• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

ДжРР: Толкиен vs Мартин

Кто лучше?


  • Всего проголосовало
    204

Ell

Ленный рыцарь
Замените Рим на Нуменор, в том числе в качестве адунаика/вестрона как языка межнационального общения вместо латыни...
А до этого еще Белерианд затонул, который скорее всего был в лучшие годы не менее развит.

Потом все равно на определенном этапе они застряли в средневековье, но это практически правило фентези, заданное именно Толкином. Мир ПЛиО тоже застрял на те же самые несколько тысячелетий. Он кажется еще более статичным, потому что в Вестеросе у людских династий на одних и тех же местах одни и те же города и замки, а в Арде даже у эльфов постоянно перемещения и новые города.
Разница в уровне развития огромная, даже физически валинорцы, выросшие в достатке и под облучением Древ, существенно превосходят средиземских родичей.
Однако самый высокий из всех эрухини в истории Элу Тингол.
 

Gotcha

Знаменосец
Потом все равно на определенном этапе они застряли в средневековье, но это практически правило фентези, заданное именно Толкином. Мир ПЛиО тоже застрял на те же самые несколько тысячелетий. Он кажется еще более статичным, потому что в Вестеросе у людских династий на одних и тех же местах одни и те же города и замки, а в Арде даже у эльфов постоянно перемещения и новые города.
Я не считаю развитие, отличное по темпу от европейского Средневековья, чем-то нереалистичным. Для примера можно посмотреть как выглядели крутейшие азиатские мегаполисы каких-нибудь лет 100 назад.
И на Планетосе и в Арде есть развитие и изменения, но в обоих случаях на прогресс сильно влияют глобальные катаклизмы. После уничтожения Древ нолдор, которые были главной креативной силой эльфов, похоронили себя в войне с Морготом, потом крушение Нуменора, потом войны Третьей Эпохи, но после них Арда по задумке должна вырулить в современность. Вестерос тормозят долгие магические зимы, Эссос - войны Валирии, а потом последствия Рока. Но там тоже был каменный век, античность и т.д.
Однако самый высокий из всех эрухини в истории Элу Тингол.
может исключение, хотя есть впечатление что он от общения с Мелиан (у которой в лице свет Амана) подрос:
В то время его народ с радостью собирался вокруг своего короля; и велико было их изумление, ибо облик его и ранее был величественен и прекрасен, ныне же походил он на Владыку Майар. Самым высоким из Детей Илуватара был он, волосы его сверкали как серебро, а глаза сияли звездным светом.
Второй по росту Тургон, а покойный Аргон еще выше. Второй Дом в союзе с Домом Хадора прямо баскетбольная команда.
 

Нимврод

Знаменосец
Но параллели с Сауроном есть и у Бладрейвена. Тот же красный глаз, и декларируемая способность, что он видит все. А Сауроном периода Сильмариллиона его роднит тот факт, что Саурон - лорд оборотней и сам может превращаться в разных животных и менять внешность. Бладрейвен может менять внешность (Мейнард Пламм) и вселяться в тела животных, а в основной саге пытается получить контроль над представителями семейства Старков, волков(по гербу) и оборотней(по сути). Более того, даже позиции в иерархии у Бладрейвена в приквелах и Саурона в Сильмариллиое совпадают: Бринден - Десница, второй после короля, Саурон - второй в Ангбанде после Моргота
У Бриндена с Сауроном есть ещё одна интересная общая черта, которую автор, вполне возможно, вставил нарочно, как отсылочку (отсылочку-перевертыш, как мы увидим далее). Герольдом Саурона была Тхурингветиль, злой дух в обличье огромной летучей мыши-вампира. Наиболее могущественным из лордов, прибывших арестовывать сторонников Деймона-млдашего в "Таинственном рыцаре" выступает Данелла Лотстон, леди Харренхолла, о которой ходили зловещие слухи - что она ест человеческое мясо и купается в крови девственниц (см. возможную связь магии в мире ПЛиО с каннибализмом); в том числе про неё утверждалось, что огромные нетопыри похищают детей, из которых она делает похлебку. То есть Бринден до такой степени запараллелен с Сауроном, что у него даже есть помощница (и, возможно, ученица по части черной магии?), отсылающая к Тхурингветиль (прямо скажем, не самому известному персонажу мира Толкина). Но и это ещё не всё. После Лотстонов Харренхоллом владели Уэнты, на гербе которых, как и у Лотстонов, изображены летучие мыши - что может быть указателем на родство, ведь Лотстоны могли выдавать замуж за служащих им Уэнтов своих дочерей (см. отношения Гарденеров и Тиреллов). Санса Старк по женской линии происходит от Уэнтов. После убийства Джоффри распространяется слух, что Санса бежала из Королевской Гавани, обернувшись волчицей с крыльями летучей мыши. В контексте "летучемышиной" символики Лотстонов и Уэнтов, а также связанной с ней толкиновских параллелей, это представляет особый интерес - особенно учитывая то, что Сансу сейчас выдают за дочь Бейлиша, то есть нынешнего лорда Харренхолла. Дело в том, что, на мой взгляд, история Сансы у Мартина - перевертыш истории Лютиэн. В истории Лютиэн, помимо прочего, она проникает в Ангбанд в обличье той самой Тхурингветиль. Перевертыш у Мартина состоит в том, что, по-видимому, Санса сильно изменится (и, с высокой вероятностью, не в лучшую сторону) в ходе "обучения" у Бейлиша, то есть может не "замаскироваться", а "стать" аналогом Тхурингветиль Данеллы Лотстон (своего дальнего предка / родственника?) также, как Брана ждет превращение в Саурона новую версию Бриндена (особенно если Бриндену он действительно нужен как запасное тело). Кстати, также, как о Сансе ходят слухи, что она обернулась волчицей с крыльями, Бран во сне видит себя волком с крыльями. Для сравнения, в истории Лютиэн Саурон, проиграв в обличье волка поединок Хуану, также обернулся затем нетопырем и улетел. В этом свете сотрудничество Брана и Сансы в концовке сериала смотрится особенно интересно.
 

Рыцарь-дракон

Присяжный рыцарь
есть помощница (и, возможно, ученица по части черной магии?)
Сир Нимврод Безумная Данелла Кровавому Ворону всё же не личная помощница, она просто выполняла свой вассальный долг. А насчёт ученицы вообще чистое предположение.
 

Нимврод

Знаменосец
А насчёт ученицы вообще чистое предположение.
А кто её ещё мог обучить? В ту эпоху был всего один талантливый чернокнижник, и звали его Бринден Риверс.
Сир Нимврод Безумная Данелла Кровавому Ворону всё же не личная помощница, она просто выполняла свой вассальный долг.
Вассальный долг у неё перед королем Эйрисом I. Но фактический правитель при Эйрисе - Бринден Риверс. Объективно она в той ситуации работает на него.
 

Нимврод

Знаменосец
Займусь некропостингом:
Так что для Джорджа Мартина все воющие фракции в гражданской войне по сути занимаются каннибализмом, и хороших среди них нет. Бейлиши-Варисы-Эуроны просто это фактически осознали, и не держат заблуждений.
Полагаешь, Варис "избавился от иллюзий" и высокими мотивами лишь прикрывается? Или для него "высокие мотивы" не исключают "людоедства"?
 

Сехметхотеп

Мастер-над-оружием
Так у Мартина и не получается лихо разделить стороны на хороших и плохих.
Не сложнее, чем у Толкина, а зачастую и проще. Старки и Джон Сноу - хорошие, Тайвин, Серсея, Джоффри Мизинец, Эурон, Болтоны, старшие Грейджои, Фреи, Гора - плохие. Неоднозначность можно увидеть только в Тирионе, Джейме, Дейнерис и, может, Теоне. И то если опираться именно на книги, а не сериал (но тема это и подразумевает). В ВК же к таковым, кроме упомянутых Денетора и Боромира, есть Фродо (поддался силе Кольца, в результате не погубил Средиземье только из-за оказавшегося рядом Голлума), в какой-то мере даже Голлум, Саруман и Бильбо (только двое сильно ближе к черному, третий - к белому). Так что серых тонов даже в ВК хватает, при том, что там основных персонажей просто по количеству меньше, чем в ПЛиО. И это мы не берем в расчет Сильм, хотя не брать его довольно странно.
 

K_Rom

Лорд
Старки и Джон Сноу - хорошие, Тайвин, Серсея, Джоффри Мизинец, Эурон, Болтоны, старшие Грейджои, Фреи, Гора - плохие. Неоднозначность можно увидеть только в Тирионе, Джейме, Дейнерис и, может, Теоне.
Эм... достаточно чуть почитать форум, дабы узреть спорность утверждений про однозначную хорошесть Старков, а уж тем более Джона Сноу. Например, Эддард - тюфяк и чистоплюй, чуть не погубивший дом. Арья - кровожадная убийца. На что была готова Санса ради недостойного Джофри, а скорее его титула? Интриганка. Наивная интриганка, что страшнее. Мама Старк вообще убийственная зомби. Да там клейма на доме негде ставить. :doh: Как Сноу-Таргариен проявлял лидерские качества рядом с Дейнерис точно никто не акцентировал внимания? Ему пророчили ого-го какие дела, а в итоге? Железяку в женщину и айда ноче-дозорить. Негодяй.
По плохишам картина аналогичная. Если не брать в расчет откровенного маньяка Рамси, то старший Болтон совсем не так прост для апостола Петра, пущать или не пущать. И у Мизинца можно отыскать что-то хорошее, кто-то и отыскивает. Всех разбирать не буду. Так что не согласен с вашим делением на черное и белое, оно зело спорно. У Мартина таки основной цвет серый...
Фродо (поддался силе Кольца, в результате не погубил Средиземье только из-за оказавшегося рядом Голлума)
Если бы. А так получаем деревенского парня превозмогшего (с некой помощью Судьбы, а куда же без неё Героям?) Концентрированное Зло. Был бы он крутотеньским валаром или хотя бы майаром, было бы обыденно и не драматично, а так простой человек хоббит, слабый, подверженный искушениям, но сдюжил миссию по спасению Средиземной Ойкумены. Хороший Фродо, хороший персонаж у Толкина.
 
Последнее редактирование:

Gotcha

Знаменосец
В ВК же к таковым, кроме упомянутых Денетора и Боромира, есть Фродо (поддался силе Кольца, в результате не погубил Средиземье только из-за оказавшегося рядом Голлума)
вообще по такому критерию кто угодно неоднозначный, кроме Манве, который официально избавлен он зла. Те же Гендальф или Элорнд не поддались силе кольца только потому что заведомо не посмели к нему прикасаться. А Фродо рискнул своей душой и в этом виноват?)
 

Нимврод

Знаменосец
простой человек хоббит, слабый, подверженный искушениям, но сдюжил миссию по спасению Средиземной Ойкумены
Да, Фродо "потерпел неудачу". Не исключено, что после уничтожения кольца последняя сцена практически изгладилась из его памяти. Однако приходится посмотреть в лицо правде: в конечном счете в этом мире воплощенные создания силе Зла до конца сопротивляться неспособны, какими бы "хорошими" они ни были; а Сочинитель Повествования - не один из нас.
 

K_Rom

Лорд
Да, Фродо "потерпел неудачу". Не исключено, что после...
"Но, исходя из логики сюжета, неудача эта, как событие, отчетливо неизбежна. И уж конечно она — событие куда более значительное и реальное, нежели обычный «сказочный» финал, где герой оказывается непобедим! Для добрых, и даже праведных, существует возможность оказаться перед лицом силы зла настолько великой, что справиться с нею они не в состоянии — сами по себе. В данном случае миссия (не «герой») увенчалась победой, потому что благодаря жалости, милосердию и прощению обид возникла ситуация, в которой все было исправлено, а несчастье — предотвращено. Гандальв явно это предвидел." (с) Д.Р.Р.Толкин. Из того же источника, откуда вы взяли свою цитату.
"Фродо заслужил высшие почести, поскольку истратил всю силу своей воли и тела до капли, и этого как раз хватило, чтобы довести его до назначенного рубежа, и не более. Мало кто другой, а, возможно, и никто другой из его современников не дошел бы так далеко. А затем происходящее взяла на себя Иная Сила: Сочинитель Повествования (и я имею в виду отнюдь не себя), «та неизменно наличествующая Сущность, что всегда присутствует и никогда не упоминается»" (с) там же.

Но предрешенная неудача миссии, которая случилась в очень философском смысле, совсем не связана с тем, что Фродо вдруг стал отрицательным персонажем. Мы наблюдаем обычную подмену понятий со стороны тех, кто записал хоббита в "неоднозначных" героев. С другой стороны, нравится некоторым натягивать сову на глобус - да пожалуйста, но помните, что такие экзерсисы далеко не всех убеждают.
 

Нимврод

Знаменосец
С другой стороны, нравится некоторым натягивать сову на глобус - да пожалуйста
Ну, это скорее уж к некоторым, отказывающимся даже Сильмариллион рассматривать, потому что, видите ли, "это не основание произведение автора".
 

Gotcha

Знаменосец
Да, Фродо "потерпел неудачу". Не исключено, что после уничтожения кольца последняя сцена практически изгладилась из его памяти. Однако приходится посмотреть в лицо правде: в конечном счете в этом мире воплощенные создания силе Зла до конца сопротивляться неспособны, какими бы "хорошими" они ни были; а Сочинитель Повествования - не один из нас.
С кольцом все-таки речь идет о силе Зла как о прямом магическом воздействии, а не этическом понятии. Вот если бы Фродо захотел присвоить кольцо, потому что в нем проснулось ранее подавляемое желание ловко воровать например, а с невидимостью это делать очень удобно - тогда да. Но кольцо просто вынуждает владельца желать оставить его себе, без каких-то конкретных злых целей.
 

Нимврод

Знаменосец
С кольцом все-таки речь идет о силе Зла как о прямом магическом воздействии, а не этич...
Тут смысл в том, что у Толкина нет полностью морально безупречных, недоступных для зла существ. Кроме - в его моральной оптике - Бога (Эру).
 

Сехметхотеп

Мастер-над-оружием
Эм... достаточно чуть почитать форум, дабы узреть спорность утверждений про однозначную хорошесть Старков, а уж тем более Джона Сноу.
Просто понятие "хороший/плохой персонаж" можно использовать в двух значениях:
1) Как он позиционируется автором, какова реакция других персонажей (считают его скорее добрым или скорее злым), по последствиям и пр.
2) С точки зрения системы ценностей самого читателя (тут у каждого может быть своя, но какие-то общие моменты вероятны).
Самое главное при сравнении двух произведений применять один и тот же критерий.
А так получаем деревенского парня превозмогшего (с некой помощью Судьбы, а куда же без неё Героям?) Концентрированное Зло.
Вот смотрите. "Внутри мира" Фродо не превозмог, и "помог" ему Голлум, а не Судьба (да, это стало возможным потому, что прежде Фродо проявил милосердие, но непосредственно в ключевом моменте, в финале, все уже зависело именно от Голлума). То есть он уже точно не морально безупречен. Вы скажете, да полно, видно же, что он задуман автором как положительный герой, после произошедшего его никто не упрекает, все закончилось благополучно, он получает награду как герой и т.п. В этом случае используем п. 1. Но такой подход и к ПЛиО применить можно. Хоть сага и не дописана, есть у кого-то сомнения, что у младших Старков все в итоге будет хорошо, что они позиционируются в этом сеттинге как "хорошие"? То есть не с точки зрения конкретного читателя, а согласно замыслу, по финалу (как в случае с Фродо). В итоге от неоднозначности Мартина не остается ни малейшего следа, у нас есть простой критерий: Старки и те, кто им помогает, - хорошие, кто против них - плохие.
На это можно возразить, что хоть Старки по всей видимости действительно главные герои саги, автор дает возможность оценивать их, как и других героев, самостоятельно. То есть прибегать к п. 2. Дает. Но такую возможность дает и Толкин. Он показывает, как в целом хорошие люди (и не только) могут поддаться злу, или оказаться слабее обстоятельств, или просто прибегать к сомнительным поступкам по принципу "меньшего зла", стараясь как раз победить большое зло. И наоборот, что не самые хорошие люди могут неожиданно проявить себя с лучшей стороны (нет, я не про Голлума, а про хоббитшу, которая ложки воровала и вообще была "с гнильцой"). В общем, персонажей Толкина, даже в ВК, тоже можно судить с позиции ценностей конкретных читателей.
В общем, к обоим нужно применять один критерий, а не так, что к Толкину "видно же, что этот хороший", а к Мартину "ну послушайте, Нед врал, а Арья вообще кровожадная убийца - неоднозначность". Уверен, что и у Арьи все будет в итоге хорошо, она получит награду как герой, никто не будет ее упрекать (включая ее саму). В чем принципиальная разница с Фродо? В случае Фродо, мне кажется, рефлексии и неоднозначности даже побольше будет.

Можно еще с другой стороны рассмотреть вопрос. Вот вы Денетора в черное записали, а Боромира, как понимаю, нет. То есть в белое? А теперь скажите, считаете ли вы, что Денетор и Боромир - ярко выраженные антагонисты, чье мировоззрение и поступки прямо противоположны друг другу? Не думаю. Денетор и Боромир вполне могли бы при определенных обстоятельствах "поменяться местами". Если скажете, что Боромир это и есть единственное исключение, "серый" персонаж, и только потому он не так антагонистичен Денетору, то я спрошу, он действительно НЕ является антагонистом Саурону, Гриме, в меньшей степени Голлуму и Саруману? Ведь все перечисленные плюс Денетор "черные" (а еще есть малозначимые вроде хоббитши, Билла Хвоща, мертвых клятвопреступников), а вы сказали, что полутонов нет, только черное и белое. Действительно нет никакой разницы между ними? Не получится одновременно считать верными утверждения "в ВК только черное и белое без полутонов" и "Денетор черный, а хоббитша белая".

Еще вы можете сказать, что дискуссии вокруг персонажей ПЛиО острее, что косвенно указывает на из бОльшую неоднозначность. Но, во-первых, если вместо ВК взять Сильм, то острота дискуссий окажется не меньшей, во-вторых, играет роль и то, что ВК дописан (причем давно), а ПЛиО - нет. Грубо говоря, в этом случае читатель может придерживаться позиции "да, знаю, что Мизинец или Эурон как бы "плохие", но паладины уже до чертиков надоели, поэтому буду "болеть" за них". А это скорее внешний фактор, обусловленный предпочтениями читателей. Единственное, в чем можно согласиться, так это в том, что система ПОВов дает гораздо больше простора для "боления за своих", но это к неоднозначности относится в лучшем случае косвенно.

А, и еще. Не помню, чтобы Мартин ставил своих героев перед по-настоящему сложными коллизиями, без чудесных спасений. Например, Нед Старк действительно имел бы возможность посадить на трон законного короля Станниса, все бы зависело именно от него. Но Станнис был бы тираном, утопившим страну в крови - и Нед это осознавал бы (ключевой момент). Но Станнис законный король. То есть либо надо поступить зло (обречь страну на гражданскую войну и тиранию), либо бесчестно (проигнорировать закон) - и никакого "должен быть другой способ". Или в случае Дейнерис - она может реформировать Залив, но только ценой того, что никогда не вернется в 7К - и вынуждена отказаться либо от притязаний, либо от принципов. Но таких коллизий нет. А вот у Толкина есть, не в ВК, конечно, но в Сильме есть.
вообще по такому критерию кто угодно неоднозначный, кроме Манве, который официально избавлен он зла. Те же Гендальф или Элорнд не поддались силе кольца только потому что заведомо не посмели к нему прикасаться.
Именно. Толкин как раз показывает, что иногда недостаточно быть просто "хорошим парнем с принципами". То есть достаточно, поскольку мир в конечном счете обречен на благо, но для этого надо довериться высшим силам. А так - почти нет однозначно белых, почти нет однозначно черных, у Толкина как раз полутона во всей красе.
 

Нимврод

Знаменосец
и Нед это осознавал бы (ключевой момент).
Это, кстати, ключевой момент отличий Мартина от Толкина в плане судьбы персонажей - помимо того, что Мартин, если смотреть на то, как умирают его герои, через смерть своего персонажа обожает устраивать его карнавальное развенчание, смакуя или его поражение и (нередко - мучительную) смерть в духе "одна ошибка - и ты ошибся" (Старки, Донтос, Оберин, Квентин), или (нередко включительно) его унижение (Визерис, Дрого, Теон, Лиза), или совсем уж примитивно педалируя темы в духе "такой-то обосрался перед смертью / после смерти" (Эйрис, Тайвин). Мартин специально делает акцент на том, что даже среди политиков его мира большинство - в сущности марионетки, которыми манипулируют "игроки" и которые сами не знают, во что на самом деле ввязались. Сравните с сильмовским "Мы поклялись, и не легкомысленно".
 

Best Player

Оруженосец
Толкин как раз показывает, что иногда недостаточно быть просто "хорошим парнем с принципами".
Мартин показывает, что иногда плохо быть просто "хорошим парнем с принципами".

На мой взгляд это куда более серая концепция. Не хочу принижать серость историй Толкина (да и незачем), но история Мартина мне видится более серой, сложной и интересной. Как минимум потому, что о темах, поднимаемых в ПЛИО, я думаю вразы больше чем о таковых в ВК и Сильмарилионе.
 
Сверху