Читала, читала и так и не вычитала ни одной гипотезы с историко-психологическим анализом героини и ее приключений.
Почти все стараются натянуть на персонажа свой житейский опыт, разной степени тяжести и испорченности.
Девочки, конечно, за повторение сюжета "Красавицы и чудовища" наоборот - "не честно, что только девочки могут любить некрасивых уродов!"
Мальчики немного за логику, но продиктованную большей частью мантрой "мне столько не выпить!"
Между тем, если примерить (как это сделал Мартин) для сюжета Бриенны классический рыцарский роман в стиле "сhanson de geste" и разбавить его "куртуазным", то ясно увидишь, что вся история Бриенны Тартской укладывается в средневековые литературные каноны.
Вплоть до обыгрывания сюжета о "прекрасной Даме" и награде в виде волшебного меча.
Только на роль "прекрасной Дамы" Мартин назначает нашему рыцарю без страха и упрека не совсем даму. Хотя и прекрасной наружности.
Решил поиграть с анима и анимус в эпическом антураже в условиях современной толерантности? Скорее да чем нет.
И вот с такими знаниями на перевес можно смело приступать к скрещиванию коня и трепетной лани .
То бишь рыцарской классики и современной психологии любительского разлива:
1.
"Никто меня не любит, никто не поцелует, пойду я ..." и стану супер-героем.
Бриенна с детства лишена положительной половой самоидентификации.
Это означает, что никакой вышивкой крестиком в чепце старой девы или раздачей благотворительной похлебки нищим это не вылечить.
Она не просто от жажды приключений (как Арья) берется за оружие и одевает доспехи. Она ставит на себе крест как на женщине в абсолюте. Но и не берет на себя роль мужчины.
Она даже не ставит себе такую цель. Поэтому ее так коробит от любых шуточек на эту тему.
И это не игра обиженного на людей и мир эго. Это добровольный переход в бесполую "ангельскую ипостась" с соответствующим мировоззрением.
Но сохранить телесное и душевное целомудрие и духовные идеалы, не имея истовой веры в высшую сущность или не имея высоко-морального объекта для служения, очень сложно.
(И подчас даже наличие этих знаменателей до добра не доводит. Привет, Ланселю...)
Жизнь подкидывает испытания на каждом шагу в виде наивного самообмана и сублимаций, приводящих на тот самый путь в ад, что вымощен благими намерениями.
2.
" Не по хорошу мил, а по милу хорош" или Ренли Баратеон.
Добиваясь служения у этого "короля Артура", Бриенна наивно верит в то, что добродетели даются вместе с благородным происхождением, особенно если персона изрекает многочисленные благородные декларации.
Ну, и миловидная внешность Ренли тоже способствует ее заблуждению.
Первый манифест сексуальной сублимации у Бриенны. Ренли, по ее субъективному ощущению, воплощает в себе все то, во что она верит и чего она отчасти лишена - признания ее добродетелей окружением.
И эта общность с придуманными ею достоинствами Ренли для нее сродни недоступной сексуальной близости. Только она это не осознает. Хотя окружающим это более чем заметно.
К сожалению, судьба-злодейка в виде магической гибели "короля Артура", не дает ей шанса убедиться в ошибочности такой надуманной связки. Квест завален не по ее вине.
И обмишулившаяся судьба автоматически подкидывают ей шанс пройти другое испытание.
3.
"Свои собаки грызутся - третьей не влезай" или Кейтлин Старк.
Вот уж где, поистине, Бриенне стоило включить голову и немного оглядеться по сторонам в поисках точки опоры для своих идеалов.
Как Ренли не был "королем Артуром", так и Кейтлин Старк не является "Дамой в беде". Она скорее "ведьма Моргана"(та тоже начинала отнюдь не злобной стервой).
Да. Не зря Мартин в итоге не дарует ей покой, а превращает в Бессердечную Леди.
Кладя под ноги леди Кейтлин свой меч и бездумно принося обет, Бриенна бесповоротно оказывается на бесконечном распутье между злом во благо и благом на службе зла.
И за каждый выбор нести ответ только ей, а не тому кто дал задание. И третьего, нейтрального, выбора при ее инфантильном идеализме не дано.
Пока чаша с горьким опытом не будет испита до дна. К несчастью, при слепом упорстве Бриенны эта чаша грозит стать бездонной...
4
. "Полюбился сатана вместо ясна сокола" или Джейме Ланнистер.
Ах, если бы Бриенна родилась мужчиной, а Джейме женщиной!
Благородный, но ужасной наружности рыцарь влюбился бы в свою вынужденную пленницу, коварную обольстительницу с сомнительным прошлым.
Мучимый осознанием греховности дамы, чтобы отогнать шальные мысли, он грыз бы по ночам рукоять своего меча и лупил бы по своим ягодицам сорванной по близости крапивой.
Она сперва издевалась бы над ним, а потом в момент смертельной опасности оценила бы его чистую душу и...
Что-то меня подташниват ужо от такой зубодробильной идилии. Не знаю как вас...
Видимо, Мартина тоже протошнило в свое время и он решил потроллить любительниц дамских романов карманного формата
Как бы то ни было, но обойти тему сублимации в этой "паре" сложно.
И сублимация тут обоюдная, хотя и разного плана.
Для Бриенны это очередные конвульсии отвергнутой в себе женщины и первая ломка стереотипов.
"А мир то не черно-белый! И не все то золото, что блестит. И не все то гавно, что гавном воняет - лекарство тоже неприятно пахнет" (с)
Чему ее не научила жизнь через милого Ренли - научит через ужасного Джейме.
Для Джейме это первый толчок к переосмыслению себя как человека, и своих целей в жизни.
Но дальше чем преображение героев эта история не зайдет. Уймите свои надежды, девушки!
Не для банального секса взращивает Мартин эти цветочки.
Как бы дальше не повернулась эта история - свои выводы из встречи с Бриенной Джейме уже сделал.
Выводы Бриенны пока за кадром...
Будем надеяться, что она в очередной раз не наступит на грабли вновь подложенные Кейтлин-Морганой, предстающей уже в образе мстительной богини без прикрас человечности.
5.
"Не та мать, что родила, а та что воспитала" или Подрик Пейн.
Смысл завязывания Мартином этой "пары" не столь очевиден в книге - в сериале глубже раскрыли настоящий поддекст взаимоотношений Бриенны и Подрика.
Это испытание предлагает Бриенне испробывать на себе роль матери.
Учит нести ответственность не только за себя или своих "хозяев", но и за кого-то полностью зависимого от зрелости ее решений.
Как мы видим, Бриенна, скрепя зубами, таки сдается на милость богов и "усыновляет" Подрика.
И все бы было прекрасно, но очередная встреча с Кейтлин-Морганой предлагает ей сделать самый коварный выбор в жизни - принести себя в жертву "женщине" или в жертву "матери".
6.
"Выбор правильного решения приходит с опытом, опыт приходит с выбором неправильного решения" или снова эта Кейтлин.
Бриенна-"женщина" - это значит выбрать жизнь Джейме. Бриенна-"мать" - это значит выбрать жизнь Подрика...
Самое время стать цельной личностью, т.е. принять свою природу и все ее ипостаси полностью.
Пословица в заголовке хороша тем, что показывает нам настоящую ситуацию Бриенны в петле. Ее последнее слово - это слово личности, какой она стала. Или не стала.
Финал открыт. Ждем новой книги.