«Визуальные подсказки для зрителя очень важны, и при первом же появлении дорнийцы должны были выделяться на фоне остальных, — говорит художник по костюмам «Игры престолов» Мишель Клэптон в книге о создании 3-4-го сезонов. Создавая визуальные подсказки, она ориентируется на понятные широкому зрителю стереотипы, однако такой подход работает не всегда. Иногда в сериале очень не хватает единой концепции (или опоры на историческую достоверность, которая могла бы это компенсировать). Проще всего эту мысль проиллюстрировать на примере таких самобытных регионов, как Дорн.

«В Дорне жарко, здесь любят роскошь и наслаждение, поэтому мы отдали предпочтение свободным и чувственным туалетам, вдохновленным индийскими и персидскими традиционными нарядами», — рассказал исполнительный продюсер «Игры престолов» Фрэнк Доелжер в одном из закадровых роликов «Игры престолов». Ожидая появления Дорна, Мишель Клэптон с первого сезона старалась не использовать их желто-коричневые цвета — как и в остальных королевствах Вестероса, дорнийцы носят цвета правящего дома. Ткани для пошива костюмов привезли из Индии.

Художественный образ Дорна в книгах больше всего напоминает Испанию под мавританским владычеством, однако Дорн отличается от стереотипного востока тем, что здесь даже незаконнорожденные женщины имеют равные права с мужчинами любого происхождения. Пример такой женщины — Эллария Сэнд, незаконнорожденная дочь лорда Уллера и возлюбленная Оберина Мартелла, младшего брата правителя Дорна.

Изначальные концепты костюмов Оберина и Элларии. Костюм Оберина в итоге оказался другим.

Эллария отдает предпочтение непрозрачным тканям — как правило, плотному шелку, шлифованному песком, что умягчает ткань и убирает характерный блеск. Воинственный вид платьям придают кожаные вставки  со змеиным узором на плечах или воротнике; из такой же кожи сделаны браслеты. В мужском костюме кожа с подобным рисунком появляется лишь в боевом доспехе Оберина Мартелла и отсылает к прозвищу принца — Красный Змей. Верхние платья Элларии имеют глубокие вырезы спереди и сзади, бывают с рукавами или без них. Платье без рукавов Эллария сочетает с массивным ожерельем с солнцами в персидском стиле и кожаными браслетами на локтях. Рукава-крылья в дорнийских платьях отличаются от похожей миэринской модели: здесь есть проймы для рук и сильно увеличены плечи по моде 1980-х; такие плечи немного похожи на капюшон кобры и делают образ Элларии агрессивнее.

Под платьем дорнийские женщины носят плотный лиф. Это два треугольных куска ткани, которые крепятся на теле подобно современным раздельным купальникам. Лиф Элларии содержит кожаный ремень и вышит традиционным индийским орнаментом. Этот элемент одежды рассматривается как нижнее платье, а не белье, поэтому выставляется напоказ. Честно говоря, таких элементов нет ни в восточном, ни в индийском костюме знатной женщины, зато сходу вспоминаются костюмы из фильмов «Камастура: история любви» (1997) или какой-нибудь стереотипной «Арабской ночи» (1942). В целом же платья напоминают скорее наряды в стиле арт-деко, для которых характерен прямой крой, скрывающий естественные изгибы фигуры, и смешение стилей различных эпох/стран — всё как любит Мишель Клэптон.

На свадьбу короля Джоффри и Маргери Эллария надевает менее воинственное, но все еще не по-вестеросски открытое платье: здесь плечи украшены не кожей, а вышивкой, и по бокам имеется вставка из плотной ткани с вышитым индийским орнаментом. Обувь — современные босоножки из змеиной кожи. Волосы Эллария собирает под сеточку из переплетенных цепочек: «Мы пытались найти какое-то совершенно новое украшение, не похожее на все то, что мы делали раньше, и сеточка выглядит отлично», — говорит Мишель Клэптон. На руки Эллария надевает кожаные браслеты. «Ее открытые до пупа наряды все же не показывают слишком много, в них есть сила и вместе с тем простая и чувственная элегантность. И очень много уверенности. Представляю, что думала Серсея при их первой встречи — в конце концов, ее дочь сейчас в Дорне!» — смеется Клэптон. (Вспомните как презрительно Серсея высказывается об открытых нарядах Маргери Тирелл!)

В знак скорби по убитому возлюбленному Эллария остригает волосы, вырез ее платьев уменьшается, а солнечные цвета уступают место черному трауру. Плечи нового наряда украшены сдержанной вышивкой (жухлые цветы?). На грудь Эллария надевает перекрещенный на груди кожаный ремень со змеиной головой в центре. За ним можно разглядеть кулон с ядом/антидотом, а на руке сверкает браслет в виде змеи, оплетающей руку.

Для встречи с Песчаными Змейками Эллария надевает полупрозрачную шаль и  платье с рукавами в стиле раннего средневековья; аксессуары почти те же, что на фото выше, разве что центральная фигура на ремне — это гремучая змея целиком, а талия подпоясана ремнем с красивой пряжкой в виде змеи, кусающей себя за хвост. Можно осторожно предположить, что такой не патриотичный не дорнийский фасон появился потому, что шаль плохо смотрится с большими плечами основного черного платья, а вариант без рукавов был бы недостаточно траурным.

Узнав о прибытии Джейме Ланнистера, Эллария решает похитить Мирцеллу из Водных Садов. Однако Доран Мартелл пресекает эту попытку и ставит Элларию перед выбором: умереть или смириться и присягнуть ему на верность.

В знак смирения Эллария надевает новое платье — тоже дорнийское, но совершенно другого фасона. Платье сшито из тончайшего шелка с пышной юбкой, открытой спиной и плечами, глубоким вырезом, узкой талией, образованной сборками и шнуровкой сзади, и чудесными рукавами, держащимися на честном слове. Под верхним платьем дорнийки опять же носят расшитый лиф и нижнюю юбку (как Мирцелла) или замшевые штаны (как Эллария с остальным серпентарием). Верхнее платье такое легкое, что даже в Дорне его иногда сочетают с накидкой из более плотной ткани.

В новом платье нет ни тени воинственности, это наряд чувственной и уязвимой знатной дамы, которая далека от политики и мести. Такой Элларию хочет видеть Доран Мартелл (правда, Эллария надевает к платью кулон с ядом и кожаный браслет со скрытым в нем стилетом — этого оказывается достаточно, чтобы поднять Дорн на войну), и такой зрителям предстает Мирцелла.

«Мне хотелось, чтобы платье Мирцеллы выглядело так, что стоит слегка потянуть, и ткань падет к ногам; что это просто облако», — говорит Клэптон.

Принцесса Мирцелла при дворе Дорана Мартелла не только драгоценная гостья и невеста наследника, но и заложница, гарантирующая мир с Железным троном. У нее здесь нет союзников, кроме семьи жениха, она огорожена от внешнего мира. Контраст легких открытых женских нарядов и закрытых мужских в сериале уже показывали — в Кварте знатные дамы удалены из политической жизни города и тоже одеты в струящиеся яркие полупрозрачные шелка с глубокими V-образными вырезами и открытыми руками, тогда как мужчины носят длинные закрытые одеяния из плотных тканей.

Сложно отделаться от мысли, что фасоном верхнее платье здесь напоминает европейские наряды начала XX века. Принципиальное отличие заключается в использовании лифа, позволившего сделать вырез еще более глубоким, плюс, конечно, Y-образная вышивка, которая визуально роднит наряд с корсетными платьями. Обратите внимание, что все наряды Мирцеллы, Элларии и Змеек различаются только цветом шелка и растениями в вышивке. У дочерей Оберина среди цветов встречаются и ядовитые — болиголов и бругмансия, в вот цвет платья не несет никакого особенного смысла: если вам кажется, что розовое платье Мирцеллы — это возвращение к красному цвету Ланнистеров, то взгляните на розовое платье Нимерии! Сходство костюмов усиливает почти полное отсутствие аксессуаров; в реальной жизни женщины не стали бы одеваться настолько похоже.

Есть у Мирцеллы еще одно очень открытое прямое платье без лифа, сделанное из более плотного желтого шелка, украшенного вышивкой. Это платье напоминает самый первый наряд Элларии без рукавов (и опять же земную моду 1920-х гг.). Неслучайно, что в этой сцене Мирцелла не только объект обмена, но и участник переговоров — правда, Джейме, увидев дочь в таком виде, не может удержаться от комментариев.

В погребальном платье Мирцеллы все еще заметны дорнийские черты, однако ткань стала плотнее, разрез — у́же, а вместо чувственного лифа надето нижнее платье с длинными рукавами. В центральной фигуре среди цветов и погребальных бабочек, символов краткости жизни, главное место занимает голова оленя дома Баратеонов с рогами, тянущимися к плечам. В платье отсутствуют львы и нет красного цвета Ланнистеров, а темно-желтый цвет ткани одинаково хорошо подходит и Баратеонам, и Мартеллам.

После убийства Дорана Мартелла Эллария возвращается к траурным закрытым нарядам, а в союзе с Дейенерис окончательно приходит к узким штанам и подпоясанному ремнем мужскому кафтану с увеличенными плечами и небольшим вырезом на спине. От женского костюма остается лишь расшитый лиф. В конце создатели сериала не могут удержаться от того, чтобы не обнажить Элларию, и лишают ее пояса.

Мужчины из дорнийской знати носят узкие кожаные или замшевые штаны, длинные или короткие туники и длинные кафтаны (халаты), повязанные большим кушаком или ремнем, на который крепится оружие.

Под кафтан надевается туника с длинными рукавами, иногда она украшена вышивкой или росписью, может быть до бедра или ниже колен, с вырезом разной длины, с застежками или без них. У Оберина все рубахи — с глубоким вырезом без застежек из желтого или оранжевого шлифованного шелка. Мужские кафтаны шьют из плотного шелка, парчи и льна. Вырез и кафтана, и рубахи Оберина подшит тканью с чешуйчатым узором.

Главный кафтан Оберина — желтый с солнцами, образованными металлическими дисками и вышивкой, с едва заметной росписью индийским узором. Второй кафтан (для королевской свадьбы) — светло-бежевый, расшитый золотом и подпоясанный зеленым кушаком с индийским рисунком. Наконец, третий кафтан — красно-коричневый с золотым рисунком, очень напоминающим одно из одеяний Джоффри Баратеона; этот кафтан Оберин подпоясывает кожаным поясом или черным кушаком с рисунком.

В целом, дорнийские мужчины одеты в стереотипные восточные костюмы, к ним вообще нет вопросов, однако Мишель Клэптон считает их женственными: «Несмотря на плотность ткани и металлические вставки с гербом Мартеллов, костюмы Оберина довольно женственные, — рассказывает она. — Мужественным платье сделало то, как его носил Педро Паскаль, его мачизм и готовность носить женский наряд без страха». (Кстати, в «Игре престолов» халаты носят еще и работорговцы в одноименном заливе, только их халаты широкие и подвязываются иначе.)

Из украшений Оберин носит золотые кольца на больших пальцах и массивную персидскую подвеску с цветами (почему не солнцем?). Похожую подвеску носят и Доран, и Тристан Мартеллы. Несмотря на то, что дорнийцы, возможно, носят аксессуаров больше, чем во всех остальных королевствах вместе взятых, по сравнению с земным востоком они смотрятся аскетами. Для сравнения ниже приведен кадр из фильма «Александр» (2004) с персидскими костюмами (в центре дочь Дария).

У Дорана несколько вариантов кафтанов, туник и кушаков очень близких цветов. Как и брат, Доран носит золотые кольца на больших пальцах. Странно, что в наряде владыки Дорна отсутствуют символы его дома — красное солнце, пронзенное копьем. Даже кушаки украшены цветами, а не солнцами. Под кафтаном длинная туника с длинными рукавами и полностью застегнутыми пуговицами. (Кстати, за пределами Дорна пуговицы в костюмах не используют; одежду затягивают на фигуре шнуровкой, ремешками и завязками.) Обратная сторона кафтана — контрастного цвета и тоже украшена индийским узором.

Тристан Мартелл одевается скорее в духе своего дяди, нежели отца. Туника и кафтан с глубоким вырезом украшены индийским орнаментом и простым геометрическим узором (похожий кафтан выдают схваченному Джейме, только туника у него с пуговицами). Большой корсетный пояс, утягивающий фигуру принца, и золотая цепочка взяты из личной коллекции Клэптон, и возможно, именно из-за них юный Тристан выглядит куда женственнее отца и дяди. Обратите внимание, что пряжка пояса сделана в виде змей, а на боку висит рапира с рукоятью в форме змеи. Тристану этот элемент чужд. Даже у Оберина змеи появляются в лишь боевом образе — на копье и доспехе, а ведь Тристана никто не называет змеем, как Оберина или его дочерей. Наследнику пристало бы носить символы солнца и копья, но хотя бы в цвете одежды он бо́льший Мартелл, чем Доран.

Дорнийская знать носит тюрбаны, плотно или свободно повязанные. Кроме практического значения — защиты от солнца — тюрбаны играют и представительскую роль: неслучайно лорд Дальт и другие не снимают своих тюрбанов и в Королевской Гавани. Знать повязывает тюрбаны из дорогой ткани, иногда настолько длинной, что она свисает подобно плащу. Простые стражники накручивают на голову простую хлопковую ткань, используя длинный конец в качестве маски (для скрытности или защиты от песчаных бурь?) или закрывая им шею, а чтобы головной убор не сорвало ветром, тюрбан дополнительно закрепляют кожаными ремешками, как каску. При этом любопытно, что ни один из Мартеллов тюрбаны не накручивает.

На ногах дорнийцы носят сапоги из кожи и замши. Например, у Мартеллов-мужчин узкие сапоги со шнуровкой от середины голенища до самой подошвы, что, конечно, совершенно непрактично, но простительно для принцев; сапоги украшены солнцами Мартеллов и орнаментом. Дочери Оберина, надевая доспехи, сочетают их с кожаными сапогами, подошва которых слегка удлинена у носков и закручена — в форме змеиных языков, как говорит Клэптон; кожа украшена тиснением в виде чешуи и солнцами.

Слуги носят легкие хлопковые халаты без вышивки и росписи, подвязываются кушаком. Служанки надевают индийские топы (чоли) с короткими рукавами и юбки в пол.

Костюм дорнийской стражи вдохновлен индийским куяком с оплечьями, который Мишель Клэптон увидела на выставке восточного костюма во Флоренции несколько лет назад: «Этот доспех состоит из кожи, набивки и бархата, каждая заклепка — это солнце поверх кусочка кожи. Я подумала, что носить такое будет легко и приятно, но доспехи оказались очень плотными и тяжелыми, и таких нужно было сделать больше 25 штук».

Арео Хотах и его люди вооружены в основном древковым оружием, копьями и алебардами, поэтому не нуждаются в ремнях для ношения оружия и подпоясываются кушаком. (Кстати, кушак Арео Хотаха взят у принца Оберина.) При ношении сабель ножны крепятся к ремню, поверх которого повязывается кушак. Под куяк дорнийская стража надевает кожаную рубаху с короткими рукавами и персидским орнаментом на груди, а под нее — простую хлопковую тунику. Обратите внимание, что Джейме Ланнистер забывает надеть кожаную рубаху, а Арео Хотах не носит тунику.

Другая любопытная деталь — это змеи на алебарде Хотаха; теперь уже окончательно понятно, что змея — это не эксклюзивный символ Оберина Мартелла и тех, кто жаждет мести за него, а новый символ Дорна. Солнце Мартеллов после смерти Оберина появляется лишь на куяках стражи, конской сбруе, в архитектуре и на парусах кораблей:

Идея для легкого кожаного доспеха Оберина пришла в голову Мишель Клэптон под впечатлением от увиденного металлического доспеха в черно-белую клетку. «Вместо стали мы взяли кожу, наштамповали множество деталей, получилось что-то в духе змеиной кожи», — рассказала Клэптон в закадровом ролике о костюмах четвертого сезона. «Визуальный контраст между тяжелой броней Горы и легкой вареной кожей Оберина смотрится потрясающе», — считает она. Оберин сражается с Горой копьем, однако есть у него и сабля. И сабля, и копье украшены змеями. К доспеху прилагается шлем, но Оберин его не носит.

Впоследствии этот плотно сидящий на фигуре доспех лег в основу боевых костюмов Песчаных Змеек. С женским вариантом полного доспеха вышло не все гладко. Кожа формировалась (растягивалась) на женском манекене с соска́ми, и выпуклости на груди так хорошо повторяют женскую анатомию, что при хорошем освещении угадывается форма соска. «Когда я увидела их в первый раз, я потребовала убрать эти чертовы соски́! Ненавижу соски́ на броне», — говорит Клэптон. Однако времени оставалось слишком мало, и оружейники не успели завершить шлифовку полностью. (Оставим в стороне тот факт, что груди в доспехе вообще непрактичны.)

Внешне доспехи Змеек выглядят очень похоже за исключением нескольких деталей. Например, у Обары есть наплечники, у Тиенны иначе сшита кожа нагрудника и другой пояс, а у Нимерии — льняная юбка. Общим для костюмов является рисунок брони и обилие змеиных украшений как на доспехе, так и на оружии девушек.

Впрочем, впервые Песчаные Змейки появляются в костюмах, которые вызвали куда больше вопросов. Если Обара Сэнд избрала путь воина и одевается в мужской костюм с первых же кадров, то Нимерию и Тиенну зрителям хотят показать с одной стороны как истинных дорниек, сексуально раскрепощенных и свободных девушек, а с другой — истинных наследниц своего отца. Стоя посреди пустыни, однако, Песчаные Змейки не выглядят сильными и независимыми подобно отцу; кажется, что дядя предоставил им свободу делать все, что они пожелают, но не в политике, куда они стремятся, поэтому они и выглядят так несуразно.

«Вокруг говорили, что Песчаные Змейки выглядят как девицы из низкопробных фильмов, но ведь в жару носить легкие ткани практичнее, а [для верховой езды] практично носить замшевые брюки и сапоги. Мне просто понравился контраст светлых легких платьев и толстой кожи», — сокрушается Мишель Клэптон, забывая и о черном платье Элларии под жестоким дорнийским солнцем, и о тяжелых плотных доспехах дорнийской стражи, и о том, что кожаные ремни на жаре натирают и не имеют никакого практического (защитного) значения, и о том, что прозрачные ткани у Элларии и Дейенерис — это знак слабости, а Змейки вроде бы сильные и независимые.

После неудачного похищения Нимерия и Тиенна одеваются в принцесс, а Обара меняет доспех на кафтан, очень похожий на один из кафтанов Тристана, даже с такой же пряжкой ремня, но змеиным узором на вырезе, как у отца. Нимерия Сэнд в новом платье немного похожа на ее описание в книгах («изящная, в лиловом мерцающем платье»), Тиенна же натягивает поверх своего наряда кожаный ремень крест-накрест; это явный знак того, что смирение притворно, но Доран Мартелл его не замечает.

Для убийства кузена Нимерия надевает кожаный верх из переплетенных ремешков с наплечниками и пышную юбку. Обара, которая прежде одевалась по-мужски, в этой сцене тоже почему-то в юбке, и кожаный верх у нее даже короче, чем у сестры. В каком-то смысле этот комплект — улучшенная версия самого первого образа: сочетание женственности и мужской роли и амбиций.

Возвратившись в Дорн, Обара возвращается к мужскому кафтану, а ее младшие сестры надевают плотные приталенные платья без рукавов, лифов или нижних рубашек. Наконец-то все Песчаные Змейки вспоминают, что в их положении соблазнять больше некого.

К финалу своей истории они, как и Эллария, приходят в мужских кафтанах. Две старшие сестры надевают поверх них броню и так встречают свой конец, а младшая одевается в точности как мать и умирает у нее на глазах. Кадры со старшими Змейками, к сожалению, очень темные.

Индийское и персидское влияние, декларируемое создателями сериала, оказалось справедливо лишь для тканей и отчасти для мужских костюмов, которые действительно выглядят прекрасно. Женские же наряды представляют собой смесь оригинальности стиля арт-деко и безвкусных стереотипов; нет в женских нарядах ни сверкающей восточной бижутерии, ни обоснованного разнообразия фасонов, ни логики использования обнажения. Теряется и логика использования гербовых цветов и символов. Костюмы Дорна оказались противоречивы в той же мере, что и вся эта сюжетная линия.

Все статьи с разборами костюмов и реквизита «Игры престолов» читайте в рубрике «Костюмы».