Известно, что при Эйерисе II “казна была выше краев наполнена золотом”. А ведь уже бушевала гражданская война. Специалисты по финансовым вопросам могут подтвердить, что такое хозяйствование неминуемо вызовет тяжелый экономический кризис. Конечно, нельзя сравнивать средневековую феодальную и рабовладельческую системы. Так, при императоре Тиберии примерно в 32 году разразился финансовый кризис из-за нехватки ходячей монеты. В казне скупого Тиберия оказалось около 27 миллионов золотых. Вероятно и при скупом (или крайне бережливом) Эйерисе экономика тоже не процветала.

Но хуже когда деньги проматываются. Такие правители как Калигула, Нерон, Юстиниан истратили огромные накопления своих предшественников. Генрих VIII, например, промотал 1 миллион 800 тысяч фунтов. Роберт Баратеон кроме денег Эйериса промотал миллионов золотых. Эта цифра сама по себе вызывает у меня великие размышления. Это слишком большие деньги. Для примера возьмем Англию. При Генрихе 5 годовой доход государства был равен 56000 фунтов в год, при Генрихе 4 – 90000 , при Ричарде 2 – 116000 фунтов. За какие-то 22 года — уменьшение вполовину. Виной тому — мятежи при Генрихе 4 и война во Франции Генриха 5. Неоспоримый факт – государства средневековья балансировали на грани разорения. Государственный бюджет был практически постоянно с дефицитом. Когда в 1328 году при короле Карле 4 Красивом бюджет Франции оказался без дефицита, это воспринималось как экономическое чудо.

К сожалению, мы не знаем каковы были реальные доходы государства при короле Роберте. Учитывая, что большая часть правления пришлась на Лето (а значит, остальное – на весну) доходы должны были быть значительными. Но, по словам Тириона, финансовые книги Мизинца весьма запутанны, и определить реальные доходы затруднительно. Деньги Мизинец пускал в оборот для получения прибыли. Как реальные доходы, так и сумму денег в казне знал только он. Вероятно, Королевский Совет и Джон Арен требовали у Мизинца определенную сумму денег. И все. Очевидно, Мизинец не забывал и себя. Но денег не хватало, или они были пущены в оборот, и приходилось брать в долг. Мы сразу можем сказать, какие земли были наиболее богатые и развитые в экономическом и хозяйственном плане. Это Кастель-Рок (добыча золота) и Хайгарден (житница государства). Деньги брались и у церкви. И у банков Вольных Городов (что-то вроде средневековых ломбардцев).

Могли ли эти долги каким-то образом ударить по экономике страны во время войны? Никак. Вероятно, выплаты по долгам и процентам были временно заморожены.И если для Филиппа 2 Испанского последствия таких мер были крайне опасны и разрушительны , то в Семи Королевствах их даже не заметили. 3 миллиона корона должна была Ланнистерам, т.е. самим себе. Тем не менее лорд Тайвин хотел, чтобы впоследствии было выплачено все. Давали деньги и Тиреллы. Сначала, возможно, для искупления войны против Роберта, потом — для укрепления связей с Робертом и в ожидании будущего влияния и брака. Церковь находится у короля в рабском подчинении, как и Патриархия при царях в России. Возможно, что деньги брались и принудительно. Так, Генрих 5 обложил духовенство 10% налогом. У епископов вымогались деньги под видом займов. Так, у своего дяди, кардинала Бофора, король получил 38000 фунтов. Банки Вольных Городов большого финансового и военного воздействия на Семь Королевств не могли оказать, поэтому выплаты им на время войны были заморожены. Интересно , что нет сведений ни о конфискации церковных земель и доходов, ни о снижении золотого содержания монеты.

Во время войны Ланнистеры были лишены возможности собирать налоги практически везде. Им и их противникам нужно было платить войскам. При Генрихе 5 войска набирались по контрактной основе. Вероятно, знаменосцам и лордам поручалось привести и нанять оговоренное количество людей: вольных всадников и пехоты .Создается впечатление, что именно знаменосцы платили своим воинам (по крайней мере в “Межевом рыцаре”). Высокие лорды платили своим знаменосцам. Возможно, в списках были и “мертвые души”. Мародерство и грабежи — обычное явление в Риверране с обеих сторон. Это как бы дополнительный источник денег для солдат.

Гораздо страшнее — отсутствие пищевых запасов. Жители Королевской Гавани уже испытали голод, радуясь крысам. После битвы при Черноводной положение улучшилось. Но во время свадебного пира Тирион замечает, что “в городе полно людей, которые убьют за кусочек хрена”. Из-за войны Север и Трезубец остались без припасов, Хайгарден истратил часть запаса во время войны Ренли и на прокорм столицы. Вряд ли на железных островах и Драконьем Камне много пахотной земли. Хорошо еще, что в Долине Арен, и вероятно, в Дорне сохранились большие запасы продовольствия. Ясно, что в ближайшие годы в Вестеросе наступит голод.

Поминающий Вас в своих молитвах,
Уральский отшельник