Когда идет разговор о событиях глубокой древности не вижу в этом никаких проблем.
Зря
Вы привели в пример Доспешный указ середины XV-го века. Это далеко не битва при Земпахе. С рассказами очевидцев этого сражения вообще большие проблемы.
Ну естественно некоторая разница в наличии.
Но при этом швейцарцы середины XIV века согласно Вашей концепции вообще не пикинёры. Если Вы посмотрите того же Дельбрюка - у швейцарцев до XV века (да и в начале оного) доминирует алебарда, а длинная пика появляется довольно поздно.
Отлично, все это прекрасно подтверждает мое утверждение, что далеко не вся швейцарская пехота того времени была бронированной.
Не вся. Но значительная её часть и чем далее, тем сильнее она бронировалась.
Так вот, откуда в швейцарских кантонах того времени средства, чтобы снарядить всю массу своей пехоты тяжелыми доспехами?
Швейцария - перевалочный пункт торговли между Германией и Италией. И Берн, если Вы посмотрите на карту - лежит как раз на пути между Северной Италией и долиной Рейна.
Швейцарцы во многом продукт уникальный поскольку в одном месте оказались совмещены с одной стороны весьма богатые города, поднявшиеся на транзитной торговле через Альпы, а с другой - сохранившие дофеодальное устройство общины горцев "лесных кантонов". И авторами пикейной тактики были именно последние (что полностью аналогично шотландским шилтронам). Но в отличие от шотландцев в богатых швейцарских городах нашлись средства и возможности нормально эту "лесную" пехоту экипировать.
Каких то сверх экономических усилий для вооружения пехоты пиками, как, надеюсь, я уже показал - не нужно.
Пиками - нет. Но боеспособность этой пехоте придают не пики, а целый комплекс мер - включающий и бронирование, хотя бы минимальное, и хотя бы первых рядов, и тренировка и наличие корпоративной/клановой/общинной спайки. Я это говорил с самого начала, но Вы упорно зацикливаетесь именно на финансах. Это далеко не единственное препятствие.
Вопрос о ценах на экипировку поднимался выше:
Сохранились данные о стоимости снаряжения фламандского пехотинца – обычно в пределах 20-35 фунтов (1 фунт/ливр=20 шиллингов/су=240 пенсов/денье). В том числе: короткая кольчужная туника – 10-15 фунтов, годендаг – 10 шиллингов, стальной нагрудник или небольшой круглый щит с шипом – 1 фунт, дополнительные железные пластины на кольчугу, перчатки с малыми железными пластинами, пара кольчужных чулок, рукава с железными пластинами и камзол или подкольчужник. Шлем почему-то не упоминается, но на иллюстрациях он есть у всех. Этот набор можно считать средним; были и хуже вооруженные, но были и с кольчугами за 20 фунтов, а богатые бюргеры из Ипра имели на себе снаряжение в 100 фунтов. В это время цеховой мастер во Фландрии зарабатывал три шиллинга в день; комплект в 21 фунт означал 140 рабочих дней; в среднем тогда работали 240 дней в году (во Франции и вовсе дней 200). Примечательно, что заработки английских ремесленников в то же время были на порядок ниже в денежном выражении (хотя и цены на простые товары были, видимо, ниже). Чем-то это напоминает СНГ и Западную Европу. Экстраполируя на современность, комплект фламандского снаряжения можно сравнить с иномаркой гольф-класса ценой 10-15 тыс. долларов: для западноевропейского трудящегося (и фламандского бюргера) это сумма серьезная, но вполне подъемная, для рядового обывателя из СНГ (и средневекового ремесленника из Англии и других отсталых стран) – запредельная.
Как видите "лёгкое" швейцарское вооружение в виде кольчужки и дубинки это уже 20 фунтов - без малого 14о рабочих дней высокооплачиваемого ремесленника. Поэтому о "дешевизне" там можно говорить только соотносительно с рыцарской экипировкой, где стоимости вообще запредельно-астрономические с точки зрения среднего работника.
Бой исключительно фаланга против исключительно кавалерии может рассматриваться как отдельный эпизод крупного сражения двух армий.
Отлично. Посчитайте как часто крупные сражения двух армий происходят в средневековой Европе и насколько рентабельно заниматься подготовкой пикинёров малопригодных для иных типов операций в принципе.
Иные "рациональные причины" в наличии у тех же англичан, но общая тенденция к недооценке пехоты в те времена присутствует.
Присутствует. И проистекает из ненужности этой пехоты в условиях раннесредневековых войн.
Теперь Вы недооцениваете уже психологию:
Немного о военном деле и экономике
Монополия на насилие в традиционном обществе - у рыцарства/сословия профессиональных военных, причем по комплексу причин. Во-первых, рыцарь может позволить себе нормально питаться (например, регулярно есть мясо добытое на охоте), а его образ жизни являет собой дополнительную силовую тренировку. Во-вторых, у него есть время долго и много тренироваться в воинском искусстве, и все его развлечения в той или иной мере (от охоты до танцев) направлены на пестование навыков, необходимых для боя.
В-третьих, рыцарское оружие и особенно доспехи чудовищно дороги по сравнению с повседневной жизнью. В нашем мире, пожалуй, нет вещей одновременно так дорогих и так нужных, а между тем, хорошо подогнанный или сделанный на заказ доспех не только дает тебе почти неуязвимость, но и не особо стесняет движения.
В результате на поле боя есть рыцари и все остальные. Победы над тяжелой конницей кого-то иного – скорее бросающиеся в глаза исключения из правила и обычно объясняются или условиями местности, или выдающимся в ту или иную сторону командованием.
Понятно, что принадлежность рыцарей к одной корпорации тоже играет роль: если в отношении неверных допустимо все, между своих действуют правила куртуазной войны, тем более что с учетом слабой центральной власти бывшие враги во время следующей войны могут оказаться в одной команде.
Не забудем и «гонор» как повод для слабой дисциплины и не особого желания работать в команде, отчего бой выглядит как цепь поединков рыцарей, а остальные члены копья находятся на подхвате. Убить врага – не основная цель: главное – победить, чтобы потом чтоб забрать оружие и доспехи побежденного (не забудем о том, насколько это дорого) или/ и взять с него выкуп.
(с этим, кстати, связано громкое возмущение рыцарей тактикой наемников или городских ополчений, будь то выбор оружия (предназначенные для истребления тяжелой конницы арбалеты и алебарды) или приемы ведения боя, такие как целенаправленные атаки коней. Об убийстве вместо плена и выкупа я вообще молчу)
...
Корпоративность
Второй важной чертой традиционного общества является корпоративность, когда основной вопрос – «мальчик, ты чей!» или, если угодно «кто твой друг и кто тебе здесь рад?». Каждый принадлежит к определенной общности, которая стоит за ним – с одной стороны оберегая, с другой требуя жить по ее законам. Рыцарство – тоже корпорация, объединенная своим родом занятий и отчасти обладающая монополией на насилие.
...
Правда, это означает и то, к разборкам феодалов крестьяне не имеют отношения – тотальная война тоже приходит позже, как и практика намеренного разорения земель, которую полагали неэтичной.
http://makkawity.livejournal.com/787597.html
Это Ваша вторая принципиальная ошибка - Вы пытаетесь оперировать понятиями характерными для современного мировосприятия: тотальная война, государственный суверенитет, мобилизация населения. В средневековья этих понятий не существует и сама мысль о том чтобы заставить своих крестьян избивать чужих рыцарей мягко говоря весьма нетривиальна и общественно осуждаема. И меняться это начинает только в самом конце средневековья и с достаточно большим скрипом. Избиение пленных французских рыцарей при Азенкуре английской пехотой до сих пор многими считается одной из причин нелюбви французов к англичанам
Огромный, кстати. Почти четверть Швейцарии. Вы просто считайте по меркам средневековой Европы, а не современной России
![Подмигиваю ;) ;)](/talk/styles/smilies/wink.png)
Вот карта Священной Римской Империи -
http://www.uni-regensburg.de/Fakultaeten/phil_Fak_III/Geschichte/dtl1378sg.jpg
Можете прикинуть, что там больше половины германских доменов меньше владений Бернской республики. Существенно большие территории (не считая Бургундии и Италии) были только у Габсбургов, Люксембургов, Лотарингского дома, Виттельсбахов и Веттинов.
Так четко указана численность бойцов из лесных кантонов. Их всего тысяча. Остальные - "бернцы".
Я уже выше заметил, что в состав "бернцев" были включены представители ещё четырёх совершенно независимых кантонов - Золотурна, Зиммерталя, Вайсенбурга и Оберхасли. Которых Дельбрюк отдельно не посчитал, но наличие которых на поле боя отрицать невозможно.
аше предположение тоже имеет право на жизнь, но мое удивление - это мое удивление.
Ну ок. Мне отчего-то казалось, что если человек публично высказывает удивление и задаёт вопросы на форуме, то это делается с целью узнать мнение других и возможно изменить собственное, на основании полученных знаний. Но если целью было именно удивиться и только, то не вопрос. Просто заранее предупреждайте, что вопросы и удивление носят чисто риторический характер и мнение окружающих по этому вопросу Вам решительно неинтересно
Я просто не ставлю знака равенства между римлянами и этруссками.
Равенства и я не ставлю. Я ставлю такую стрелочку из двух параллельных линий -"следует". Римский этнос возникает на базе этрусской культуры в результате слияния нескольких этнических компонентов, каковую теорию выдвинул ещё Моммзен и которая в целом признаётся вроде как и сейчас, если я ничего не путаю:
Так же Моммзен описывает и устройство Рима — древнейшее население Рима делилось на три трибы: Рамны (латины), Тиции (сабины) и Луцеры (этруски). Первоначально в каждую трибу входило 100, затем — 300 родов. Эти три трибы и составили римский народ.
Причём этруски активно селились в Риме и позже:
Имела место этрусская иммиграция приведшая к возникновению в Риме целого этрусского квартала (vicus Tuscus), и культурное влияние на население.
Так что противопоставлять этрусков и римлян и говорить о заимствованиях римлянами чего-то от этрусков не совсем правильно. Римляне - народ смешанного происхождения. В состав которого в значительной степени вошли и этруски.
Если Вы так хотите именно такой классификации, то я всегда считал, что перенимать полезные технологии у противников или соседей зело рационально.
Понимаете. Этруски - не противники или соседи. Они - предки. Можно ещё говорить об отсутствии скутума у латинов как отдельном племени. Но у римлян скутум существует с момента возникновения римлян как общности. Так сказать - не заимствован, а получен по наследству.
Да нет, лавры учителя никогда меня не привлекали, тут вы боретесь как раз со своими представлениями, а не действительностью.
Все мы боремся со своими представлениями. Ибо осознаём действительно только через них. Тут уж ничего не поделать.