Если взять источники фэнтези, то как бы причины очевидны. В конце 19го века в начале 20го был бум археологии. Древние цивилизации - майя, Египет. Появились всякие фейки о выдуманных странах, типа, континента Му. Короче, источник очень простой. Это было модно. И на основе этого возникали всякие страхи и спекуляции о том какие это были цивилизации. И тут появилось фэнтези.
Если речь про Мартина, то его ПЛиО имеет в себе наследие руританского романа. Я не знаю читал и сколько конкретно читал он руританских романов, но он точно сталкивался с этими идеями, как любой кто имеет дело активно с медиа. Руританский роман это буквально описание условных интриг и свержения королей, которые в 19 веке были повсюду так как в Европе происходили постоянно какие-то революции. Там шпионы всякие, войны, всесильные министры. Это все оттуда и значительная часть современного фэнтези(которая предпочитает писать о Возрождении, а не средневековье) берет свои источники с этого жанра.