Создатели сериала «Дом драконов» и представители HBO открыто заявляли, что не считают возможным повторить успех «Игры престолов», но в цифрах превзошли достижения первых пяти сезонов оригинального сериала. В среднем каждую серию первого сезона «Дома драконов» всеми доступными в США способами смотрят примерно 29 млн зрителей (для сравнения, 7-й сезон «Игры престолов» смотрели примерно 32 млн). В этот раз рейтинги будут без графиков: сравнивать цифры Nielsеn для первого показа уже не имеет смысла, ведь в них не учитываются зрители HBO Max, а свои данные в HBO показывали лишь выборочно.

По данным Deadline, конгломерат Warner Bros Discovery (владелец HBO) выделил на маркетинг «Дома драконов» $100 млн — огромные деньги по сравнению с рекламными бюджетами, принятыми, например, в Netflix. Глава компании Дэвид Заслав даже написал сотрудникам восторженное письмо, что вложения позволили охватить впечатляющие 130 млн зрителей в возрасте 18–54 лет только в Штатах. Здесь нужно сделать оговорку, что часть американской рекламной кампании действует и на другие рынки — мы все смотрим трейлеры, следим за премьерой и т. д., но значительную часть бюджета выделили на другие формы рекламы, которые актуальны только для Штатов — партнерство с дружественными каналами и шоу, традиционные и не очень ролики на телевидении, таргетированная реклама в интернете, наружная реклама на зданиях и транспорте. Что касается международного маркетинга, то ничего необычного по сравнению с тем, что было во времена показа «Игры престолов», мы не заметили. Ну, разве что эта хитрая и немного раздражающая практика наделать с десяток вариаций одного тизера с разницей в пять секунд новых кадров; в этом есть, конечно, элемент игры, ведь зрители-фанаты репостят и лайкают все вариации.

В Нью-Йорке смотрят Дом драконов целым… домомСудя по всему, вложения действительно окупились. Кое-где премьеру сериала смотрели всем домом — житель Нью-Йорка даже запечатлел один из таких. Несколько омрачил успех тот факт, что за месяц до премьеры в сети стал доступен пересказ всех десяти серий сезона. Первые детали сюжета стали появляться еще в начале июня, но они не были слишком подробными, пока в начале августа на сабреддит /r/freefolk неизвестный не выложил подробный (и довольно точный, как мы теперь видим) пересказ всех 10 серий. В HBO немедленно отправили досудебный запрос о блокировке, но тему создавали еще несколько раз. Согласно данным TorrentFreak, в этот раз юридический отдел HBO настроен серьезно: уже подан запрос в Калифорнийский суд, обязывающий Reddit раскрыть личные данные пользователей, обеспечивших распространение утечки. Впрочем, текстовые описания вряд ли могут существенно повлиять на рейтинги, а вот доступность серии на пиратских сайтах до положенного срока — может. Самые нетерпеливые смогли посмотреть первую и вторую серии почти за сутки до остальных, а последняя серия появилась в сети более чем за два дня до официальной премьеры.

В первый воскресный вечер премьеру «Дома драконов» на HBO и HBO Max смотрели 9,986 млн зрителей только в США, и по уточненным данным, за одну полную неделю число зрителей первой серии приблизилось к 25 млн американских зрителей, а за полный месяц число зрителей составило 30 млн. Это лучший старт нового сериала в истории HBO (в пределах США). Европейские цифры представитель местного подразделения HBO Max не указывает, но отмечает, что количество зрителей первой серии превзошло все ожидания, это крупнейший старт в истории HBO и HBO Max в Европе.

Высказывались опасения, что рекламная кампания и тоска по «Игре престолов» обеспечат высокие рейтинги лишь премьерной серии, и уже ко второй они обвалятся. Такое действительно случается. Например, благоприятная реклама «Подпольной империи» обеспечила внимание зрителей лишь для первой серии, после чего сериал неуклонно терял аудиторию, и только половина тех, кто соскучился по сериалу «Во все тяжкие», вернулась ко второй серии «Лучше звоните Солу». Но с «Домом драконов» вышло иначе. Сериал не только не обвалился, но даже немного нарастил аудиторию — в премьерный вечер вторую серию смотрели уже 10,2 млн зрителей! Серия оказалась рекордной во всем сезоне.

Amazon Prime похвалились, что сериал об истории Второй Эпохи Средиземья «Властелин колец: Кольца власти» по всему миру посмотрели 25 млн человек за первые сутки. В HBO показывают сериал не только через свою платформу HBO Max, поэтому данных о количестве зрителей по всему миру с учетом всех партнеров просто нет. Сравнить аудиторию двух сериалов можно лишь по косвенным данным. Так, компания Samba TV, предлагающая надстройку для телевизоров с технологией Smart TV, отчиталась о том, что в США число зрителей премьерной серии «Дома драконов» с Samba TV составило 4,8 млн зрителей за четыре дня, тогда как у «Колец власти» — в два с половиной раза меньше: 1,8 млн зрителей за тот же период.

Дальнейшие премьерные рейтинги были уже не столь впечатляющими. Отчасти это связано с конкуренцией с другими телевизионными премьерами — по воскресеньям началась трансляция американского футбола, а любители фэнтези могли отчасти переключиться на «Кольца власти». Третья серия к тому же вышла в канун Дня труда, который американцы традиционно проводят за городом, а любимый сериал смотрят потом в течение недели, поэтому в HBO решили сосредоточиться на более приятных цифрах и сообщили данные сразу за четыре дня — третью серию посмотрели 16 млн американских зрителей, причем число просмотров в HBO Max выросло на 27% относительно предыдущей серии. При этом кабельные рейтинги, как и ожидались, просели: в воскресный вечер кабельный HBO смотрели 2,5 млн зрителей против 3,2 и 3,5 млн для первой и второй серий соответственно.

В дальнейшем вплоть до самого финала в HBO называли лишь относительные цифры или вообще не предоставляли данные — и вряд ли из-за оглушительного успеха. Так, к 4-й серии сериал нарастил аудиторию на 5%, через неделю — еще на 3%, и снова плюс 3% после премьеры шестой серии. На три следующие недели в HBO замолчали.

Зато у нас появились данные о популярности сериала у пиратов. На основе анализа нескольких миллионов публичных BitTorrent-раздач с 7 по 21 сентября TorrentFreak насчитал 9 млн загрузок, отмечая при этом, что в день премьеры на сериал приходится каждая десятая загрузка в категории фильмов и сериалов. Для сравнения авторы замеряли в этих же условиях популярность другой фэнтези-премьеры осени: по их данным, «Кольца Власти» скачивают 5 млн раз. Лидерство среди стран качальщиков занимает Россия — отчасти из-за исторической популярности торрент-трекеров, отчасти из-за отсутствия легального способа смотреть сериал (в этом, правда, авторы ошибаются). Авторы подчеркивают, что публичные трекеры — это лишь небольшая часть пиратских просмотров. Данные аналитической компании MUSO еще выше: за неделю с 6 по 12 сентября на «Дом драконов» приходилось 38% всех нелицензионных загрузок и потоковых показов.

Наконец, отгремела последняя серия сезона — и в HBO представили абсолютные цифры. Десятую серию «Дома драконов» смотрели 9,3 млн американских зрителей кабельного HBO (четыре первых показа) и потокового HBO Max (за эти же часы). Такой расклад немного непривычен, если сравнивать сериал с «Игрой престолов», где финал сезона обычно оказывался самой рейтинговой серией, пока не достиг к 8-му сезону показателя в 19,3 млн зрителей. На эти цифры отчасти могло повлиять то, что десятая серия «Дома драконов» стала доступна у пиратов в пятницу вечером — чуть не за три дня до премьеры; вскоре социальные сети заполонили кадры с самыми впечатляющими моментами серии, побуждая присоединиться к просмотру самых нетерпеливых (то есть именно тех, кто обычно и смотрит серии в первые часы).

За пределами Штатов «Дом драконов» в HBO Max, вопреки всему, превзошел оригинальный сериал и стал самым просматриваемым сериалом HBO в Латинской Америке, Европе, Юго-Восточной Азии, Гонконге и Тайване. Что касается России, то Амедиатека тоже не называют абсолютные цифры, но по данным «Бюллетеня кинопрокатчика» с 22 августа по 26 октября сериал посмотрели 82% активных пользователей онлайн-кинотеатра, причем в день премьеры последней серии ее посмотрело на 78% больше пользователей, чем первую серию в день ее премьеры, что говорит о растущем интересе к сериалу среди зрителей. Правда, смотреть сериал легально можно было и у партнеров Амедиатеки — в ivi, okko, Кинопоиске и других онлайн-кинотеатрах, поэтому цифры нельзя считать отражением предпочтений всех платящих зрителей.