Джей
Знаменосец
Это описывает все реальные религии, и будь в это в альтистории добавить было бы нечего. Человеческое сознание сведет все к этим вариантамХЗ сюда или в альтисторию, но на тему разных религий.
У Лестара была где-то базовая схема догматики. Вкратце: религия должна объяснять, что создало и движет мир и что ждет нас после смерти. На оба этих вопроса есть ограниченное количество вариантов ответа.
Мир может двигать Единый Бог, Единая Сила, Два Взаимодействующих либо Противостоящих Бога или Силы. Все прочие варианты будут эволюционировать к одному из них.
Но в фэнтези мне кажутся перспективными варианты, когда реальная ситуация не укладывается в человеческое сознание. Например, есть три силы, ни одна из них не хорошая и не плохая в привычном понимании. Жители мира, понятно, считают одну хорошей, а две других плохие, но у разных жителей - разные мнения на этот счет, и по сути формируются три враждующие религии с общей мифологией, но разными оценками.
При развитом но не объединенном язычестве возможны все три варианта вместе. Как у греков. Орфики и пифагорейцы за реинкарнацию, мистерии Эливсина - загробное воздаяние, Гомер скорее упоминает предков, хотя у него смерть - вообще гиблое дело (в Аиде плохо всем)После смерти нас может ждать пребывание с духами предков, реинкарнация, либо загробное воздаяние.
Таким образом, существует 12 базовых вариантов.
Случайный грек сам выбирал во что ему верить
Возможны и комбинации по два варианта, наверное. Перерождаешься только в своих потомков, проводишь небесное воздаяние с предками, или реинкарнация прилетит тебе согласно твоим поступкам в виде воздаяния.
Ну и загробное воздаяние делится на ритуальное (Египет и Эливсинские мистерии), когда надо пройти нужные обряды и произнести нужные заклинания, и ценностное, когда воздаяние обмануть невозможно, и праведно надо уже жить.
И, конечно, на первых порах адаптации религии может быть совмещение. До Феодосия римские императоры обманывали систему, принимая крещение, которые смывает все предыдущие грехи, прямо перед смертью. Но затем Феодосий страшно заболел, думая, что умрет, крестился, но внезапно выздоровел, и из этого выросло вообще много всего
В общем, да.Я решил подобным образом разложить не догматику, а структуру церкви и её взаимодействие со светской властью.
Получились три характеристики.
1. Как рекрутируются низовые священнослужители?
На одном конце будет наследственное жречество, на другом - демократический вариант с наиболее уважаемым членом общины в качестве её религиозного лидера, где-то посередине привычное назначение специально обученного человека, выбранного из членов общины или присланного со стороны, но не являющегося членом наследственной касты.
Правда, наравне с выборной демократией не надо забывать о демократии рандома. Греки знали толк в разнице. Есть голосования тайные по именам, есть те, когда все тащат жребий(случайно), а есть когда кого-то выбирают публично
Все варианты выборные, но дают очень разные церкви
Даже добавить ничего нельзя2. Насколько централизована сама структура церкви?
Это может быть единый аппарат, решения главы которого должны выполняться беспрекословно; глава может существовать, но служить символическим моральным авторитетом; может существовать несколько постоянных центров с тем или иным уровнем влияния; наконец, система может быть полностью эгалитарной, и у кого сегодня язык лучше всех подвешен, тот и есть главный авторитет в вопросах веры.
Священник как госслужащий - это весьма специфично.3. Взаимоотношение со светской властью.
На одном конце спектра - полное подчинение ей, священник как госслужащий. Далее варианты независимой церкви, которая подчиняется властям, ведет с ними борьбу на равных или доминирует над ними, но полностью не подчиняет. На противоположном конце - теократия, когда все аспекты управления подчинены религиозным догмам.
Отношения со светской властью могут быть в двух медиумах. Во-первых, есть ли у светской власти право утверждать решения по теологическим вопросам (император как номинальный глава церкви), какой у верховного светского лица сакральный статус (один из вариантов позднего Средневековья, что король меньше священника, равен самому низкому рангу в церкви, но все же не мирянин)(короли Франции отбили себе право причащаться вином и хлебом как священники), какова сакральная природа светской власти (вся власть от бога).
И второй медиум, какое у власти влияние на социально-экономическое положение церкви. Может ли светская власть неформально влиять на церковные выборы, наделяет ли ее землей, несут ли церковные землевладельцы обязанности перед светской
Если это не совсем концы спектра, то до Нового Времени у светской власти номинально божественная природа, но по факту воспользоваться этим не получается, и в богословском медиуме Церковь независима.
Более распространенный вариант с подчиненной церковью как раз связан со вторым медиумом, и его комбинации с первым. Светская власть может влиять на церковную, сама продавливать свою главу церкви на ее внутренних выборах, но при номинальной сакральной природе, во внутренние дела церкви не особенно лезет.
Ну и этот спектр закольцован, потому что при единстве двух властей, светской и духовной, природы могут быть равнозначными, или одна преобладать над другой, причем в зависимости от эпохи. Характерно для ислама с самого момента его появления, причем если у шиитов все более-менее решилось само собой, у суннитов спор неразрешимый, вечный, и актуален и по сей день