В прошлый раз я остановилась на том, что для всех взрослых персонажей ПЛиО люди - пешки. Для грандлордов пешки - армии и регионы, для частных лиц - отдельно взятые люди, стоящие на их пути или походя попавшиеся под руку. Для Тайвина - мешающая Тиша, для Арьи - болтоновский часовой и страховщик с его охраной, для Кейтлин Старк - мимоходом убитые слуги Тириона..., так почему на этом фоне там раздражающ Петир Бейлиш? Весь трабл в том,
кто именно его фигурки. Если бы это были, как у любого неда старка, безликие толпы, или, как у Арьи, - не менее безликие дарионы и прочие мелкие сошки, его донтосы и мариллоны точно так же были бы забыты. Но дело в том, Бейлиш играет не только ими - в его руках не просто крупные и заметные (кто люто горевал по Джоффу или Лизе?), но и любимые для многих персонажи. А вот тут уже - "
Да как он смеет!", верно? И здесь решительно не важно, являются ли эти многие фанатами всех Старков скопом или конкретно Неда, Кейтилин или Сансы, - их всех объединяет в этом плане ненависть к Мизинцу. Ненависть, вызванная, во-первых, его неуважением к этим драгоценным личностям (да как он может не ценить их и играть как куклами?), во-вторых, персональной болью или беспокойством за конкретного героя (у вас, Флёр, это Санса), а в-третьих, уже более глубоким, бессознательным страхом лично за себя в реальной жизни оказаться пешкой у такого вот мизинца.
Я воспринимаю это несколько иначе. Я не настолько прикипаю душой к конкретному герою, чтобы на всё смотреть его глазами и сквозь призму его интересов (ужимая право остальных на собственные и подчас противоположные), и не настолько упираюсь душой в конкретные страдания, чтобы не сравнивать их с положением других. Санса Старк чудовищно страдает от того, что Мизинец подверг ее опасности с той сеткой, не пошил ей персональный гардероб и дважды пошло целовал? А мне вот вспоминаются страдания Теона в дредфордских подвалах или сарайные пытки крестьян, и Санса, знаете, уже не представляется такой страдающей. Вспоминаю, как ее лупасили и раздевали в тронном зале, и непошитый гардероб уже не видится такой проблемой. Вспоминаю изнасилованную Горой дочь трактирщика и думаю - да не растает Санса от этих двух несчастных лобызаний, особенно с учетом, Боже мой, широчайшего простора для таких поползновений (с сохранением ее невинности), тактично обойденного Мизинцем в отношений сей, очевидно, более оберегаемой им леди.
Признавайтесь, вас ведь задевает его доминантность по отношению к Сансе, не так ли?
Пусть и ненавязчивая, но роль хозяина вместо роли подчиненного, на всё готового слуги? Хозяина тем более раздражающего, что его планы и зависимость от Сансы не известны. А если б он капитулировал и передал ей власть - "
я - ваш и вам я безвозмездно посвящаю свою жизнь" - вы не смягчились бы к нему? Или продолжил раболепно прислуживать Кейтилин в КГ, в любой момент опять готовый броситься ради нее на меч? А так - самодостаточный, циничный, непроницаемый, остывший к Кейт и не понятно, загоревшийся ли в адрес ее дочери. По-вашему, слишком много о себе возомнивший? А по-моему, в самый раз. И самомнение, и крепость собственного сердца Петир Бейлиш вполне заслужил. Ну а то, что Мизинец умеет любить, мы прекрасно видели по Риверрану. Все умеют, несмотря на самый разный опыт.
Мне очень симпатично то, что на фоне прочих персонажей, даже в самом раскоряченном положении отрицающих свои недостатки, Петир Бейлиш абсолютно честен в собственных глазах (кто он такой, на что способен, в чем его силы/слабости) и адекватен в отношении других. Потому что именно отсутствие таких иллюзий и здравость собственных суждений подчас и есть залог его успеха. Вы помните, как Эддард Старк, покупая Золотых Плащей, брезгливо отрицал своё интриганство и поэтому отказывался Бейлишу платить? А ведь если бы признал и поискал компромиссный для обоих вариант, то разве бы не получил возможность избежать своего фейла? Если бы Тайвин Ланнистер так упрямо не впирался в "шлюху", а признался Тириону, что не знает, шлюха Тиша или нет, а Робб Старк признал, что опозорил Фреев и явился бы к ним с покаянным посольством до свадьбой с Жиенной, разве бы они не получили шанса избежать своих провалов? И да, кроме сугубо практического профита от безжалостного взгляда на себя и остальных, я вижу в этом стержень, самодисциплину, волю. Потому что, только очень сильный человек способен видеть мир таким, каким не очень-то приятно. И в отношении Сансы, имхо, я думаю, что Петир Бейлиш совершенно четко представляет себе риск, связанный с неоправданием его расчетов.
Мне очень симпатичны его ум, талант и навыки психолога. При том, что ум и человеческий талант (каким бы он ни был - танцевальный, певческий, талант бойца или предпринимателя) чертовски привлекают меня сами по себе, возвышая над посредственной толпой, я вижу в нем того, кто развивал в себе свои способности самостоятельно. У него, в отличие от той же Арьи, вокруг которой вечно скачут няньки и учителя, не было своих форелей и наставников-храмовников, гарвардской школы бизнеса и курсов MBA, и я очень сомневаюсь, что Аррен разбирался в казначейских схемах так, чтобы готовыми отдать их новому министру. А значит, Бейлиш сам их узнавал, пытался вникнуть, развивал, крутил и дополнял... что там за бухгалтерские книги были на Перстах? Пять живых овец/одна убитая? Вам, вероятно, кажется, что политика и коммерция (которую вы так пренебрежительно зовете "лавочничеством") - это легкое, презренное занятие, а для меня это - сложнейшие и очень творческие сферы, вызывающие искреннее уважение к тому, кто освоил их и подчинил себе.
Мне очень симпатичны в нем его амбиции и трудолюбие. Сколько раз я слышала от вас про выскочку, голодранца, лавочника... а вы хоть представляете себе, какой титанический труд стоит за этим восхождением от нищей ветродуйной башни по кресла королевского совета? Какими были эти долгие пятнадцать лет? Сам не привыкший жалеть себя Бейлиш сказал бы вам, наверное, что легкими, и даже искренне, пожалуй, в это верил бы, воспринимая собственный ритм жизни и работы (и обывательские презрение к своему происхождению) как обычные, но глядя на типичного гранд-лорда Неда Старка с его туманными прожектами по заселению Дара, неопределенным будущим для Джона и часовыми расслабонами в саду, мне как-то сложно воспринять их таковыми. Скажем так, Петир Бейлиш десять раз бы заселил тот чертов Дар, в деталях расписал и запустил гражданскую карьеру Джона Сноу, поднял бы Север и Дозор, а чего добился бы Нед Старк, стартуй он на Перстах? Я вижу в Бейлише, так называемую, привычку к монотонному, рутинному труду - засиживаться допоздна за письменным столом, планировать своей следующий день, писать десятки писем, уезжать с визитами... Собранность и самодисциплину. Тайвина я, кстати, тоже замечала полуночником за письменным столом, а остальных всё больше - за развлечениями, праздностью, меланхолией и мексиканскими страстями.
Почему еще мне не приятно это слово "лавочник"? Потому что лавочник - это собирательный образ из низкого происхождения, уровня образования и воспитания. Узкий кругозор, простейшее мышление, плебейские манеры и безвкусные наряды. Но разве это Петир Бейлиш? Образованный. Начитанный. Красноречивый. Утонченный. Хорошо одетый. А пошлость - это искусственное, показное, чтобы легче сближаться, втираться в доверие, казаться проще, безопасней, чем он есть. Демонстрация ложной слабости для усыпления бдительности. Кроме обесчесчивания двух девиц Талли. Вот это - нет. Это - та же реакция Джейме на цареубийство. Обида. Потому что презирают не за подлость или мерзость, а за чистое и светлое. А в целом Бейлиш не обидчив и не мелочен. А смысл? Он знает, чего хочет, и не отвлекается на пустяки.
Мне нравится его реакция на неудачи. Мгновенное принятие хренового расклада, собранность, решительность, молниеносный поиск нового решения. Впечатляюще крепкие нервы. Вы помните каким раздраем и унынием-убейте-меня-поскорее отреагировал на собственный провал Нед Старк? Его отчаянье, раздавленность, опущенные руки? Неспособность торговаться ни о собственной жизни, ни о заложничестве Сансы? Или застилающее разум половодье чувств Тириона в суде: "Это потому что я - ка-а-а-а-арлик"? Вы можете себе представить сдавшегося Бейлиша, молящего о скорой смерти, или отупленно воющего: "Это потому, что я с Персто-о-о-в!"? Потому что стойкость и умение держать удар, несмотря на боль и страх. Оптимистичен, бодр и свеж даже на краю обрыва.
Внешность? Я не вижу в его внешности отталкивающих черт. Теоретически я бы и в Вариса, наверное, смогла влюбиться, не имей мы на пути нашей любви чисто технических препятствий. Потому что личность, а не внешность. А вот карликов прошу не беспокоить.
И чувство юмора его мне нравится, и смелость. И щедрость - Сансу-то балует. Всё вместе это - да, очарование.