В паре тем уже коснулся и решил написать специально. Хотя тема занудная, в основном для любителей...
Итак взглянем на роль религий в Вестеросе и ужаснёмся заметим интересное.
В трёх первых книгах их роль никакая. Точнее чисто декоративная. Что мы видим:
1. Север.
Религия как таковая (доктрина, вероучение и организация) отсутствуют как класс. Люди молятся деревьям, те загадочно шумят ветвями в ответ - все счастливы и довольны.
2. Септрианство.
Есть какие-то схематично набросанные элементы с аллюзиями на католицизм, но как организация церковь ни разу не появляется (разве что упомянута среди кредиторов короны), а её члены выступают в роли кого угодно, только не жрецов. Септы преимущественно гувернантками, а септоны - комическими персонажами заднего плана.
Безымянные верховные септоны - откровенные клоуны. Они маячат на заднем плане в сцене казни Старка, их разрывает озверевшая толпа а Железный Трон меняет их как перчатки даже не особо об этом задумываясь.
Отдельный момент - когда Мелисандра жжёт септу на Драконьем камне, в защиту богов вступаются рыцари, но о септонах особо не слышно. А ведь в септе по идее должны были быть служившие там люди, и эти люди должны были пользоваться достаточным авторитетом и влиянием в народе...
3. Рглорианство.
Представлено ещё одним клоуном - Торосом из Мира. Правда в третьей книге тот случайно оживляет Берика, а потом повторяет это многократно. В общем из клоуна он превращается в фентезийного клерика с ресурректом.
Второй персонаж - Мелисандра. Вполне себе фентезийный маг (даже числится в первой книге не жрицей, а "тенезаклинателем из Асшая"), действут от имени Рглора, но совершенно самостоятельно. При этом её действия настолько отличны от действий Тороса,что даже вызвали идею о двух рглорианствах или еретизме Мелисандры.
Правда Мелисандра наиболее детально излагает доктринальную точку зрения, но никакой организации не наблюдается и никак не создаётся впечатления что она действует от имени своей организации. Скорее наоборот - чисто по собственной инициативе.
4. Утонувший бог.
Достаточно декоративен и представлен в основном своим жрецом Мокроволосым, который в Битве выглядит преимущественно одним из многочисленных родственников шпыняющих Теона. Его религиозность лишь контраст к бурной юности.
5. Многоликий - про него нет ни слова.
6. Дотракийцы - про наличие у них какого-то культа и жрецов вообще ни слова. Даже шаманов, забивающих косяки, чтобы пообщаться с духами мы не видим. Только старух проводящих какие-то непонятные ритуалы.
7. Лазаряне. Об их культе мы узнаём исключительно со слов Мирри, которая в мирное время, судя по всему, играет роль деревенского фельдшера, а потом так и вовсе оказывается злобной колдуньей обучавшейся в Асшае.
В общем религия в первых книгах лишь декоративный антураж и обоснование деятельности нескольких важных для сюжета магов. И это всё о ней...
Но начиная с Пира картина решительно меняется.
1. Север.
Вдруг обнаруживается, что у чардрев были жрецы и им приносились жертвы (в том числе человеческие). Заодно раскрыта суть их магии, но в данной теме меня интересуют именно организационные институты.
2. Септрианство.
Из компании дураков и комедиантов довольно внезапно превращается в мощную и организованную силу с массовой народной поддержкой, толпами фанатичных последователей, аналогами монастырей и странствующих монахов и в итоге даже с вооруженными подразделениями. По существу в одного из серьёзнейших политических игроков в Вестеросе.
3. Рглорианство.
Опять же довольно неожиданно мы видим и храмы, и организованное и действующее по указаниям руководства жречество и собственные храмовые вооруженные силы. А также толпы фанатичных последователей, собирающиеся на массовые проповеди и вполне готовые по указанию жрецов поднять бунт или ещё что-нибудь подобное учинить.
4. Утонувший бог.
Достаточно занудный Мокроволосый довольно внезапно превращается в авторитетнейшего лидера способного личным решением организовать всенародное избрание короля (хотя и избирают в итоге не того, кого он хочет).
Мы узнаём о жертвоприношениях и вообще значимой роли культа в жизни островитян.
5. Многоликий.
Появился и мы узнали много нового о мощнейшем и влиятельнейшем культе. А Безликие, изначально выглядевшие чем-то вроде местной мафии, вдруг оказались последователями древних верований и носителями могущественной магии.
6. Дотракийцы - пока не действовали, так что не знаем
7. Лазаряне - аналогично
8. Зато у Безупречных, опять же довольно неожиданно, появился культ собственной богини, покровительницы кастратов...
9. Ну и до кучи целая выставка культов упомянутых в главах Эссоса - храмы Браавоса, Лиса, Пентоса, божества Гиса и т.д.
Лично мне этот перелом кажется неожиданно резким.
В принципе даже понятно в чём дело - реальное средневековье не представимо без влиятельной религии, а изначально она не планировалась (функции реальной средневековой европейской церкви - медицина, образование и наука, отданы Цитадели и мейстерам).
Однако не говорит ли всё это о сильном пересмотре Мартиным всей концепции Саги? Ведь жречество разного характера играет значительную роль в двух последних книгах, в то время как изначально, судя по всему, таковое явно не предполагалось?