• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

«Этика... и прочая чепуха»

Zyrianin

Знаменосец
Lady from Lannisport , ну, почему бы не рассмотреть данный эпизод с позиций философских воззрений Мартина.
Zyrianin , это уже надо обсуждать в вашей теме "Этика... и прочая чепуха"
Но я думаю, вполне возможно, что человек просто в процессе эволюции сформировался с определенными принципами и отклонение от них есть с точки зрения биологии некое извращение (примерно, как у детей, воспитанных волками ;) )[/reply]
Если уж эти принципы столь хороши и эволюционно полезны - зачем же в нашу этическую прошивку встроена возможность на эти принципы забить?

Ведь это очень просто, и повседневно наблюдается. Более того: нравственный релятивизм, как правило, выгоден его носителю, а моральная устойчивость "независимо от ситуации" - почти всегда обременение. А что якобы человечество в целом проигрывает от первого, выигрывая от второго - так МЫ-то не муравьи, не пчёлы. "Миру пусть провалиться, а мне чтобы чай всегда пить" - наше всё.
 

Margherita

Кастелян
Zyrianin , ну наверно потому что survival of the fittest подразумевает гибкость прежде всего. Как полезно спать по восемь часов в сутки и питаться умеренно, так есть для выдивания иногда необходимость не спать ночью вообще и не есть/сразу съесть много. Так и психика должна уметь гибко реагировать на ищмениния. Так как жизнь очень сложна, то возможность не соблюдать правила в нас встроена для выживания, а вот то, что мы ей будем правильно пользоваться - это уже огромный вопрос. Аналогия: не спать, ухаживая за больным ребенком/не спать, смотря сериал. Ложь для выгоды/ложь во спасение. Убийство в целях корысти/убийство в целях самообороны. Ну и т. д.
 

Zyrianin

Знаменосец
Margherita , мне сложно представить, как такой необычный "управляемый" инстинкт мог бы появиться эволюционно. Если он не управляет поведением постоянно - он не инстинкт, и не закрепляется в поколениях. Если закрепляется - значит, он управляет поведением, а не человек им самим.

Не говоря уж о том, что и про "обычные"-то инстинкты, у животных, я пока ничего убедительного для себя не нашёл. На чём они "записываются"? как мутируют?..
 

Zyrianin

Знаменосец
Margherita , мы же не фенотипы-генотипы обсуждаем, а поведение. Потому и инстинкты. (Сам-то я в них не верю, чего и не скрываю.)
 

Margherita

Кастелян
Zyrianin , поведение во многом определяется генами. Чтобы сделать «мостик» к теме:
Не всем легко соблюдать правила морали из-за определенных врожденных качеств.
 
Если уж эти принципы столь хороши и эволюционно полезны - зачем же в нашу этическую прошивку встроена возможность на эти принципы забить?
"Нет ничего верного самого по себе, всё верно в зависимости от обстоятельств",- Примерно Николо Макиавелли.
Одна из проблем реликтовых животных, что как правило их популяции маленькие, и они слишком одинаковые, там слишком мало вариаций разных генов, типов поведений и так далее, и они в том числе и поэтому проигрывают успешным в данный момент видам, у которых многообразие генов и поведенческих реакций гораздо выше.
Но вообще стратегически гуманизация отношений даже в среде обычных, так сказать, животных вполне происходит.
Со времён палеозоя.
Нарабатывается уход за потомством, каннибализм- он есть у всех, условно, но в какой степени.
Ведь это очень просто, и повседневно наблюдается. Более того: нравственный релятивизм, как правило, выгоден его носителю, а моральная устойчивость "независимо от ситуации" - почти всегда обременение. А что якобы человечество в целом проигрывает от первого, выигрывая от второго - так МЫ-то не муравьи, не пчёлы. "Миру пусть провалиться, а мне чтобы чай всегда пить" - наше всё.
Муравьёв и пчёл не надо сравнивать с людьми.
Там в нашем понимании не моральные принципы, а клановая логика, и там с больным муравьём разговор короткий- съесть и вся недолга, впрочем, энтомолог описывает, что муравья, которому можно помочь- стараются помочь.
Муравейник размножается через матку, поэтому это вполне эгоизм, когда рабочие муравьи обслуживают королеву, тем самым они размножаются сами.
У человека так не получается, он размножается каждый сам.
Но на самом деле ничего необычного нет, это всё и в бактериальных колониях работает, кто-то должен общественнополезное дело делать, а можно размножаться.
Но колонии же существуют.
Есть групповой отбор, выживают группы, которые вырабатывают механизмы контроля за патогенным эгоизмом.
 

Zyrianin

Знаменосец
Алексаннндр , во всех наблюдаемых социальных группах общественно полезное поведение воспитывается. Делать это приходится именно потому, что врождённые инстинкты такого рода НЕ наблюдаются, "не будешь воспитывать - вырастет сволочь".
При этом в разных культурах этические системы, конечно, разные. Но, как правило, эти системы ставят общественно полезный альтруизм выше эгоизма, даже разумного. Т.е. снова подтверждается принцип "без воспитания вырастет сволочь".

Всё это хорошо коррелирует с гипотезой "законы морали даны человеку свыше". И, на мой взгляд, довольно плохо - с гипотезой "постепенного биологического происхождения". Откуда у воспитателей взялись установки на альтруизм, если эгоизм индивидуально эффективнее, а разумный эгоизм довольно эффективен и в масштабе социума? Кто вообще воспитал первого воспитателя? Если в нём были эволюцией заложены инстинкты - зачем ему воспитывать? Пусть рожает таких же эффективно инстинктивных, только ещё лучше!
И всё тот же вопрос о свободе воли, которая позволяет и отказаться от воспитания, и вернуться к ценностям, в детстве воспитанным, но в юности отвергнутым...
 
Алексаннндр , во всех наблюдаемых социальных группах общественно полезное поведение воспитывается. Делать это приходится именно потому, что врождённые инстинкты такого рода НЕ наблюдаются, "не будешь воспитывать - вырастет сволочь".
У человека "воспитывается" очень многое, в том числе ходьба, речь, естественно, сами по себе прямохождение и речь- очень глубоко прописаны в нашей природе, но нам всё равно надо этому учиться.
Пример из птиц- морские птицы имеют иной раз достаточно сложный ритуал ухаживания и всё такое. причём в остальном- тупики, олуши, названия не зря ведь такие даны, но вот охоте на рыбу- они обязательно учатся.
Обучение общественно полезной активности вовсе не обязательно значит непрописанность её в геноме или где она там прописана врождённо, нервным центрам, обрабатывающим информацию от органов чувств тоже нужно формироваться, врождённо не имеющие какого-нибудь чувства- не смогут видеть или слышать, как сейчас это видится, если сами не видели и не слышали, а вот на совершеннолетие им электронные глаза или уши подарить.
При этом в разных культурах этические системы, конечно, разные. Но, как правило, эти системы ставят общественно полезный альтруизм выше эгоизма, даже разумного. Т.е. снова подтверждается принцип "без воспитания вырастет сволочь".
Ну это как раз для простоты, чем проще система воспитания- тем проще ей научить самого учителя, вот есть разумный эгоизм, неразумный, "учитель, а когда он неразумный, а когда разумный?", "понимаешь Амененехмет... Разумный, это когда разумный, ну как тебе объяснить! А неразумный- когда неразумный!", болтать об этом можно долго, а так сказал- что должен служить царю, всему обществу, царь- как его материальное олицетворение- и всё.
Ну и задача перебарщить, потому что абсолютно послушных учеников боги ещё не создали, а так хоть что-то в голове останется.
Всё это хорошо коррелирует с гипотезой "законы морали даны человеку свыше". И, на мой взгляд, довольно плохо - с гипотезой "постепенного биологического происхождения".
Ну с той наглядностью, какой вы хотите- вам не ответить на такие вопросы.
Нам не увидеть на бытовом уровне в реальном времени групповой отбор млекопитающих, вот чтобы прям каждый шаг этого отбора нам был понятен, осознаваем, нагляден.
Ну вот карличание островных видов, казалось бы, крупный самец заведомо должен выигрывать гонку за самок и еду, однако популяция всё равно мельчает.
Но конкретному-то самцу и самке еды на острове заведомо хватит.
Однако слоны становятся ростом с собаку аж.
Я согласен, что с биологической эволюцией не всё понятно, но мне думается- всё это может и классическим образом эволюционно выработаться, только вопрос времени, у эволюционного процесса должен быть катализатор, помогающий быстрее писать генератором случайных чисел, мутациями, произведения классиков.
И да, наверное инстинкты и сложные программы поведения прописываются быть может и не в геноме, но они есть, и они тоже меняются, значит там есть свой геном, который тоже модернизируется, взаимосвязанно с классическим- ну какая-то связь должна быть.
Вас же качественная сторона не удовлетворяет, вам кажется, что альтруизм прямо противоречит обычной конкуренции в биологической системе, всё-таки, наверное, это не так.
Моральные принципы, это как тёмная материя, она сама по себе на уровне мелких элементов галактик не важна, ею можно пренебречь, а вот если взять весь объём галактики или скопления- то пренебречь ею нельзя и она выполняет очень важные функции.
Но моральные принципы работают всё же не только в большой перспективе.
Они сокращают уровень агрессии в обществе, высвобождая силы для посторонних действий, посторонних для агрессии.
Откуда у воспитателей взялись установки на альтруизм, если эгоизм индивидуально эффективнее, а разумный эгоизм довольно эффективен и в масштабе социума?
Потому что простые признаки проще вырабатывать, так наверное.
Выработать установку на условный альтруизм у части представителей вида проще, чем у всех выработать признак на здоровый эгоизм.
Но в конечном счёте вырабатывается здоровый эгоизм у всего общества, только медленнее, сначала вырабатывается смесь условноного эгоизма с альтруизмом.
Или вы имеете ввиду- как вообще может появиться первый альтруист, если все вокруг только жрут друг друга- сожрал- оставил потомство, не сожрал- не оставил потомства?
Ну всё-таки прям такие отношения- это тоже неверная модель, не может любое животное только воевать, нужно ещё и отдыхать и спариваться, конечно находят решения, богомолиха съедает самца сразу после спаривания, и то не всегда.
Вырабатываются ограничители агрессии, причина агрессивности человека как раз в том, что на уровне обезьяны он слабо вооружён, а потом с помощью головы он сумел стать очень хорошо вооружённым существом, и тут всплыло, что в нервной системе тормозов не очень хватает.
Кто вообще воспитал первого воспитателя? Если в нём были эволюцией заложены инстинкты - зачем ему воспитывать? Пусть рожает таких же эффективно инстинктивных, только ещё лучше!
Ну кто воспитал первого воспитателя, это для модели он есть, а в природе первый воспитатель- первая живая клетка.
Вообще же и в животном мире строгие, не допускающие отступления инстинкты, программы поведения, в последнее время, сильно последнее, и в мезозое наверное, в кайнозое уж точно, отступают на второй план, перед гибкими программами, гибкими инстинктами.
Возрастает энцефализация, то есть примерно во всех группах, по крайней мере доминирующих, возрастает роль головного мозга, а не анатомических и чисто физиологических приспособлений.
Простые инстинкты- делай так, а не иначе- проигрышны перед гибкими моделями, делай так, но не всегда, а то и прямо противоположно.
Так особо тут нет ничего загадочного.
И всё тот же вопрос о свободе воли, которая позволяет и отказаться от воспитания, и вернуться к ценностям, в детстве воспитанным, но в юности отвергнутым...
Ну свобода воли- это такой философский вопрос, который ломает зубы философам столько лет, сколько существует человек.
Если поведение гибкое- оно может измениться, почему бы и не для отказа от воспитания, почему бы и не для возвращения к корням, потом?
 

леди Амби-Ходор

Знаменосец
Margherita , мне сложно представить, как такой необычный "управляемый&qu...
Инстинкт самосохранения - это мощный инстинкт, присущий всем животным. Но ради выживания вида существуют инстинкты или там чувства (неважно, как назвать) более мощные, позволяющие на этот инстинкт " забить".Спасать детеныша с риском для жизни и т п.
Если человек личную выгоду всё чаще ставит выше благополучия вида то, с точки зрения эволюции, это можно обьяснить тем, что людей слишком много, и существованию человека как вида такое поведение не угрожает. А с другой стороны, людей так много, что они мешают развитию других существ, и возможно, тут тоже задействован механизм какого-то регулирования
Всего проще на любой непонятный вопрос (почему птица не падает на землю) ответить : воля Верховного Существа. Но тогда не будет никакой науки. Наука начинается, когда задаются вопросом "как работает".
 
Последнее редактирование:

Margherita

Кастелян
Zyrianin , ну как свыше? Может и свыше дано такое биологическое/социальное устройство, ну кто это может до конца знать и понимать. Но вот так, чтобы жили жили без морали люди, потом пришел строгий, но добрый Отец и дал им мораль, это как-то совсем примитивно. Тем более мораль, ну кроме совсем базовых вещей, все-таки меняется и разнится от народа к народу, общества к обществу.
Тема очень интересная, спасибо, что подняли☺️
 

petriv

Знаменосец
Кстати, наука уже давно закрыла вопрос свободы воли. Её не существуют. Так что ты не сможешь преступить через этику став сверхчеловеком.;)
 

petriv

Знаменосец
Вообще хотел дописать ранее. Вот рассуждают об этике в виде построения общества. Вот в теории этическое общество создать вполне возможно. И оно точно будет создано, когда человеческая природа будет изучена в достаточной мере и люди научатся управлять ресурсами более эффективно. Или нет, если люди просто как-то перескакнут этот этап. Ну в теории это вполне вероятно.

Эту проблему решают антиутопии. Они вот говорят. Вот создано идеальное общество. Где индивидуум не может выйти за рамки допустимого по (вставьте законы антиутопии) причинам. Но ведь будет ли это общество идеально по отношению к внешним вызовам? Вот что случится если человек окажется вне рамок этого общества? Как повернет его история.
 

Zyrianin

Знаменосец
petriv ,
Тяжёлое время рождает сильных людей.
Сильные люди создают счастливое время.
Счастливое время рождает слабых людей.
Слабые люди создают тяжёлое время.
Тяжёлое время etc.
 

леди Амби-Ходор

Знаменосец
Вообще хотел дописать ранее. Вот рассуждают об этике в виде построения общества. Вот ...
Но для человека рамки допустимого всегда тягостны.
Тут для идеального общества должна идти речь о чем-то другом в принципе.
Не о допустимом/недопустимом, а о возможности/невозможности максимальной самореализации.
 
Последнее редактирование модератором:

silv

Десница
Замечание хранителя:
Друзья мои, я понимаю, что под «и прочую чепуху» в названии темы можно, в принципе, подтянуть практически всё.
Но давайте не забывать, что мы все-таки на форуме, посвященном более или менее обсуждению творчества Мартина.
Рассуждения о познаваемости мира и абиогенезе, тем более такого уровня, давайте все-таки оставим для флудилки (которой с нами больше нет в том числе по этой причине).
 

леди Амби-Ходор

Знаменосец
Сцилла , Мартин не религиозен.
христианские представления. Вы же не скажете, что если Бог покарает неверных, то поступит аморально. Хотя уничтожать города вроде как аморально.
Есть такой рассказ о Всемирном потопе, кажется, Моэма (хотя по стилю не очень похоже)
Там Ной строит ковчег, и врет соседям, которые спрашивают, чем он занят. Потом, спасаясь, видит, как тонущие матери поднимают младенцев над поверхностью воды, сами уже скрывшись с головой. Потом, уже спасшись, не выдержав мук совести, предается безудержному пьянству.
Вот, то есть, скажу я это или нет, но автор рассказа решился сказать.
 

Сцилла

Мастер-над-оружием
Сцилла , Мартин не религиозен.

Есть такой рассказ о Всемирном потопе, кажется, Моэма (хотя по стилю не очень похоже)
Там Но...
Не обязательно быть религиозным, чтобы соблюдать заповеди. Не обязательно верить, но бессознательное впитывает все, что видит, слышит, чувствует.
Мартин писатель. Библию тоже кто-то писал))) Важен сюжет))
 
Сверху