В интервью, приуроченном к переизданию «Межевого рыцаря» и «Присяжного рыцаря», художник Майкл Миллер рассказал, как он оказался в этом проекте и как идут дела с «Таинственным рыцарем». Напомним: кроме комиксов о Дунке и Эге, Майк Миллер нарисовал 24 обложки для комикса по Игре престолов. Со всеми этими иллюстрациями можно познакомиться в его галерее на нашем сайте. И кстати, если вы до сих пор не знакомы с комиксами о Дунке и Эге — горячо рекомендуем, тем более что они отлично переведены.

Каково вам сейчас видеть переиздания Межевого и Присяжного рыцаря, которые вы создали достаточно давно? Есть ли вам чем гордиться и чего стыдиться в этих работах?

О временах работы над комиксами по Дунку и Эгу у меня остались восхитительные воспоминания. К тому моменту я почти 10 лет был в этом бизнесе и как раз заканчивал участие в «главных» проектах DC Comics, вроде Супермена и Лиги Справедливости. Я хотел больше самостоятельности, хотел работать над независимым проектом, и в этот момент издательство Dabel brothers предложило мне Межевого рыцаря. До тех пор я ничего не слышал о Джордже Мартине, так что я пошел и купил антологию [Легенды] и прочитал повесть. И меня так зацепило, что я побежал за остальными книгами ПЛИО и проглотил их.

Слева страница из Межевого рыцаря, справа — из Присяжного. Колористы разные, но и стиль самого Миллера претерпел изменения.
Слева страница из Межевого рыцаря, справа — из Присяжного. Нужно иметь в виду, что финальный рисунок складывается из работы художника, контуровщика и колориста. В «Межевом рыцаре» это три разных человека, в «Присяжном рыцаре» Миллер обводил свои рисунки сам. Разделение обязанностей позволяет ускорить выпуск комикса.

Я ответил издательству, что возьмусь за адаптацию, если Джорджу понравится мой стиль и если я смогу выполнять в проекте роль арт-директора. Неожиданно они дали мне пост арт-директора в созданной дочерней компании. Это помогло мне раскрыть свой творческий потенциал в создании не только Межевого рыцаря, но и моих собственных миров. В этот период я создал много своих произведений, одно из которых даже было куплено для киноадаптации [Deal with the Devil, куплен Lionsgate films, но пока проект не запущен]. Мы с издателем журналов Бреттом Бернером объединились, создав собственную компанию по производству комиксов, Alias Comics, и это был самый мощный старт в истории независимых издателей комиксов: мы запустили 12 серий в первый же месяц! А началось все с Межевого рыцаря.

Изменился ли ваш стиль со времен Межевого рыцаря? Как?

Иногда Майк Миллер сам раскрашивает свои работы традиционными красками. Например, как в этом случае (слева). Справа раскраска Мохана для финальной обложки комикса Игры престолов.
Иногда Майк Миллер сам раскрашивает свои работы традиционными красками. Например, как в этом случае (слева). Справа раскраска Мохана для финальной обложки комикса Игры престолов.

Я сохранил свой характерный стиль, но нюансы всегда меняются, и они будут меняться в дальнейшем. В оригинальном издании Межевого рыцаря я выполнил только рисовку карандашом, хотя у меня был длительный опыт контуровки, и я до сих пор считаюсь одним из лучших контуровщиков. Однако по некоторым соображениям я предпочел не обводить тушью Межевого рыцаря самостоятельно. После просмотра нескольких кандидатов на эту роль мы остановили свой выбор на Майке Кроувелле, и его свободный стиль смотрелся с моим карандашным рисунком очень свежо и полностью вписывался в антураж книги. Ни один мой комикс не выглядел так, как с тушью Майка. Он проделал великолепную работу, и я всегда буду гордиться тем, как выглядел в итоге Межевой рыцарь.

Стадии работы над обложкой Игры престолов: набросок, рисунок, контур, раскраска (колорист Мохан)
Стадии работы над обложкой Игры престолов: набросок, рисунок, контур, раскраска (колорист Мохан)

Работа над Присяжным рыцарем началась лишь через несколько лет, и к тому моменту я уже устал от чужой контуровки и хотел, чтобы был заметен мой карандаш. Так что я перешел к обводке на компьютере и стал пользоваться более темным (мягким) карандашом. Распечатки и типографские оттиски выглядели здорово, но все-таки нанесение туши на живую бумагу производит особое впечатление и заставляет чувствовать себя настоящим художником. Так что для следующей книги в серии, Таинственного рыцаря, я вернусь к истокам. В последнее время я часто использую перо вместо кисти и предпочитаю заштриховывать, а не заливать черным. Когда-то я вообще избегал заливки черным, когда-то — активно использовал этот прием; в общем, я постоянно с чем-то играюсь. Так что мой стиль все время меняется, вопрос только в том, заметно ли это со стороны.

Какой опыт вам дала обводка собственных карандашных рисунков?

Я лишь убедился в том, что всегда знал: мой стиль подходит мне больше всего. Дело вовсе не в том, что в мире мало талантливых контуровщиков, со многими из которых я работал. Но рисуя карандашом, я, как художник и контуровщик, отчетливо представляю себе результат с тушью. И никакой самый прекрасный контуровщик никогда не сумеет воспроизвести мою идею в точности. Именно поэтому я в свое время изучал рисование на компьютере — ведь так я мог, пользуясь привычным «карандашом», сразу получать обводку. Ну и, чего скрывать, приятно получать оплату и за карандаш, и за перо, когда ты поработал только карандашом. Проблема в том, что это не так приятно, как видеть законченный рисунок, который ты обвел в своем собственном стиле своей собственной рукой. Даже если разница заметна только мне.

Jet City Comics переиздал все выпуски под одной обложкой (в виде двух т. н. графических романов). Справа — новые обложки, слева — старые.
Jet City Comics переиздал все выпуски под одной обложкой (в виде двух т. н. графических романов). Справа — новые обложки, слева — старые.

Что отличает нынешнее переиздание Jet City Comics от предыдущих изданий вашего комикса по Мартину?

Прежде всего — обложки! Уже больше 10 лет Межевой рыцарь не менял обложку, даже в изданиях Marvel использовались старые обложки и внутренние рисунки, так что создавать новый образ было потрясающим ощущением, и я не могу не отметить великолепную работу моего колориста Мохана Сивиками (Mohan Sivikami). Вообще, я первый раз делал для журнальных обложек не только рисунок, но и контур. Кажется, получилось отлично. Кроме того, в этом издании приложено некоторое количество сканов оригинальных страниц еще без туши, так что фэны смогут рассмотреть мой карандашный рисунок. И, наконец, обладатели нового издания познакомятся с эскизами персонажей, ранее не публиковавшимися. Как видите, бонусов заготовлено достаточно!

Текущие проекты — Injustice: Gods Among UsЧего ждать от вас в будущем?

Следующим моим большим проектом будет третья повесть о Дунке и Эге — Таинственный рыцарь. Я жду сейчас только одобрения Джорджа, чтобы приступить. И уже сгораю от нетерпения. Также я буду занят на проекте Injustice: Gods Among Us (DC Comics), хотя при своей загруженности не могу сказать, сколько глав успею сделать для второго года этого проекта.

Еще мне нужно больше времени проводить за написанием сценариев, несколько идей для которых я придумал давным-давно. Я много писал во времена работы на Dabel Brothers и Alias, а в последние несколько лет совершенно забросил это занятие. Мне очень нравятся ощущения при создании своих миров и историй, так что, надеюсь, фэны лучше узнают меня с этой стороны в ближайшие годы. Кроме того, в последний год я был постоянным посетителем конвентов, и хотя это отнимает очень много времени, ощущения от встреч с фэнами фантастические, и они имеют редкую возможность увидеть меня вживую, потому что 20 последних лет я веду преимущественно затворнический образ жизни. Ужасно приятно видеть, как рады встрече со мной фэны, многие проявляют ко мне искренний интерес.