Давно хотела подробно объясниться в своём неприятии Кейтилин, но она настолько всеми любима, в том числе людьми очень мне симпатичными, что я всё время заставляла себя это объяснение откладывать. И если за своих любимых героев я готова сражаться с кем угодно, то нападать на нелюбимых... - ну, наверно это не столь важно для меня. Только эти невысказанные слова, уже повисшие в воздухе, как неслучившийся чих, всё равно рано или поздно требуют быть записанными. В общем, считайте, что я просто хочу исполнить неприятную обязанность и покончить с этим, вернувшись к тем героям, которых люблю.
Феминизм - вот тот камень, о который я спотыкаюсь, думая о Кет. И если вам кажется, что размышлять в категориях феминизма применительно к средневековью смешно, то просто посмотрите на Серсею, Ашу, Игритт, Лианну, Дени, Бриенну, Арью и Сансу, наконец. Кейтилин, по-моему, единственная из главных героинь Мартина, кто всё еще живёт по Домострою. И моё равное уважение вызывают женщины, растворяющиеся в любви к мужчине (как, например, Лианна, к которой есть, конечно, отдельные претензии, но они касаются только её долга перед Элией, но никак не перед семьёй), и те, кто выбирает собственную дорожку (как Игритт, Аша или та же Серсея с её жаждой власти). Но Кет вписалась в эту модель, стерпелась с этой моделью и начала находить в ней какие-то преимущества. И вот это меня ужасает. Не то, что она счастлива, а то, что она подневольно счастлива, счастлива в социально одобренном формате.
Ключевое в её образе - то, что все действия Кет закручиваются в тугую спираль, в центре которой большими неоновыми буквами сияет не слово Кейтилин, а слово ДОЛГ - красивое слово, которым по сути прикрывают чьи-то чужие расчёт и выгоду. И то, что Кет готова оплачивать своим телом амбиции семьи, не делает чести ей самой. Но и Неда она сподвигает на то же самое: "ты должен". Это довольно трусливая позиция, и если перенести её в наши дни, то понятие "долг" легко заменяется "общественной моралью". Кейтилин ничего не делает для себя самой, не создаёт обстоятельств - она подстраивается под них, схожая с вагонеткой, которая едет по идеально прямым рельсам. И мне хорошо понятно, почему она является любимой героиней у многих мужчин - бесконечно удобная, не причиняющая хлопот, но мне, как женщине, милее те, кто этому миру мужчин не подчиняются, и мне кажется, что не смотря на то, что Мартин изображает якобы средневековье, он отдаёт львиную долю уважения феминизму. А что до кейтилиновской гордости, о которой так любят упоминать, так она никогда не выходит за рамки предписанного, то есть это вроде как такая милая дополнительная фукция - стэпфордская жена улучшенной модификации, для придания отношениям перчинки.
Долгое время я не могла понять, что именно в любви Кет к Неду представляется мне фальшивым, и вдруг меня осенило. Она полюбила его за "золотое сердце", за доброту. Вот скажите, кого-нибудь когда-нибудь в этом мире возбуждала доброта? Ну вот возьмите, допустим, ту же Анжелику - ведь Жоффрей именно соблазняет её... Но Нед не соблазняет Кет, он настолько нарочито асексуален, что про него невозможно поверить, что он приволок с войны бастарда. И я могла бы предположить что-нибудь язвительное, вроде фригидности, но Кет вполне себе описывает Брандона, как привлекательного мужчину, а значит что? - привычка, только и всего. Смирение. И это бесконечно грустно. Иногда говорят о стокгольмском синдроме в отношениях Сансы и Петира, но это не так, потому что Петир старается завоевать её доброе расположение. Нед в отличие от него не старается, ему нет дела до чувств Кет, и то, что Кет проникается к нему любовью, так это потому, что у неё не остаётся иного выхода - ну не страдать же всю жизнь? И это дурной пример, такой посыл женщине, что она может смириться, пусть даже её муж и врёт ей или изменяет (сравните, как плохая жена Серсея противопоставляется хорошей жене Кейтилин), и мне не нравится этот посыл.
Но в саге есть ещё один пример такого смирения, который грусти не вызывает - это Дени и Дрого, а всё почему? Потому что насильственный брак Дени перекликается с классическим сюжетом женских романов - "ах, как я усиленно сопротивлялась тому, чтобы меня выдали замуж за этого альфа-самца". Брак Кет с Недом гораздо более реалистичен, но в таком браке любовь невозможна по определению - возможен покой, если повезёт, но не страсть и не духовная близость, потому что вероятность того, что два рандомно выбранных человека окажутся душевно близки друг другу, стремится к нулю или возможна ещё в одном неутешительном случае - если внутреннее личное содержание этих людей настолько ничтожно, что не способно вступить в конфликт с чьей-то иной реальностью ("Душечка" Чехова). И ни то, ни другое не выглядит привлекательным. Нарочитая же асексуальность и бестелесность отношений Кет/Нед меня смущает. (Хотя я допускаю, что она сделана автором намеренно: ассоциируя себя с главными героями, детьми Старков, мы воспринимаем их родителей исключительно в функции родителей, а не сексуально привлекательных объектов). Есть один эпизод, когда Кет раздетая выбирается из постели и выскакивает к огню при мейстере Лювине, который отворачивается, и Неда коробит этот её жест, но Кет не видит в этом ничего такого, не стыдится. Тут я читаю перекличку с моментом, когда позже её тело, голое, лишённое стыда будет брошено в реку. Она мало воспринимается именно как женщина (в отличие от той же Серсеи, например), она - мать и жена, и только. И её собственное пренебрежение к телу отражается в пренебрежении к её телу со стороны.