Беньофф и Вайс возвращаются с «Задачей трех тел» и немного вспоминают «Игру престолов»Netflix начинает активно рекламировать свою сериальную экранизацию «Задачи трех тел» (премьера ожидается 21 марта), выпустив новый трейлер и предоставив журналистам «доступ к телу» обычно скупых на интервью Дэвида и Дэна. Конечно, трудности и подход к переносу на экран романов Лю Цысиня — ожидаемо главная тема их разговора с The Hollywood Reporter, но шоураннеры немного вспоминают и свой опыт работы над «Игрой престолов» и после нее. Мы выбрали для перевода именно эти части интервью.

Третий шоураннер «Задачи трех тел», Александр Ву, перед тем как принять приглашение Дэвида и Дэна работать с ними над экранизацией, позвонил Брайану Когману, многолетнему сценаристу и продюсеру «Игры престолов», и попросил его рассказать о своих впечатлениях от совместной работы. Брайан ответил, что ни у кого из съемочной группы не найдется для пары ни одного плохого слова. «Они замечательные, очень достойные люди».

Сами Беньофф и Вайс предпочитают вспоминать о своих творческих решениях при создании последних сезонов «Игры престолов» лишь в самых общих словах («Ты всегда надеешься, что твоя работа понравится всем 100% зрителей, но так не бывает»), а в качестве реакции на критику предпочитают нулевую реакцию: «Можно просто завязнуть в трясине обсуждений и потратить всю жизнь на гугление и поиск разных мнений» (Беньофф), «Даже положительные отзывы часто действуют на нервы. Обратная связь — это своего рода наркотик, и когда мы с этой иглы слезли (я последний раз гуглил себя в 2013-м), уровень стресса в нашей жизни разом снизился вдвое» (Вайс).

Впрочем, Дэвид и Дэн встречались с фанатами «Игры престолов» в реальной жизни, и, вопреки истерике, царившей в интернете, эти встречи проходили вполне доброжелательно. «Разговаривая с глазу на глаз, люди всегда соблюдают приличия, без этого личное общение просто невозможно. Лишь при переходе в интернет куда-то теряется вежливость и разбухает агрессивность».

Бравший интервью Джеймс Хибберд также считает, что многие претензии в адрес пары безосновательны. Их обвиняют в спешке при подготовке последних сезонов и желании поскорее «соскочить», но они практически с самого начала утверждали, что планируют примерно 7 сезонов. Обвинение же в стремлении сшибить побольше денег на стороне противоречит тому факту, что Беньофф и Вайс отказались от предоставленного им контрактом с HBO права оставаться продюсерами всех последующих проектов по вселенной Мартина, включая «Дом драконов», и причитающихся гонораров. «HBO это поставило в тупик. Их юрист объяснял: “У вас не будет дополнительных обязанностей, мы просто будем выплачивать вам деньги”. Но для нас использование нашего имени в проектах, к созданию, успехам или провалам которых мы не имеем никакого отношения, было неприемлемо». От себя добавим, что подобный контракт мог подразумевать запрет на работу в Disney/Lucasfilm (см. ниже), в Netflix, куда дуэт в итоге пришел снимать «Задачу трех тел», или у прочих конкурентов.

К слову, «Дом драконов» они не смотрели. Вайс недавно пересматривал «Игру престолов» с семьей (но отказывается как-либо прокомментировать свое впечатление), а Беньофф не видел ни единой серии после окончания 8-го сезона (а сейчас прется от «Царства падальщиков»).

Следующим проектом пары должен был стать сериал «Конфедерат» для HBO — альтернативная история Штатов, в которой Юг отстоял свою независимость в Гражданской войне, сохранил рабство и стоит на пороге новой войны. История замышлялась антирасистской, но на нее обрушились со всех сторон, назвав ее категорически неприемлемой, после чего на идее сериала был поставлен крест. Дэвид и Дэн долго подбирают слова, чтобы прокомментировать: «Это была неудача. Ты пытаешься создать что-то достойное и интересное, и иногда это удается, а иногда нет».

Не удался и фильм по вселенной «Звездных войн». «Мы хотели снять “Первые джедаи” — кино о зарождении ордена джедаев, создании первого светового меча… Но Lucasfilm эта идея не привлекла. С нашей стороны — никаких претензий, мы просто не были теми дроидами, которых они искали. А добил нас Райан Джонсон, снявший “Последних джедаев” и совершенно загубивший наше название».

Беньофф и Вайс получали предложение поработать над несколькими проектами, в том числе в жанре фэнтези, но они были тверды в стремлении двигаться дальше и оставить мир Вестероса в прошлом. И всё равно, совершенно неизбежно, при работе над новым проектом и сами шоураннеры, и члены съемочной группы, и актеры то и дело возвращаются к сравнению с «Игрой престолов».

В частности, трилогию «Воспоминания о прошлом Земли» (Лю Цысиня) Беньофф и Вайс прочитали, возвращаясь из промо-тура «Игры престолов» в Японии.

Беньофф: Мы закончили практически одновременно, и Дэн спросил о моем впечатлении. Я ответил, что концовка потрясающая, а он сказал: «Вот он, наш следующий проект, правда же?»
Вайс: Когда мы прочитали книги Мартина, нас крайне вдохновила идея, что ничего подобного никто раньше не снимал. И хотя «Задача трех тел» максимально далека от «Игры престолов», у них есть вот эта общая особенность.
Беньофф: Это был первый проект со времен «Игры престолов», за который было страшно браться. Мы понимали, что легко не будет.

А когда шоураннеры созвонились с Лю Цысинем, выяснилось, что тот страстный фанат «Игры престолов» и заранее готов выдать индульгенцию на значительные отклонения от книг при экранизации (и эти отклонения уже потребовались в первом сезоне, но хотя бы все книги трилогии уже закончены — можно яснее видеть финальную цель). К слову, экранизация Netflix называется «международной» не только из-за переноса действия на глобальную сцену, множества мест съемки и актерского ансамбля со всего мира, но и в противовес «китайской» — в Китае Netflix недоступен, а местный медиахолдинг Tencent уже снял свою версию, на китайском, гораздо более подробную (30 серий в первом сезоне) и почти дословно близкую к книге. Однако и в ней есть значительное отступление: первая часть первого романа посвящена временам китайской «культурной революции» (с критическим, или, если угодно, правдивым подходом), а нынешнее руководство страны предпочитает о том времени и тех событиях забыть и не упоминать. Так что экранизация Netflix может оказаться куда точнее в той части, которая, кажется, и привлекла в первую очередь многочисленных читателей по всему миру к саге Лю Цысиня.

Бернадетт Колфилд, исполнительный продюсер «Задачи трех тел» и «Игры престолов», тоже прибегает к сравнению с классикой: «В новом сериале множество мест действия, и почти все они появляются в сюжете всего раз — совершенно не похоже на тронные залы[, бывшие постоянным местом действия в течение одного или даже нескольких сезонов]».

Джон Брэдли-Уэст (Сэмвелл Тарли), играющий, как и некоторые другие актеры «Игры престолов» (Лиам Каннингем (Давос Сиворт), Джонатан Прайс (Его воробейшество)), значимую роль в первом сезоне «Задачи трех тел», говорит о Беньоффе и Вайсе: «Они чувствуют значительно возросшие ожидания от их работы, понимают, что надо оправдывать сложившуюся репутацию. Многие разочарованные финалом теперь только и ждут их провала. Дэвид и Дэн не могут не держать это в голове, но я уверен, что новый сериал их реабилитирует в глазах таких зрителей и покажет, что они всегда были великолепны. Они снова пытаются расширить границы привычного для сериалов».

Наконец, Беньофф приводит еще одно характерное сравнение. «Второй роман (“Темный лес”) гораздо лучше первого, а третий просто взорвал мне мозг. Так что если мы дотянем до второго сезона, то самое трудное останется позади. Дальше события будут развиваться стремительно, и там есть одна сцена, которая, если мы доберемся до нее, станет культовой. Как Красная свадьба».

[+] Дополнение по двум отдельным новостям THR:

Дэвид и Дэн отказываются рефлексировать на тему своей работы над «Игрой престолов», а вместо всего, что желали бы поменять в сериале зрители, они изощренно упоминают идею вернуть в сюжет колоритного тюремщика Морда (аж из первого сезона, в Орлином Гнезде). Тирион, отбывая с Бронном навстречу горцам, бросил Морду мешочек с золотом в награду за помощь («Ланнистеры всегда платят свои долги»). И тот вполне мог на эти деньги приобрести или открыть, например, трактир, в котором побывали бы Бриенна или Пес (а Морд на заднем плане снова воплощал бы свой образ).

И всё же Беньофф и Вайс признаю́тся, что скучают по тем съемкам, а на вопрос о гипотетической возможности возвращения к франшизе через много-много лет, например для создания обсуждавшегося спин-оффа про дальнейшую судьбу Джона Сноу, отвечают: «Было бы здорово. Ничто не доставит нам большей радости, чем возврат к работе со съемочной группой “Игры престолов”. Другой вопрос, что новый сериал можно сделать и без нас, использовать новые, свежие подходы. Кроме того, Киту Харрингтону пришлось бы подкачаться, потому что мужику за сороковник тяжело будет носить его черный плащ, тот весил без малого 30 кг. Но может быть, мы попробуем, когда нам будет под 80, а Кит будет готовиться к выходу на пенсию и блистать всамделишной сединой в бороде».

Касательно принципиальной осуществимости спин-оффа «Сноу» глава HBO Кейси Блойс ответил в начале января, что в разработке сериалов по миру Мартина происходит много всего, но статус конкретных проектов он сейчас публично обсуждать не готов. Сам же Кит Харингтон, по словам некоторых фанатов, на фестивале Comic con объявил, что «никаких движений вокруг сериала не происходит, но он открыт к предложениям когда-нибудь в будущем».