолдор, которых считал обязанными себе подчиняться подданными за отказ подчиняться. На открытый конфликт у него не хватало армии, но нагадил как мог. Хотя Феанора можно рассматривать только с точки зрения моральной готовности к насилию ради своих целей, практически у них феодального конфликта быть не могло, опять же по причине отсутствия любых признаков феодализма на тот момент.
При этом есть примеры смертоубийства (актуальных или несостоявшихся) между эльфами - но они вращаются не вокруг вопросов власти, а вокруг других вопросов. В случае Альквалондэ - из-за кораблей, в случае конфликта Эола с нолдор - из-за мести и ксенофобии, в случае двух последующих Убийств Родичей - из-за Сильмарилей. Если брать сцену изгнания Келегорма и Куруфина из Нарготронда, то опять же убить их там хотели не за стремление захватить власть само по себе по себе, а по подозрению в том, что они намеренно Финрода бросили у Саурона в плену.
покажите мне где в определении феодализма смертоубийства и борьба за власть являются признаком этой социальной системы. Убийства в борьбе за власть могут быть вообще при любом строе. Наличие убийств по Толкину не от этого зависит, у него вот первобытно-общинный строй был совершенно благодатный и без убийств, что в реальности довольно сложно представить.
И кто кого убил из-за ксенофобии или мести в конфликте с Эолом?
 

Нимврод

Знаменосец
И кто кого убил из-за ксенофобии или мести в конфликте с Эолом?
Вся мотивация Эола. Руководствуясь которой он попытался убить сына и убил жену.
покажите мне где в определении феодализма смертоубийства и борьба за власть являются признаком этой социальной системы.
Я к тому, что классический феодализм (как и вообще четко социально стратифицированное общество) предполагает наличия у правителя аппарата принуждения, позволяющего заставить подданных выполнять приказы правителя, если они не готовы делать это добровольно. Подобный аппарат есть у толкиновских людей, включая "светлых", но не у эльфов.
 

Gotcha

Знаменосец
Вся мотивация Эола. Руководствуясь которой он попытался убить сына и убил жену.
основная мотивация Эола в том что он собственник и домашний тиран
Я к тому, что классический феодализм (как и вообще четко социально стратифицированное общество) предполагает наличия у правителя аппарата принуждения, позволяющего заставить подданных выполнять приказы правителя, если они не готовы делать это добровольно. Подобный аппарат есть у толкиновских людей, включая "светлых", но не у эльфов.
аппарат у эльфийских правителей есть:D - как основная армия, так и всяческая локальная стража, которая может кого-нибудь схватить и запереть, или даже казнить. То, что они его не применяют, это говорит о более высоких моральных устоях правителей лично, и эльфов в целом, плюс, не всегда позволяют обстоятельства. ИРЛ многие правители в безусловно феодальных государствах тоже предпочли бы не рыпаться с открытым конфликтом, имея армию в несколько раз меньше, а то и вовсе горстку сторонников, а плюсом ко всему серьезную внешнюю угрозу.
У эльфов и эдайн описано сословное общество, где правящий класс - это военная аристократия, которая не работает*, но владеет и распоряжается землей. Большую роль в экономике по прежнему играет натуральное хозяйство.

*под работает я имею в виду зарабатывает на жизнь, а не выпиливает узоры лобзиком
 

Нимврод

Знаменосец
основная мотивация Эола в том что он собственник и домашний тиран
Нет, там именно целенаправленная ксенофобия на почве "оккупанты из-за моря понаехали тут":
"Позволялось ей странствовать и одной где вздумается; единственное, что запретил ей Эол – это встречаться с сыновьями Феанора или другими нолдор. Под сенью Нан Эльмота Арэдель родила Эолу сына и в сердце своем нарекла его на запретном языке нолдор «Ломион», что означает «Дитя Сумерек» <...> мечтал Маэглин поглядеть на нолдор и поговорить с сыновьями Феанора, своими родичами, живущими неподалеку. Но когда поведал он о желании своем Эолу, отец Маэглина пришел в ярость. «Ты – из рода Эола, Маэглин, сын мой, – воскликнул он, – а не из голодрим. Вся эта земля принадлежит телери, и я не стану иметь дела с убийцами родни нашей, с узурпаторами и захватчиками домов наших; не стану сам и не позволю сыну. В этом изволь покориться моей воле, или же я закую тебя в цепи» <...> Но Эол отдернул руку. «Я не признаю твоих законов, – отозвался он. – Ни ты, и никто другой из родни твоей не имеют права захватывать эти земли и устанавливать границы – здесь или в другом месте. Здесь – владения телери; вы принесли сюда лишь войны да неурядицы; неправедны ваши деяния и горды сердца ваши. Мне нет дела до твоих секретов, и явился я сюда не шпионить за тобою, но забрать то, что принадлежит мне: жену мою и сына. Однако если на сестру твою у тебя есть права – так пусть остается; пусть птица возвращается в свою клетку, где вскоре опять начнет чахнуть, как чахла прежде. Но Маэглин – иное дело. Моего сына ты у меня не отнимешь. Идем, Маэглин, сын Эола! Твой отец приказывает тебе. Оставь дом его недругов и убийц родни его или будь проклят!»" ("Сильмариллион").
"Куруфин, конечно, хорошо знал о ненависти Эола к нолдор, в особенности -- по отношению к Фэанору и его сыновьям, "узурпаторам" (что в данном случае несправедливо, поскольку земли, занятые 5 сыновьям, до того не были населены синдар). Знал он и о дружбе Эола с карлами Ногрода (на самом деле, Эол не смог бы в одиночку путешествовать по В. Бэлэрианду в Ногрод без позволения 5 сыновей), меж которых он пытался -- и небезуспешно -- сеять недружелюбие к нолдор" ("Маэглин").
А качества ксенофоба и домашнего тирана друг другу не противоречат.
 
Последнее редактирование:

Нимврод

Знаменосец
У эльфов и эдайн описано сословное общество, где правящий класс - это военная аристократия, которая не работает*, но владеет и распоряжается землей.
На счет эдайн согласен, на счёт эльфов - нет. В случае с нолдор Первой Эпохи их верхушка уделяла основное внимание войне потому, что их народ постоянно воевал с Морготом, стремящихся их уничтожить или обратить в рабство. Если брать Эрегион Второй Эпохи, который долгое время жил мирно и дружил с соседями, то правило там братство мастеров (Гвайт-и-Мирдайн). Опять же, у нас есть пример Кирдана и Даэрона - они оба возвысились (Кирдан стал вождем будущих фалатрим, Даэрон - приближённым Тингола) не как воины, а как изобретатели (Кирдан, по-видимому, создал эльфийское кораблестроение как таковое, Даэрон - кирт). На счет сословного общества - сословное общество предполагает (в среднем) закрепление социального статуса по наследству вплоть до перегородок, мешающих "низшим" подняться. Вряд ли такое есть у эльфов.
 

Gotcha

Знаменосец
Нет, там именно целенаправленная ксенофобия на почве "оккупанты из-за моря понаехали тут":
Это не было главным мотивом убийства, с точки зрения ксенофобии мишенью был бы Тургон. И даже в этом случае мотив спорный, так как Эол пытался бы убить его не просто по факту происхождения, а за попытку ограничения его, Эоловой, свободы. А главным мотивом покушения на Маэглина, в результате которого погибла Аредель, было то, что Эол считал сына своей собственностью.
На счет эдайн согласен, на счёт эльфов - нет.
Эдайн подражали эльфам и именно эльфы помогли сформироваться их обществу. По истории прихода появления эдайн можно сделать несколько любопытных наблюдений: 1) короли являются хозяевами всей подконтрольной территории и самостоятельно распоряжаются ею. Финрод поселил клан Беора в Ладросе, а Финголфин - клан Мараха в Дор-Ломине. Причем, если о населенности Ладроса эльфами нам ничего неизвестно, то в Дор-Ломине эльфы точно жили уже 400 лет, и им пришлось съехать. 2) Установленная королями эльфов для людей система - просто классика феодализма: пожаловать землю в наследственное владение за военную службу. Эльфы не назначали и не предлагали людям выбирать самого толкового администратора правителем, а лучшего стратега генералом, например, хотя это было бы логично.
В случае с нолдор Первой Эпохи их верхушка уделяла основное внимание войне потому, что их народ постоянно воевал с Морготом, стремящихся их уничтожить или обратить в рабство.
И самим эльфам тоже ничего не мешало разделить гражданскую и военную власть, но у них вся верхушка собрана именно по принципу родства и вся воюет. Даже Ородрет - комендант стратегической крепости на передовой, хотя это явно не его.
Если брать Эрегион Второй Эпохи, который долгое время жил мирно и дружил с соседями, то правило там братство мастеров (Гвайт-и-Мирдайн).
Эрегион - королевство и правит им очередной потомок Финве, он принимает и политические и военные решения. А верховным королем нолдор даже в мирное время был Гил-Гэлад.
Опять же, у нас есть пример Кирдана и Даэрона - они оба возвысились (Кирдан стал вождем будущих фалатрим, Даэрон - приближённым Тингола) не как воины, а как изобретатели (Кирдан, по-видимому, создал эльфийское кораблестроение как таковое, Даэрон - кирт).
Кирдан родственник Тингола, и даже Даэрон задумывался как родственник Тингола, но все они возвысились во времена, когда у эльфов еще не сложилась государственность и социальная мобильность была выше. Эльфийское кораблестроение создали Оссе и Уинен, Кирдан вероятно был их лучшим учеником по эту сторону океана. У Толкина принцип аристократии по факту, то есть, кто знатный, тот как правило и лучший.
На счет сословного общества - сословное общество предполагает (в среднем) закрепление социального статуса по наследству вплоть до перегородок, мешающих "низшим" подняться. Вряд ли такое есть у эльфов.
Напрямую нигде не прописано, но по косвенным признакам складывается впечатление что это именно так. У них есть передача земли и власти по наследству. Используются формулировки типа "эльф благородного происхождения", а значит есть параметр, который ценится, и который можно получить только от рождения. Не только большинство правителей, но и большинство значимых персонажей из своих да наших. Даже какой-нибудь Воронве, хотя, казалось бы, зачем ему родословная. Или Леголас, он не ведет армии и не является политической фигурой в сюжете, зачем ему быть принцем?
Получается, что есть персонажи однозначно из знати, и их большинство, есть персонажи, про чье происхождение ничего неизвестно, их меньше, тех же, кто выбился из рядовых в элиту, и чтобы это было прямо обозначено, по пальцам пересчитать.
 

Нимврод

Знаменосец
Эльфийское кораблестроение создали Оссе и Уинен
"Еще до прихода в Белерианд у телери начало развиваться искусство кораблестроения. Сперва это были плоты, потом - легкие гребные лодки, подражающие формой водоплавающим птицам, которые водились на озерах рядом с первоначальным местом проживания эльфов. Позже, во время Великого Похода, - в связи с необходимостью переправляться через реки, - а особенно во время их длительной остановки на берегах "Моря Рун" корабли телери стали больше и крепче. Hо Кирдан опережал всех прочих мастеров и был самым изобретательным и искусным" ("Последние работы (о Глорфинделе, Кирдане и некоторых других вопросах)").
Эрегион - королевство и правит им очередной потомок Финве, он принимает и политические и военные решения.
Я к тому, что эрегионская элита не была военной аристократией (хотя когда пришлось воевать - стала).
Кирдан родственник Тингола, и даже Даэрон задумывался как родственник Тингола
А Феанор исходно не задумывался как сын Финвэ. Но дело даже не в этом, а в том, что ни Кирдан, ни Даэрон не относятся к военной знати. Кирдан очень много сделал для помощи нолдор даже в ущерб себе, но он скорее организатор, а Даэрон ЕМНИП даже в битвах не участвовал. Другой приближенный Тингола, Саэрос, в Лостах был охарактеризован как хороший охотник, а в более поздних текстах - как певец, подобно Даэрону, но, опять же, он тоже не особый вояка (Турину слил). В Дориате есть примеры и военачальников в окружении короля (Белег и Маблунг), но есть и примеры обратного (см. выше).
Военнизированный характер знати - следствие войн с Морготом.
У Толкина принцип аристократии по факту, то есть, кто знатный, тот как правило и лучший.
Таланты у Толкина действительно наследуются и аристократия в целом (но не всегда) соответствует своему статусу если не по морали, то по талантам - но не думаю, что у эльфов талантливого, но не знатного, будут задвигать.
Используются формулировки типа "эльф благородного происхождения", а значит есть параметр, который ценится, и который можно получить только от рождения.
С одной стороны - да. С другой стороны...
"Тогда созвал король Тургон совет, и явились туда Туор и Меглин, как князья королевского дома; пришли туда и Дуилин с Эгалмотом, и Пенлод высокий, и Рог явился с Галдором из рода Древа, и златой Глорфиндель, и Эктелион, чей голос как музыка. Пришел туда и Салгант, дрожавший при мысли об ужасных вестях, и другие знатные мужи, уступавшие ему древностью рода, но превосходившие благородством" ("Падение Гондолина").
Дано - Салгант превосходил значительную часть гондолинцев "древностью рода" (странная формулировка для эльфа, ну ладно - логично это понимать как престиж семьи и её высокое положение), но особым авторитетом не пользуется и вообще в повествовании персонаж скорее комический, ему даже собственные воины в итоге не подчиняются.
Даже какой-нибудь Воронве, хотя, казалось бы, зачем ему родословная.
Ну, у меня был хедканон, что его отца могли звать "Аранвэ" из-за того, что он состоял в родстве с родом Финвэ (потомство кого-то из дочерей Финвэ? потомство кого-то из возможной родни самого Финвэ?), но социальный статус самого Аранвэ из повествования остаётся неясным. Я даже не помню по тексту, жив он на момент повествования или нет и сказано ли об этом.
в Дор-Ломине эльфы точно жили уже 400 лет, и им пришлось съехать
А сколько конкретно тех эльфов жило (что Фингон там жил, я помню)? Проблема с Первой Эпохой в том, что, кроме Гондолина, Нарготронда, Химринга и Барад Эйтель поселения нолдор (и дружественной им части синдар) не очень расписаны.
Эльфы не назначали и не предлагали людям выбирать самого толкового администратора правителем, а лучшего стратега генералом, например, хотя это было бы логично.
С учетом смертности людей логично выстраивать системы на основе личных и семейных связей. Опять же, наследственная власть у двух из трёх племён эдайн (народ Беора и народ Мараха) начала формироваться ещё до получения Ладроса и Дор-Ломина и даже до прихода в Белерианд. Опять же, если брать Тингола, то он Бретиль отдал халадин в целом - поскольку по законам, принятым Халет, вождем мог быть избран любой представитель рода её отца не только по мужской, но и по женской линии: "по установлению Халет (и ее брата Халдара) дочери и их потомки также могли быть избраны" ("Скитания Хурина"). А совмещение функций гражданского администратора и военного вождя в родоплеменном строе нормально.
 
Последнее редактирование:

Нимврод

Знаменосец
главным мотивом покушения на Маэглина, в результате которого погибла Аредель, было то, что Эол считал сына своей собственностью
Так ведь все претензии Эола к сыну вращались вокруг того, что тот от него уехал к "захватчикам-убийцам родичей". То есть Эол действительно домашний тиран, но к Маэглину у него были претензии именно за то, куда конкретно он от него уехал. Что он намеревался убить Маэглина, а не Тургона - ну, во-первых, в его системе координат "предатель" Маэглин мог быть хуже "захватчика" Тургона, а во-вторых, он не мог не понимать, что убив конкретного Тургона, он гондолинцам нисколько не навредит (а то и вовсе сделает сына-"предателя" королем - тот же ближайший мужской родственник), да и лично Тургон ему никто.
 

Gotcha

Знаменосец
Я к тому, что эрегионская элита не была военной аристократией (хотя когда пришлось воевать - стала).
потому что в это время не было войны?
А Феанор исходно не задумывался как сын Финвэ. Но дело даже не в этом, а в том, что ни Кирдан, ни Даэрон не относятся к военной знати. Кирдан очень много сделал для помощи нолдор даже в ущерб себе, но он скорее организатор, а Даэрон ЕМНИП даже в битвах не участвовал. Другой приближенный Тингола, Саэрос, в Лостах был охарактеризован как хороший охотник, а в более поздних текстах - как певец, подобно Даэрону, но, опять же, он тоже не особый вояка (Турину слил). В Дориате есть примеры и военачальников в окружении короля (Белег и Маблунг), но есть и примеры обратного (см. выше).
Даэрон и Кирдан выдвинулись и закрепились у власти в мирное время, буквально в другую эпоху. Насчет личного участия или неучастия Даэрона в войнах вообще ничего не говорится. Практика показывает что музыкальная карьера не препятствие военной. Саэрос в первую очередь сын вождя лаиквенди, проживающих на территории Дориата, то есть, занимает высокое положение тоже благодаря происхождению. Ну а проиграть Турину не позор, он был лучшим воином даже в Нарготронде, где проживало множество аманских эльфов.
Военнизированный характер знати - следствие войн с Морготом.
А военнизированный характер знати ИРЛ - следствие войн с соседями. Почему Вы фактор, влияющий на формирование определенного типа общества, считаете фактором, доказывающим отсутствие этого типа общества? Меняются обстоятельства, меняется формат отношений в обществе, все логично.
Таланты у Толкина действительно наследуются и аристократия в целом (но не всегда) соответствует своему статусу если не по морали, то по талантам - но не думаю, что у эльфов талантливого, но не знатного, будут задвигать.
смотря что считается "задвигать". Работать по специальности и заниматься научной деятельностью скорее всего позволят, а вот стать правителем только на талантах - вопрос.
С одной стороны - да. С другой стороны...
"Тогда созвал король Тургон совет, и явились туда Туор и Меглин, как князья королевского дома; пришли туда и Дуилин с Эгалмотом, и Пенлод высокий, и Рог явился с Галдором из рода Древа, и златой Глорфиндель, и Эктелион, чей голос как музыка. Пришел туда и Салгант, дрожавший при мысли об ужасных вестях, и другие знатные мужи, уступавшие ему древностью рода, но превосходившие благородством" ("Падение Гондолина").
Дано - Салгант превосходил значительную часть гондолинцев "древностью рода" (странная формулировка для эльфа, ну ладно - логично это понимать как престиж семьи и её высокое положение), но особым авторитетом не пользуется и вообще в повествовании персонаж скорее комический, ему даже собственные воины в итоге не подчиняются.
В тексте неоднократно подчеркивается что Салгант очень нетипичный эльф.
Из этого отрывка мы видим несколько интересных вещей: "знатность" и "древность рода" вполне себе обиходные понятия, причем, в представлении горожан они влияют на личные качества эльфа. Поэтому автор и удивляется, мол, как же так, Салгант такой знатный, но подхалим и трус. Значит, ожидается что нормальный лорд должен быть сильным воином. При этом, несмотря на трусость и отсутствие особых талантов (у него упомянуто единственное умение - рассказывать смешные байки), Салгант все же глава дома, вероятно, благодаря происхождению. И авторитетом он не пользуется среди равных (знати), но так как к знати все равно принадлежит, то над остальными власть имеет по дефолту.
Все прочие главы домов являются лучшими бойцами города, несмотря на то, что Гондолин за всю войну участвовал в одной битве.
Ну, у меня был хедканон, что его отца могли звать "Аранвэ" из-за того, что он состоял в родстве с родом Финвэ (потомство кого-то из дочерей Финвэ? потомство кого-то из возможной родни самого Финвэ?), но социальный статус самого Аранвэ из повествования остаётся неясным. Я даже не помню по тексту, жив он на момент повествования или нет и сказано ли об этом.
Про Аранве сказано что он знатного происхождения, это и есть его социальный статус, к тому же, он женат на родственнице Кирдана.
А сколько конкретно тех эльфов жило (что Фингон там жил, я помню)? Проблема с Первой Эпохой в том, что, кроме Гондолина, Нарготронда, Химринга и Барад Эйтель поселения нолдор (и дружественной им части синдар) не очень расписаны.
если говорить конкретно, то переписи населения нет ни у одного эльфийского региона. Фингон там не просто жил, он был туда назначен правителем.
С учетом смертности людей логично выстраивать системы на основе личных и семейных связей.
почему? на мой взгляд логично выбирать самых способных для конкретной должности
Так ведь все претензии Эола к сыну вращались вокруг того, что тот от него уехал к "захватчикам-убийцам родичей". То есть Эол действительно домашний тиран, но к Маэглину у него были претензии именно за то, куда конкретно он от него уехал.
он мог отречься от жены и сына и никогда их больше не видеть, например.
а во-вторых, он не мог не понимать, что убив конкретного Тургона, он гондолинцам нисколько не навредит (а то и вовсе сделает сына-"предателя" королем - тот же ближайший мужской родственник), да и лично Тургон ему никто.
а как гондолинцам навредила бы смерть Маэглина, которого они первый раз видят, или Аредель, которую они давно заочно схоронили, и она в принципе не имела никаких полезных функций? Если есть возможность убить только одного, то именно смерть короля нанесет максимальный ущерб. Без его авторитета часть населения могла, например, пожелать уйти из города, или начать делить власть. Смерть одного Финве очень сильно навредила нолдор.
 

Нимврод

Знаменосец
смотря что считается "задвигать". Работать по специальности и заниматься научной деятельностью скорее всего позволят, а вот стать правителем только на талантах - вопрос.
Вы под правителем имеет в виду короля? Тогда не позволят, монархия у эльфов действительно наследственная. Но Турин стал вождём и правителем Нарготронда во всём, кроме имени. Конечно, вы можете возразить, что он был из знатного рода эдайн. Это действительно так, но, во-первых, сомневаюсь, что это (а не его воинская доблесть) играло ключевую роль, а во-вторых, Турин свою истинную личность в Нарготронде скрывал - и был очень недоволен всякий раз, когда её вскрывали.
Туор - из той же серии:
И вот благодаря своему искусству и тому, что овладел Туор всей мудростью и всяческим мастерством, а также из-за великого своего мужества душевного и телесного сделался Туор утешением и опорой королю, не имевшему сыновей; и народ Гондолина полюбил его ("Падение Гондолина").
Замечу, это ещё до женитьбы на Идриль.
Причем Туора так привечают в том числе именно за его таланты, а не просто по факту того, что он посланник Ульмо:
Научился там Туор строить из камня, класть кирпичи и тесать гранит и мрамор; изведал он искусство прядения и ткачества, вышивания и живописи, и обработки металлов. Изысканнейшим мелодиям внимал он; в этом искусстве больше всего смыслили обитатели южной части города, ибо там струилось и звенело больше всего родников и фонтанов. И Туор овладел многими из этих тонкостей и навык вплетать их свои песни на диво и на радость всем, кто слышал. Удивительные истории о Солнце, Луне и Звездах, об устройстве Земли и о ее стихиях, и о глубинах небес, поведали ему; изучил он и тайные письмена эльфов, и все их древние языки и наречия, и услышал об Илуватаре, Предвечном Владыке, что обитает за пределами мира, о великой песни айнур у ног Илуватара в изначальных глубинах времени, откуда произошло творение мира и все его устройство, и все, что есть в нем, и весь миропорядок ("Падение Гондолина").
Если люди у эльфов такую карьеру делали - почему эльфы не могли? То есть, конечно, невозможно представить незнатного эльфа в качестве короля, но, думаю, пробиться в окружение короля за счёт своих способностей он мог бы.
При этом, несмотря на трусость и отсутствие особых талантов (у него упомянуто единственное умение - рассказывать смешные байки), Салгант все же глава дома, вероятно, благодаря происхождению. И авторитетом он не пользуется среди равных (знати), но так как к знати все равно принадлежит, то над остальными власть имеет по дефолту.
Дойлистски стоит учитывать, что "Падение Гондолина" - это самая ранняя стадия творчества Толкина, как и "Книга Утраченных Сказаний" в целом, где Толкин только начинал набрасывать образы своих героев. Скажем, Меглин из "Падения Гондолина" - очевидный злодей, мрачный, некрасивый и даже внешне непохожий на эльфа вплоть до слухов о наличии у него орочьей крови, в то время как Маэглин из поздних версий внешне привлекателен, харизматичен и популярен в народе. Мы не знаем, как бы выглядел Салгант (в "Падении Гондолина" персонаж сугубо комический), сохранись его образ в поздних текстах.
Ватсониански у Салганта могли быть невоенные таланты. Может, он сам хорошо готовил.
Что до власти по дефолту - во время битвы его воины его приказам подчиняться отказываются. А до этого он вполне мог их устраивать - нигде не сказано, что он был высокомерен и жесток к тем, кто был ниже него по положению.
Если есть возможность убить только одного, то именно смерть короля нанесет максимальный ущерб. Без его авторитета часть населения могла, например, пожелать уйти из города, или начать делить власть. Смерть одного Финве очень сильно навредила нолдор.
Когда человек (а эльфы у Толкина это люди на максималках) кого-то ненавидит (в том числе и по этническому признаку), они нередко убивают именно того, кого ненавидят лично (насколько мне известно, при реальных убийствах на этнической почве, например, часто сводят личные счёты с теми, кого не любят). Причин для личной неприязни у Эола было больше всего к Маэглину. О том, что станет с Гондолином в случае убийства Тургона, Эол не знает и знать не может. Может навредит, может нет.
Свое поведение Эол в любом случае мотивирует именно ксенофобией. И сам автор о его мотивации (ксенофобия по отношению к нолдор в целом) говорит предельно чётко: (после встречи с Куруфином) "Тогда Эол умчался прочь, обуреваемый ненавистью ко всем нолдор, ибо теперь он понял, что Маэглин и Арэдель бегут в Гондолин" ("Сильмариллион").
а как гондолинцам навредила бы смерть Маэглина, которого они первый раз видят, или Аредель, которую они давно заочно схоронили, и она в принципе не имела никаких полезных функций?
Не навредит, но причинит боль.
Тургон сестру любил и к племяннику сразу привязался. Гондолинцы, думаю, Арэдель тоже любили. Не всё сводимо к прагматике.
 
Последнее редактирование:

Нимврод

Знаменосец
Про Азор Ахая.
Как известно, это имя содержит квенийскую этимологию::
В нашем мире слово «азор» в нескольких финно-угорских языках (в том числе на эрзянском и мокшанском) означает «хозяин, господин, владыка, повелитель». Нельзя исключить, что это же значение слово «азор» (и имя Азор) имеет и в Вестеросе.
Слово «аха» (aha) на вымышленном языке квэнья (в книгах Толкина, высоко оценённых Джорджем Мартином) означает «гнев, ярость». Квэнья создавался Толкином именно на основе финно-угорских языков. В ряде реальных угорских языков прибавление флексии -й (-i, -j) к слову или имени означает звательный падеж, или особо указывает на то, что перед нами имя либо прозвище.
Таким образом, словосочетание «Азор Ахай» может быть понято как «Гневный Владыка» (буквально — Господин Гнев).

А я тут неожиданно понял, что имя его жены (Нисса-Нисса) напоминает квенийский корень "-нис", обозначающий женщину.
 

Gotcha

Знаменосец
Вы под правителем имеет в виду короля? Тогда не позволят, монархия у эльфов действительно наследственная. Но Турин стал вождём и правителем Нарготронда во всём, кроме имени. Конечно, вы можете возразить, что он был из знатного рода эдайн. Это действительно так, но, во-первых, сомневаюсь, что это (а не его воинская доблесть) играло ключевую роль, а во-вторых, Турин свою истинную личность в Нарготронде скрывал - и был очень недоволен всякий раз, когда её вскрывали.
могу и возражу. Турин получил образование и воспитание благодаря своему происхождению и дома, и в Дориате. Там же благодаря происхождению он обзавелся связями, и пустили его в Нарготронд исключительно благодаря связям в высшем обществе; сначала Белег поручился за него перед Гвиндором, а потом Гвиндор перед горожанами:
Так Гвиндор вернулся домой; и ради него Турина впустили вместе с ним; ибо сказал Гвиндор: то — доблестный воин, близкий друг Белега Куталиона из Дориата.
И то, что его происхождение было видно и играло большую роль, подчеркивается не раз:
- даже среди эльфов при первой встрече его легко можно было принять за потомка одного из знатнейших нолдорских Домов;
- В тебе же прозреваю я величие короля, — отозвалась она (Финдуилас), — под стать знати народа Финголфина;

а фалатрим предъявляли за несоответствие:
- надменны и заносчивы твои речи. Вот что скажу я тебе, Агарваэн Мормегиль: ежели станешь ты поступать так и дальше, иной будет твоя судьба, нежели пристало сыну Дома Хадора и Дома Беора.
Туор - из той же серии:
И вот благодаря своему искусству и тому, что овладел Туор всей мудростью и всяческим мастерством, а также из-за великого своего мужества душевного и телесного сделался Туор утешением и опорой королю, не имевшему сыновей; и народ Гондолина полюбил его ("Падение Гондолина").
Замечу, это ещё до женитьбы на Идриль.
Причем Туора так привечают в том числе именно за его таланты, а не просто по факту того, что он посланник Ульмо:
Научился там Туор строить из камня, класть кирпичи и тесать гранит и мрамор; изведал он искусство прядения и ткачества, вышивания и живописи, и обработки металлов. Изысканнейшим мелодиям внимал он; в этом искусстве больше всего смыслили обитатели южной части города, ибо там струилось и звенело больше всего родников и фонтанов. И Туор овладел многими из этих тонкостей и навык вплетать их свои песни на диво и на радость всем, кто слышал. Удивительные истории о Солнце, Луне и Звездах, об устройстве Земли и о ее стихиях, и о глубинах небес, поведали ему; изучил он и тайные письмена эльфов, и все их древние языки и наречия, и услышал об Илуватаре, Предвечном Владыке, что обитает за пределами мира, о великой песни айнур у ног Илуватара в изначальных глубинах времени, откуда произошло творение мира и все его устройство, и все, что есть в нем, и весь миропорядок ("Падение Гондолина").
А с Туором все еще более очевидно, потому что если для Дориата и Тингола хадоринги - просто уважаемый за свою доблесть род, то для Тургона это вассалы его отца, оказавшие множество услуг его семье и ему лично.
Или Вы считаете что Туор, каким бы талантливым он ни был по людским меркам, за несколько лет проживания в Гондолине обогнал в мастерстве или знаниях своих наставников, среди которых были многотысячелетние аманские эльфы, которые совершенствовали эти навыки веками? У него многое получалось хорошо, но объективно невозможно чтобы человек, занимаясь всем понемножку, стал в этом настолько хорош, чтобы попасть, скажем, в десятку лучших мастеров города. А у Туора еще и условия детства и молодости были не слишком располагающие к лучшему образованию.
Если люди у эльфов такую карьеру делали - почему эльфы не могли? То есть, конечно, невозможно представить незнатного эльфа в качестве короля, но, думаю, пробиться в окружение короля за счёт своих способностей он мог бы.
эльфы сходного происхождения наверняка могли
Дойлистски стоит учитывать, что "Падение Гондолина" - это самая ранняя стадия творчества Толкина, как и "Книга Утраченных Сказаний" в целом, где Толкин только начинал набрасывать образы своих героев. Скажем, Меглин из "Падения Гондолина" - очевидный злодей, мрачный, некрасивый и даже внешне непохожий на эльфа вплоть до слухов о наличии у него орочьей крови, в то время как Маэглин из поздних версий внешне привлекателен, харизматичен и популярен в народе. Мы не знаем, как бы выглядел Салгант (в "Падении Гондолина" персонаж сугубо комический), сохранись его образ в поздних текстах.
Ватсониански у Салганта могли быть невоенные таланты. Может, он сам хорошо готовил.
Что до власти по дефолту - во время битвы его воины его приказам подчиняться отказываются. А до этого он вполне мог их устраивать - нигде не сказано, что он был высокомерен и жесток к тем, кто был ниже него по положению.
Салгант по ходу этого боя уже успел проявить себя как трус, а его приятель Маэглин - как предатель. И он конечно мог хорошо готовить, но был при этом не главным королевским поваром, а лордом, главой Дома и советником по военно-политическим вопросам.
Когда человек (а эльфы у Толкина это люди на максималках) кого-то ненавидит (в том числе и по этническому признаку), они нередко убивают именно того, кого ненавидят лично (насколько мне известно, при реальных убийствах на этнической почве, например, часто сводят личные счёты с теми, кого не любят). Причин для личной неприязни у Эола было больше всего к Маэглину. О том, что станет с Гондолином в случае убийства Тургона, Эол не знает и знать не может. Может навредит, может нет.
причин для личной неприязни у него было больше всего к жене, потому что она воспитана во враждебной культуре, ее брат и лучшие друзья однозначно убийцы, а не просто соучастники, и именно она своими рассказами мотивировала сына сбежать. Также у Эола немало причин для личной неприязни к Тургону, который лишил его свободы, оскорбляет, и ставит под сомнение его авторитет. И они оба чистые нолдор (в понимании Эола), а Маэглин только наполовину.
Свое поведение Эол в любом случае мотивирует именно ксенофобией. И сам автор о его мотивации (ксенофобия по отношению к нолдор в целом) говорит предельно чётко: (после встречи с Куруфином) "Тогда Эол умчался прочь, обуреваемый ненавистью ко всем нолдор, ибо теперь он понял, что Маэглин и Арэдель бегут в Гондолин" ("Сильмариллион").
Здесь у него реакция на наезд и угрозы от Куруфина. Убийство он мотивирует правами pater familias: Смерть выбираю я – за себя и за сына! Ты не получишь того, что принадлежит мне!
Не навредит, но причинит боль.
Тургон сестру любил и к племяннику сразу привязался. Гондолинцы, думаю, Арэдель тоже любили. Не всё сводимо к прагматике.
едва ли Эола интересовали переживания гондолинцев и Тургона, не факт что он вообще считал их способными на особые переживания, судя по этим словам: пусть птица вернется в клетку, где скоро захворает опять, как хворала прежде. Эол уверен что Аредель не особо хорошо там жилось, раз она сбежала.
 
  • Мне нравится
Отклики: Ell

Нимврод

Знаменосец
И то, что его происхождение было видно и играло большую роль, подчеркивается не раз:
- даже среди эльфов при первой встрече его легко можно было принять за потомка одного из знатнейших нолдорских Домов;
- В тебе же прозреваю я величие короля, — отозвалась она (Финдуилас), — под стать знати народа Финголфина;
В данном случае речь идёт о благородной внешности. Нет, конечно, в мире Толкина (в целом) есть корреляция между благородством внешности и благородством происхождения, но точного происхождения Турина в Нарготронде никто не знал (точнее, Гвиндор знал, а Финдуилас о чем-то смутно догадывалась, пока тот же Гвиндор ей не рассказал всю правду). Конечно, можно сказать, что у него была внешность представителя одного из правящих родов эдайн, но боковых ветвей в правящих родах эдайн было много (скажем, Берен был из рода Беора не только по отцу, но и по матери, причем у его матери было несколько братьев; Аэрин могла быть из боковой ветви рода Хадора, раз Турин звал её тётей, и т.д. и т.п.).
А с Туором все еще более очевидно, потому что если для Дориата и Тингола хадоринги - просто уважаемый за свою доблесть род, то для Тургона это вассалы его отца, оказавшие множество услуг его семье и ему лично.
Проблема в том, что на момент написания "Падения Гондолина" Туор ещё не задумывался представителем семьи друзей эльфов знатного происхождения (в отличие от Турина, который таковым задумывался и на стадии "Турамбара и Фоалокэ").
Или Вы считаете что Туор, каким бы талантливым он ни был по людским меркам, за несколько лет проживания в Гондолине обогнал в мастерстве или знаниях своих наставников, среди которых были многотысячелетние аманские эльфы, которые совершенствовали эти навыки веками? У него многое получалось хорошо, но объективно невозможно чтобы человек, занимаясь всем понемножку, стал в этом настолько хорош, чтобы попасть, скажем, в десятку лучших мастеров города. А у Туора еще и условия детства и молодости были не слишком располагающие к лучшему образованию.
Обогнал вряд ли, но освоил на достаточном уровне - почему бы и нет? Тем более, что даже воспитывали его эльфы, митрим, которые были далеко не дикарями (например, они делали практически невидимые маскировочные плащи).
эльфы сходного происхождения наверняка могли
Вы считаете, что не сходного - не могли?
Проблема с этой точкой зрения в том, что её можно обосновать двумя способами. Это можно сделать рассуждением по аналогии с реальным Средневековьем - но и в реальном Средневековье, особенно раннем, когда границы сословий ещё не устоялись четко, были элементы социальной мобильности. Дополнительно применимость этого довода ограничена тем, что у Толкина даже у людей нет полного копирования средневековых реалий - например, в Рохане и Гондоре не обнаруживается крепостничества (напротив, даже не в варварском Рохане, а во вполне цивилизованном Гондоре основу армии составляет вооружённый народ, который - если читать описание отрядов, шедших на опомощь Минас Тириту - местами вообще самоорганизуется для отпора захватчикам), нет ряда элементов реального феодализма вроде внутренних таможен и чеканки знатью собственной монеты, феодальные междоусобицы являются редкостью, и т.д. и т.п. Общество "людей Запада", как его показывает Толкин, сравнительно с реальным средневековым выглядит менее иерархичным - почему у эльфов должно быть иначе, с учётом сквозного мотива Толкина о том, что добродетельные люди в своих нравах подражают эльфам? Кроме того, это можно сделать через довод от "не показано - значит, не было" - мол, если в тексте нет эльфов незнатного происхождения, позднее возвысившихся, то их и не было. Но этот довод тоже небезупречен. Во-первых, как я уже отмечал, хотя у эльфов Толкина явно есть понятие знатности происхождения, мы, по сути, не знаем происхождения большинства персонажей не из королевского рода и всегда ли они занимали высокое положение. Во-вторых, чисто дойлистски Толкина как писателя слабо интересовали сюжетные коллизии вроде "выходец из низов пытается пробиться наверх, успешно или неуспешно" - то есть отсутствие информации по этому вопросу может быть свидетельством скорее отсутствия интереса писателя к этой теме, чем отсутствия примеров пробившихся наверх среди эльфов.
Салгант по ходу этого боя уже успел проявить себя как трус, а его приятель Маэглин - как предатель.
На момент описываемых событий о предательстве Меглина (и самого Салганта) ещё не было известно, но воины Салганта отказались ему подчиняться, потому что его приказы были очевидным образом неадекватны.
Финве-Индис, Финарфин-Эарвен, Келеборн-Галадриэль, Аредель-Эол, Диор-Нимлот, Туор-Идриль, Эарендил-Эльвинг, Элронд-Келебриан (смешанные с людьми пары я тоже отношу сюда, так как они воспитаны в эльфийской культуре);
Но вот примеров очевидного мезальянса, чтобы прямо говорилось что чей-то супруг или супруга происходит из совершенно рядовой семьи, я не припомню.
Проблема в том, что если смотреть на браки у эльфов, включая представителей правящей династии, то как минимум в случае Финвэ и Мириэль, Финвэ и Индис, Галадриэль и Келеборна, Арэдель и Эола, Идриль и Туора, Лютиэн и Берена, а возможно и Эарендиля и Эльвинг (в Лостах был мотив, что они полюбили друг друга, будучи ещё детьми) брак заключается по любви (если использовать оговорку "Законов и Обычаев Эльдар" - то хотя бы по взаимной симпатии). Собственно, везде, где у Толкина есть какая-то история взаимоотношений у эльфов, брак заключается по любви. Проблема в том, что это можно рассматривать как косвенный довод против жестко-иерархического устройства эльфийского общества - так как в обществах с выраженным делением на аристократию и всех остальных браки чаще всего заключаются не по любви, а для скрепления союза родов.
 
Последнее редактирование:

Фуфа

Ленный рыцарь
Собственно, везде, где у Толкина есть какая-то история взаимоотношений у эльфов, брак заключается по любви. Проблема в том, что это можно рассматривать как косвенный довод против жестко-иерархического устройства эльфийского общества - так как в обществах с выраженным делением на аристократию и всех остальных браки чаще всего заключаются не по любви, а для скрепления союза родов.
Кроме того из практической необходимости размножаться и успеть настрогать наследников перед смертью.
Но эльфы по факту бессмертны. И чисто технически умершие короли... могут в любой момент вернуться и править дальше.
В мирное время наследник для эльфов вообще повод исключительно по умиляться и пойти квест по родительству.
В военное они не хотят размножаться.
Что выводит брак из важных для любого феодала политических отношений. Уменьшает важность наследника.
 
Сверху