Биография Джорджа Р. Р. Мартина

Джордж Р. Р. Мартин (George R. R. Martin) — американский писатель, кинопродюсер, сценарист, редактор и лауреат многих литературных премий Джордж Р. Р. Мартин (George R. R. Martin) — американский писатель, кинопродюсер, сценарист, редактор и лауреат многих литературных премий. Говоря о своем творческом подходе, Мартин любит приводить аналогию c архитекторами и садовниками; архитекторы, по словам Мартина, продумывают все заранее и представляют себе готовый результат, к которому и стремятся во время работы, тогда как садовники действуют иначе: «Писатели-садовники выкапывают ямку и закладывают в нее семечко, поливают своей кровью и наблюдают за тем, что же вырастет, какую бы форму оно ни приняло. Они знают, какое семя они взращивают — дуб или вяз, страшилку или научную фантастику, — но не знают, насколько большим оно вырастет и какую форму примет. Я в большей степени садовник, нежели архитектор».

Джордж Мартин живет в Санта-Фе вместе с женой Пэррис; придерживается демократических взглядов, яростно болеет за клуб «Нью-Йорк Джетс» и продолжает писать свой самый знаменитый цикл «Песнь Льда и Пламени».

Самые значимые награды и премии

Любимые жанры писателя — фантастика, ужасы и фэнтези, которые он предпочитает смешивать и считает единым жанром романтической литературы, противопоставляя ее подражательной литературе: «Я считаю, что разница между научной фантастикой, фэнтези и даже ужастиками довольно поверхностная. И эльф, и пришелец могут играть в романе одну и ту же роль. На мой взгляд, существенная разница есть лишь между романтической литературой, к которой относятся все вышеперечисленные жанры, и литературой подражательной, или натуралистической».

Значимые этапы в жизни писателя

  • 1948, 20 сентября — Джордж Рэймонд Ричард Мартин появился на свет в Байонне (Нью-Джерси). Его отец Раймонд Коллинз Мартин — потомок иммигрантов из Германии и Италии, а мать Маргарет Брэди Мартин происходит из богатой ирландской семьи. Джордж Мартин — старший из трех детей; у него есть сестры Дарлин Мартин-Лапински и Джанет Мартин-Паттин. Детство и отрочество Мартина прошло в бедности.
  • 1958 — с детства Мартин любит читать, но поначалу читает лишь комиксы; самые любимые — про супергероев. «Впервые я познакомился с произведениями западной классической литературы, листая комиксы», — признается писатель. В 10 лет Мартин получает в подарок на день рождения свою первую настоящую книгу — «Имею скафандр — готов путешествовать» Роберта Хайнлайна. С тех пор он начинает отказываться от комиксов в пользу книги, предпочитая поначалу именно фантастику. Спустя несколько лет он прочтет Говарда Лавкрафта, и Хайнлайн, Толкин и Лавкрафт надолго останутся его любимыми писателями. «Мы пишем то, что читаем», — поясняет Мартин, который и сам пишет фантастику, фэнтези и ужасы, а еще больше любит их смешивать.
  • 1965 — Мартин открывает для себя фэнтези и читает «Властелина колец» — тогда он вышел в мягкой обложке небольшим тиражом против желания самого Толкина. «Когда я читал Говарда, то думал: настанет день, и я смогу писать не хуже, чем он. Но над страницами романа Толкина я впал в отчаяние. Никогда не сумею сделать, как он, даже приблизиться не сумею! И хотя я много лет писал фэнтези, мои книги по стилю оставались гораздо ближе к Говарду, чем к Толкину». Примерно в это время он пишет рассказ о принце-изгнаннике Рхлоре, который отправляется в Дотракийскую империю, чтобы одолеть демонов, убивших его деда Барристана Отважного. Рассказ остается ненаписанным, но имена всплывут позже. «В своей прозе, как и в реальной жизни, я никогда ничего не выбрасываю».
  • 1966 — вскоре Мартин увлекается фэнзинами; он не только читает их, но и пробует писать, сначала критические заметки, но вскоре и рассказы. После пары неудачных попыток в фэнзине «Имир» 1965 г. выходит его рассказ о супергерое Манта Рэе. В 1966-м Мартин пишет рассказ «Только дети боятся темноты», который делает его известным (в узких кругах читателей фэнзинов). В этом же году он поступает в колледж. «Когда пришло время писать курсовую работу, я попросил профессора Скотта позволить мне вместо обычной работы сочинить рассказ о финской крепости Свеаборг. Ему так понравился мой рассказ, что он отправил его в American-Scandinavian review. Настоящий главный редактор прочитал мой рассказ и прислал мне письмо вместо стандартного отказа». Тогда-то Мартин и решает записаться на курсы писательского мастерства, и к концу года у него на руках несколько законченных рассказов. Сокурсникам они не нравятся, но он решает попытать счастья у «настоящих редакторов» и ставит свой личный рекорд отказов — 42! — за рассказ «Дополнительный фактор безопасности». Но один из четырех рассказов все-таки выходит в печати. Не в фэнзине, а в настоящем журнале.
  • 1970 — первая публикация в настоящем журнале. Среди множества рассказов, присылаемых в «Galaxy Science Fiction», Гарднер Дозуа наталкивается на «Героя» и рекомендует его главному редактору журнала. В итоге в февральском «Galaxy» за 1971 г. выходит первый рассказ из цикла «Тысяча миров», развивая который Мартин через несколько лет напишет свой первый роман и множество рассказов, с восторгом встреченных читателями и завоевавших несколько жанровых премий. Что до Гарднера Дозуа, то вскоре Мартин знакомится с ним лично на своем первом фантастическом конвенте; между ними завязывается дружба, а впоследствии — плодотворное сотрудничество над множеством межжанровых антологий.
  • 1971 — получает степень магистра по журналистике в Северо-западном Университете в Эванстоне (Иллинойс), но найти работу по специальности не удалось. «После этого года, когда меня спрашивали о моей профессии, я отвечал: писатель».
  • 1972–1974 — проходит альтернативную военную службу в рамках программы AmeriCorps VISTA при Фонде юридической помощи округа Кук.
  • 1973–1974  — Мартин влюбляется, и впервые взаимно; под впечатлением он пишет «Песнь о Лии», за которую в 75-м получит премию Хьюго. Вместе с писательницей Лизой Татл в 1973-1974 он работает над совместной повестью «Шторм в Гавани Ветров» (1975), которая позже была переработана в роман «Гавань Ветров» (1981). Писательский дуэт планировал еще два совместных романа, но не сложилось. «Когда мы писали книги, то придумали карлика — правителя одного из островов. Он должен был быть самым безобразным человеком в мире, но и самым умным тоже. Эта идея надолго засела у меня в голове и сразу вспомнилась, когда я начал писать «Игру престолов». Так что это и был Тирион Ланнистер». Впоследствии его ждет череда любовных неудач, печаль от которых он вложит в «Умирающий свет», свой первый роман, начатый как раз в 74-м.
  • 1975 — получает первую значимую премию, премию Хьюго за повесть «Песнь о Лии». Мартин много пишет, но предпочитает малую форму; его рассказы регулярно номинируются на  различные премии в жанре НФ и фэнтези (и нередко побеждают).
  • 1975–1979 — женится на Гейл Бёрник, но брак быстро рушится («Свадьба была прекрасная, брак — не очень»).
  • 1975 — Мартин продает свой первый роман, «Умирающий свет» (вышел в 1977-м). Он не может позволить себе полностью отдаться писательству, подработка организатором шахматных турниров подходит к концу (вместе с бумом шахмат), так что он ищет работу.
  • 1976–1979 — преподает журналистику в католическом колледже для девочек им. Кларка в Дубьюке, штат Айова. Позже ему разрешают вести курсы английского языка, а еще позже — спецкурс, посвященный фантастике. «Вскоре обнаружилось, что у меня нет ни сил, ни времени, которые я мог бы посвятить писательскому труду». Он пишет лишь во время каникул в очень сжатые сроки. Так появились «Ледяной дракон», «Путь креста и дракона», «Короли-пустынники». Мартин считал, что первый из этих рассказов — лучший, но долгое время он был известен именно как автор «Королей-пустынников». «Никогда я так не ошибался…»
  • 1978 — Мартин решает оставить преподавание и начать писать, о чем всегда мечтал. К этому решению его подталкивает трагическая смерть его друга Тома Рими в конце 1977 г. «Том умер от сердечного приступа всего через несколько месяцев после получения награды (премии Джона Кэмпбелла лучшему новому писателю) — его нашли навалившимся на печатную машинку, на которой он успел набрать 7 страниц нового произведения. Неожиданно, смерть Тома глубоко потрясла меня. Я не хотел умереть через 10 или 20 лет и сокрушаться перед смертью, что так и не рассказал все истории, которые собирался».
  • 1979 — писатель разводится и переезжает в Санта Фе, «совершенно разбитый и чудовищно одинокий». Здесь он ближе сходится с Роджером Желязны, который каждую пятницу знакомит Мартина с другими писателями, живущими в Санта-Фе. Позднее он с теплотой вспоминает, как Желязны поддерживал его в это тяжелое время. Через два года из Портленда к Мартину переезжает Пэррис МакБрайд, с которой он познакомился и подружился на одном из фестивалей в 1975 г. за несколько месяцев до своего «опрометчивого» брака. «Я уверен, что полюбил ее в то мгновение, когда она сказал, что плакала над “Песнью о Лии”». В Санта-Фе Мартин живет по сей день вместе с Пэррис: «Я ни разу не пожалел о своем решении переехать и больше не пишу грустные истории о неразделенной любви, как это было в 70-х. Об этом можно писать, лишь когда ваше сердце разбито».
  • 1980 — Мартин получает две премии Хьюго сразу: «Я очень хорошо помню этот вечер в Бостоне. Я выиграл премию за «Путь креста и дракона», как за лучший короткий рассказ, и только сел обратно, как объявили, что я выиграл еще одну — за повесть «Песчаные короли». Это впечатление, которого удостоились немногие, и вряд ли оно повторится. Это был один из самых захватывающих моментов моей жизни». К концу 70-х Мартин добился известности как писатель-фантаст и опубликовал свои лучшие произведения в этом жанре; в 80-ые он пробует себя в жанре ужасов.
  • 1982 — выходит роман «Грезы Февра»: по мнению друга и коллеги Мартина писателя Гарднера Дозуа, этот роман — «лучшее из того, что написано о вампирах». Сам Мартин относит роман к жанру ужасов, приключений и вампирских историй. Роман был тепло встречен читателями и неплохо продавался.
  • 1983 — выходит амбициозный роман «The Armageddon Rag»; позднее Мартин скажет: «Вместо того, чтобы вывести меня на новый уровень, он едва не погубил мою карьеру». Истинный размер катастрофы Мартин понял, лишь когда его следующий роман «Все черное, белое и красное» (1985) так и не удалось никуда пристроить.
  • 1984 — Мартин со своими друзьями-писателями в Санта-Фе увлекается настольными и ролевыми играми, а любимая игра —  подаренная на день рождения Виктором Миланом «Супермир» о любимых Мартином супергероях: «Почти половина игроков из нашей группы были профессиональными писателями, так что они создавали великолепно проработанных персонажей, и я, как Мастер игры, создавал больше героев, чем кто-либо другой. Мы полтора года играли в эту игру, вкладывая в неё весь наш творческий потенциал». Позднее было решено, что идеи игры могли бы стать основой для цикла книг; Мартин привлек других знакомых писателей, и в период с 1987 по 1995 гг. появились 15 томов серии «Дикие карты». Вместе с Мелиндой Снодграсс Мартин выступал как редактор и изредка писал собственные истории. Бо́льшую часть времени он был занят работой в Голливуде, и «Дикие карты» — единственное, что издавалось за это время под его именем.
  • 1985 — после того, как издатели отказались публиковать очередной роман Мартина, у него начались серьезные трудности с деньгами, и тут голливудский продюсер, большой фанат «The Armageddon Rag», покупает права на экранизацию романа; он сам работает над сценарием, привлекая Мартина к сотрудничеству, но, увы, фильм так и не был снят. Впрочем, Мартин обрел друга, который позже пригласил его в Голливуд: «Я не мог опубликовать больше ни одной книги [после провала The Armageddon Rag], никто не хотел покупать следующий роман, который я написал бы: одна дверь передо мной закрылась, а другая открылась — в Голливуд. Так я и стал автором сценариев».
  • 1986 — начинает работать над сериалом «Сумеречная зона» («Twilight Zone») на канале CBS, и одним из первых написанных Мартином эпизодов становится экранизация рассказа Роджера Желязны «Последний защитник Камелота». С 1987 г. участвует в развитии невероятно популярного сериала того времени — «Красавица и чудовище» («Beauty and the Beast»), а еще через год становится продюсером и одним из сценаристов этого проекта.
  • 1991 — в перерывах между работой над сценариями Мартин задумывает новый роман из цикла «Тысяча миров», но вместо этого неожиданно начинает писать то, что позже станет «Игрой престолов».
  • 1992-1993 — занимается разработкой сериала «Порталы» («Doorways»); неудача с этим проектом была среди тех причин, которые побудили писателя вернуться к писательскому ремеслу, хотя в следующие годы он еще продолжал писать сценарии.
  • 1993, октябрь — Джордж Мартин пишет своему агенту Ральфу Вичинанце письмо со сжатым изложением задуманной трилогии «Песнь Льда и Пламени»; к письму прилагается 13 готовых глав. Через некоторое время писатель окончательно разочаруется в Голливуде и уже плотно займется новым циклом.
  • 1996 — опубликован первый том «Песни Льда и Пламени».
  • 2007 — после серии переговоров с Дэвидом Беньоффом и Дэном Вайсом Джордж Мартин соглашается на экранизацию своей саги в виде сериала; кабельная сеть HBO приобретает опцион на экранизацию и через год выкупает права окончательно.
  • 2011 — очень насыщенный для писателя год: в феврале Мартин, наконец, женится на Пэррис МакБрайд после 30 лет совместной жизни, весной успешно стартует сериал «Игра престолов», а летом выходит «Танец с драконами» и бьет все рекорды продаж. Писатель, наконец, добивается успеха — его книги с удовольствием печатают, у него армии поклонников, его называют человеком года, он может позволить себе помогать, как ему самому когда-то помогали: Мартин выкупает закрытый кинотеатр «Жан Кокто», чтобы показывать ретро-фильмы и проводить встречи с писателями, заброшенный боулинг-клуб «Silva Lanes» — для выставок современных художников, поддерживает волчий питомник Wild Spirit Wolf Sanctuary и т. д. В 2015-м он, как может, помогает преодолеть кризис с престижнейшей премией жанра — Хьюго, выступая с разъяснительными посланиями, вспоминая историю, а в итоге после церемонии вручения Хьюго награждает пострадавших от кризиса своей собственной наградой Альфи (в честь Альфреда Бестера).
Письмо, которое пятнадцатилетний Джордж Мартин написал под впечатлением от нового комикса «Фантастическая четверка», было опубликовано в 20-м выпуске в 1963 г.
Письмо, которое пятнадцатилетний Джордж Мартин написал под впечатлением от нового комикса «Фантастическая четверка», было опубликовано в 20-м выпуске в 1963 г.

Первое пиратское издание «Властелина колец» в мягкой обложке (1-й т. 1965 г. издания)
Первое пиратское издание «Властелина колец» в мягкой обложке (1-й т. 1965 г. издания); его-то и читал Мартин.

Джордж Мартин и Гарднер Дозуа в 1983 г. (фото  Frank Olynyk)
Джордж Мартин и Гарднер Дозуа в 1983 г. (фото Frank Olynyk)

Разворот февральского номера журнала «Galaxy» за 1971 г. с рассказом Мартина «Герой»; спустя много лет Мартин подписал этот номер для одного из фанатов.
Разворот февральского номера журнала «Galaxy» за 1971 г. с рассказом Мартина «Герой»; спустя много лет Мартин подписал этот номер для одного из фанатов.

Джордж Мартин вместе с Лизой Татл в 1973 г.
Джордж Мартин вместе с Лизой Татл в 1973 г., фотография с сайта писателя.

Джордж Мартин и Пэррис любят кошек, и у них их жило немало. Здесь на фотографии Пэррис держит первого кота, которого они завели, когда съехались в Санта-Фе.
Джордж Мартин и Пэррис любят кошек, и у них их жило немало. Здесь на фотографии Пэррис держит первого кота, которого они завели, когда съехались в Санта-Фе (фото с сайта писателя).

Джордж Мартин на церемонии вручения премии Хьюго 1980 г. принимает награду за «Королей-пустынников» из рук американского фантаста Сэмюэля Дилэни; сразу после Мартину вручат вторую награду за «Путь креста и дракона».
Джордж Мартин на церемонии вручения премии Хьюго 1980 г. принимает награду за «Королей-пустынников» из рук американского фантаста Сэмюэля Дилэни; сразу после Мартину вручат вторую награду за «Путь креста и дракона».

Создатели «Диких карт» почти 20 лет спустя (слева направо): (позади) Виктор Милан, Дэниел Абрахам, Уолтон Саймонc, Иан Триджиллис, Джон Миллер, (спереди) Гайль Герстнер-Миллер, Кэролайн Спектор, Кэрри Вог, Джордж Мартин и Мелинда М. Снодграсс.
Создатели «Диких карт» почти 20 лет спустя (слева направо): (позади) Виктор Милан, Дэниел Абрахам, Уолтон Саймонc, Иан Триджиллис, Джон Миллер, (спереди) Гайль Герстнер-Миллер, Кэролайн Спектор, Кэрри Вог, Джордж Мартин и Мелинда М. Снодграсс.

Джордж Мартин, фото 1986 г.
Джордж Мартин во время работы над «Сумеречной зоной», 1986 г.

Джордж Мартин читает свою антологию «Песчаные короли» в небольшой роли-камео в сериале «Beauty and the Beast», 1988 г.
Джордж Мартин читает свою антологию «Песчаные короли» в небольшой роли-камео в сериале «Beauty and the Beast», 1988 г.

Первое издание «Игры престолов» издательства Bantam, 1996 г.
Первое издание «Игры престолов» издательства Bantam, 1996 г.

Джордж Мартин на первом Железном троне, который издательство Bantam разместило на выставке в Чикаго в 1996 г.
Джордж Мартин на первом Железном троне, который издательство Bantam разместило на выставке в Чикаго в 1996 г.

Джордж Мартин вместе с актерами и создателями Игры престолов  в 2014 г. (Слева направо) Мишель Фейлри, Мэйси Уильямс, Софи Тернер, Кит Харингтон, Джордж Мартин, Питер Динклейдж, Николай Костер-Валдау, Дэвид Беньофф и Дэн Вайс (фото Brian Dowling/Invision for the Academy of Television Arts & Sciences/AP Images).
Джордж Мартин вместе с актерами и создателями Игры престолов в 2014 г. (Слева направо) Мишель Фейлри, Мэйси Уильямс, Софи Тернер, Кит Харингтон, Джордж Мартин, Питер Динклейдж, Николай Костер-Валдау, Дэвид Беньофф и Дэн Вайс (фото Brian Dowling/Invision for the Academy of Television Arts & Sciences/AP Images).

Джордж Мартин и директор Wild Spirit Wolf Sanctuary внутри кинотеатра Жан Кокто, принадлежащего Мартину
Джордж Мартин и директор Wild Spirit Wolf Sanctuary внутри кинотеатра Жан Кокто.

Джордж Мартин учреждает премию Альфи 23 августа 2015 г.
Джордж Мартин учреждает премию Альфи 23 августа 2015 г.

Составлено по мотивам автобиографии Джорджа Мартина в сборнике «Ретроспектива» в 2 т., а также интервью [1], [2], [3], [4] и [5]. О творческом пути Джорджа Мартина читайте потрясающую статью Михаила Назаренко «Бунтуй, бунтуй, что умирает свет…».

Наверх

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: